Цели:
• Образовательная: выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего времени»;
• Развивающая: систематизировать и расширить знания о главном герое Печорине;
• Воспитательная: воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова, к его умению давать нравственную характеристику героям;
Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы.
Методическое обеспечение урока:
• Наглядные пособия: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации Печорина с княжной Мэри, Бэлы.
• Дополнительная литература: отрывки из статей В.Г.Белинскогом «Герой нашего времени», В.А.Сологуба «»Воспоминания», Л.Н.Васильева «Струн пламенные звуки. Мой Лермонтов».
• Раздаточный материал: тестовые задания
Планируемые результаты: создание части проекта на тему «Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; (чтение отдельных отрывков из романа в сопровождении кратких сообщений и цитирование отдельных фрагментов), уровень усвоения данного материала на уроке (тестирование).
Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой
нашего времени"
Цели:
Образовательная: выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего
времени»;
Развивающая: систематизировать и расширить знания о главном герое Печорине;
Воспитательная: воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова, к его умению давать нравственную
характеристику героям;
Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных
способностей учащихся через групповую форму работы.
Методическое обеспечение урока:
Наглядные пособия: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации Печорина с княжной Мэри, Бэлы.
Дополнительная литература: отрывки из статей В.Г.Белинскогом «Герой нашего времени», В.А.Сологуба
«»Воспоминания», Л.Н.Васильева «Струн пламенные звуки. Мой Лермонтов».
Раздаточный материал: тестовые задания
Планируемые результаты: создание части проекта на тему «Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова
«Герой нашего времени»; (чтение отдельных отрывков из романа в сопровождении кратких сообщений и
цитирование отдельных фрагментов), уровень усвоения данного материала на уроке (тестирование).
Эпиграф:
Я никогда не считался рабом любимой женщины.
М.Ю.Лермонтов
Ход урока
I. Организационный момент
Постановка целей.
II. Проверка ранее изученного материала: В.Г.Белинский о романе Лермонтова (отдельные отрывки).
Тестирование:
Тестирование
1. Кто рассказывает историю Бэлы?
а) Печорин;
б) автор;
в) сама героиня;
г) Максим Максимыч.
2. Как сложилась судьба Бэлы?
а) её увёз Казбич;
б) она осталась с Печориным;
в) она вернулась к своим родным;
г) она умерла.
3. Куда пригласила ундина Печорина на свидание?
а) в дом старухи;
б) на берег моря;
в) в трактир;
г) в сосновый бор.
4. Чем закончилось свидание Печорина и ундины?а) Печорин не пошёл на него;
б) ундина чуть не утопила Печорина;
в) ундина попросила Печорина ничего не говорить уряднику;
г) она назначила вторую встречу.
5. Чей это портрет?
«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в
душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала»
а) Вера;
б) Бэла;
в) Княжна Мэри;
г) Княгиня Лиговская.
6. В повести «Тамань» действующим лицом является:
а) Вера;
б) Бэла;
в) Княжна Мэри;
г) Княгиня Лиговская.
7. О какой героине Печорин рассуждает так: У нее такие бархатные глаза – именно бархатные: я тебе советую
присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не
отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят... Впрочем,
кажется, в ее лице только и есть хорошего... А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не
улыбнулась на твою пышную фразу.
а) Вера;
б) Бэла;
в) Княжна Мэри;
г) Княгиня Лиговская.
8. Накануне дуэли Печорин спрашивает себя: «...зачем я жил? для какой цели я родился?..» и делает вывод: «А,
верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы
необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...» Как
закончилась жизнь героя?
а) Женился на Вере;
б) Уехал за границу;
в) Умер, возвращаясь из Персии;
г) Стал членом тайного общества.
III. Работа по теме
Слово учителя. Мы уже выяснили, что Печорин в романе показан противоречивой личностью. С одной стороны,
он завистлив, зол, жесток, с другой – великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству,
например, благородно защищает княжну Мэри от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой,
умён, но в то же время не умеет сострадать, привык исполнять только свои желания. Душевная черствость,
равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако
такая оценка Печорина была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты
безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир,
мотивы его поведения и поступков во взаимоотношениях со всеми героями.
На предыдущем уроке мы говорили о роли мужских образов в романе, на сегодняшнем мы проведём
исследование композиционной роли женских образов.
Эпиграфом нашего урока будут слова из романа «Я никогда не считался рабом любимой женщины».
– Как вы их понимаете?
– Работать мы будем в группах. В романе на внутренний мир Печорина, его поступки, характер влияют четыре
женщины. Каждая группа будет рассматривать образ одной женщины.
IV. Задания группам
I группа: Печорин и Бэла.
1. Перечитайте песнюкомплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение
Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом
деле?
3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?
(Тезисы ответов учащихся: Бэла – черкешенка, похищенная Печориным. Она жила и воспитывалась среди
"естественных" людей, "детей природы". Характерной чертой её народа является гармония с окружающим
миром. Печорин тоже стремится обрести ее в любви к Бэле. Однако ему, человеку с развитым самосознанием, не
дано этого. Образ Бэлы, в основе которого лежит гармония, строящаяся на традициях и обычаях народа,
символизирует явную чуждость Печорина к этому миру.
Кроткая и в то же время сильная, любящая и не желающая покориться Бэла привлекает Печорина. Однако это
лишь страстное увлечение, а отнюдь не любовь. Старый и добрый Максим Максимыч не понимает, как можно не
любить эту "славную девочку". Восторгаясь ее прелестью и веселостью, Максим Максимыч осуждает Печорина,
охладевшего к Бэле после того, как услышал заветное "да".
Бэла, также заметившая перемену в Печорине и плачущая в его длительное отсутствие, не упрекает его ни
одним словом.
Ее поведение – признак силы ее характера, способного скорее умереть, чем признать свое поражение.
Ее смерть – счастье для нее и трагедия для Печорина, лишний раз убедившегося в том, что в погоне за личным
счастьем он губит чужое.
Находя в себе черты, сближающие его с народом, к которому принадлежит Бэла (порывистость, горячность,
страстность), Печорин в то же время понимает, что этих качеств недостаточно, чтобы обрести гармонию с
миром. История с Бэлой – яркое тому подтверждение).
II группа: Печорин и девушкаундина.
1. Как Печорин рассуждает о внешности девушкиундины и как это характеризует его самого?
2. Перечитайте сцену в лодке. В чем девушкаундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
3. Какова композиционная роль ее образа?
(Тезисы ответов: Ундина – молодая, здоровая и энергичная девушка из маленького провинциального города,
единственная, над кем Печорин не смог возобладать, даже не наделена именем. Ундиной ее называет Печорин,
подчеркивая ее близость к природе (ундина – существо, соответствующее славянской русалке).
Напуганная способностью Печорина донести и разрушить ее мир, Ундина решается на смелый и жестокий
поступок. Изза одного только подозрения она, как существо истинно природное, готова убить человека.
Порывистость, решительность и естественность ее поведения свидетельствуют о силе характера Ундины.
Умение притворяться (признается Печорину в любви, чтобы выманить его ночью на берег) говорит о
способности добиваться своих целей любыми способами.
Способы Ундины оказываются эгоистичными и жестокими. Примечательно то, что Печорин ни в чем не винит
Ундину, пытавшуюся его утопить.
Встреча с этой девушкой доказывает чуждость Печорина миру "честных контрабандистов", живущих по своим
законам, которые неизвестны герою, его отторженность от них).
III группа: Печорин и Мери
1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери
над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер
Печорина? Почему же он всетаки решился на дуэль изза Мери?
3. Каков композиционный смысл образа Мери?
(Тезисы ответов: Княжне Мери посвящена Лермонтовым самая обширная из повестей, образующих роман, но в
жизни Печорина Мери занимает место несравненно меньше, чем Бэла. которой посвящена небольшая повесть, и
чем Вера, которая лишь мелькает в некоторых записях Печорина. В то время как Бэле была отдана вспышка
настоящей страсти, а чувство свое к Вере Печорин осознал, в конце концов, как любовь, встреча Печорина с
Мери и искание им ее любви были скорее главным приемом его борьбы с Грушницким, чем проявлением
зарождающегося чувства к ней.
Рисуя Мери, Лермонтов чрезвычайно отчетливо изображает ее как человека своего времени, социального
положения и своей культурной среды. Жизнь Мери – соблюдение правил светского общества, от которых она
может отступить, только будучи уверенной в том, что общество об этом не узнает. Прямое человеческоедвижение княжны – помочь больному Грушницкому поднять стакан – сразу же осуждается ею же самой с точки
зрения общественной морали и закона приличий: великосветской девушке не подобает снисходить до нужд
незнакомого разжалованного солдата (не зная, что он на самом деле юнкер).
Образ Мери словно бы раздваивается: с одной стороны. это холодная светская дама, умеющая скрывать свои
чувства, пряча их за маской томности, а с другой стороны, чувствительная и ранимая натура, способная
переступить через приличия и первой признаться в любви молодому человеку ("Вы, может быть, хотите, чтоб я
первая вам сказала, что я вас люблю?"). Однако любовь светской женщины так же быстро надоедает Печорину,
как и любовь дикарки, а разговор о женитьбе и вовсе отталкивает Печорина от Мери.
Запись Печорина 6 июня ("зачем она [Вера] не хочет дать мне случай видеться с нею наедине?") многое
объясняет в поведении его по отношению к Мери. Вера медлит назначить встречу с Печориным, и он надеется,
что ее ревность к Мери поможет ему сломить сопротивление Веры. Уже 11 июня Печорин ловит себя на том, что
он едва ли не влюблен в Мери. В Кисловодске его влечение к ней становится еще сильнее, он целует при
переезде через Подкумок и доводит ее до признания в любви.
Но как только ему удается добиться желаемого свидания с Верой, он охладевает к Мери и признается ей, что не
любит ее, а Вера становится ему "дороже жизни, чести, счастья". Таким образом, Мери оказывается лишь
кратковременным увлечением Печорина, с ее помощью он добивается своих целей: доказывает свое
превосходство над Грушницким и вызывает ревность Веры. Княгиня Мери же принимает это известие стойко и
находит в себе силы сказать Печорину на прощание: "Я вас ненавижу!", хотя попрежнему его любит).
IV группа: Печорин и Вера
1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как
охарактеризовать их чувства друг к другу?
2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим
Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?
3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
(Тезисы ответов:Образ Веры, на наш взгляд, раскрыт недостаточно, в романе отсутствует рассказ о ее
психологических и культурных связях с ее средой и обществом: она вся раскрывается перед нами только со
стороны своего чувства к Печорину. Страницы, посвященные Вере, доказывают, что она живет одною этой
любовью.
Вера – единственная женщина, полностью понявшая Печорина. И любит она его не за привлекательную
внешность или умение держать себя в обществе, а за сложность и противоречивость его характера. Ситуации, в
которых показана Вера, – это только свидания с Печориным или безмолвное присутствие в гостиной Лиговских,
когда он там бывает.
Ничего не известно ни об образе жизни Веры, ни о её отношениях с людьми, ни о ее умственном кругозоре, мы
не слышим ее разговоров ни с кем, кроме Печорина. Кажется, что она существует вне среды, почти вне быта.
Но "Вера такою и должна быть, ибо она – образ самой любви, беззаветной, самозабвенной, не знающей границ,
переступившей через запреты среды, ничего не теряющей от сознания недостатков и пороков возлюбленного". И
только такая любовь может растопить ожесточенное и жаждущее сердце Печорина.
В облике Веры нет светского колорита, так как светскость и искренность – понятия взаимоисключающие, а Вера
– само чувство, не знающее противоречий. Однако сознание того, что Вера единственная любовь Печорина,
приходит к нему слишком поздно, когда он теряет ее навсегда. И в этом трагедия Печорина. Также трагедия в
том, что Печорин даже ради Веры не готов жертвовать своей свободой).
V. Вывод
Женщины, с которыми встречается Печорин в романе, принадлежат к разным социальным классам, у них разное
сознание. Бэла и Ундина, Вера и княжна Мэри – женщины разные, но ни с одной из них Печорин не постиг
настоящего счастья. Это говорит о сложности и противоречивости его характера.
VI. Задание на дом: ответить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего
счастья?
VII. Итог урока
Рефлексия: в начале урока учащиеся получили по две карточкизелёную и красную. Зелёная означает
положительный результат, красная – отрицательный.
При выходе из класса учащиеся помещают каточки в кармашек с вопросами:– в группе сохранилось единство и партнерские отношения?
– единство группы в ходе работы было нарушено?
Литература:
1. Белинский В.Г. «Герой нашего времени». М., «Рипол Классик», 1999
2. Герштейн Э. «Герой нашего времени». М., «Художественная литература», 1976
3. Коплан И.Е. «Анализ произведений русской классики». – М.,«Критическая литература», 1997
4. М.Ю.Лермонтов в школе. Пособие для учителя. /сост. А.А.Шагалов. – М., Просвещение, 1976
5. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Комментарии В.А. Мануйлова, О.В. Миллер. С.П., Гуманитарное
агентство «Академический проект, 1996
6. Удодов Б.Т. «Герой нашего времени». М., Просвещение, 1989