Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • Образовательная: выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего времени»; • Развивающая: систематизировать и расширить знания о главном герое Печорине; • Воспитательная: воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова, к его умению давать нравственную характеристику героям; Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы. Методическое обеспечение урока: • Наглядные пособия: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации Печорина с княжной Мэри, Бэлы. • Дополнительная литература: отрывки из статей В.Г.Белинскогом «Герой нашего времени», В.А.Сологуба «»Воспоминания», Л.Н.Васильева «Струн пламенные звуки. Мой Лермонтов». • Раздаточный материал: тестовые задания Планируемые результаты: создание части проекта на тему «Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; (чтение отдельных отрывков из романа в сопровождении кратких сообщений и цитирование отдельных фрагментов), уровень усвоения данного материала на уроке (тестирование).
Иконка файла материала Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова.doc
Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" Цели:  Образовательная: выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего   времени»; Развивающая:  систематизировать и расширить знания о главном герое Печорине; Воспитательная:  воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова, к его умению давать нравственную  характеристику героям; Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных   способностей учащихся через групповую форму работы. Методическое обеспечение урока:  Наглядные пособия: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации Печорина с княжной Мэри, Бэлы.  Дополнительная литература: отрывки из статей В.Г.Белинскогом «Герой нашего времени», В.А.Сологуба  «»Воспоминания», Л.Н.Васильева «Струн пламенные звуки. Мой Лермонтов». Раздаточный материал: тестовые задания  Планируемые результаты: создание части проекта на тему «Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова  «Герой нашего времени»;  (чтение отдельных отрывков из романа в  сопровождении кратких сообщений и  цитирование  отдельных фрагментов), уровень усвоения данного материала на уроке (тестирование). Эпиграф: Я никогда не считался рабом любимой женщины. М.Ю.Лермонтов Ход урока I. Организационный момент Постановка целей. II. Проверка ранее изученного материала: В.Г.Белинский о романе Лермонтова (отдельные отрывки).  Тестирование: Тестирование 1. Кто рассказывает историю Бэлы? а) Печорин; б) автор; в) сама героиня; г) Максим Максимыч. 2. Как сложилась судьба Бэлы? а) её увёз Казбич; б) она осталась с Печориным; в) она вернулась к своим родным; г) она умерла. 3. Куда пригласила ундина Печорина на свидание? а) в дом старухи; б) на берег моря; в) в трактир; г) в сосновый бор. 4. Чем закончилось свидание Печорина и ундины?а) Печорин не пошёл на него; б) ундина чуть не утопила Печорина; в) ундина попросила Печорина ничего не говорить уряднику; г) она назначила  вторую встречу. 5. Чей это портрет? «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в  душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала» а) Вера; б) Бэла; в) Княжна Мэри; г) Княгиня Лиговская. 6. В повести «Тамань» действующим лицом является: а) Вера; б) Бэла; в) Княжна Мэри; г) Княгиня Лиговская. 7. О какой героине Печорин рассуждает так: У нее такие бархатные глаза – именно бархатные: я тебе советую  присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не  отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят... Впрочем,  кажется, в ее лице только и есть хорошего... А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не  улыбнулась на твою пышную фразу. а) Вера; б) Бэла; в) Княжна Мэри; г) Княгиня Лиговская. 8. Накануне дуэли Печорин спрашивает себя: «...зачем я жил? для какой цели я родился?..» и делает вывод: «А,  верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы  необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...» Как  закончилась жизнь героя? а) Женился на Вере; б) Уехал за границу;             в) Умер, возвращаясь из Персии; г) Стал членом тайного общества. III. Работа по теме Слово учителя. Мы уже выяснили, что Печорин в романе показан противоречивой личностью. С одной стороны,  он завистлив, зол,  жесток, с другой – великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству,  например, благородно защищает княжну  Мэри от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой,  умён, но в то же время не умеет сострадать, привык исполнять только свои желания.  Душевная черствость,  равнодушие, неумение дорожить дружбой   и   любовью  делают   этот   образ   малопривлекательным. Однако  такая оценка Печорина была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты  безысходности. Для того  чтобы разобраться  в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир,  мотивы его поведения и поступков во взаимоотношениях со всеми героями.  На предыдущем уроке мы говорили о роли мужских образов в романе, на сегодняшнем мы проведём  исследование  композиционной роли женских образов. Эпиграфом  нашего урока будут слова из романа «Я никогда не считался рабом любимой женщины». – Как вы их понимаете? – Работать мы будем в группах. В романе на внутренний мир Печорина, его поступки, характер влияют четыре  женщины. Каждая группа будет рассматривать образ одной женщины. IV. Задания группам I группа: Печорин и Бэла. 1. Перечитайте песню­комплимент Печорину, спетую Бэлой  на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом  деле? 3. Какова роль образа Бэлы  в понимании характера Печорина?  (Тезисы ответов учащихся: Бэла – черкешенка, похищенная Печориным. Она жила и воспитывалась среди  "естественных" людей, "детей природы". Характерной чертой её народа является гармония с окружающим  миром. Печорин тоже стремится обрести ее в любви к Бэле. Однако ему, человеку с развитым самосознанием, не дано этого. Образ Бэлы, в основе которого лежит гармония, строящаяся на традициях и обычаях народа,  символизирует явную чуждость Печорина к этому миру.  Кроткая и в то же время сильная, любящая и не желающая покориться Бэла привлекает Печорина. Однако это  лишь страстное увлечение, а отнюдь не любовь. Старый и добрый Максим Максимыч не понимает, как можно не  любить эту "славную девочку". Восторгаясь ее прелестью и веселостью, Максим Максимыч осуждает Печорина,  охладевшего к Бэле после того, как услышал заветное "да".  Бэла, также заметившая перемену в Печорине и плачущая в его длительное отсутствие, не упрекает его ни  одним словом.  Ее поведение – признак силы ее характера, способного скорее умереть, чем признать свое поражение.  Ее смерть – счастье для нее и трагедия для Печорина, лишний раз убедившегося в том, что в погоне за личным  счастьем он губит чужое.  Находя в себе черты, сближающие его с народом, к которому принадлежит Бэла (порывистость, горячность,  страстность), Печорин в то же время понимает, что этих качеств недостаточно, чтобы обрести гармонию с  миром. История с Бэлой – яркое тому подтверждение). II группа: Печорин и девушка­ундина. 1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки­ундины и  как это характеризует его самого? 2. Перечитайте сцену в лодке. В чем девушка­ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала? 3. Какова композиционная роль ее образа? (Тезисы ответов: Ундина – молодая, здоровая и энергичная девушка из маленького провинциального города,  единственная, над кем Печорин не смог возобладать, даже не наделена именем. Ундиной ее называет Печорин,  подчеркивая ее близость к природе (ундина – существо, соответствующее славянской русалке).  Напуганная способностью Печорина донести и разрушить ее мир, Ундина решается на смелый и жестокий  поступок. Из­за одного только подозрения она, как существо истинно природное, готова убить человека.  Порывистость, решительность и естественность ее поведения свидетельствуют о силе характера Ундины.  Умение притворяться (признается Печорину в любви, чтобы выманить его ночью на берег) говорит о  способности добиваться своих целей любыми способами.  Способы Ундины оказываются эгоистичными и жестокими. Примечательно то, что Печорин ни в чем не винит  Ундину, пытавшуюся его утопить.  Встреча с этой девушкой доказывает чуждость Печорина миру "честных контрабандистов", живущих по своим  законам, которые неизвестны герою, его отторженность от них). III группа: Печорин и Мери 1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери? 2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер  Печорина? Почему же он все­таки решился на дуэль из­за Мери? 3. Каков композиционный смысл образа Мери? (Тезисы ответов: Княжне Мери посвящена Лермонтовым самая обширная из повестей, образующих роман, но в  жизни Печорина Мери занимает место несравненно меньше, чем Бэла. которой посвящена небольшая повесть, и  чем Вера, которая лишь мелькает в некоторых записях Печорина. В то время как Бэле была отдана вспышка  настоящей страсти, а чувство свое к Вере Печорин осознал, в конце концов, как любовь, встреча Печорина с  Мери и искание им ее любви были скорее главным приемом его борьбы с Грушницким, чем проявлением  зарождающегося чувства к ней.  Рисуя Мери, Лермонтов чрезвычайно отчетливо изображает ее как человека своего времени, социального  положения и своей культурной среды. Жизнь Мери – соблюдение правил светского общества, от которых она  может отступить, только будучи уверенной в том, что общество об этом не узнает. Прямое человеческоедвижение княжны – помочь больному Грушницкому поднять стакан – сразу же осуждается ею же самой с точки  зрения общественной морали и закона приличий: великосветской девушке не подобает снисходить до нужд  незнакомого разжалованного солдата (не зная, что он на самом деле юнкер).  Образ Мери словно бы раздваивается: с одной стороны. это холодная светская дама, умеющая скрывать свои  чувства, пряча их за маской томности, а с другой стороны, чувствительная и ранимая натура, способная  переступить через приличия и первой признаться в любви молодому человеку ("Вы, может быть, хотите, чтоб я  первая вам сказала, что я вас люблю?"). Однако любовь светской женщины так же быстро надоедает Печорину,  как и любовь дикарки, а разговор о женитьбе и вовсе отталкивает Печорина от Мери.  Запись Печорина 6 июня ("зачем она [Вера] не хочет дать мне случай видеться с нею наедине?") многое  объясняет в поведении его по отношению к Мери. Вера медлит назначить встречу с Печориным, и он надеется,  что ее ревность к Мери поможет ему сломить сопротивление Веры. Уже 11 июня Печорин ловит себя на том, что он едва ли не влюблен в Мери. В Кисловодске его влечение к ней становится еще сильнее, он целует при  переезде через Подкумок и доводит ее до признания в любви. Но как только ему удается добиться желаемого свидания с Верой, он охладевает к Мери и признается ей, что не любит ее, а Вера становится ему "дороже жизни, чести, счастья". Таким образом, Мери оказывается лишь  кратковременным увлечением Печорина, с ее помощью он добивается своих целей: доказывает свое  превосходство над Грушницким и вызывает ревность Веры. Княгиня Мери же принимает это известие стойко и  находит в себе силы сказать Печорину на прощание: "Я вас ненавижу!", хотя по­прежнему его любит). IV группа: Печорин и Вера 1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи  от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как  охарактеризовать их чувства друг к другу? 2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим  Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке? 3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина? (Тезисы ответов:Образ Веры, на наш взгляд, раскрыт недостаточно, в романе отсутствует рассказ о ее  психологических и культурных связях с ее средой и обществом: она вся раскрывается перед нами только со  стороны своего чувства к Печорину. Страницы, посвященные Вере, доказывают, что она живет одною этой  любовью.  Вера – единственная женщина, полностью понявшая Печорина. И любит она  его не за привлекательную  внешность или умение держать себя в обществе, а за сложность и противоречивость его характера. Ситуации, в которых показана Вера, – это только свидания с Печориным или безмолвное присутствие в гостиной Лиговских,  когда он там бывает.  Ничего не известно ни об образе жизни Веры, ни о её отношениях с людьми, ни о ее умственном кругозоре, мы  не слышим ее разговоров ни с кем, кроме Печорина. Кажется, что она существует вне среды, почти вне быта.  Но "Вера такою и должна быть, ибо она – образ самой любви, беззаветной, самозабвенной, не знающей границ,  переступившей через запреты среды, ничего не теряющей от сознания недостатков и пороков возлюбленного". И только такая любовь может растопить ожесточенное и жаждущее сердце Печорина.  В облике Веры нет светского колорита, так как светскость и искренность – понятия взаимоисключающие, а Вера – само чувство, не знающее противоречий. Однако сознание того, что Вера единственная любовь Печорина,  приходит к нему слишком поздно, когда он теряет ее навсегда. И в этом трагедия Печорина. Также трагедия в  том, что Печорин  даже ради  Веры  не готов жертвовать своей свободой). V. Вывод Женщины, с которыми встречается Печорин в романе, принадлежат к разным социальным классам, у них разное  сознание. Бэла и Ундина, Вера и княжна Мэри – женщины разные, но ни с одной из них Печорин не постиг  настоящего счастья. Это говорит о сложности и противоречивости его характера. VI. Задание на дом: ответить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего  счастья? VII. Итог урока Рефлексия: в начале урока учащиеся получили по две карточки­зелёную и красную. Зелёная означает  положительный результат, красная – отрицательный. При выходе из класса учащиеся помещают каточки в кармашек с вопросами:– в группе сохранилось единство и партнерские отношения? – единство группы в ходе работы было нарушено? Литература: 1. Белинский В.Г. «Герой нашего времени». М., «Рипол Классик», 1999 2. Герштейн Э. «Герой нашего времени». М., «Художественная литература», 1976 3. Коплан И.Е. «Анализ произведений русской классики». – М.,«Критическая литература», 1997 4. М.Ю.Лермонтов в школе. Пособие для учителя. /сост. А.А.Шагалов. – М., Просвещение, 1976 5. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Комментарии В.А. Мануйлова, О.В. Миллер. С.­П., Гуманитарное  агентство «Академический проект, 1996 6. Удодов Б.Т. «Герой нашего времени». М., Просвещение, 1989

Посмотрите также