«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»
Оценка 4.9

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
27.01.2018
«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»
Технологическая карта урока литературы поможет провести учебное занятие по повести Александра Грина в 6 классе. Ребята познакомятся с биографией А. Грина. Получат возможность развивать навыки работы с текстом; продолжат обучение анализу произведения, выразительному чтению текста; научатся анализировать, обобщать, делать выводы.
Открытый урок Грин.docx
Технологическая карта урока литературы. Автор: Попова Н.В. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №15  УМК: учебник Литература 6 класс под редакцией В. Я. Коровиной. Москва «Просвещение»2013, рабочая программа по  литературе к УМК В. Я. Коровиной Класс: 6 Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Технология построения урока: технология развития критического мышления через анализ художественного  произведения Тема урока: «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса» Цель урока: Сформировать представление о личности писателя А. Грина, совершенствовать умение анализировать  прочитанное произведение. Задачи урока: познакомиться с биографией А. Грина; развивать умение работать с текстом; продолжить обучение  анализу произведения, выразительному чтению; учиться анализировать, обобщать, делать выводы. Этапы урока Используемые Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые методы, приемы, формы 1.Организацион­ ный момент Словесное  приветствие. 2 Создается атмосфера  доброжелательности и творческой  активности. Готовятся к работе.  Настраивает учащихся на работу:  приветствие, проверка готовности к  уроку Добрый день, мои дорогие любители  литературы.  Эпиграфом к нашему уроку послужат  такие слова :                                                  Я верю в чудеса и в сказки тоже верю, И верю в силы я душевной чистоты. А коль живешь достойно и уверенно, Тогда сбываются заветные мечты. 2. Актуализация  знаний. Работа с  эпиграфом Включает учащихся в обсуждение  проблемного вопроса. 15 Словарная работа ­Как вы думаете, о чем пойдет речь на  уроке? (о чуде в реальной жизни, мечте) Участвуют в обсуждении проблемного  вопроса ­ Дайте определение словам: чудо, мечта ­Молодцы, ребята! Запишите в тетрадь  число и определения Записывают в тетрадь. Чудо­необычное, редкое и, как  правило, неизученное явление.  Создает условия для успешного  выполнения задания Мечта­ заветное желание, исполнение  которого часто сулит счастье. ­ Сегодня будем говорить о  произведении, в котором присутствуют  УУД Регулятивные –  принятие и  сохранение учебной  задачи Коммуникативные – ориентировка на  позицию партнера Личностные –  самоопределение Учебное  сотрудничество с  учителем и  товарищами(К) Общение и  взаимопонимание с  партнером(К) Самоопределение  (Л) Построение  речевого  высказывания (П) Проверка  индивидуального  д/з не только чудо, и мечта, но и жестокая  реальность. А написал его ­ Александр  Грин.  У нас есть ребята, которые  подготовили сообщение о нём. Проверяет выполнение домашнего  задания. Рассказ о писателе подготовленных  учеников (индивидуальное задание)  ­ Запишите, ребята, главную информацию об Александре Грине  Записывают в тетрадь     Слушают учителя Рассказ учителя 3. Актуализация  знаний и  постановка  проблемного  вопроса. 4. Физминутка. Вот такая непростая судьба у этого  замечательного писателя. Трудности не  сломали его, напротив, придали сил,  которыми он поделился с нами, его  читателями. Наконец, мы с вами готовы отправиться в путешествие по страницам феерической  повести «Алые паруса» к берегам Лисса  и Каперна и познакомиться с героями.  А для этого тихонько поднимитесь,  закройте глаза, почувствуйте запах  морской солёной воды, поднимите руки  вверх и отдайтесь во власть легкого  бриза­покачайтесь на ветру. Грин назвал своё произведение феерией. А что такое феерия?  Найдите и в конце  учебника в словаре. Запишите.  Итак, название «феерия» происходит от  Формулирование  собственного  мнения, построение  монологического  высказывания(К) Принятие и  сохранение учебной  задачи, внесение  необходимых  корректив (Р) Формирование  ценностных  ориентиров,  решение моральных  проблем (Л) Работа со  словарём 5. Построение  проекта выхода  из затруднения французского слова «фея» и в переводе  означает волшебное, сказочное, чудесное  событие.  Автор использует волшебные  элементы для раскрытия  полноты сюжета, основной мысли текста. И всё же это повесть, а не сказка, т.к. в  ней много реальных событий. Феерия начинается с описания детства  Ассоль. Каким оно было?   Почему умерла мама Ассоль? Найдите  это место в тексте и зачитайте. (1 глава:  «месяца три назад… ­ принесёт ливень»)  –  Что же случилось дальше?  Анализ  художественного  текста В разыгравшийся шторм Лонгрен не  помог Меннерсу, оказавшемуся в лодке  без вёсел. Как вы относитесь к этому  поступку Лонгрена? Почему его не  поняли односельчане? Охарактеризуйте  героя. Умение работать по  предложенному  плану (Р) Умение работать с  учебником (П) Оформление своих  мыслей в устной и  письменной речи  (К) Выполнение  логических  операций (П) Ищут и записывают Феерия – это волшебное сказочное  зрелище Феерия ­ это драматическое  произведение, в котором  противоборствуют волшебные силы и,  как в сказке, всегда побеждает добро,  красота. Отвечают на вопросы по тексту Рано умерла мать. Воспитанием  занимался отец, мастеривший на  продажу игрушки. Лонгрен  рассказывал дочери диковинные  фантастические истории об игрушках,  о жизни людей Мама всё же пошла в город,  простудилась и вскоре умерла. Учащиеся высказывают свою точку  зрения Лонгрен – герой повести А. Грина  «Алые паруса», бывший моряк, отец  Ассоль. Лонгрен когда­то был матросом на огромном бриге. Он отдал десять лет любимой службе, но после  смерти жены вынужден был уйти, так  как у него на воспитании осталась  маленькая дочь. Лонгрен по натуре  был достаточно замкнутым и  неразговорчивым человеком, а после  смерти Мери и вовсе стал нелюдимым. Лонгрен был очень заботливым и  любящим отцом. Несмотря на  отношения к нему людей, Лонгрен  умел любить, чего, по его мнению, не  умеют жители Каперны. Составляют и записывают Лонгрен                               Трудолюбивый, хороший            Прощает, любит, заботится Сильно  любит свою дочь    Моряк Повлияли рассказы отца, а главное,  встреча Ассоль с Эглем  (выразительное чтение фрагмента) Нет, она продолжала ждать своего  принца Ассоль – главная героиня  Теперь составим характеристику  Лонгрена в виде синквейна Маленькую Ассоль отличает праздничное видение жизни и чуда. Откуда в ней это?  Как отнесся Лонгрен к предсказанию  Эгля? А как о нём стало известно всем в  Каперне? Как стали к Ассоль относиться жители  Каперны после этого? Повлияло ли их мнение на мечту,  которой жила Ассоль? Охарактеризуйте Ассоль повести «Алые паруса». Ассоль — это  девушка, чья мечта стала явью. Ассоль рано лишилась матери, и ее воспитал  отец – суровый и замкнутый Лонгрен.  Ассоль считали полоумной после ее  рассказа о встрече с волшебником. По  натуре эта была девушка с чутким  воображением и добрым сердцем. Она  могла заговаривать с деревьями и  кустарниками, как живыми, заботиться о братьях меньших и искренне  мечтать. Её лицо было по­детски  наивным и лучистым. Она ни на миг не  забывала о своей мечте и живо ее  представляла. Даже Лонгрен думал,  что пройдет время, и она забудет слова сказочника Эгля.  Грей Рассуждают. Записывают в тетрадь Ассоль 17 лет, Грей – 24 года)  Сильное впечатление, волнение. Те чувства, которые часто приводят к  любви с первого взгляда. Он оставляет кольцо на пальце  девушки Знак близкого счастья. Кольцо вселяет Кто из героев повести более близок по  характеру Ассоль? Проведём сравнительную характеристику Случилось как в сказке – шёл и нашёл  свою принцессу. Когда пересекаются  судьбы героев, в каком они возрасте?        Какие чувства испытывает Грей, когда  впервые видит спящую Ассоль?  Что он делает?  А что означало кольцо для девушки? Каким образом Артур Грей исполняет  мечту Ассоль?  Почему «Алые паруса», а не просто  красные? Красный ­ борьба, кровь,  свобода; алый ­ цвет зари, мечты.  Но  только ли слово "алый" несёт на себе  смысловую нагрузку? Парус тоже  превратился в символ. Вспомните  Лермонтова: Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..  Но, в отличие от Лермонтова, у которого парус символизирует борьбу, поиски  счастья, свободы, "алый парус» Грина –  это символ надежды, веры,  осуществимости мечты. Плыть в жизни под алыми парусами  Грина– значит ставить перед собой цель,  стремиться осуществить всё задуманное. В 1961 году кинорежиссер Александр  Птушко снял фильм «Алые паруса». И  сейчас мы увидим как чудо, в которое  верила Ассоль, свершилось. Можно ли быть спокойными за героев? уверенность в то, что предсказание  Эгля о сказочном принце и корабле с  алыми парусами сбудется. Решает заменить все паруса на алый  цвет. Зачитывают строки. 5 глава.  «этот совершенно… ­ …духовного  отражения» Рассуждают,записыват «Алый парус» Грина ­ символ  надежды, веры, осуществимости  мечты. Просмотр фрагмента фильма 6.Рефлексия Цель: подведение  итогов урока Свобода выбора  задания Да, они обязательно будут счастливы,  потому что они открыты для любви,  добра, прощения. Они умеют бороться  за своё счастье, то есть делать чудо  своими руками.  Чудеса нужно делать своими руками.  Если душа человека жаждет чуда­ сделай для него это чудо. Новая душа  будет у него и новая — у тебя. Оценивают уровень достижения цели.  Самооценка Определяют, что получилось и на что  необходимо обратить внимание. Рефлексия Самооценка (Л) Построение  речевого  высказывания (П) Адекватное  восприятие оценки  (К) Вы запомнили рецепт счастья от Грея? ­ Ребята, те из вас, кто поверил в то, что  сам человек способен совершать чудеса,  помогите раскрасить паруса нашему  кораблю, прикрепите свои красные  билеты. (Прикрепляют и остаются у доски) ­Спасибо вам, мои хорошие, за  интересный урок. Я хочу пожелать вам: Друзья, давайте верить в чудеса, Жизнь украшать романтикой, мечтами. У ваших берегов появится тогда Кораблик с алыми лишь только  парусами! Обобщает сказанное. Благодарит за  работу. Оценивает ответы. Задает домашнее задание. 1.Составить синквейн о Грее и Ассоль 2. Написать развёрнутый ответ на вопрос: «А что такое счастье?»  Александр Грин – псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского. Он родился 23 августа 1880 года в  небольшом городке Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку..  Отец писателя, поляк по национальности, отбывал здесь ссылку. Работал счётоводом в больнице. Семья ужасно бедствовала.  Маленьким мальчиком Грин почувствовал всю несправедливость жизни. Мать рано умерла, а мачеха не любила Александра.  Придирки и нарекания пьяницы – отца коверкали душу мальчика. Застенчивый Саша страдал от оскорблений, но обид не  прощал. Так и осталась в нём навсегда непокорность и чувственность. Учёба для мальчика сложилась также нелегко. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным. Увлекался множеством  вещей, но ничего не доводил до конца. Чуждался своих сверстников. Учился Александр плохо, но запоем читал книги Майна  Рида и Жюля Верна. Саша с детства любил море и мечтал о нём.  Мальчик засобирался в путь, отец раздобыл ему на дорогу немного денег и торопливо попрощался с сыном. В Одессе Саша долгое время не мог устроиться на работу. Наконец, ему повезло. Его взяли без жалованья учеником на  пароход. На нём он сделал всего два рейса. Капитан ссадил его с парохода, так как Грин не мог платить за еду. И снова нужда  и нищета. Жизнь Саши была очень тяжела. Он жил на одни копейки. Грин начал писать. Первый его рассказ называется  «Остров Рено». Это простой рассказ о силе и красоте природы и о матросе. С этого рассказа Грин начал печататься  постоянно.  В 1912 году Грин приехал в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни. За 5 лет писатель выпустил несколько книг  рассказов и три тома собраний сочинений. После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – леса, моря, океаны, услышать шум гаваней, пройти через  человеческие страсти и любовь.

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»

«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А. С. Грина «Алые паруса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2018