Жестокий романс
Цель: познакомить с возникновением «жестокого романса».
Ход занятия
Проверка домашнего задания.
– Что такое «жестокий романс»?
– Где он возник?
– Какие жанры включает в себя романс?
– А вы знаете романсы? Как вы относитесь к этой поэзии?
Рассказ учителя.
Жестокий романс возник в середине ХIХ в., а время расцвета приходится на начало ХХ века. Местом рождения жестокого романса считают город. Но, если говорить точнее, колыбелью этого жанра были пригород или предместье, где проживали преимущественно низшие и средние слои городского населения, так называемые мещане – крестьяне, пришедшие на заработки, рабочие, мастеровые, обслуга, небогатые торговцы.
В культурном отношении предместья отличались от города, да и от деревни. Люди, населявшие предместье, частично оторвались от деревни, презрительно называя деревенских жителей «деревенщина». Жители предместий числили себя рангом выше – носителями городской культуры. Однако до городских жителей не дотягивали – для этого требовалась образованность, которой у них не было.
Но человек не может жить вне культуры, и мещане быстро стали создавать собственную, выстраивая ее из элементов городской и деревенской культур. Эта культура заимствовала все самое поверхностное, самое легкое для усвоения, притом еще значительно упрощаемое. Собранная из разнородных элементов, мещанская, или, как ее иногда называют, «третья» культура оказалась достаточно полной и удивительно жизнеспособной. Она включала в себя поэзию и музыку (частушка, романс), танец (например кадриль) театр (балаган), живопись (лубок), декоративно-прикладное искусство и даже архитектуру. Чуть окрепнув, «третья» культура начала вторжение в деревню и за несколько десятилетий завоевала ее.
Рефлексия.
– На какое время приходится расцвет жестокого романса?
– Где особенно процветал этот жанр и почему?
– Какие жанры включал в себя жестокий романс?
– Как называли эту культуру?
– И все-таки, чем же жесток романс? Почему он так называется?
Рассказ учителя.
В жестоком романсе ярко проявляются особенности «третьей культуры». В нем можно обнаружить и сходство и различия как с фольклором, так и с литературой.
– Что же в романсе сохранилось из образов традиционного фольклора?
– Немногое, например сравнение девушки с цветком. В других жестоких романсах встречаются такие фольклорные образы, как «ягода малина», «красна девица», «мил дружок», «сине море». Зато по форме жестокий романс ближе к городской литературе (точная рифма, деление на строфы). Язык тоже во многом литературного происхождения. Романс переполняют слова «роковой», «ужасный», «кошмарный», «безумный».
– В жестоком романсе можно выделить больше десятка сюжетов. Главным образом: убийство, самоубийство, смертельное горе и т. д.
Излюбленная тема жестокого романса – несчастная любовь.
Характерная тема для жестокого романса – девушку отдают насильно за богатого старика. Возлюбленный непременно присутствует в церкви на венчании, и, увидев желанного красавца, невеста тут же умирает от горя.
Если же все-таки героиня романса выходит замуж по любви, то в семейной жизни и детей и ее ожидают такие ужасы, что уж лучше оставаться бы в девушках. Со временем муж полюбит другую, от горя жена умрет или ее убьет муж. А потом мачеха изведет и ее детей.
Художественный мир жестокого романса – это мир сверхнапряженный, мучительный, на грани жизни и смерти. Существует множество жестоких романсов, в которых рассказ ведется от лица погибших героев, как бы с того света. Исполняются они с надрывом, выставляется чувство напоказ.
Жестокий романс склонен к нравоучительству и морализаторству, любит учить и дать совет.
Советы весьма однообразны: бойтесь, девушки, «коварных мужчин», не связывайтесь с « городскими», а лучше всего вообще не влюбляйтесь!
Рефлексия.
– Какие особенности «третьей» культуры проявляются в жестоком романсе?
– Какие излюбленные сюжеты романса?
– Каков мир жестокого романса?
– От лица кого ведется рассказ в жестоком романсе?
– Какой тон выделяет жестокий романс среди жанров русского фольклора?
– К чему жестокий романс склонен? Какие уроки и советы дает жестокий романс?
– Продолжает ли жить этот жанр в наши дни?
Учитель. Жанр жестокого романса оказался очень жизнеспособным. Новые произведения продолжают создаваться до сих пор.
Художественный мир романса остался неизменным, но появилась идеологическая подоплека драмы.
Возникло много романсов, связанных с Великой Отечественной войной. Обычно это были трагические истории об искалеченных солдатах, вернувшихся домой к женам-«изменницам».
Жестокие романсы уже почти два столетия поют и в городе и в деревне. Они прижились в армии, в тюрьмах – словом, во многих слоях общества. Случается, их распевают даже в среде интеллигенции – правда, обычно с усмешкой, забавляясь их вычурными сюжетами и трогательно корявым языком. Многие образцы жанра прочно вошли в детский фольклор.
– Что так привлекает людей в жестоком романсе?
– Страдание?
– Чувствительность?
– Жестокость?
– Или стремление вытеснить жестокость из жизни?
В о п р о с н а з а с ы п к у:
Как вы понимаете литературоведческий термин анекдот?
Учитель. Анекдот (от гр. anekdotos – неизданный) – краткий рассказ о забавном случае, смешном происшествии.
Анекдотами впервые назвали «Тайную историю» византийского историка Прокопия (VI в. н. э.) , в которой описывались случаи из личной жизни императора Юстиниана и его придворных. Анекдотом или анекдотическим рассказом называют рассказ или эпизод в произведении, построенный на смешных случайностях. Таков, например, один из ранних рассказов А. П. Чехова «Лошадиная фамилия».
Домашнее задание. Найдите и принесите анекдоты из школьной жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.