Жестокое обращение с детьми: формы, ответственность, профилактика
Оценка 4.6

Жестокое обращение с детьми: формы, ответственность, профилактика

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
классное руководство +2
Взрослым
29.01.2020
Жестокое обращение с детьми: формы, ответственность, профилактика
В данной статье раскрыто понятие "жестокое обращение с детьми", объяснены виды жестокого обращения и ответственность лиц, допускающих жестокое обращение к детям.
Жестокое обращение с детьми Microsoft Office Word (3).docx

 «Жестокое обращение с детьми : формы, ответственность, профилактика»

1.     Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.

О жестоком обращении с ребенком можно говорить лишь тогда, когда насилие совершается родителями или лицами, выполняющими функции родителей (опекунами, попечителями и др.).

 

2.     Различают четыре основных вида жестокого обращения с детьми:

·     физическое,

·     психическое (эмоциональное),

·     сексуальное насилие,

·     пренебрежение основными потребностями ребенка (моральная жестокость).

Физическое насилие над ребенком – это умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб

его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений.

Выделяют следующие формы физического насилия:

• избиение;

• пощечины, подзатыльники, шлепки;

• порка;

• нанесение травм, ожогов;

• вырывание волос;

• фиксация в неудобной позе

• укусы;

• изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.);

·преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды);

• грубое нарушение режима дня;

• обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию;

• сильное встряхивание грудных детей.

Физическое насилие также может проявляться в форме бездействия родителей или лиц, их заменяющих, то есть умышленного оставления ребенка в опасной или неблагоприятной обстановке.

Основными признаками, позволяющими заподозрить физическое насилие над ребенком, являются:

·     неоднократность обращения родителей за медицинской помощью в связи с получением ребенком телесных повреждений (значимость этого признака ограничивается тем, что родители могут обращаться в разные медицинские учреждения);

·      несоответствие характера повреждений рассказу родителей об обстоятельствах получения травмы, наличие множественных повреждений противоречит объяснению их однократным падением;

·     характер повреждений, свидетельствующий о жестоком обращении,

·     немотивированное промедление родителей с обращением за помощью;

·     неадекватное поведение родителей, стремление преуменьшить тяжесть повреждений, имеющихся у ребенка;

·     наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут провоцировать агрессию со стороны родителей.

 

3.     Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития. Психическое насилие является наиболее распространенным видом жестокого обращения с детьми, тяжесть связанных с ним последствий дает основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребенка и его социальное функционирование при ненадлежащем поведении родителей.

Существуют следующие формы психического насилия:

·     вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение;

·     отвержение подавление всякой воли ребёнка;

·     Длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию;

·     принуждение к одиночеству (изоляция) – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми;

·     терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими;

·     развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению;

·     формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка

·     воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

Психическое насилие над детьми широко распространено и встречается во всех социальных группах.

Различные формы психического насилия вызывают различные ближайшие и отдаленные последствия, которые также зависят от возраста, когда ребенок пострадал от данного вида жесткого обращения. Психологам хорошо известно, что эмоционально теплые отношения ребенка с родителями или лицами, их заменяющими, в первые годы жизни являются важнейшим условием для его нормального психического и физического развития. Недостаток или отсутствие такой эмоциональной поддержки вызывает существенные психические и поведенческие  расстройства, которые проявятся в дальнейшем в подростковом возрасте.

 

Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:

  Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста

  Импульсивность, взрывчатость, вредные привычки, злость

  Недостаточная способность к контролю собственного поведения;

  Низкая самооценка и повышенная тревожность;

  Попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков)

  Депрессии, печаль, беспомощность, безнадёжность

  Неумение устанавливать доверительные, эмоционально-теплые отношения;

  Трудности в общении со сверстниками.

4.     Причины жестокого обращения:

         Нарушение привязанности, отсутствие живого чувства к ребёнку

         Недостаточность родительских компетенций (молодая мама может просто не знать, как ухаживать за ребёнком

         Нехватка внутренних ресурсов семьи, чтобы справиться с внешними бедами

         Семейные традиции (меня так воспитывали)

         Алкоголизм и наркомания в семье

         Депрессии, отчаяние и безысходность ситуации, которые переживают взрослые члены семьи

5.     Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:

         Административная ответственность –родители или иные представители несовершеннолетних, допустившие пренебрежение основными потребностями ребёнка подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях   (ст. 5.35)

         Уголовная ответственность-

Российское законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие.(ст. 111, ст. 112, ст. 113, ст. 115, ст.116, ст. 110

УК РФ)

         Гражданско-правовая ответственность – жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ.

(ст.69 – лишение родительских прав,

ст. 73 – ограничение родительских прав,

ст. 77 –отобрание ребёнка при угрозе жизни)

·        Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, оставившие факты жестокого обращения с детьми без внимания.

…..(Школа – главный объект контроля и оказания помощи нуждающимся)…….

6.    Перечень факторов, которыми в большинстве случаев бывает обусловлено жестокое обращение с детьми:

  • неполные, малообеспеченные семьи;
  • семьи, в которых один из родителей не приходится ребенку кровным родственником (отчим, мачеха);
  • отсутствие у родителей постоянного места работы;
  • криминальное прошлое родителей или других взрослых членов семьи;
  • наличие у одного или обоих родителей алкогольной или наркотической зависимости;
  • низкий уровень образования и культуры внутри семьи;
  • наличие у ребенка психических, умственных или физических отклонений и пр.

7.      Социальный паспорт школы…..

 

8.     Защита детей от насилия: телефон доверия, обращение в специальные службы 

·        Горячая телефонная линия, занимающаяся защитой прав детей, есть в каждом более-менее крупном городе. Номер телефона при желании и необходимости всегда можно найти в Интернете. Однако проблема в том, что дети, подвергающиеся жестокому обращению, часто воспитываются в неблагополучных семьях, претерпевающих перманентные финансовые

·        В таких случаях оптимальной защитой детей от насилия становится обращение в органы опеки и попечительства, а также в инспекцию по делам несовершеннолетних, которые существуют в каждом подразделении МВД. Инициатива обращения может исходить как от самого ребенка, страдающего от жестокого обращения, так и от любого другого лица, не равнодушного к его судьбе.

 

В обязанности уполномоченных органов входит проведение тщательной объективной проверки условий жизни ребенка, по результатам которой может быть принято одно из следующих решений:

·         передача материалов в полицию или прокуратуру для решения о возбуждении дела в отношении родителей или других членов семьи за жестокое обращение с детьми

·          направление в прокуратуру заключения о целесообразности лишения родителей родительских прав (или ограничения в правах) и передаче ребенка на попечение другим родственникам или в специализированное детское учреждение;

·         вынесение родителям предупреждения и постановка семьи на контроль с последующими систематическими проверками (как правило, при этом выдается предписание об изменении образа жизни — например, об обязательном трудоустройстве, прохождении лечения от алкогольной или наркотической зависимости, недопустимости применения к ребенку любого рода насилия и пр.

9.     Профилактика жестокого обращения с детьми

Еще одна немаловажная обязанность органов опеки — профилактика жестокого обращения с детьми. Для этого существуют специально разработанные программы и инструкции, которые содержат следующие меры:

 

  • выявление неблагополучных семей и семей с низким уровнем дохода (как правило, при сотрудничестве с полицией, в частности с участковыми уполномоченными и инспекторами ИДН);
  • проведение профилактических бесед с родителями, входящими в группу риска;
  • контроль посещения несовершеннолетними образовательных учреждений, адекватных их возрасту и развитию;
  • организация взаимодействия с участковыми педиатрами и представителями образовательных учреждений;
  • мониторинг поступающих в полицию заявлений о без вести пропавших несовершеннолетних (в том числе связанных с постоянным длительным отсутствием дома);
  • содействие в трудоустройстве членов малообеспеченных семей и организации их лечения от алкогольной и наркотической зависимости.

Этот перечень далеко не полон, основные принципы работы— индивидуальный подход и соблюдение закона.

 

Количество учащихся ___ человек.

Количество девочек ____  человек.

Количество мальчиков __  человек.

Количество семей: ______

Состав семей:

Многодетные (количество) ______________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

Неполные  семьи_______________________________________________________________

Дети, находящиеся на опеке: ____________________________________________________

Дети с ограниченными возможностями:___________________________________________

Количество учащихся, входящих в «группу риска», склонных к правонарушениям

(количество)__________________________________________________________________

Жилищные условия:


 

Скачано с www.znanio.ru

Жестокое обращение с детьми : формы, ответственность, профилактика» 1

Жестокое обращение с детьми : формы, ответственность, профилактика» 1

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению…

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению…

Низкая самооценка и повышенная тревожность; •

Низкая самооценка и повышенная тревожность; •

Социальный паспорт школы….. 2

Социальный паспорт школы….. 2

ИДН); проведение профилактических бесед с родителями, входящими в группу риска; контроль посещения несовершеннолетними образовательных учреждений, адекватных их возрасту и развитию; организация взаимодействия с участковыми педиатрами…

ИДН); проведение профилактических бесед с родителями, входящими в группу риска; контроль посещения несовершеннолетними образовательных учреждений, адекватных их возрасту и развитию; организация взаимодействия с участковыми педиатрами…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020