1. Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.
О жестоком обращении с ребенком можно говорить лишь тогда, когда насилие совершается родителями или лицами, выполняющими функции родителей (опекунами, попечителями и др.).
2. Различают четыре основных вида жестокого обращения с детьми:
· физическое,
· психическое (эмоциональное),
· сексуальное насилие,
· пренебрежение основными потребностями ребенка (моральная жестокость).
Физическое насилие над ребенком – это умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб
его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений.
Выделяют следующие формы физического насилия:
• избиение;
• пощечины, подзатыльники, шлепки;
• порка;
• нанесение травм, ожогов;
• вырывание волос;
• фиксация в неудобной позе
• укусы;
• изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.);
·преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды);
• грубое нарушение режима дня;
• обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию;
• сильное встряхивание грудных детей.
Физическое насилие также может проявляться в форме бездействия родителей или лиц, их заменяющих, то есть умышленного оставления ребенка в опасной или неблагоприятной обстановке.
Основными признаками, позволяющими заподозрить физическое насилие над ребенком, являются:
· неоднократность обращения родителей за медицинской помощью в связи с получением ребенком телесных повреждений (значимость этого признака ограничивается тем, что родители могут обращаться в разные медицинские учреждения);
· несоответствие характера повреждений рассказу родителей об обстоятельствах получения травмы, наличие множественных повреждений противоречит объяснению их однократным падением;
· характер повреждений, свидетельствующий о жестоком обращении,
· немотивированное промедление родителей с обращением за помощью;
· неадекватное поведение родителей, стремление преуменьшить тяжесть повреждений, имеющихся у ребенка;
· наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут провоцировать агрессию со стороны родителей.
3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития. Психическое насилие является наиболее распространенным видом жестокого обращения с детьми, тяжесть связанных с ним последствий дает основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребенка и его социальное функционирование при ненадлежащем поведении родителей.
Существуют следующие формы психического насилия:
· вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение;
· отвержение подавление всякой воли ребёнка;
· Длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию;
· принуждение к одиночеству (изоляция) – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми;
· терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими;
· развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению;
· формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка
· воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.
Психическое насилие над детьми широко распространено и встречается во всех социальных группах.
Различные формы психического насилия вызывают различные ближайшие и отдаленные последствия, которые также зависят от возраста, когда ребенок пострадал от данного вида жесткого обращения. Психологам хорошо известно, что эмоционально теплые отношения ребенка с родителями или лицами, их заменяющими, в первые годы жизни являются важнейшим условием для его нормального психического и физического развития. Недостаток или отсутствие такой эмоциональной поддержки вызывает существенные психические и поведенческие расстройства, которые проявятся в дальнейшем в подростковом возрасте.
Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:
• Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста
• Импульсивность, взрывчатость, вредные привычки, злость
• Недостаточная способность к контролю собственного поведения;
• Низкая самооценка и повышенная тревожность;
• Попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков)
• Депрессии, печаль, беспомощность, безнадёжность
• Неумение устанавливать доверительные, эмоционально-теплые отношения;
• Трудности в общении со сверстниками.
4. Причины жестокого обращения:
• Нарушение привязанности, отсутствие живого чувства к ребёнку
• Недостаточность родительских компетенций (молодая мама может просто не знать, как ухаживать за ребёнком
• Нехватка внутренних ресурсов семьи, чтобы справиться с внешними бедами
• Семейные традиции (меня так воспитывали)
• Алкоголизм и наркомания в семье
• Депрессии, отчаяние и безысходность ситуации, которые переживают взрослые члены семьи
5. Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:
• Административная ответственность –родители или иные представители несовершеннолетних, допустившие пренебрежение основными потребностями ребёнка подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.35)
• Уголовная ответственность-
Российское законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие.(ст. 111, ст. 112, ст. 113, ст. 115, ст.116, ст. 110
УК РФ)
• Гражданско-правовая ответственность – жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ.
(ст.69 – лишение родительских прав,
ст. 73 – ограничение родительских прав,
ст. 77 –отобрание ребёнка при угрозе жизни)
· Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, оставившие факты жестокого обращения с детьми без внимания.
…..(Школа – главный объект контроля и оказания помощи нуждающимся)…….
6. Перечень факторов, которыми в большинстве случаев бывает обусловлено жестокое обращение с детьми:
7. Социальный паспорт школы…..
В обязанности уполномоченных органов входит проведение тщательной объективной проверки условий жизни ребенка, по результатам которой может быть принято одно из следующих решений:
· передача материалов в полицию или прокуратуру для решения о возбуждении дела в отношении родителей или других членов семьи за жестокое обращение с детьми
· направление в прокуратуру заключения о целесообразности лишения родителей родительских прав (или ограничения в правах) и передаче ребенка на попечение другим родственникам или в специализированное детское учреждение;
· вынесение родителям предупреждения и постановка семьи на контроль с последующими систематическими проверками (как правило, при этом выдается предписание об изменении образа жизни — например, об обязательном трудоустройстве, прохождении лечения от алкогольной или наркотической зависимости, недопустимости применения к ребенку любого рода насилия и пр.
9. Профилактика жестокого обращения с детьми
Еще одна немаловажная обязанность органов опеки — профилактика жестокого обращения с детьми. Для этого существуют специально разработанные программы и инструкции, которые содержат следующие меры:
Этот перечень далеко не полон, основные принципы работы— индивидуальный подход и соблюдение закона.
Количество учащихся ___ человек.
Количество девочек ____ человек.
Количество мальчиков __ человек.
Количество семей: ______
Состав семей:
Многодетные (количество) ______________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Неполные семьи_______________________________________________________________
Дети, находящиеся на опеке: ____________________________________________________
Дети с ограниченными возможностями:___________________________________________
Количество учащихся, входящих в «группу риска», склонных к правонарушениям
(количество)__________________________________________________________________
Жилищные условия:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.