Учитель начальных классов: Вольф Зоя Михайловна
Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа» села Корткерос Корткеросского района
Урок: Литературное чтение
УМК «Школа России».
Учебник: Л.Ф. Климанова «Родная речь» 4 класс
Тип урока: изучение нового материала.
Раздел: « Поэтическая тетрадь. Тихая моя родина…»
Тема: Жигулин Анатолий Владимирович. «О, Родина!..»
Цель: познакомить с новым произведением о Родине русского поэта xx века.
Задачи: формировать умение анализировать, выражать своё мнение и чувства; развивать наблюдательность, мышление, речь; воспитывать любовь к родным местам, к родной природе; формировать ключевые компетентности: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Ожидаемые результаты: пробудить чувство патриотизма и интерес к чтению книг о Родине.
Учебные материалы: учебники «Родная речь» (авт.М.Голованова), выставка рисунков детей, диск с песней «С чего начинается Родина?» муз. В. Баснера, стих. М. Матусовского, с мелодией – звоном церковных колоколов; мультимедийный проектор, ноутбук, слайды на флэш-карте, толковые словарики и словари синонимов.
Ход урока.
I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).
Учитель (У.) Встаньте ровно, ребятишки – и девчонки, и мальчишки!
Руки вверх все, потянулись, мне все мило улыбнулись.
Раз, 2, 3, 4, 5 – урок пора нам начинать.
II.Повторение пройденного материала, проверка домашнего задания.
У. С каким поэтом вы познакомились на прошлом уроке?
Дети (Д.). С Дмитрием Борисовичем Кедриным.
У. Какое домашнее задание приготовили?
Д. Подготовили выразительное чтение стихотворения Д. Кедрина «Бабье лето» и нарисовали рисунки к нему.
(На доске выставка рисунков).
У. Сначала мы отправимся «на прогулку, на природу».
Что вы представляли, когда читали домашнее стихотворение, и что вам захотелось нарисовать?
Д. (дети у доски рассказывают о своём рисунке).
У. А сейчас послушаем, как выразительно вы умеете читать стихотворение.
По каким критериям будем оценивать?
Д. Выразительность, без ошибок, с чувством.
(Прослушивание стихотворений, оценивание).
III. Подведение к теме урока, постановка учебной задачи.
У. Ребята, что вы себе представляете, услышав слово «родина»?
(Слайд 1 – «Тихая моя родина…»)
Д. Село, где родился и живу; маму.
У. Да, услышав такое родное и близкое слово, каждый вспоминает что-то своё, дорогое и понятное ему: укромные уголки, любимые места, друзей, родителей…
О большой и малой родине сложено немало стихов. Давайте вспомним некоторые из них. Кто готов рассказать?
Д. (Дети рассказывают ранее изученные стихи о Родине:
В.А.Жуковский.
Родного неба милый свет,
Знакомые протоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
М. Исаковский.
Поезжай за моря – океаны,
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
И.Никитин.
Это ты, моя Русь державная,
Моя родина православная!
Широко ты, русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
С.Дрожжин. Родине.
Как не гордиться мне тобой,
О родина моя!
Когда над Волгою родной
Стою, недвижим я.
…
Во всей тебе и мощь видна,
И сила с красотой,
Недаром ты и названа
Великой и святой.
А.Апухтин.
По Руси великой, без конца, без края,
Тянется дорожка, узкая, кривая,
Чрез леса да реки, по степям, по нивам,
Всё бежит куда-то шагом торопливым,
И чудес хоть мало встретишь той дорогой,
Но мне мил и близок вид её убогой.
У. О Родине сложены не только стихи, но и песни.
(Прослушивание песни «С чего начинается Родина?» муз. В.Баснера, стих. М.Матусовского).
У. Спасибо, ребята! А как вы думаете, для чего мы затронули тему «Родина»?
Д. Наверное, будем знакомиться с новым стихотворением о Родине.
IV. Изучение нового учебного материала, открытие новых знаний.
У. Правильно, мы сегодня познакомимся со стихотворением о Родине. Но сначала, чтобы в стихотворении все слова были понятны, словарная разминка (работа со словариками толковыми и синонимов):
а) Подберите синонимы к словам: трепетный, утешение, взор, исцеление.
(Слайд 2:
Трепетный – взволнованный; утешение – успокоение; взор – взгляд; исцеление – выздоровление, излечивание.)
б) Объясните смысл слов: просёлок, перелесок, жнивьё, колокольня, холмик.
(Слайд 3:
Просёлок – грунтовая (из почвы) дорога между небольшими населёнными пунктами; перелесок – небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков; жнивьё – солома, оставшаяся на корню после жатвы; колокольня – башня с колоколами на здании церкви или у церкви; холмик – небольшое возвышение (горка).)
У. Ребята, с поэтами какого века вы сейчас знакомитесь?
Д. XX века.
У. Сегодня познакомимся ещё с одним русским поэтом XX века Жигулиным Анатолием Владимировичем. (Слайд 4 – портрет А.Жигулина).
(Знакомство с краткой биографией автора – слайды 5, 6:
Родился Анатолий Жигулин в 1930 году в семье выходца из крестьянской семьи Владимира Фёдоровича Жигулина и Евгении Митрофановны Раевской. Отец был болен. Воспитанием детей (в семье было ещё двое – младшие брат и сестра) занималась мать. Она любила поэзию и часто детям читала стихи. В студенческие годы за создание подпольной организации Анатолий в 1949 году был приговорён к 10 годам лагерей – отправлен на каторгу. Работал на лесоповале. Через 7 лет освобождён по амнистии. Окончил лесотехнический институт. В 1959 году вышел 1-й сборник его стихов «Огни моего города». В последующие годы регулярно выходили новые сборники стихов. Умер Анатолий Жигулин в 2000 году.).
У. Послушайте стихотворение Анатолия Жигулина «О, Родина!..».
(Чтение учителем стихотворения – слайд 7:
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои просёлки, перелески -
Всё, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…
Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивьё.
В тебе одной – и утешенье,
И исцеление моё.
У. Какой вам представилась родина в стихотворении Жигулина? Опишите.
Д. (Словесное рисование).
У. Какое настроение создаёт это стихотворение?
Д. Восхищение, радость.
У. Как думаете, какие чувства испытывал автор при написании стихотворения?
Д. Гордость, удивление, уважение, восторг.
У. Как он относится к Родине?
Д. С уважением, трепетно, почтительно.
У. О чём это стихотворение?
Д. О любви к Родине.
У. Как думаете, какой смысл автор вкладывает в слово «Родина»?
Д. – (проблемная ситуация)
У. Затрудняетесь? Вот это мы и выясним на уроке.
V. Физкультминутка.
Раз, 2, 3, 4, 5, начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули, ручку кверху потянули!
Раз и 2, присесть и встать, чтобы отдохнуть опять.
Раз и 2 – вперёд нагнуться, раз и 2 – назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней, здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).
VI. Первичное закрепление.
У. Прочитайте стихотворение про себя, приготовьтесь к чтению вслух.
(Дети читают). Самостоятельное чтение.
Выборочное чтение.
У. Какие строки вам показались самыми душевными, проникновенными? Прочитайте.
(Дети зачитывают строки).
У. Кто прочитает 1-ую строфу?
Д. (читает)
У. Какая главная мысль в этой строфе?
Д. Признание в любви к Родине.
У. Подберите синоним к данному выражению.
Д. Патриотизм.
У. А кто такие «патриоты»?
Д. Любящие свою Родину, преданные ей.
У. Прочитайте 2-ое четверостишие.
Д. (читает)
У. О чём здесь повествует А. Жигулин?
Д. О роще, о дыме, о колокольне, т.е. описывает свою родину.
У. Да, автор с волнением смотрит на картину, которая расстилается перед ним.
А как вы представляете себе колокольню?
Д. (описывают колокольню)
У. Посмотрите колокольни.
(Слайды 8 - 9 – Колокольня Ивана Великого в Москве. Колокольня Свято - Троицкого женского монастыря в Муроме). Рассматривание иллюстрации в учебнике.
У. Хотите услышать, как звенят колокола в колокольне?
(Прослушивание диска со звоном колоколов).
У. С помощью каких приёмов поэт передал свои чувства?
Д. С помощью эпитетов, сравнений и метафор.
Практическая работа.
1). У. Подчеркните в стихотворении карандашом эпитеты.
(Слайд 10).
Проверка.
(Слайд 11).
Д. Белоствольные рощи, синий дым, в пустой дали, ржавый крест, низкий холмик, неяркий блеск.
У. Почему автор использует такие неяркие, блеклые определения? Давайте сравним со стихотворениями С.Есенина, мы с ними недавно знакомились. Какие эпитеты помните?
Д. Огоньки – лучи багровые, покрывала златотканые, белоснежная лебёдушка, яркий перламутр, звёзды золотые, шелковые косы, серебряные росы.
Д. Наверное, это зависит от темы и настроения?
У. Да, но ещё и от природы края. Вспомните, где рос С.Есенин?
Д. В Рязани.
У. Рязань – край, богатый сочной природой, это в самом центре Центральной России. А Анатолий Жигулин – воронежский поэт. Природа этого края богата плодами земли (урожаями), но не красками природы. Поэтому эпитеты неяркие, как говорит сам поэт: «..В неярком блеске…».
О чём упоминает поэт в строчке «И низкий холмик со звездой…»?
Д. О солдатских могилах времён Великой Отечественной войны.
У. Объясните, почему Анатолию Владимировичу дорога эта могила?
Д. Это вечная память о людях, защищавших Родину от врагов.
У. Да, о них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше.
У. Почему ржавый крест?
Д. Церковь старая, заброшенная.
2). У. Найдите метафоры и подчеркните.
(Слайд 12).
Проверка.
Д. «Я взором трепетным ловлю», «Без памяти люблю».
(Слайд 13).
У. Как вы понимаете данные выражения?
Д. С волнением разглядываю; сильно люблю.
3). У. Подчеркните сравнение.
(Слайд 14).
Проверка.
Д. Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивьё.
(Слайд 15).
У. Что он этим хотел показать?
Д. Хотел показать, как это быстро исчезнет, ведь солома очень быстро сгорает, а значит, обиды тоже быстро исчезают, забываются.
У. Прочитайте 3-ю строфу.
Д. (читают)
У. Что Анатолий Жигулин чувствует в родном краю?
Д. Утешение и исцеление.
У. В каких словах заключена главная мысль стихотворения?
Д. В тебе одной – и утешенье. И исцеление моё.
У. Да, всё связано в нашей жизни: природа, история народа, человек. И эти последние строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека. Значит, какой смысл слова «Родина»?
Д. Это единство: природа, история, человек.
Работа в парах.
У. Постарайтесь выразительно прочитать друг другу стихотворение.
Д. (читают друг другу)
У. Чьё чтение понравилось? Кого бы вы предложили прочитать у доски?
Д. (выразительное чтение у доски)
VII. Обобщение.
У. Ребята, а как мы должны относиться к своей Родине?
Д. Любить, уметь её защищать, вырасти достойными гражданами страны.
У. А какой уголок России вы считаете своей малой родиной, т.е. местом, где ты родился и рос.
Д. Село Корткерос.
У. Чем вы дорожите в своём селе?
Д. Природой, памятниками, музеем, церковью.
(Слайды 16 – 20).
У. Чем вы можете помочь родному селу, чтобы оно стало ещё краше?
Д. Посадить деревья, цветы, соблюдать чистоту…
У. Продолжите предложение «Родина для меня – это …» (Творческая работа).
(Слайд 21).
Д. (Зачитывают свои предложения).
У. Ребята, а какие пословицы о Родине вы знаете?
Д. Жить – Родине служить.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родина–мать – умей за неё постоять.
Человек без Родины, что птица без крыла.
(Слайд 22).
У.Ребята, как Анатолий Владимирович Жигулин относится к своей Родине?
Д. Любит.
У. В этой любви к единственной и неповторимой Родине, к родному краю – вся суть творчества Жигулина.
Нет в мире краше Родины нашей.
(Слайд 23).
VIII. Домашнее задание.
У. Подготовить выразительное чтение стихотворения, а по желанию – выучить наизусть.
Написать сочинение «Почему я люблю свою родину?».
(Слайд 24).
IX. Рефлексия.
У. Какие чувства пробудил в вас урок?
- О чём заставил вспомнить, задуматься?
- Кого хотели бы похвалить за работу на уроке?
- Как можно назвать стихотворение Анатолия Жигулина?
Д. Признанием в любви.
У. Спасибо за работу. Урок окончен.
(Слайд 25 – благодарность за работу).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.