Живопись XVII века
Несмотря на развитую специализацию, 17 век в России стал веком искусства, а не ремесленной подделки. В живописи в большей степени сохранились установившиеся традиции письма. Церковный собор 1667г. строго регламентировал темы и образы, того же требовала придерживаться грамота царя Алексея Михайловича. Рьяно осуждал всякие отклонения от канонов в изображении святых идеолог старообрядцев Аввакум.
Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Кремля, ставшая в XVII в. художественным центром страны, куда привлекались лучшие мастера. Числились они в ведомстве Иконной Палаты Иконного приказа
Живописцы XVII века
В течение 30 лет живописное дело возглавлял Симон Ушаков. Характерной чертой его творчества был пристальный интерес к изображению человеческого лица. Под его рукой аскетические лица приобретали живые черты. Такова икона «Спас нерукотворный». Кисти Ушакова принадлежит также икона «Троица», на которой появляются реалистические делали. Симон Ушаков оказал большое влияние на развитие русской живописи
«Тайная вечеря» Симона Ушакова
Еще одним замечательным русским живописцем 17 века был Назарей Савин. Савин предпочитал фигуры удлиненных пропорций, узкоплечие и длиннобородые. В 30 годы 17 века Савин возглавил группы иконописцев, написавших иконы для иконостаса церкви Положения Ризы Богородицы и в Московском Кремле
Положения Ризы Богородицы
Богоматерь с младенцем
Ярославская живопись
Замечательным явлением в русском искусстве XVII в. стала школа ярославских мастеров. Традиционные церковно-библейские сюжеты на их фресках начинают изображаться в образах привычной русской жизни. Чудеса святых отходят на второй план перед обыденными явлениями. Особенно характерна композиция «Жатва» в церкви Ильи Пророка, а также фресковые изображения в церкви Иоанна Предтечи
«Жатва»
Фреска в церкви Иоанна Предтечи
Иконопись Ярославля этого времени имеет два стилистических направления. Одно из них ориентируется на московское искусство конца XV – начала XVI веков. К нему относятся, в частности, иконы «Федор, Давид и Константин в житии» и «Варлаам Хотынский в житии». Другая стилистическая группа икон характеризует местные художественные вкусы. Образцом этой группы являются иконы «Благовещение со служанкой»
«Федор, Давид и Константин в житии»
«Варлаам Хотынский в житии»
«Благовещение со служанкой»
Парсунская живопись
Другим примером светского жанра, отразившим интерес к человеческой личности, стало распространение «парсунного» письма – портретных изображений. Чаще всего изображали царей, полководцев, бояр. Если в первой половине века «парсуны» выполнялись ещё в сугубо иконописной традиции (изображение Ивана IV, М. Скопина-Шуйского), то во второй они стали принимать более реалистичные характер («парсуны» царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича)
парсуны Алексея Михайловича
Михаил Скопин-Шуйский
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.