Живописное наследие М.Ю. Лермонтова
Лермонтов… Из поколения в поколение личность этого человека, этот образ, это несочетание качеств характера, этот бездонный океан чувств, это соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности исследуется нами, но так и остается до конца нераскрытым. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека: грустного, строгого, смелого, властного, нежного, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями, волей и проницательным беспощадным умом. Великая человечность, пластичность образов, многоплановое и многоаспектное творчество, способность «перевоплощаться» – свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого.
Живописное наследие М.Ю. Лермонтова
Лермонтов… Из поколения в поколение личность этого человека, этот образ, это несочетание качеств
характера, этот бездонный океан чувств, это соединение простоты и возвышенности, естественности и
оригинальности исследуется нами, но так и остается до конца нераскрытым. И через всю жизнь
проносим мы в душе образ этого человека: грустного, строгого, смелого, властного, нежного,
благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими
страстями, волей и проницательным беспощадным умом. Великая человечность, пластичность образов,
многоплановое и многоаспектное творчество, способность «перевоплощаться» – свойства не только
созданий Лермонтова, но и его самого.
М.Ю. Лермонтов – один из непревзойденных гениев. Его талант повлиял на развитие не только
литературы, но и отразился в других видах искусства. Природа щедро наделила Лермонтова не только
высоким даром поэта и музыкальностью, но талантом художника. И если бы он занимался живописью и
графикой более серьезно, профессионально, то, несомненно, стал бы большим мастером.
Рисовать Лермонтов начал рано. Пол в его детской комнате в Тарханах был покрыт сукном, на котором
мальчик с удовольствием чертил мелом. Любопытно, что на самом раннем портрете Лермонтов
изображен в возрасте 4–5 лет с мелком в правой руке.
А.П. ШанГирей вспоминает о детских годах поэта: «…он был счастливо одарен способностями к
искусствам, уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воска целые
картины…»
Первые уроки рисования Лермонтову давал художник А.С. Соловицкий, преподаватель Московского
пансиона. Позднее серьезные занятия живописью с художником П.Е. Заболотским дали свои результаты.
Некоторое воздействие на формирование Лермонтова как художника, живописца и графика оказал
Рембрандт. Его влияние отчетливо проступает в юношеских работах (акварельных портретах), особенно
в приеме светотеневых контрастов. Другую грань таланта Лермонтовахудожника отмечала Е.П.
Растопчина: «Главная его прелесть заключалась в описании местности; он сам, хороший пейзажист,
дополнял поэта живописцем».
Лермонтов рисовал всю сознательную жизнь, с детства и до безвременной гибели. Многие его работы не
сохранились. Однако и то, что до нас дошло более десяти картин маслом, более пятидесяти акварелей,
свыше трехсот рисунков, – дает возможность составить достаточно полное представление о его
художественном наследии.
Дарование Лермонтоваживописца раскрылось в полной мере во время и после первой ссылки. Почти все
лучшие его произведения в области изобразительного искусства связаны с Кавказом. Он был одним из
первых художников, начавших писать Кавказ, трактуя эту тему в духе романтической живописи.
Известно, что только за время пребывания в Гродненском полку Лермонтов выполнил 12 картин на
кавказские темы. К сожалению, эти рисунки и картины сохранились лишь частично. Впечатления от
Кавказа так сильны, так глубоки, что с этими местами трудно расстаться. И Лермонтов их зарисовывает.
По наброскам была написана картина « Крестовая гора», одна из лучших работ Лермонтова. Поэт
подарил картину своему лучшему другу, писателю В.Ф. Одоевскому. В 1966 году из Финляндии она
привезена в Советский Союз. С 1971 года картина хранится в Государственном музеезаповеднике М.Ю.
Лермонтова в Пятигорске.
Суров и поэтичен горный пейзаж, изображенный на картине.
Тогда же Лермонтов написал свой автопортрет. Поэт изобразил себя на фоне гор, в черкеске с газырями
на груди, шашкой на поясе. Взгляд его задумчив, даже печален. Это одно из лучших и достовернейшихизображений поэта. Автопортрет передает глубокий, напряженный мир поэта, его страдания, его «душу».
« С тех пор как выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании,
то на перекладных, то верхом; изъездил Линию вдоль Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в
Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый почеркесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал
под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже…», – так рассказывал Лермонтов в письме Раевскому
о своих вынужденных поездках по Кавказу.
Талант Лермонтовахудожника многогранен. По своей тематике и жанровым признакам его работы могут
быть разбиты на несколько групп:
военная тема (она преобладает среди акварелей и рисунков в альбомах и на отдельных
листах);
пейзажи (составляют большую часть картин Лермонтова и занимают значительное место среди
его рисунков);
портреты (акварельные портреты составляют целую сюиту, на полях автографов рассеяно
множество портретных зарисовок, большая часть которых до сих пор не определена);
карикатуры (один из любимых жанров Лермонтова);
жанровые сцены (светские сцены, кавказский быт, сцены из крестьянской жизни; Лермонтов
разрабатывал эти темы главным образом в рисунках);
наброски и рисунки, не имеющие определенного сюжета, – обширная серия различных голов,
преимущественно мужских, изображения всадников, военных и лошадей; экспрессия,
динамичность, лаконичная выразительность делает многие из этих рисунков маленькими
шедеврами;
иллюстрации – самая небольшая группа рисунков Лермонтова. Среди них – несколько
автоиллюстраций: фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), зарисовки на
полях и заглавном листе «Вадима» и «Сашки».
В области техники диапазон Лермонтовахудожника также очень разнообразен. Он работал в живописи,
акварели, рисунке и даже в литографии (о последнем свидетельствует автолитография «Вид Крестовой
горы из ущелья близ Коби» <1837>).
Из художественного наследства Лермонтова известно 13 картин маслом: «Вид Тифлиса» (1837), портрет
А.Н. Муравьева (1836 – нач.1838), «Воспоминание о Кавказе» (март – апрель 1838), «Черкес» (1838).
Из дошедших до нас 44 акварелей Лермонтова часть находится в альбоме, принадлежавшем М.А. Шан
Гирей. Одна из лучших акварелей – «Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой» (1835–1836); она
примечательна своей светлой поэтичностью: воздух чист и прозрачен, вдали в синеватой дымке,
протекает река, на вершине холма – навсегда врезавшаяся в память автора «чета берез».
Наиболее значительный цикл среди акварелей Лермонтова составляют портретные зарисовки. Это,
прежде всего трехкратное изображение В.А. Лопухиной, любовь к которой поэт пронес через всю жизнь.
В акварелях и рисунках Лермонтов охотно обращался к изображению баталий и сцен из военного быта.
Наиболее интересны «Нападение русской кавалерии на французский обоз» (1830), «Эпизод из маневров в
Красном Селе»(1833–1834).
Многие картины и рисунки Лермонтова могли бы служить иллюстрациями к его поэмам и стихам. Но
рисовались они раньше, чем поэт создавал свои произведения. По существу для него это были памятные
записки. Лермонтов стремился сохранить в памяти пейзажи, бытовые сцены, которые не только
волновали его, но и рождали новые поэтические образы.
В последние месяцы своей жизни в Пятигорске Лермонтов продолжал рисовать пером, карандашом и
акварелью, делал зарисовки в альбомах знакомых – это дружеские шаржи, карикатуры, жанровые сцены.
Но почти все рисунки того времени пропали.За свою недолгую и такую беспокойную жизнь Лермонтов создал большое количество живописных и
графических работ. Рисунки и картины Лермонтова – это своеобразные живописные дневники его жизни.
Где бы он ни был, в какие бы обстоятельства не ставила его судьба, он открывал миру красоты Кавказа,
всматриваясь в него зорким взглядом гениального художника.