Живописное наследие М.Ю. Лермонтова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Живописное наследие М.Ю. Лермонтова Лермонтов… Из поколения в поколение личность этого человека, этот образ, это несочетание качеств характера, этот бездонный океан чувств, это соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности исследуется нами, но так и остается до конца нераскрытым. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека: грустного, строгого, смелого, властного, нежного, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями, волей и проницательным беспощадным умом. Великая человечность, пластичность образов, многоплановое и многоаспектное творчество, способность «перевоплощаться» – свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого.
Иконка файла материала Живописное наследие М.Ю. Лермонтова.doc
Живописное наследие М.Ю. Лермонтова Лермонтов… Из поколения в поколение личность этого человека, этот образ, это несочетание качеств  характера, этот бездонный океан чувств, это соединение простоты и возвышенности, естественности и  оригинальности исследуется нами, но так и остается  до конца нераскрытым. И через всю жизнь  проносим мы в душе образ этого человека: грустного, строгого, смелого, властного, нежного,  благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими  страстями, волей и проницательным беспощадным умом. Великая человечность, пластичность образов,  многоплановое и многоаспектное творчество, способность «перевоплощаться» – свойства не только  созданий Лермонтова, но и его самого. М.Ю. Лермонтов – один из непревзойденных гениев. Его талант повлиял на развитие не только  литературы, но и отразился в других видах искусства. Природа щедро наделила Лермонтова не только  высоким даром поэта и музыкальностью, но талантом художника. И если бы он занимался живописью и  графикой более серьезно, профессионально, то, несомненно, стал бы большим мастером. Рисовать Лермонтов начал рано. Пол в его детской комнате в Тарханах был покрыт сукном, на котором  мальчик с удовольствием чертил мелом. Любопытно, что на самом раннем портрете Лермонтов  изображен в возрасте 4–5 лет с мелком в правой руке. А.П. Шан­Гирей вспоминает о детских годах поэта: «…он был счастливо одарен способностями к  искусствам, уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воска целые  картины…» Первые уроки рисования Лермонтову давал  художник А.С. Соловицкий, преподаватель Московского  пансиона. Позднее серьезные занятия живописью с художником П.Е. Заболотским дали свои результаты. Некоторое воздействие на формирование Лермонтова как художника, живописца и графика оказал  Рембрандт. Его влияние отчетливо проступает в юношеских работах (акварельных портретах), особенно  в приеме светотеневых контрастов. Другую грань таланта Лермонтова­художника отмечала Е.П.  Растопчина: «Главная его прелесть заключалась в описании местности; он сам, хороший пейзажист,  дополнял поэта живописцем». Лермонтов рисовал всю сознательную жизнь, с детства и до безвременной гибели. Многие его работы не  сохранились. Однако и то, что до нас дошло более десяти картин маслом, более пятидесяти акварелей,  свыше трехсот рисунков, – дает возможность составить достаточно полное представление о его  художественном наследии. Дарование Лермонтова­живописца раскрылось в полной мере во время и после первой ссылки. Почти все  лучшие его произведения в области изобразительного искусства связаны с Кавказом. Он был одним из  первых художников, начавших писать Кавказ, трактуя эту тему в духе романтической живописи.  Известно, что только за время пребывания в Гродненском полку Лермонтов выполнил 12 картин на  кавказские темы. К сожалению, эти рисунки и картины сохранились лишь частично. Впечатления от  Кавказа так сильны, так глубоки, что с этими местами  трудно расстаться. И Лермонтов их зарисовывает. По наброскам была написана картина « Крестовая гора», одна из лучших работ Лермонтова. Поэт  подарил картину своему лучшему другу, писателю В.Ф. Одоевскому. В 1966 году из Финляндии она  привезена в Советский Союз. С 1971 года картина хранится в Государственном музее­заповеднике М.Ю.  Лермонтова в Пятигорске. Суров и поэтичен горный пейзаж, изображенный на картине. Тогда же Лермонтов написал свой автопортрет. Поэт изобразил себя на фоне гор, в черкеске с газырями  на груди, шашкой на поясе. Взгляд его задумчив, даже печален. Это одно из лучших и достовернейшихизображений поэта. Автопортрет передает глубокий, напряженный мир поэта, его страдания, его «душу». « С тех пор как выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании,  то на перекладных, то верхом; изъездил Линию вдоль Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в  Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по­черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал  под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже…», – так рассказывал Лермонтов в письме Раевскому  о своих вынужденных поездках по Кавказу. Талант Лермонтова­художника многогранен. По своей тематике и жанровым признакам его работы могут быть разбиты на несколько групп:      военная тема (она преобладает среди акварелей и рисунков в альбомах и на отдельных  листах); пейзажи (составляют большую часть картин Лермонтова и занимают значительное место среди его рисунков); портреты (акварельные портреты составляют целую сюиту, на полях автографов рассеяно  множество портретных зарисовок, большая часть которых до сих пор не определена); карикатуры (один из любимых жанров Лермонтова);   жанровые сцены (светские сцены, кавказский быт, сцены из крестьянской жизни; Лермонтов  разрабатывал эти темы главным образом в рисунках);   наброски и  рисунки, не имеющие определенного сюжета, – обширная серия различных голов,  преимущественно мужских, изображения всадников, военных и лошадей; экспрессия,  динамичность, лаконичная выразительность делает многие из этих рисунков маленькими  шедеврами; иллюстрации – самая небольшая группа рисунков Лермонтова. Среди них – несколько  автоиллюстраций: фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), зарисовки на  полях и заглавном листе «Вадима» и «Сашки». В области техники диапазон Лермонтова­художника также очень разнообразен. Он работал в живописи,  акварели, рисунке и даже в литографии (о последнем свидетельствует автолитография «Вид Крестовой  горы из ущелья близ Коби» <1837>). Из художественного наследства Лермонтова известно 13 картин маслом: «Вид Тифлиса» (1837), портрет  А.Н. Муравьева (1836 – нач.1838), «Воспоминание о Кавказе» (март – апрель 1838), «Черкес» (1838). Из дошедших до нас 44 акварелей Лермонтова часть находится в  альбоме, принадлежавшем М.А. Шан­ Гирей. Одна из лучших акварелей – «Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой» (1835–1836); она  примечательна своей светлой поэтичностью: воздух чист и прозрачен, вдали в синеватой дымке,  протекает река, на вершине холма – навсегда врезавшаяся в память автора «чета берез». Наиболее значительный цикл среди акварелей Лермонтова составляют портретные зарисовки. Это,  прежде всего трехкратное изображение В.А. Лопухиной, любовь к которой поэт пронес через всю жизнь. В акварелях и рисунках Лермонтов охотно обращался к изображению баталий и сцен из военного быта.  Наиболее интересны «Нападение русской кавалерии на французский обоз» (1830), «Эпизод из маневров в Красном Селе»(1833–1834). Многие картины и рисунки Лермонтова могли бы служить иллюстрациями к его поэмам и стихам. Но  рисовались они раньше, чем поэт создавал свои произведения. По существу для него это были памятные  записки. Лермонтов стремился сохранить в памяти пейзажи, бытовые сцены, которые не только  волновали его, но и рождали новые поэтические образы. В последние месяцы своей жизни в Пятигорске Лермонтов продолжал рисовать пером, карандашом и  акварелью, делал зарисовки в альбомах знакомых – это дружеские шаржи, карикатуры, жанровые сцены.  Но почти все рисунки того времени пропали.За свою недолгую и такую беспокойную жизнь Лермонтов создал большое количество живописных и  графических работ. Рисунки и картины Лермонтова – это своеобразные живописные дневники его жизни.  Где бы он ни был, в какие бы обстоятельства не ставила его судьба, он открывал миру красоты Кавказа,  всматриваясь в него зорким взглядом гениального художника.

Посмотрите также