Михаил Александрович Шолохов
Михаил Александрович Шолохов родился на Дону в тысяча девятьсот пятом году. Он стал свидетелем «ключевых моментов» истории страны и в своем творчестве отразил все этапы борьбы и строительства нового государства: гражданскую войну, коллективизацию и Великую Отечественную войну. По Художественным и публицистическим произведениям Шолохова можно изучать историю нашего государства, настолько они правдивы, монументальны и многогранны. Он отображает жизнь такой, какой она была.
В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения.
В конце 1922 года приезжает учиться в Москву.
В 1923 году в газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В следующем году- рассказ «Родинка».
В Донских рассказах М.Шолохова нет поэтизации смерти, характерной для романтических поэм о героях революции. У Шолохова люди умирают безобразно просто, а его замечание о том, что седой ковыль - любимый образ романтиков - всего лишь поганая белобрысая трава без всякого запаха, окончательно развеяло все иллюзии.
Герои Донских рассказов не предаются
возвышенным раздумьям, они говорят о своем –
порой будничном и совсем непоэтичном. Такова
жизнь, но именно такая она прекрасна для
Шолохова. Он мог бы повторить слова Л.Толстого:
"Герой же моей повести..., который всегда был, есть
и будет прекрасен - правда".
Донские рассказы
В 1925 году возвращается на родину и приступает к главному труду своей жизни — роману "Тихий Дон". Выход третьей книги романа был приостановлен из-за явно сочувственного изображения Верхнедонского казачьего восстания 1919 года. В возникшей паузе М. Шолохов берется за роман о коллективизации на Дону — "Поднятая целина". К содержанию этой книги претензий не было. Она вышла в 1932 году. И в том же году возобновилась публикация "Тихого Дона" — после вмешательства Сталина в судьбу книги. В 1940 году
вышли в свет последние части этой
уникальной эпопеи XX века.
"Тихий Дон"
- роман, принёсший писателю мировую известность. Шолохов создаёт грандиозную картину борьбы двух миров, ломки старых общественных отношений, традиций, навыков, возникновения и упрочения новых. Проблематика романа включает вопросы большой общественной значимости: о характере связей личности с историческими судьбами народа, об исторической необходимости и свободе выбора, об исторических обстоятельствах, определяющих трагические конфликты, драматические исходы.
В "Тихом Доне" плодотворно развиваются традиции эпического повествования о "судьбах народных". Исторический процесс предстаёт в эпосе Шолохова в широком движении масс. Героем романа стал народ. Поэтический мир Шолохова - мир высокой трагедии, в которой действуют сильные и яркие характеры в переломные моменты истории.
Роман «Поднятая целина» посвящён коллективизации на Дону и движению коммунистов - «25-тысячников». Здесь также высказанная авторская позиция соответствует официальной (приводятся даже цитаты из статей Сталина); однако образы главных персонажей (коммунистов и кулаков) и картины коллективизации далеко не столь однозначны.
Второй том «Поднятой целины» Шолохову не давался, писал он его почти тридцать лет; некоторые литературные критики утверждают, что он заметно слабее первого, композиционно растянут.
Поднятая целина
В 1938 году он стал депутатом Верховного Совета СССР. Во время Отечественной войны воевал, дослужился до полковника.
Его семья, жена с четырьмя детьми, была эвакуирована (до 1942 г.) в Казахстан. Появились новые произведения – «Судьба человека», «Они сражались за родину».
1941 Присуждение Государственной премии первой степени за роман «Тихий Дон».
1941 Шолохов-корреспондент направлен в действующую армию. Полученную Сталинскую премию передаёт в фонд обороны.
1943-1944 Печатаются главы романа «Они сражались за родину».
Книги М.А. Шолохова были переведены на многие языки.
В 1962 г. он стал почетным доктором прав Сент-Эндрюсского университета в Шотландии.
1965 год – Нобелевская премия по литературе.
В 1966 г. Присвоение Шолохову звания почетного доктора философских наук Лейпцигского университета. Становится членом Союза писателей СССР. В 60-е годы он вел большую общественную работу. Много ездил по Союзу.
Список использованных источников
Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 2, выпуск 3. «Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984). К 100-летию со дня рождения». Выставка в школьной библиотеке. Москва «Школьная библиотека», 2005.
Автор-составитель: Московская М.В.. При участии Монаховой О.П.. Использованы материалы Вешенского музея-заповедника.
Методические рекомендации к альбому «Михаил Александрович Шолохов».
С.Н. Громцева, Т.Ф. Курдюмова. Под редакцией В.В. Гуры. Пособие для учителя. Москва. Просвещение, 1982.
Поурочные разработки по русской литературе 20 века, 11 класс, 2 полугодие. Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва «ВАКО», 2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.