Жизнь древнейших людей

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала мезолит.docx
Тема: МЕЗОЛИТ Цель: Рассказать, об особенностях среднего каменного века 6 кл. Ист.Каз. Задачи: А) образовательная: Объяснить учащимся, какие изменения произошли в этом периоде Б) Развивающая: дальнейшее углубление знаний и понятий об эпохе камня на территории Казахстана В) Воспитывающая: Объяснить, что развитие научных знаний, образования, архитектуры  влияет на улучшение уровня жизни человека, воспитание у учащихся  чувства прекрасного, уважение к достижениям человеческого разума Тип урока: комбинированный Методы: репродуктивный, объяснительно­иллюстративный. Оборудование: учебник, карта. 1.Организационный момент 2.Проверка домашнего задания Ход урокаПериоды, хрон. рамки Эволюция человека Время и место нахождения Природно­ климатические условия Орудия труда Каменный век Техника обработки камня и др. Общественные отношения Казахстанские исследователи, стоянки3. Новая тема: Мезолит 1. Особенности среднего каменного века. План: 2. Занятие людей эпохи мезолита. 3. Изменения в общественной жизни древних людей 1. Особенности среднего каменного века. Средний каменный век (мезолит) охватывает период 12­5 тысячелетий до н.э. В Казахстане памятников эпохи мезолита обнаружено не так много. На территории Казахстана найдено более 20 стоянок эпохи мезолита. Среди них Мичуринская, Явлен­ ка, Дузбай, Ерейментау, Тельманская, Акимбек, Караганда, Кызылсу и др. В   конце   палеолита   и   в   начале   мезолита   произошли   значительные   природно­климатические изменения.   Ранее   покрывавший   поверхность   земли   лед   наконец­то   растаял.   Под   влиянием   солнца начали формироваться растения и животные современного типа. В эпоху мезолита одной из главных особенностей стало появление микролитов ­ мелких каменных орудий труда первобытного человека, которые имели длину 1­2 сантиметра. В основном микролиты ­ это тонкие каменные пластины, служившие наконечниками стрел и вкладными лез­зиями в костяных, деревянных или роговых орудиях эпохи мезолита. Микролиты стали основой т,ля создания новых видов орудий. Еще одной особенностью мезолита является изобретение лука и •трел. Лук позволил людям   охотиться   на   мелкую   ;ичь   с   дальнего   расстояния.   По   сравнению   с   ко­ьем   лук   повысил значение охоты в жизни родо­ой общины. Люди поняли, что стрела, выпущен­ая из лука, намного эффективнее, чем копье, рошенное рукой. В этот же период были изобре­;ны бумеранг, ловушка и силки для охоты на мелях животных. 2. Занятия людей эпохи мезолита. Охота превратилась в основное занятие древних людей, так как в :шоху мезолита исчезли такие крупные животные, как мамонт, шерстистый носорог, а также крупные стадные животные. Раньше их было очень легко добыть, загнав в ямы и загоны. Теперь следовало научиться охотиться на осторожных и ловких, в основном одиночных животных, таких как олень, кабан. Лук же позволил людям охотиться на мелкую дичь. Немаловажную роль в хозяйстве играло собирательство, а на берегах водоемов ­ и рыболовство. Собирательством   занимались   женщины   с   помощью   усовершенствованных   палок­копалок.   Рыбу ловили корзинами и сетями, били гарпунами, иногда ловили коллективно, создавая каменные заторы. Характерно, что именно в мезолите человек изобрел рыболовные снасти и лодку. В эпоху мезолита люди не жили подолгу в одном месте. Они вынуждены были менять места своего   оби­п и   шя,   следуя   за   мигрировавшими   животными,   которые   постоянно   искали   богатые травами пастбища. Мезолитические охотники жили по берегам рек Иртыш, Есиль (Ишим), Тобол, Торгай, Жайык (Урал). В Казахстане археологами были хорошо исследованы мезолитические стоянки. Ввиду того, что мезолитические охотники не жили подолгу на одном месте, их жилища тоже не были постоянными. Они сооружали себе жилища из вкопанных в землю жердей, покрыв их шкурами животных. Ос­ нования таких жилищ глубоко вкапывались в землю, а площадь их составляла 40­60 квадратных метров. Остатки подобного жилища были обнаружены на берегу реки Есиль (Ишим). В 8 тысячелетии до н.э. на всей территории Казахстана установился благоприятный климат. Резкое потепление не требовало теперь, как ранее, строительства теплых жилищ. Ученые считают, что в самом конце мезолита первобытными людьми начался процесс одомашнивания диких животных и окультури­ вания некоторых растений. Возле   поселений   древних   людей   всегда   обитали   дикие   собаки, питавшиеся  остатками  пищи людей.  При приближении  к поселению  диких зверей они лаем предупреждали людей. Первым животным, которое приручил человек, является собака. Она стала постоянным спутником и незаменимымпомощником древнего человека при охоте. Собаки быстро находили зверя и способствовали удачной охоте. Люди   вкладывали   много   труда   и   терпения   для   приручения   и одомашнивания   диких   животных.   Представьте,   что   охотники   поймали   на охоте маленьких козлят и ягнят! Их было жалко убивать. Люди стали строить специальные загоны для молодняка, где они содержались и подрастали. Или пойманных   во   время   облавной   охоты   животных   держали   в   загонах,   они приносили   приплод.   Таким   образом,   были   приручены   овца,   коза,   корова, свинья и лошадь. 3. Изменения в общественной жизни древних людей. В эпоху мезолита окрепла родовая община. Укреплялись межродовые отношения. Роды начали постепенно   объединяться   в   племена.   Охота,   ловля   рыбы,   строительство жилищ и лодок ­все это требовало совместных усилий коллектива. Общий труд   порождал   и   общинную   собственность.   В   коллективные   владения входили: охотничьи угодья, рыболовные места, лодки, жилища, сырье для Исчезновение крупных животных \ i Лук и стрелы \ 1 Охота на мелких животных Использование деревянных Необходимость преодоления материалов N / Топор \ 1 водных преград \ 1 Плот и лодка > I Строительство жилищ,  постройка плавательных  средств. Рубка лесов, обработка  древесины Рыбная ловля, преодоление водных преград, путешествия по рекам и озерам изготовления орудий труда и огонь. В личную собственность входили индивидуально изготовленные орудия труда, как копье, лук, топоры и прочие, но и они использовались в коллективе. Дальнейшее развитие получило  разделение труда  между мужчинами и женщинами. Теперь муж­ чины охотились на зверей, а женщины занимались собирательством. В общине все члены рода были равноправны. Обязанности распределялись в зависимости от возраста членов общины. В роду четко делились   по   возрастному   признаку   на   взрослых,   стариков   и   детей.   Старики   были   хранителями традиций,   обычаев,   мудрыми   наставниками.   Взрослые   добывали   пропитание,   строили   жилища, охраняли род от внешних врагов. Дети получали по потребности пищу и одежду, однако не могли участвовать в общественной жизни общины. Переход детей в сообщество взрослых осуществлялся при помощи специальных обрядов ­  инициации.  Мальчики испытывались в охоте, в натягивании лука, меткости стрельбы из него, а девочки ­ в ведении домашнего хозяйства, в приготовлении пищи. Обычно к таким испытаниям дети подготавливались с малых лет. Домашнее задание ___________________________