Жизненный цикл образовательного проекта Как научиться сопровождать образовательный проект?
Итак, мы с вами разобрались с тем, что такое жизненный цикл проекта. Теперь мы представляем, в общих чертах, такты проекта, по которым он развивается от выявления проблемы через замысел, реализацию до продукта.
Естественно, когда мы начинаем задумываться о проектном замысле и выявлять проблему, на преодоление которой будет работать проектное решение, мы, прежде всего, вытаскиваем из своего сознания то, что интересно именно нам. Тем самым, мы формулируем замысел собственного проекта и попадаем внутрь проектной команды.
Но наша с вами задача не самим реализовать проект, а сопроводить проект детской команды со стороны, как наставник, обучая на материале проекта софтовым компетенциям, универсальным по своей сути.
О том, как сопроводить проект обучающихся из позиции наставника мы с вами и поговорим в этой лекции.
Что делать, если хочется делать, а не обучать?
Стремление реализовать собственную, выстраданную идею проекта столь же естественно для людей, как и потребность в кислороде для живых организмов. И, чаще всего, это стремление характерно при отсутствии опыта реализации проекта и отсутствии
опыта проектного управления. Если вы не обладаете таким опытом, тогда вы обязаны его получить. Нельзя обучить деятельности, если вы не обладаете опытом деятельности.
Поэтому для педагогов, не обладающих опытом проектной деятельности, не владеющих проектной технологией и технологией управления проектом алгоритм обучения будет следующим:
1. Определитесь с проектной идеей (какую проблему будете преодолевать, какую задачу решать, в чём идея, каким способом будете реализовывать);
2. Реализовать собственную идею (всегда лучше с командой). Пусть команда будет детской. Тогда вы будете вместе работать над детско-взрослым проектом (не управлять проектом, не обучать проектной деятельности, а совместно учиться проектной деятельности);
3. Проанализировать результат (соответствует ли он замыслу, вашему представлению о результате);
4. Разобраться с тем, каким способом вы получили этот результат, как вы действовали, какие недостатки, какие интересные способы действия вы для себя нашли. Иными словами – провести рефлексию деятельности;
5. При необходимости повторить цикл проектных работ.
Несколько «если» для продолжения.
Если, реализовав замысел, вы и ваша команда единомышленников остались довольны результатом...
Если результатом остался доволен возможный заказчик (пусть даже заказчиком были вы сами)...
Если у вас появилась потребность передать опыт проектного действия…
Тогда вы готовы не просто участвовать в проекте на всех стадиях (от идеи до продукта), но готовы попробовать себя в руководстве проектной командой.
С этого момента вы готовы осваивать второй этап обучения - управление проектом.
Управление процессом или руководство командой?
Не будем подробно останавливаться на этом вопросе. Отметим лишь одно: позиция руководителя проекта будет вами полностью принята только тогда, когда вы перестанете отдавать распоряжения о том «как правильно держать молоток» и начнёте управлять
процессами через мотивацию команды, постановку целей, задач и отдадите способ реализации на откуп исполнителям.
Но это утверждение правомерно только для реальных проектов, когда исполнители являются профессионалами своего дела. Если же вы работаете с детской командой, вы должны выстроить управление таким образом, чтобы на начальных этапах в большей мере руководить командой, но, по мере освоения командой принципов проектной деятельности, переходить к управлению процессами.
Предположим, что вы освоили принципы управления проектом. С этого момента вам нужно научиться передавать «бразды правления» участникам команды, которые, так же как и вы когда-то, вышли на уровень понимания проекта в целом, увидели, как и каким образом сделать работу проекта более эффективной. С этого момента вы становитесь способны перейти на следующий, третий уровень обучения – педагогическое сценирование в образовательном проекте.
Педагогическое сценирование в образовательном проекте
Все педагоги получают жёсткую, практически программную установку, именуемую «КТП» (календарно-тематическое планирование). У всех педагогов головы забиты «часами, отведёнными на освоение темы». Каждый педагог пишет «план занятия» (или помнит его наизусть благодаря стажу работы). Это жёсткий подход, в рамках которого возможна трансляция предметной информации, обучение алгоритмам решения
заданий. В этом формате педагог точно знает, какой результат будет получен детьми по итогу работы (на уроке, над темой, над курсом). Планирование, как формат, совершенно не подходит для обучения проектной деятельности.
В процессе обучения проектной деятельности наставник контролирует, на каком этапе находится проектная группа, определяет, где может находиться предполагаемый вариант решения поставленной задачи, но никогда не может спрогнозировать точного результата. Таким образом, обучение проектной деятельности можно рассматривать как педагогическую деятельность в открытой образовательной ситуации.
Это на порядок сложнее, чем из года в год транслировать параграфы учебника и проверять правильность решения тестового задания по ключу. Но именно в этой форме работы возможно полное раскрытие творческого педагогического потенциала и реальный рост педагогического мастерства.
Продолжим перечислять «если»…
Если вы, уважаемый слушатель курса, преодолели этапы освоения проектной деятельности (реализовали замысел проекта);
если под вашим руководством был реализован замысел проекта, то вы уже психологически готовы к переходу от жесткой системы планирования к управлению педагогической ситуацией, поскольку имеете опыт реализации проекта или исследования и опыт управления в открытой ситуации проектирования.
Педагогический сценарий необходим для введения обучающихся в проектную деятельность.
Проще всего прописывать сценарный замысел (педагогический сценарий) на материалы кейсов. В процессе работы над кейсом обучающиеся проходят и понимают все стадии проектной деятельности, но защищены от заведомо тупиковых идей.
На этапе запуска проектной деятельности обучающиеся определяются с проблемой, целью, задачами, предполагаемым результатом (образом продукта) и реализуют свою проектную идею по технологии SCRUM. Сам же итог работы обучающихся во многом не определён.
В процессе работы педагогом (и детьми, соответственно) удерживается проблема, цель проекта. Однако остаются вариативными задачи, способы, методы достижения результата, а также сами результаты. Благодаря сценированию каждого проектного занятия, педагог очерчивает для себя вероятную область, определяющую следующие шаги в деятельности проектной команды.
Однако всякий раз на проектном занятии выявляется именно та точка, в которой оказалась команда в процессе работы над проектным замыслом. Эта точка может даже вылетать за пределы очерченной педагогом области. Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы выстроить дальнейшее движение проектной команды исходя из новой ситуации освоения деятельности. Управление реализуется благодаря тому, что именно педагог удерживает проблему (и требует от обучающихся осознанного удержания проблемы), а также делает рефлексивные остановки о соответствии цели и задач проектной команды, соответствии задач и методов достижения результата.
Таким образом, деятельность педагога и проектной команды находятся в разных плоскостях.
Педагог обучает деятельности, удерживает содержание, организует коммуникацию, рефлексию, создаёт (сценирует) ситуации успеха/неуспеха проектной команды, а проектная команда осваивает проектную деятельность, деловую коммуникацию, добивается решения поставленных задач и реализует проект до итогового продуктового результата.
Более подробно, мы рассматриваем вопрос о сопровождении проектной деятельности в образовании здесь: И. А. Рязанов, М. О. Шаров «Проектная деятельность и её реализация в образовательных учреждениях: обзор на основе опыта применения в рамках мыследеятельностной педагогики» / Журн. НБИКС № 2 2017, стр. 265-272.
Как формировать педагогические артефакты при работе в сценарном подходе?
Основным педагогическим артефактом при работе в сценарном подходе является педагогический сценарий.
Педагогический сценарий, как оболочка образовательного проекта, описывает ваши педагогические инструменты, а также педагогическую ситуацию.
Педагогическая ситуация – это описание различий между задачами, которые ставит социум, в отношении к компетенциям и реальными возможностями к действию у детей, с которыми вам предстоит работать.
Конечно же, если вы не провели первичную педагогическую и психологическую диагностику проектной группы, педагогическая ситуация будет описана вами в общем
виде, согласно вашему предыдущему опыту работы с детьми. В процессе работы с конкретной группой вы сможете конкретизировать педагогическую ситуацию и подобрать инструменты педагогической деятельности, применение которых будет оптимально.
Таким образом, педагогический сценарий имеет описание педагогической ситуации, а также методы педагогической деятельности, которые вы планируете использовать для эффективного сопровождения реализации детского проекта.
О педагогических инструментах можно говорить долго, и каждый из них будет предметом отдельного практического занятия. Сейчас просто перечислю стандартный набор, применяемый для обучения проектированию.
Методы педагогического сопровождения:
- Различные приемы активизации интереса к предметному содержанию.
- Фасилитация.
- Модерация.
- Повышение эмпатического восприятия.
- Использование провокативных методов в теории обучения и творчестве.
- Проблематизация.
- Схематизация.
- Технологии и инструменты управления проектом.
Педагогический сценарий имеет внутри себя ядро – кейс и дорожную карту.
Кейс – описание ситуации, над преодолением которой будут работать дети. В зависимости от того, имеет ли описываемая ситуация одно или несколько решений, обладают ли дети информацией о способе решения данной ситуации или нет, уровень кейса может варьироваться. Уровень кейса зависит от вашего педагогического мастерства. Соответственно, описание кейса начинается с текста, дающего представление о проблеме (проблемной ситуации) или задаче, с которой будет работать проектная группа. Этот текст нужен вам для того, чтобы определить для себя внешнюю, предельно широкую рамку (думай глобально), которая определит вариативность идеи решения задач (действуй
локально).
Далее следует:
1. ваше предположение о результатах работы проекта, как продуктовых (со стороны кейса), так и педагогических (со стороны педсценария);
2. перечисление предметных и практических областей, которые потребуются для реализации проектного замысла (в общем виде);
3. дорожная карта.
Дорожная карта отображает этапы деятельности педагога и проектной команды с целью фиксации содержания проекта.
Дорожная карта фиксируется в виде таблицы с графами:
- такт (согласно жизненному циклу проекта);
- время для реализации такта (согласно собственному опыту реализации с увеличением в большую сторону в 2 раза – «поправка на детство»);
- что делает педагог (описание того, каким способом он управляет проектом с позиции его руководителя, какие задачи ставит перед собой для того, чтобы проектная группа реализовала задачи этапа);
- что делает проектная группа (с описанием задач проекта согласно такту с общим описанием специфики работы с материалом кейса. То есть, что делает, с чем делает, какие гибкие компетенции использует).
Последние две графы можно разделить на подграфы, выделив отдельно предположения о том, что делает педагог/команда и что было реализовано в действительности, но лучше фиксировать реальную ситуацию в виде текстов с описанием самой деятельности, организации деятельности, рефлексии деятельности. О рефлексии мы еще поговорим отдельно.
Введите в обязательную практику фиксацию на бумаге или в файле анализ реализации такта проекта, ваши педагогические успехи и непредвиденные ситуации. Обязательно фиксируйте то, как вы выходили из неожиданной ситуации, а также то, как в следующий раз вы предполагаете организовать этот же этап обучения проектной деятельности для детей.
Таблица материальных средств (приборы, оборудование, расходники, литература и т.д.), которые могут быть применены для реализации проекта – важная часть педагогического сценария, однако уровень заполнения такой таблицы зависит от уровня проектной команды.
Если вы обладаете избыточным ресурсом по оборудованию и материалам, то их закупка вам не понадобится. Однако, если по вашему педагогическому сценарию (педсценарию) будет работать другой педагог, список ресурсов будет для него крайне
важным. К тому же, список оборудования и расходников, доступных проекту, определит коридор решений с применением имеющихся ресурсов, либо поставит задачу перед проектной командой на поиск ресурса.
Приложения к педсценарию содержат необходимые тексты, выдержки из текстов, которые необходимы для введения в проблематику, а также для реализации тактов проектной деятельности. Этот минимальный набор материала будет в дальнейшем прирастать за счёт работы проектной команды, но самые важные моменты должны зафиксировать вы в приложении.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.