Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова
Оценка 4.8

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
20.06.2018
Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова
В данной моей разработке урока приведены интересные факты с фотографиями из жизни и творчества русского поэта, писателя и публициста, классика русской литературы Николая Алексеевича Некрасова, который первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения.
некрасов.doc
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ  РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ  НА ТЕМУ: «Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова» Тема урока: Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878) Цели урока:   ­ познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта; ­ закрепить умения и навыки составления текста; ­ развить самостоятельное мышление учащихся ; ­ научить делать выводы об услышанном; ­  развить  самостоятельность в подготовке  материала к уроку; ­ воспитать уважительное чувство к судьбе писателя; ­  на примере биографии поэта воспитать чувство любви к народу,  самопожертвования, верности к своему делу.  Оборудование: портрет Н.А.Некрасова,   фотографии . План урока.   I.             Детство и годы учебы. II.       Творчество 1840 – 50­х годов. III.   Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский. IV.   Издательская деятельность Некрасова. V.       Творчества 1860­70­х годов. VI.   Личная жизнь. VII.    Вывод. Ход урока.     I.       Сообщение темы и целей урока.   Когда произносишь имя Н. А. Некрасова, то на память приходят строки: 1)      «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан...» 2)      «Я лиру посвятил народу своему...» 3)      «Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать» II.    Высказывания известных людей о Некрасове. 1)       Гениальнейший   и   благороднейший   из   всех   русских   поэтов...  (Н.   Г. Чернышевский) 2)      Да знаете ли Вы, что Вы поэт и поэт истинный? (В. Г. Белинский) 3)      Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная. Она – как песня русская! (В. Бохов) 4)      Не принижая ни на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова, мы все же   говорим,   что   нет   в   русской   литературе   такого   человека,   перед которым с любовью и благоговеньем склонились ниже, чем перед памятью Некрасова. (А. В. Луначарский) 5) Да знаете ли Вы, что Вы поэт — и поэт истинный?” (В.Г. Белинский). 6)“Некрасов — целое поэтическое государство, живущее по своим  законам” (Р.Гамзатов).   Словарная работа  Выяснение лексического значения слово народность и народный;   обсуждение понятия народный поэт;   ответ на вопрос: “Каким должен быть народный поэт?”;   определение критериев народности поэзии:  1) национальная, народная самобытность поэзии; 2) принадлежность поэзии художественным традициям народа; 3) поэзия соответствует духу народа, его культуре, мировоззрению. Понятие «народности» Народность 1. Общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения  племенных отношений на базе общности языка и территории и развивающейся  общности экономической жизни и культуры. 2. Национальная, народная самобытность (своеобразие). Народность поэзии  Н.А. Некрасова. Народный 1. Относящийся к народу, принадлежащий народу. 2. Свойственный, соответствующий духу народа, его культуре,  мировоззрению. 3. Принадлежащий стране, государственный. 4. Избранный народом, осуществляемый представителями народа. 5. В почётном звании: имеющий большие заслуги перед народом. Индивидуальные задания. Игра «Водоворот». (Ученики получают индивидуальные задания, выполняют их, обмениваются  заданиями, дополняя ответы друг друга, пишут разными чернилами, потом  обсуждают, спорят.)            III.Слово   учителя.        «То   сердце   не   научится   любить,   которое устало ненавидеть...»        Эту   мысль   Некрасов   по­разному   повторяет   в   своих   стихах,   критических статьях и письмах. Любовь – ненависть владеет поэтом, потому что любить родину и желать ей счастья – значит ненавидеть все, что ее позорит.     ­   Что   же   повлияло   на   формирование   характера,   становление   его   как личности? Познакомимся с жизнью и творчеством Н. А. Некрасова. IV.Выступления учащихся. 1)      Детство и годы учебы.         Большое значение имеет где вырос человек? Кто был рядом с ним? Какие люди его окружали. (Доклад Соловьевой Екатерины)         Итак, Некрасов вырос в обстановке, которая могла загубить в человеке все лучшие стороны души.     Послушайте отрывок из стихотворения «Родина». (Читает Михайлова Ирина)          Это стихотворение звучит как исповедь, написанная не чернилами, а кровью (по словам одного из друзей Некрасова).          Большое место в жизни Некрасова, как и в жизни любого человека, занимала мать. Свои первые стихи Некрасов написал в 7 лет и преподнес их «любезной   маменьке».   Любовью   к   ней   озарено   все   его   поэтическое творчество.  Вспоминая   прошлое,  Некрасов  написал   незадолго   до   смерти   в поэме «Мать» (1877г.) такие строки... (Собко Олеся) В эти годы Некрасову стал близок Петербург «чердаков и подвалов», город тружеников   и   бедняков.   Некрасов   увидел   и   показал   Петербург   глазами голодного разночинца. «О погоде». Стихотворение 1859г. (Иванов Алексей) 2)      Творчество Некрасова в 1840­50­е годы.          Начинающий   поэт   чудом   не   погиб,   не   затерялся   в   этом   городе. Несмотря ни на что, он сумел проложить  свой путь в литературе. Спасла юношу не только его одаренность, но и поразительная энергия, выносливость, настойчивость   –   качества,   которые   и   потом   сказались   в   его   работе. (Рассказывает Васильева Елена) 3)      Некрасов и Белинский.          Огромная   заслуга   в   формировании   Некрасова­поэта   принадлежит Белинскому. (Николаева Ольга)          Что   поражает   Белинского   в   стихах   Некрасова?   (Суровая   правда,   без всяких прикрас, мастерство в передаче народного взгляда на жизнь) 4)      Издательская деятельность Некрасова. (Рассказывает Ильина Александра)          Некрасов   возглавлял   журнал   «Современник»   с   1847   –   1866г.,   т.   е. журнал   продержался   почти   20   лет.   Как   вы   думаете,   благодаря   каким качествам   Некрасова   так   долго   продержался   журнал?   Ведь   он   был   под постоянной   угрозой   закрытия.   (Благодаря   мужеству   и   редакторской мудрости)         Особенно трудными для Некрасова были конец 60­х – 70г. (Рассказывает Дмитриева Надежда) 6)            Личная жизнь.          Мы привыкли  к  тому,  что Некрасов­поэт  –  гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чье правдивое слово звало на борьбу со злом, к добру   и   справедливости.   Но   любой   писатель,   поэт   –   это   прежде   всего человек! (о личной жизни Некрасова рассказывает Петрова Оксана)  Мало   кто   знает,   что   у   Некрасова   есть   замечательные   стихи   о   любви. (Прочитает Федорова Ольга)           (Стихотворение, посвященное жене «Зине» прочитает  ……) V.    Вывод. 1)            Определим роль Некрасова в истории русской литературы. Значительное место занимает Некрасов в русской литературе. 2)            Какой же вопрос мучил Некрасова на протяжении всего творчества? Главный вопрос, который мучил Некрасова на протяжении всего творчества, ­ вопрос­сомнение:   насколько   его   поэзия   способна   изменить   окружающую жизнь и получить отклик в крестьянской среде. – Высказывание современника Некрасова. VI.Мини­сочинение.         Что нового я узнала о Некрасове.         Что за человек Н. А. Некрасов? VII. Д/з: стихотворения Некрасова, выразительное чтение. Дополнительный материал: НЕКРАСОВ Николай Алексеевич  28.11 (10.12).1821, местечко Немиров, ныне Винницкой области,— 27.12.1877(8.1.1878), Петербург, русский поэт, литературный  деятель. Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнево (ныне  селе Некрасове) близ Ярославля, в имении отца.  Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь.  В 1832—37 учился в Ярославской гимназии. В 1839 тщетно пытался  поступить в Петербургский университет (в 1839— 1840 считался  вольнослушателем).  Лишённый поддержки отца, вёл жизнь полубездомного столичного  бедняка.  Печатал стихи с 1838.  В 1840 опубликовал сборник ещё незрелых стихов “Мечты и звуки”,  встреченный суровой рецензией В. Г. Белинского и уничтоженный  самим автором. Обладая твёрдым характером, Некрасов дал себе  слово “не умереть на чердаке” и начал энергичную литературно­ журнальную деятельность. “Уму непостижимо, сколько я работал”, — вспоминал он позднее.  Некрасов писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения,  фельетоны.  Его водевили были поставлены на сцене Александринского театра  (под псевдонимом Н.А.Перепельский).  С 1840 начал сотрудничать в театральном журнале “Пантеон ...”, с  1841— в “Литературной газете” и “Отечественных записках”.  В 1842— 1843 сблизился с Белинским и его кружком.  Осознав необходимость покончить с “литературной подёнщиной”  (хотя и в это время были написаны значительные произведения,  например очерк “Петербургские углы”, 1845), Некрасов пережил  перелом, который сам осознал как “поворот к правде”; он примкнул к  натуральной школе. Его стихи наполнились социальным  содержанием (“В дороге”, “Родина”).  В критических статьях и рецензиях, в издательских начинаниях  Некрасов явился соратником Белинского в его борьбе за реализм и  народность русской литературы. Талант Некрасова как редактора и организатора литературных сил  развернулся в “Современнике”; даже в годы политической реакции  после 1848 Некрасов сумел многое сделать, чтобы отстоять  демократическое направление журнала.  В это время были опубликованы романы “ с продолжением” (“Три  страны света”, 1848—49, и “Мёртвое озеро”, 1851, совместно с А. Я.  Панаевой, которая стала женой Некрасова).  При всей неровности письма и налёте мелодраматизма (в главах,  написанных Панаевой) эти романы проникнуты демократическим  настроением. В период общественного подъёма середины 50­х годов Некрасов  поручил руководящую роль в журнале Н.Г. Чернышевскому и Н.А.  Добролюбову.  Твёрдая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке  резкого обострения классовых противоречий ускорила идейное  размежевание внутри редакции.  Некрасов мужественно отказался от сотрудничества с группой  литераторов­либералов, хотя был связан с ними узами старой  дружбы; “...все симпатии его были на стороне Чернышевского”,—  указывал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 84).  Своей энергией, редакторским опытом и тактом, умелой, хотя  изнурительной, борьбой с цензурой Некрасов сделал возможным  появление на страницах журнала яркой революционной  публицистики и критики. Задание 1. Прочитай отрывки из стихотворения Н.А. Некрасова «Родина» (1846). Насколько признание лирического героя соответствует фактам биографии автора? Ответы 1. Мироощущение Н.А. Некрасова характерно для разночинца, интеллигента с его устойчивым комплексом вины перед народом. 2. Отец Н.А. Некрасова был жестоким помещиком, тираном, жизнь проводил в мотовстве, увлекался псовой охотой. 3. Крепостные Некрасовых жили хуже барских псов. 4. Мать Н.А. Некрасова Елена Андреевна в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и на долю крепостной. 5. Н.А. Некрасов понял, что такое любовь и ненависть, увидел и почувствовал несправедливость, когда отец отказал ему в материальной поддержке в Петербурге. Задание 2. Кто из известных писателей, современников Н.А. Некрасова, сотрудничавший с ним в журнале «Современник», поссорился с Н.А. Некрасовым, сказав такие слова, и почему: “Выбирай: я или Добролюбов!”? Что последовало за этим ультиматумом? Ответ. Такой ультиматум поставил И.С. Тургенев Некрасову перед тем, как в «Современнике» была опубликована статья Н.А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?» (по поводу романа «Накануне»). Некрасов не увидел в статье ничего оскорбительного для Тургенева, ничего, из-за чего её стоило бы не печатать. Последовал раскол «Современника». Примирение Тургенева и Некрасова произошло перед самой смертью последнего. Задание 3. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Какой вид тропа (языкового средства) использован поэтом в описании шестилетнего мальчика? Ответ. Эпитет “с ноготок” в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» — литота. Суть этого тропа в преуменьшении какого-либо свойства, явления, в данном случае — роста “мужичка”. 1. Тема назначения поэзии и роли поэта в жизни общества а) «Поэт и гражданин» (1856). Вывод. В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активной борьбы за гражданские убеждения. б) «Муза» (1852). Муза — 1) в греческой мифологии: богиня, покровительница искусств и наук; 2) источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество (переносное значение). Муза — крестьянка, потому что крестьянская тема — среди особо волнующих поэта, с другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Можно считать этот образ ёмкой метафорой: крестьянка — сама поэзия, обречённая в эпоху Некрасова несколько умаливать своё достоинство. в) «Элегия» (1874). Элегия — жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления. 2. Тема родины и народа «Размышления у парадного подъезда…», «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоса», «В полном разгаре…». Вывод. Показывая тяжёлую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжаться не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ “широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”. Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступникам. 3. Тема идеала общественного деятеля а) «Памяти Добролюбова» (1864). В стихотворениях Некрасова появляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине, способен отдать во имя неё жизнь. б) «Памяти приятеля» (1853) — к пятилетию со дня смерти В.Г. Белинского, имя которого в то время находилось под запретом цензуры. в) «В.Г. Белинский» (1855), «Несчастные» (1856) — поэмы, посвящённые В.Г. Белинскому. г) «Сеятелям» (1876). Сеятели — это общественные деятели, народные заступники, которые должны нести в народ семена правды. 4. Сатирические стихотворения а) «Колыбельная песня» (1845) — поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника. б) «Нравственный человек» (1847) — герой сам за себя говорит, а читатель негодует. Поэт к герою тоже относится с издёвкой. Порой сам себя разоблачает, показывает свою подлую душу. 5. Любовная лирика «Мы с тобой бестолковые люди…» (1851). Драматичной была любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюблённые встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают. И в этом “романе” утверждается идеал заботливой, ласковой женщины-подруги, как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки. 1. Ответ на проблемный вопрос урока Учитель. Н.А. Некрасов входит в наше сознание как поэт народный. Иронизируя, дворянские эстеты называли Некрасова мужицким поэтом. Представители революционной демократии, рассматривая его творчество, также считали, что некрасовский патриотизм имеет ярко выраженный классовый характер. А нужно акцентировать внимание на общечеловеческом содержании его творчества. У многих складывается впечатление, что поэт, ненавидя эксплуататоров, всячески превозносил русское крестьянство, безоговорочно любил его, даже идеализировал. Но заслуга Н.А. Некрасова состоит в том, что, высоко оценивая духовные силы народа, стремление к свободе, он решительно обличал те его пороки и недостатки, которые тормозили развитие реформ императора Александра II. Стремление Некрасова пробудить в сердцах униженных и оскорблённых крестьян чувство человеческого достоинства — самая благородная черта его гражданской лирики. Эта идея актуальна и сегодня: к сожалению, приходится отметить, что проявления рабской и раболепной психологии не изжиты нашим обществом. 2. Художественное новаторство Н.А. Некрасова 1. Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления. 2. Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о помещике, который под пьяную руку бивал мужиков, о труде бурлаков и так далее. 3. Новые герои вносят в стихи и новую речь — подчас “грубую”, “неблагозвучную” с точки зрения сторонников “чистого искусства”. 4. Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трёхсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса. 5. Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются. 6. Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнута гражданственностью.

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2018