Предмет: литература.
Класс: 6 класс.
Тема урока Природа в изображении русских поэтов. С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»
Тип урока: интегрированный урок, урок изучения нового материала.
Технологическая карта урока литературы в соответствии с ФГОС. Подходит к учебнику "Русская литература" для 6 класса Зинина Чалмаева. Изд. Просвещение, М, 2017
конкурсный урок по Есенину. литература 6 кл. Черемисова Н.А..doc
Предмет: литература.
Класс: 6 класс.
Тема урока Природа в изображении русских поэтов. С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»
Тип урока: интегрированный урок, урок изучения нового материала.
Цели урока для учителя:
познакомить учащихся
с одним из стихотворений С.А. Есенина, его тематикой и проблематикой;
с историей развития философской темы в поэзии Есенина С.А.; особенностью её отражения поэтом,
совершенствовать умение делать анализ стихотворения,
развивать устную и письменную речь учащихся, расширять кругозор учеников.
дать учащимся понятие сквозная тема в литературе;
научить делать анализ стихотворения;
Цели для учащихся:
узнать историю создания стихотворения С.А.Есенина, особенности развития философской темы в поэзии разных авторов;
уметь формулировать тему, проблему стихотворения;
получить навыки анализа стихотворения;
знать литературоведческие понятия: тема, проблема, элегия, пейзаж, литературный образ;
уметь слушать, контролировать свою речь с точки зрения содержательности, употребления
литературоведческих терминов уметь извлекать из художественного произведения сведения для выполнения заданий;
уметь работать в парах, в группе.
Предполагаемые результаты:
1. личностные:
воспитание чувства патриотизма;
формирование целостного мировоззрения;
развитие навыков познания через художественное произведение;
умение работать в группе, в парах;
освоение правил поведения, ролей и форм в группе;
воспитание толерантности, умения слушать, принимать к рассмотрению другие точки зрения и приходить к общему решению
в речи использовать литературоведческие понятия;
умение отличать элегию от других жанров литературы, находить характерные черты элегии;
умение вычленять из текста необходимую информацию для раскрытия темы и идеи стихотворения;
формирование навыка выразительного чтения;
вопроса;
2. предметные
:
3. метапредметные
:
а) регулятивные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути достижения учебных целей;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности;
умения оценивать результат собственного труда и труда одноклассников.
б) коммуникативные:
умение слушать, осуществлять речевой контроль;
умение оценивать собственную речь с точки зрения содержания и языкового оформления, употребления литературоведческих
терминов;
умение использовать чтение (первичное, просмотровое, изучающее) для решения учебных задач;
определять понятия, создавать обобщения;
развитие речи, умение аргументировать высказывание, иллюстрировать свои суждения примерами из текста;
в) познавательные: умение анализировать литературный объект;
умение выделять ключевые слова, которые необходимы для выполнения задания;
умение работать с разными источниками информации (словарь, документальные источники);
знание истории литературы;
знание фактов биографии поэта.
Оснащение урока:
компьютер,
презентация к уроку,
запись актёрского чтения стихотворений;
портреты С.А. Есенина
аудиозапись песни «Отговорила роща золотая»
стихи С. А. Есенина
краски
словари (на каждой парте) юного литературоведа;
школьные словари (на каждой парте);
раздаточный материал для работы в группах;
таблица для заполнения результатами исследования учащихся.
Формы и методы работы: фронтальная, индивидуальная; выразительное чтение, беседа, рисование.
КОНСПЕКТ УРОКА.
(технологическая карта)
Этап урока
Цели учителя. Цели учащихся Деятельность
учителя
Деятельност
ь учащихся
УУД
личностные
метапредметны
е
предметные 1. Вхождение
в тему и
создание
условий для
осознанного
восприятия
нового текста
получить
информацию о
деятельности на
уроке.
усвоить
сведения об
истории
развития темы
поэта и поэзии в
литературе;
знать, какое
историческое
событие
Отчества легло в
основу басни;
выразительно
прочитать текст
(заранее собрав
нужный
материал из
различных
информационны
х источников)
Подготовить
класс к
восприятию
учебного
материала;
настроить
учащихся на
деятельность
исследовательс
кого характера;
познакомить с
историей
создания
стихотворения,
с событиями,
предшествовав
шими
написанию.
Используется
ИКТ, метод
демонстрации
портретов;
метод
аудирования.
Это… яркий
ковер, сотканный из
верной и нежной
любви поэта
к родной
земле…
В.Ходасевич
1.Вступительное
слово учителя
Сергей
Александрович
Есенин прожил
короткую, но
ослепительно
яркую, как вспышка
молнии, жизнь,
трагически
оборвавшуюся в
тридцать лет. Это
выдающийся
русский поэт,
неповторимый
талант которого
признан всеми.
Поэт знал Россию с
той стороны, с
какой видел её
народ, создал
красочный и
многоликий образ
природы, воспел
высокое чувство
любви.
Большая
Слушают,
настраивают
ся на рабочий
лад
умени
е настроиться
на совместную
работу с
учителем и со
сверстниками
развитие
навыка
познания
через
художествен
ное
произведение
умение
выразительно
читать текст;
знать
историю
литературы.
коммуникативн
ые:
умение
слушать;
осуществлять
речевой
контроль;
оценивать
собственную
речь с точки
зрения её
содержания и
языкового
оформления;
регулятивные:
умение
создать
условия для
успешной
работы. часть произведений
Есенина посвящена
России. Сергей
Есенин родился в
старинном
приокском селе
Константинове,
что около Рязани.
Здесь, на рязанской
земле, отшумело
детство поэта,
прошла его юность,
здесь он написал
свои первые стихи.
И костер зари, и
плеск волны, и
серебристая луна, и
необъятная
небесная синь, и
голубая гладь озер
— вся красота
родного края с
годами отлилась в
стихи, полные
любви к русской
земле:
О Русь —
малиновое поле
И синь, упавшая в
реку.
Люблю до
радости и боли
Твою озерную
тоску. Актуализация
целей урока.
подвести
учащихся к
пониманию
необходимости
изучения
данного
материала; к
самостоятельно
сти
формулировки
целей урока.
сформулировать
цели урока;
определить
учебную задачу;
понять
значимость
данного
учебного
материала.
метод
проблемного
вопроса,
словесный
метод (беседа)
Формулируют
цели урока,
определяют
учебные
задачи,
актуализирую
т знания.
Фронтальный опрос.
Какие стихи С.
Есенина вы знаете?
Чем они вас
привлекают?
Прочитайте любимое
стихотворение С.
Есенина о природе.
Чем близко вам
есенинское
понимание красоты
русской природы?
Назовите уже
известные вам
изобразительно –
выразительные
средства языка.
Зачем поэты
используют их в
своих
стихотворениях?
На сегодняшнем
уроке мы будем
умение видеть
связь истории
Отечества с
литературным
процессом;
находить в
литературном
произведении
отклик на
исторические
события.
целеполагани
е;
умение
самостоятель
но определять
учебную
задачу,
планировать и
осуществлять
понимание
актуальности
данного
учебного
материала;
воспитание
чувства
патриотизма;
формировани
е целостного
мировоззрени
я;
волевая
мобилизация
мыслительной
деятельности
для
коммуникативн
ые:
умение
участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем;
умение
совместно с
учителем и
сверстниками
определять тему,
цели урока;
умение самому
себе ставить
вопросы.
познавательные
:
умение
анализировать
литературный
объект односложного
ответа на
поставленный
учителем
вопрос.
анализировать
стихотворение С. А.
Есенина
«Отговорила роща
золотая», и если
будем внимательны
к слову, то увидим
русскую природу
такой, какой её
видел и любил
великий русский
поэт. В этом
стихотворении
поэт создает
яркий, красочный и
многоцветный мир
природы,
наполненный
переливами цветов
и изысканных
оттенков. Как и все
стихотворения
Есенина, это
произведение
производит
неизгладимое
впечатление и
поражает
прелестью
самобытности и
неповторимости. О
нём можно сказать
словами критика
В.Ходасевича: 2.
Погружение в
текст
(практикум)
а) Первичное
чтение текста
(в исполнении
мастера слова)
”Это… яркий
ковер, сотканный из
верной и нежной
любви поэта к
родной земле…”
Выразительное
чтение
стихотворения
«Отговорила роща
золотая» учителем
или с
использованием
аудиозаписи.
1.О чём это
стихотворение?
Какова его тема?.
Возьмите краски и
бумагу и попробуйте
с помощью красок –
цветов выразить на
бумаге настроение,
заключённое в этом
стихотворении.
Обсуждение
рисунков.
Какие цвета вы
использовали на
своих рисунках?
Откуда среди
вспомнить
определения
литературоведче
ских понятий:
тема,
проблема,
литературный
герой;
узнать,
любимые цвета
Есенина.
закрепить
умение
учащихся
разграничивать
басню как
литературный
жанр от других
жанров
искусства
слова;
повторить
термины тема,
проблема,
литературный
герой,
познакомить
учащихся с
текстом
стихотворения
;
дать понятие
цветопись;
закрепить
умение
самостоятель
но определять
учебную
задачу,
планировать и
осуществлять;
развитие
навыка
познание
через
художественн
ое
произведение;
волевая
мобилизация
мыслительной
деятельности
для
односложного
ответа на
поставленный
учителем
вопрос.
познавательные
:
осмысленное
прослушивание
текста;
осмысленное
извлечение из
текста основной
и
второстепенной
информации
умение
определять жанр
литературы;
умение находить
признаки
определённого
жанра;
умение
применять на
практике
теоретические
знания.
умение
формулировать
литературоведче
ские понятия;
умение
использовать
литературоведче
ские понятия в
речи;
умение
применять на
практике
теоретические
знания.
познавательные
:
выдвижение
гипотез и их
обоснование;
умение
анализировать
литературный
объект;
работа со
Ответ
ученика: это
стихотворение
о русской
природе, об
осени, о
красоте её
красок
(жёлтый,
красный,
голубой,
серый,
чёрный) научиться
находить в
тексте
аллегорию,
.
умение
учащихся
находитьформа
льные элементы
текста в
стихотворении;
дать
учащимся
образец
выразительно
прочтения
стиха;
научить
учащихся
работать в
парах со
словарём и в
группах
выполнять
задания.
Метод
демонстрации
при помощи
ИКТ
(презентация),
словесный
метод
разноцветья красок
осени взялись в
стихотворении серые
и чёрные тона?
Каково же
настроение
стихотворения и
почему именно
такое?
Анализ
стихотворения.
Уточним тему
стихотворения.
Чем интересна
(Ответ
ученика:
среди
разноцветных
красок
образовалось
чёрно – серое
пятно, т. к. в
середине
стихотворени
я речь идёт об
одиночестве.)
(Ответ
ученика:
настроение
стихотворени
я грустное,
это связано с
внутренним
состоянием
лирического
героя.)
(Ответ
ученика: в
стихотворени
и изображены
два мира: мир
природы и
мир
определение
последова
тельности
действий.
словарём
коммуникативн
ые:
умение
интегрироваться
в группу
сверстников и
строить
продуктивное
взаимодействие;
воспитание
толерантности;
умение
выслушивать
чужое мнение.
познавательные
:
умение выделять
необходимую
информацию
(толковый
словарь);
умение
анализировать
литературный
объект
познавательные
:
умение выделять
умение
вдумчивого
чтения;
умение
оперировать
литературоведчи
скими
понятиями;
умение
применять на
практике
теоретические
знания.
б) вторичное
чтение (рассказ),
наблюдение,
аудирование,
работа со
словарём,
метод чтения
(первичного,
углублённого,
выборочного)
метод работы
с учебной
информацией
(словарь)
композиция
стихотворения?
Что вы можете
сказать о
лирическом герое
необходимую
информацию
(толковый
словарь);
умение
анализировать
литературный
объект
человека).
(Ответ
ученика:
читая
стихотворение
, я вижу
портрет
лирического
героя, а
вокруг него
как будто
рамка из
разноцветных
осенних
листьев и
кистей
рябины.
Стихотворени
е начинается и
заканчивается
картинами
природы, а в
середине –
раздумья
героя. Это
кольцевая
композиция.)
(Ответ
ученика:
умение
самостоятель
но определять
учебную
задачу,
планировать и
осуществлять стихотворения?
лирический
герой уже
немолодой
человек. На
его глазах
происходит
осеннее
увядание
природы. Он
видит, что
“отговорила
роща”, что
“журавли
печально”
улетают, он
восхищается
“широким
месяцем над
голубым
прудом”,
“костром
рябины
красной”. Он
ощущает себя
неотъемлемой
частью
природы,
относится к
ней как к
метод работы
с учебной
информацией;
метод чтения
(вторичного) Почему поэт рисует
своего лирического
героя, его грусть
именно на фоне
картин осенней
природы?
матери,
природа
видится ему
Божественны
м храмом. Он
очень одинок,
он грустит о
прошлом, но
ни о чём не
жалеет.)
(Ответ
ученика:
после осени
наступит
зима, природа
погрузится в
сон, как бы
умрёт, ветер
сорвёт с
деревьев
золотые
листья, ветки
станут
голыми,
поэтому на
душе
становится
грустно;
грустит и
умение
самостоятель
но определять
учебную Какова основная
идея стихотворения?
задачу,
планировать и
осуществлять
лирический
герой,
оглядываясь
на прожитые
годы, он
одинок, он
грустит…
Состояние
природы
отражает
состояние
души
лирического
героя.)
(Ответ
ученика: через
образы
природы
(“роща” —
это вся жизнь
героя, его
судьба;
юность
“души
сиреневая
цветь”,
старость —
кисти рябины)
поэт передаёт гармоничное,
спокойное
восприятие
жизни:
молодость
безвозвратно
прошла, пути
в прошлое
нет, и каждый
человек
когданибудь
покинет этот
мир, как
когдато в
него пришёл,
но он ни о чём
не жалеет.
«Каждый в
мире
странник», но
мир при этом
не умирает,
трава «от
желтизны не
пропадёт»,
«не обгорят
рябиновые
кисти».)
Какие тропы
использует поэт, чтобы изобразить
мир природы?
(Ответы учеников: в
стихотворении много
олицетворений
(отговорила роща,
журавли не
жалеют, ветер
относит, грезит
конопляник, ветер
относит, дерево
роняет листья,
время сгребёт).
Олицетворения
оживляют природу.
Все неживые
предметы
одушевлены. Они
мечтают, жалеют,
роняют, как человек,
т. е. природа и
человек связаны
между собой.
В стихотворении
много эпитетов
(роща золотая,
березовым,
весёлым языком,
печально пролетая, равнины
голой, весёлая
юность,
растраченные
годы, милым
языком, грустные
слова…) Эпитеты
помогают точнее
представить пейзаж,
расширяют наше
представление о
предмете, помогают
понять авторское
отношение к
предмету. Эти
эпитеты действуют
на наше
воображение,
придают
стихотворению
большую
выразительность.
В стихотворении
есть метафоры:
отговорила роща…
языком, души
сиреневую цветь,
горит костер
рябины, не обгорят рябиновые кисти,
разметая ветром
их (слова), время
сгребёт и
разметает, не
пропадёт трава.
Поэт использует и
сравнение: «Как
дерево роняет
тихо листья, Так
я роняю грустные
слова». Т. е.
лирический герой
чувствует себя
частью природы,
сравнивает себя с
деревом.)
А теперь снова
возьмём краски –
цвета и изобразим
настроение
стихотворения,
только уберём из
него тропы. Какая
цветовая гамма
получилась теперь?
Какова же роль
тропов в
стихотворении? (
Какой размер
помогает поэту
передать ритм и
настроение
стихотворения?
Определим размер.
(От – го/ – во – ри`/ –
ла ро`/ – ща зо/ – ло
–та`/ я (5 –
стопный ямб)
Какую рифму и
какой способ
рифмовки
использует поэт?
(перекрёстный
способ рифмовки,
женская и мужская
рифмы)
Чем примечательны
1 и 4 стопы?
(Ответ ученика: в
них использованы
пиррихии:
(От – го/ – во – ри`/ –
ла ро`/ – ща зо/ – ло
–та`/ я ).
пиррихий
пиррихий Какова роль
пиррихиев в этом
стихотворении?
(Ответ ученика:
пиррихии
использованы, чтобы
придать
стихотворению
плавность,
напевность,
мелодичность.)
Стихотворение
С. А. Есенина
действительно очень
напевно и
мелодично, не
случайно
композитор
Григорий
Пономаренко написал
к нему музыку.
Получился
изумительный романс.
Послушаем его.
I.
Выводы.
Каково ваше
впечатление от
прочитанного
стихотворения?
Чему вы научились
на сегодняшнем
в) составление
макета для
ответа,
таблицы,
кластера или
другой формы
логический
метод (анализ,
синтез,
сравнение,
аналогия,
Работают в
группах
умение
самостоятель
но определять
учебную
задачу,
планировать и
осуществлять
коммуникативн
ые:
умение работать
в группе
сверстников;
умение слушать
формирование
умения выделять
тему и идею
путём
наблюдения за
лексикой и
синтаксисом представления
ответа
обобщение,
вывод),
уроке?
Своими стихами
поэт как бы
говорит нам:
остановитесь хотя
бы на мгновенье,
посмотрите на
окружающий вас
мир красоты,
послушайте шелест
луговых трав, песню
ветра, голос речной
волны, посмотрите
на утреннюю зарю,
предвещающую
рождение нового
дня, на звёздное
ночное небо. Живые
картины природы в
стихах Сергея
Есенина не только
учат любить
красоту родной
природы, они
закладывают
нравственные
основы нашего
характера, делают
нас добрее, мудрее.
Ведь человек,
умеющий ценить
земную красоту,
уже не сможет
противопоставить
стихотворения
умение находить
в тексте
необходимую
информацию,
обобщать её;
умение
определять
средства
художественной
выразительности
;
и вступать в
диалог;
умение
участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем и
принятии
единого
решения;
умение
перерабатывать,
систематизирова
ть информацию и
предъявлять её
разными
способовами.
познавательные
:
умение
самостоятельно
ставить
познавательную
задачу;
осмысленно
читать,
умение из текста
вычленять
нужную
информацию;
умение
разграничивать
главную от себя ей.
второстепенной
информации;
выполнений
логических
операций:
сравнение,
анализ, синтез,
подведение под
понятие.
коммуникативн
ые:
умение слушать,
размышлять,
участвовать в
коллективном
обсуждении;
осуществлять
речевой
контроль;
оценивать
собственную
речь с точки
зрения её
содержания и
языкового
оформления;
умение
аналитически
работать с
текстом,
умение
вычленять
цитатный
материал.
умение
определять
авторскую точку
зрения,
отношение
автора к его
героям;
умение
аргументировать
свой ответ
умение в
заданной речевой
форме строить
свои
высказывания;
умение
Отвечают по
таблицам или
листам,
презентуя
минипроекты
(связный
ответ по
образцу)
умение
самостоятель
но определять
учебную
задачу,
планировать и
осуществлять;
волевая
мобилизация
мыслительной
деятельности
для
односложного
ответа на
поставленный
учителем
вопрос.
умение
самостоятель
но определять
учебную
задачу,
планировать и
уметь отвечать
на поставленные
учителем
вопросы,
используя в речи
литературоведче
ские понятия;
находить
цитатный
материал в
тексте;
уметь
выразительно
читать.
4.
Проверка
полученных
результатов.
а) работа с
текстом
б)
выразительное
чтение
проверить
уровень
осмысления
учащимися
содержания;
проверить
умение
находить
цитатный
материал,
аргументирован
о отвечать на
вопрос,
используя в
речи
литературоведч
еские понятия;
в) рассказ по
вопросам
проверить
умение
учащихся осуществлять
умение
самостоятель
но определять
учебную
задачу,
планировать и
осуществлять
применять на
практике
теоретические
знания.
умение читать
выразительно,
соблюдая паузы,
ставя логическое
ударение,
передавая
голосом тему и
идею
произведения
выразительно
читать.
методы
направляющи
х вопросов,
самостоятельн
ая работа с
литературным
источником
репродуктивн
ый метод
(рассказ по
образцу)
закрепить
полученные на
данном уроке
знания и
умения
учащихся
репродуктивн
ый метод
(чтение
наизусть,
письменная
работа по
образцу)
Домашнее
задание.
Напишите
сочинение –
анализ
стихотворения С.
А. Есенина
«Отговорила
роща золотая».
Примерный план:
Что это за
стихотворение
(автор, название)
и какова его
тема?
Настроение
5. Домашнее
задание. стихотворения.
Как выражается
настроение в
стихотворении?
Как оно
построено
(композиция
стихотворения).
Как звучит
стихотворение?
(Размер, ритм,
длина строк,
наличие или
отсутствие
рифмы.)
Какие приёмы
использует
автор?
(Метафора,
эпитет,
олицетворение,
сравнение,
цветопись,
повторы…)
Каким
представляется
мне лирический
герой этого
стихотворения?
Какие мысли и
чувства автор
хотел донести до
читателя?
Ассоциации, 6.Рефлексия.
которые
вызывают образы,
созданные
поэтом.
Личное
впечатление от
стихотворения.
понять, что
усвоено на
уроке,
какие
проблемы
возникли в ходе
урока;
что было
интересного на
уроке,
поучительного.
Понять, что
усвоено
учащимися,
с какими
трудностями в
изучении
нового
материала они
столкнулись,
как они
выходили из
трудных
ситуаций.
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Конкурсный урок по творчеству С.А.Есенина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.