Журналистика в годы Великой Отечественной войны (на примере газеты «Красная звезда»)
Оценка 5

Журналистика в годы Великой Отечественной войны (на примере газеты «Красная звезда»)

Оценка 5
doc
02.02.2023
Журналистика в годы Великой Отечественной войны (на примере газеты «Красная звезда»)
Журналистика в годы Великой Отечественной войны (на примере газеты «Красная звезда»).doc

 

 

 

 

Журналистика

годы Великой Отечественной войны

(на примере газеты «Красная звезда»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.  ВЕДУЩАЯ ФРОНТОВАЯ ГАЗЕТА «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА»….4

1.1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ТЕМАТИКА И ОСОБЕННОСТИ…..…………...4       

1.2 ЧТО ПИСАЛА «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» О ПОБЕДЕ.......................................5

ГЛАВА 2. ПУБЛИЦИСТ ГАЗЕТЫ «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» КОНСТАНТИН СИМОНОВ……………………………………………………………………….10

2.1 тРУДЫ И ДНИ………………………………………………………………10

2.2 Константин Симонов – публицист фронтовой газеты...12

Заключение………………………………………………………………….17

Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Великая Отечественная война явилась, пожалуй, самым трудным испытанием для Советского государства. С первых дней она стала всенародной борьбой за свободу и независимость нашего народа, который и внес решающий вклад в разгром фашистских агрессоров. Длившаяся почти четыре года война увенчалась величайшей в истории человечества победой, в достижении которой невозможно приуменьшить и роль советских журналистов. Наряду солдатами, работники газет и радио, операторы кинохроники тоже находились на передовой - свежие новости с фронта для охваченной огнём страны были сродни глотку свежего воздуха. В то время, как бойцы боролись с немецкими захватчиками при помощи орудий, журналисты ковали победу идеологическую, воодушевляя тех, кто остался в тылу, поднимая боевой дух солдат на передовой.

Объектом исследования в моей работе является фронтовая газета «Красная звезда» в годы Великой Отечественной войны, предметом исследования -  публикации Константина Симонова, как одного из ведущих публицистов газеты.

Цель работы – изучение творчества Константина Симонова в газете «Красная звезда» в период Великой Отечественной войны.

Задачи:

- Рассмотреть историю создания и особенности фронтовой газеты «Красная звезда»

-Ознакомиться с публицистическим творчеством К.М. Симонова на страницах газеты «Красная звезда».

Тема победы в Великой Отечественной войне всегда является актуальной, ибо подвиг, который совершили наши бабушки и дедушки, никогда не должен быть забыт. 

 

 

ГЛАВА 1.  ВЕДУЩАЯ ФРОНТОВАЯ ГАЗЕТА «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА»

 

1.1.          История создания, тематика и особенности

 

Свою историю «Красная звезда» начинает задолго до начала Великой Отечественной войны. 

Первый номер центральной военной газеты вышел в Москве 1 января 1924 г. Редакторами газеты были крупные деятели советского государства: В. А. Антонов-Овсеенко, А. С. Бубнов, С. С. Каменев, В. П. Полонский и Я. А. Яковлев. Начальник Политуправления Реввоенсовета Республики В. А. Антонов-Овсеенко — один из основателей центральной военной газеты — персонально в качестве ответственного редактора «Красную звезду» не подписывал, но его перу принадлежит обращение «К нашим читателям», опубликованное в первом номере: «Мы приступаем к изданию центральной военной газеты в полном сознании всей ответственности и трудности этого дела. Наша газета должна стать лабораторией военной мысли всей Красной Армии и флота»[1].

Ежедневное издание сразу приобрело популярность, как среди военных, так и среди гражданского населения. В первые годы своего существования «Красная звезда» внесла значительный вклад в разъяснение сути и целей военной реформы 1924-1925 гг., принципов коренной реорганизации войск и сил флота.

Но особенный авторитет в армии и стране «Красная звезда» обрела в годы Великой Отечественной войны, внеся существенный вклад в разработку и освещение вопросов тактики, оперативного искусства, использования родов войск в различной обстановке, а также в предоставление офицерским кадрам конкретного боевого опыта. На страницах газеты постоянно публиковались материалы о массовом героизме защитников Отечества на фронте и в тылу. Каждый номер был полон стремления вселить в читателей уверенность в победе над врагом, поднять  боевой дух воинов, вдохновить их на подвиги. Корреспонденты газеты постоянно находились в местах решающих событий, 17 из них  погибли, выполняя редакционные задания. В «Красной звезде» военных лет работали такие известные писатели как М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, В.В. Вишневский, И.Г. Эренбург, К.М. Симонов, П.А. Павленко, В.Л. Василевская, А.А. Сурков и другие. 

За время своего существования газета «Красная звезда» была награждена орденами Красной Звезды (1933 г.) и Красного Знамени (1945 г.), орденом Ленина (1965 г.) и орденом Октябрьской Революции (1974 г.).

Главный печатный орган Министерства обороны Российской Федерации (до 1991 г. —  Министерства обороны СССР) по сей день продолжает обеспечивать единое информационное поле не только для Вооруженных Сил, но и для Пограничных, Внутренних, Железнодорожных войск, войсковых формирований других государственных силовых ведомств. Газета публикует материалы о деятельности российских воинов в районах локальных военных конфликтов, о конверсии на оборонных предприятиях, о проблемах сохранения потенциала отечественного военно-промышленного комплекса.

В настоящее время помимо традиционного печатного издания готовится также ежедневная электронная версия газеты на сайте - www.redstar.ru.

 

1.2 Что писала «Красная звезда» о победе?

 

Ночью 9 мая 1945 года вся страна услышала торжественный голос Юрия Левитана: «8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена. Германия полностью разгромлена. Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, сержанты, старшины, офицеры армии и флота, генералы, адмиралы и маршалы, поздравляю вас с победоносным завершением Великой Отечественной войны. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!»[2].

Очевидцы говорят, что такого ликования страна ни до этого дня, ни после него не знала. Уже к 3 часам ночи Москва бурлила, улицы и площади были заполнены народом, люди плакали и смеялись от счастья, пели песни и качали всех попадающихся по пути военнослужащих. Весь день проехать по столице было практически невозможно, а вечером небо над Москвой озарилось салютом.

Этот день сохранили для нас кадры кино - и фотохроники, а также газеты, вышедшие 10 мая, с описаниями всенародного торжества, захлестнувшего страну «от Москвы до самых до окраин». Естественно, что в газетах главное место отводилось официальным документам и текстам выступлений руководителей стран антигитлеровской коалиции, но были и статьи журналистов, которые постарались отразить все, что происходило в этот день и на улицах городов и сел, и в душах людей, выстоявших в тяжелейшей войне.
Давайте и мы посмотрим, что писала газета «Красная звезда» 10 мая 1945 года о первом праздновании Дня Победы. Интересно, что над названием газеты все-то стоит лозунг «Смерть немецким оккупантам!». Первая страница лаконична: три крупных портрета и тексты Обращения тов. И.В. Сталина к народу, Выступления Премьер-Министра Великобритании У. Черчилля, Заявления Президента США Г. Трумэна. Заявление Сталина немногословно. После короткого изложения событий, связанных с подписанием Акта о капитуляции, Верховный Главнокомандующий с полным основанием заявляет, «что наступил исторический день окончательного разгрома Германии, день великой Победы нашего народа над Германским империализмом. Великие жертвы, принесенные нами во имя свободы и независимости нашей Родины, неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, напряженный труд в тылу и на фронте, отданный на алтарь Отечества, – не прошли даром и увенчались полной победой над врагом»[3].

В тексте выступления Черчилля 8 мая по радио есть интересная фраза: «Сегодняшний день мы, вероятно, будем думать главным образом о самих себе. Завтра мы воздадим особую хвалу нашим русским товарищам, чья доблесть на поле боя явилась одним из великих вкладов в общую победу»[4]. Эти слова нелишне напомнить тем, кто в наши дни пытается умалить вклад Советского Союза в общую победу.

Трумэн в своем заявлении, с которым он выступил по радио тоже 8 мая, основной упор делает на то, что для США война еще не закончилась: «Победа достигнута на Западе, и она в настоящее время должна быть достигнута на Востоке. Весь мир должен быть очищен от зла, от которого освобождена половина мира»[5].

Наверное, чтобы отдать дань уважения Рузвельту, не дожившему до дня Победы, на первой полосе поместили фотографию, сделанную на Тегеранской конференции в 1943 году. Обратите внимание, как удачно фотограф поймал момент – Рузвельт и Черчилль сидят, повернувшись в сторону Сталина.

На второй странице газета разместила два приказа Верховного Главнокомандующего. Один – о том, что 9 мая в 4 часа утра освобождена столица Чехословакии Прага. Второй – победный, в котором отмечается, что «Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена»[6].

Нижнюю треть страницы заняли фотографии всех советских боевых маршалов, а также генерала Эйзенхауэра и фельдмаршалов Монтгомери и Александера. Здесь же тексты выступлений по французскому радио генерала де Голля и по московскому Клементины Черчилль, озвучившей послание от английского премьер-министра Маршалу Сталину, Красной Армии и советскому народу.

Третью страницу открывают фотографии главных маршалов и маршалов родов войск. Символично, что уже 9 мая был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об учреждении медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», который публикует газета. Любопытна оперативная сводка Советского Информбюро за 9 мая. Из неё видно, что в ряде мест фашисты продолжали оказывать яростное сопротивление, но большинство фронтов серьезных боев уже не вело, а продолжало закреплять территории, выходило на соединение с союзниками и в массовом порядке принимало сдающихся в плен.

Несомненный интерес вызывают фотографии, сделанные во время подписания Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.

В газете не обошлось и без славословия Сталину. Алексей Сурков в стихотворении «Вождь» связывает с его именем победу в войне:

«Мы побеждали смерть не раз.

 Был трудный путь к победе крут.

Потомки сталинцами нас

За этот подвиг назовут»[7].

Не удержался и Николай Тихонов, закончив статью «Победа, какой не знал мир» характерным восклицанием: «Великому Сталину – великая благодарность народа и трижды хвала и слава!»[8]. Да и другие статьи не обходятся без упоминания «Великого вождя», это яркая примета того времени.

Четвертая страница газеты открывается большой фотографией праздничного салюта. Интересна статья «Огни счастья», в которой описывается как в проведении праздничного салюта участвовала авиация. Оказывается, небо расцвечивали не только артиллерийские залпы, с 22 часов над столицей кружили несколько авиаполков, летчики которых «нажимали на курки ракетниц, из которых вылетали и рассыпались в небе Москвы тысячи разноцветных шаров, сказочный водопад огней счастья, ликования, победы, всенародного торжества»[9]. Корреспондент был в этом полете, тем любопытнее его наблюдения: «Самолеты шли между стройными рядами зеленоватых лучей прожекторов. Словно рычаги, упиравшиеся в небо, медленно и величаво качались эти изумрудные лучи, создавая из кабины самолета впечатление полета в каком-то подводном царстве»[10].

Подлинный интерес вызывает статья «Москва празднует победу». В ней много любопытных деталей: это и описание того, как люди, взявшись за руки, единым потоком двигались по улицам; как разгоряченная молодежь почти час качала Героя Советского Союза Павла Бублия, прибывшего в столицу лишь накануне; как центральные площади столицы превратились в одну гигантскую эстраду, на которой выступали сотни артистов; как напротив американского посольства собравшиеся провозглашали здравицы в честь союзников, а с балкона посольства отвечали здравицами в честь Красной Армии и Маршала Сталина. На этой странице нашли место и для «Обращения английского короля к английскому народу в день победы», и для короткой информации о пленении 9 мая частями 7-й американской армии Геринга и Кессельринга, и для сводок с войны на Тихом океане. Заинтересуют и материалы с конференции в Сан-Франциско, где в эти дни «рождалась» Организация Объединенных Наций.

Пожелтевшие, ломкие страницы старой газеты позволяют и в наши дни лучше понять и почувствовать, как этот день стал праздником Великой Победы.

 

ГЛАВА 2. ПУБЛИЦИСТ ГАЗЕТЫ «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» КОНСТАНТИН СИМОНОВ

 

2.1 Труды и дни

 

Константин Симонов родился 28 ноября (по старому стилю - 15 ноября) 1915 в Петрограде. Детские годы прошли в Рязани и Саратове. «… Детство провёл в Рязани и Саратове. Моя мать работала то машинисткой, то делопроизводителем, а отчим, в прошлом участник японской и германской войн, был преподавателем тактики в военном училище», - рассказывает Симонов в своей автобиографии, - «наша семья жила в командирских общежитиях. Военный быт окружал меня, соседями были тоже военные, да и сама жизнь училища проходила на моих глазах. За окнами, на плацу, производились утренние и вечерние поверки. Мать участвовала вместе с другими командирскими жёнами в разных комиссиях содействия; приходившие к родителям гости чаще всего вели разговоры о службе, об армии. Два раза в месяц я, вместе с другими ребятами, ходил на продсклад получать командирское довольствие.

Так как и отец и мать были люди служащие, в доме существовало разделение труда. Лет с шести-семи на меня были возложены посильные, постепенно возраставшие обязанности. Я вытирал пыль, мёл пол, помогал мыть посуду, чистил картошку, следил за керосинкой, если мать не успевала - ходил за хлебом и молоком. Времени, когда за меня стелили постель или помогали мне одеваться, - не помню»[11].

В 1930, после окончания семилетки в Саратове, пошел учиться на токаря. В 1931 вместе с семьей отчима переехал в Москву. Окончив фабзавуч точной механики, Константин Симонов идет работать на авиационный завод, на котором работал до 1935. «Были две серьёзные причины, побудившие меня поступить именно так, а не иначе», - вспоминает Константин Симонов, «первая и главная - пятилетка, только что построенный недалеко от нас, в Сталинграде, тракторный завод и общая атмосфера романтики строительства, захватившая меня уже в шестом классе школы. Вторая причина - желание самостоятельно зарабатывать. Мы жили туго, в обрез, и тридцать семь рублей в получку, которые я стал приносить на второй год фабзавуча, были существенным вкладом в наш семейный бюджет»[12].

В эти же годы начинает писать стихи. «Стихи нравились моим родным и товарищам по работе, но я сам не придавал им серьёзного значения». – Пишет Константин Михайлович.

Учился в Московском институте философии, литературы и истории им. Н.Г. Чернышевского (МИФЛИ), затем - в Литературном институте им. М.Горького, который окончил в 1938. В 1938 был назначен редактором "Литературной газеты". После окончания Литературного института поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 Константин Симонов был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся. «После Халхин-Гола, во время финской войны, окончил двухмесячные курсы военных корреспондентов при Академии имени Фрунзе. Но на фронт не попал - война уже кончилась», - пишет  Симонов. - «В 1940 году я написал первую свою пьесу - «История одной любви», в конце этого же года поставленную на сцене Театра имени Ленинского комсомола. А вслед за этим написал и вторую - «Парень из нашего города», поставленную в том же театре уже в канун войны»[13].

С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газеты «Красная Звезда», где проработал с 20 июля 1941 года до осени  1946 года. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

«Большая часть моих корреспонденций, печатавшихся в годы войны в «Красной звезде», «Известиях» и «Правде», составила четыре книги «От Чёрного до Баренцева моря», книги «Югославская тетрадь» и «Письма из Чехословакии», многое осталось только в газетах. В годы войны я написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи» (1943—1944) и две книги стихов - «С тобой и без тебя» и «Война», а сразу после войны пьесу - «Под каштанами Праги».Почти весь материал - для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных - мне дала работа корреспондентом на фронте»[14]. – рассказывает Симонов.

Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.

 

2.2 Константин Симонов – публицист фронтовой газеты

 

В первый месяц войны Константин Симонов работал во фронтовой газете Западного фронта «Красноармейская правда», а затем, с июля 41-го до осени 46-го служил военным корреспондентом «Красной Звезды».

Константин Симонов через свои очерки, стихи и военную прозу показал увиденное и пережитое как им самим, так и тысячами других участников войны. Он проделал гигантскую работу по изучению и глубокому осмысливанию опыта войны именно с этой точки зрения. Он не приукрашивал войну, ярко и образно показал ее суровый лик. Уникальны с точки зрения правдивого воспроизведения войны фронтовые записки Симонова: «Немецкие самолеты бреющим полетом, волна за волной шли над нашими головами. Они бомбили и обстреливали нас с рассвета до заката, а впереди громыхала артиллерия»[15].

Задача Симонова как военного корреспондента – показать дух Армии, вот почему его произведения строятся на детальном описании того, что приходилось переживать и солдатам, и офицерам на фронтовых дорогах: «Произошла гораздо более важная вещь, чем взятие десяти или двадцати населенных пунктов. Произошел гигантский перелом в психологии наших войск.  Армия научилась побеждать. И даже тогда, когда ее полки находятся в трудных условиях, когда чаша военных весов готова заколебаться, они все равно сейчас чувствуют себя победителями, продолжают наступать»[16].
Иногда Константина Михайловича обвиняли в некоторой поспешности и даже в авангардизме. Говоря о Симонове как военном корреспонденте, мы можем увидеть, что его литературная оперативность определялась стремлением жить одной жизнью с народом и его армией, быть не только писателем, но и активным участником происходящих событий. В первый период Великой отечественной войны – с июня 1941 года до ноября 1942 года – Симонов стремился широко показать русского человека на войне, охватить как можно большее количество событий, посетить различные участки фронта, изобразить в своих очерках и художественных произведениях представителей разнообразных военных профессий, подчеркнуть трудности обычной фронтовой обстановки: «И все-таки нашелся человек, который сплотил всех, кто был тут, и поставил на свои, нужные места. Душой и сердцем людей, собравшихся в лесу под Борисовом, оказался маленький полковник, ехавший со мной в поезде. Им первым были произнесены здесь слова: «Занять оборону!». Он первый собрал вокруг себя старших командиров, подсчитал оружие, разбил людей на роты и взводы, и люди почувствовали себя войском»[17].

Как раньше, так и теперь всякий писатель-патриот не может не понимать, что нельзя стоять в стороне от решения важнейших задач, связанных с безопасностью нашей Родины. В свете этого так называемый авангардизм Симонова может служить лишь хорошим примером. И вопрос этот не чисто литературный, а вопрос весьма значимый как в общественном, так и государственном отношении.

Излюбленный жанр военного корреспондента Симонова – очерк. Его статьи, в сущности, представляют собой ряд очерковых зарисовок, связанных публицистическими или лирическими отступлениями. В сущности, в дни войны Константин Симонов впервые выступает как прозаик, но стремление писателя расширить жанры, в которых он работал, найти новые более яркие

и доходчивые формы подачи материала очень скоро позволили ему выработать свой индивидуальный почерк.

В очерках К. Симонова, как правило, находит отражение того, что он видел своими глазами, что сам пережил, или судьба другого конкретного человека, с которым свела автора война. Его статьи и очерки насыщены реальными фактами, они всегда жизненно-правдивы. Говоря о К. Симонове, участники войны, которым приходилось встречаться с К. Симоновым в военные годы, отмечали в своих воспоминаниях его умение разговаривать с людьми – откровенно и доверительно. Когда очерки К. Симонова строились на материале беседы с участниками боя, они фактически превращались в диалог между автором и героем, который прерывается авторским повествованием («Солдатская слава», «Честь командира»): «…Мы сидим с Семеном Школенко на сухой степной земле, и такой же сухой, как эта земля, степной ветер обдувает его загорелое спокойное лицо и выгоревшие русые волосы. Я спрашиваю его, как это было.  - Как это было? - повторяет он задумчиво и смотрит далеко в степь, вспоминая. И вдруг, словно желая мне сказать, что его подвиг родился не вчера, а давно, что он был задуман всей его жизнью, неторопливо начинает вспоминать эту жизнь…»[18].

В его очерках всегда присутствует повествовательный сюжет, и зачастую очерки его напоминают новеллу. В них можно найти психологический портрет Героя – обыкновенного солдата или офицера переднего края, отражены жизненные обстоятельства, сформировавшие характер этого человека, подробно описывается бой, в котором участвует герой.

Л. Лазарев, автор нескольких литературно-критических книг о К. Симонове, пишет о нём, как одном из самых отважных и легких на подъем фронтовых корреспондентов «Красной звезды»: «Положение военного корреспондента, да еще такого активного, деятельного и наблюдательного, как Симонов, создавало широкие возможности для того, чтобы видеть войну на разных участках или направлениях, вдумываться во внутренние переживания людей и глубоко по-человечески осмысливать все происходящее. Во время боев в Крыму он был в цепях контратакующих пехотинцев, участвовал в боевом походе подводной лодки, минировавшей румынский порт. На далеком Севере вместе с разведчиками высаживается в тылу врага. Приходилось ему бывать и среди защитников Одессы, Сталинграда, у югославских партизан, в передовых частях: во время Курской битвы, Белорусской операции, в завершающих операциях по освобождению Чехословакии, Польши и взятию Берлина. Был на первом процессе военных преступников в Харькове и в только что освобожденном, невообразимо страшном Освенциме и во многих других местах, где происходили решающие события»[19].

В военной печати К. Симонов зарекомендовал себя первоклассным журналистом, мастером боевых очерков, корреспондентом с ведущего края. В «Красной звезде» он занял одно из ведущих мест.

Особое место в очерках К. Симонова занимает тема дружбы, разрабатываемая автором в нескольких планах. В ряде очерков мы читаем о дружбе личной, о солдатской выручке и взаимной поддержке в бою, в других – о дружбе советских людей с народами других стран. Рассказывая о фронте и фронтовиках, К. Симонов отмечает то особенно развитое чувство товарищества, дружбы, взаимопомощи и выручки, которое стало в нашей Армии одним из ведущих установлений.

Вера в победу – лейтмотив творчества К. Симонова – покоится на глубоком знании народной души, на понимании справедливого характера войны, которую ведет Советский Союз, на твердом убеждении в правильной линии политики партии и советского правительства.

В «Автобиографии» Симонов писал: «Почти весь материал — для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных — мне дала работа корреспондентом на фронте». В беседе с Владимиром Еременко К. Симонов также отмечал: «Знаете, пишу об этой войне глазами корреспондента»[20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проанализировав творчество Константина Симонова в газете «Красная звезда» в соответствии с целью работы, можно сделать следующие выводы.

Газета «Красная звезда» стала в годы Великой отечественной войны основным посредником между писателем и читателем и самым влиятельным практическим организатором литературного процесса. Почти все, что было создано во время войны писателями – поэмы и лирические стихи, пьесы и повести, - увидело свет на газетной полосе.

Многое из того, что тогда торопливо писалось для завтрашнего номера газеты, сохранило живую силу до наших дней. В этом нет ничего удивительного, если помнить, что постоянными корреспондентами газет военной поры были такие видные художники слова как Алексей Толстой и Михаил Шолохов, Илья Эренбург и Константин Симонов, Александр Твардовский и Николай Тихонов, Андрей Платонов и Василий Гроссман, Всеволод Вишневский и Борис Горбонов.

Эти и многие другие писатели как или иначе сотрудничали в газете «Красная звезда», которая в годы войны пользовалась популярностью у читателей на фронте и в тылу в немалой степени благодаря тому, что стала самой литературной газетой.

Основным жанром военного корреспондента Симонова является очерк. Главная задача Симонова как военного корреспондента – показать дух Армии, конкретного человека в условиях фронта, отразить жизненные обстоятельства, сформировавшие характер героя. Характеризуя в целом военные очерки К. Симонова, следует отметить, что все они отличаются большим вниманием к военным деталям, автор пишет о новых военных задачах и их решении, о боевом мастерстве, отваге и героизме воинов. При этом прямо говорит о трудностях боев, о великих испытаниях, выпавших на долю русского народа.

При всем тематическом разнообразии, богатстве и разносторонности жизненного материала, широте охвата действительности, отличающих очерки Симонова, в них ясно виден тот основной круг идей, который определяет содержание его военного творчества и является общим для всей литературы Великой отечественной войны. Очерки К. Симонова проникнуты идеями уважения к родной стране, непоколебимой верности патриотическому долгу, безграничной самоотверженности в борьбе за правое дело. В творчестве Симонова-военного корреспондента нашло свое отражение духовное единство русского народа, высокая сознательность, чувство личной ответственности за судьбу государства, проявившиеся в самые тяжелые для Отечества годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. А.Г. Коган– М. Слова, пришедшие из боя. Статьи, Диалоги. Письма. 1985.

2. Караганов А. Из давнего и недавнего //Константин Симонов в воспоминаниях современников.

3. Князьков С. В списках реввоенсовета не значилась // Красная звезда. 2004. 29 янв.;

4. В. Еременко. Вблизи сильных мира. Константин Симонов// Литературная Россия, 1 февраля 2002

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.http://bibliofond.ru

2.www.redstar.ru

3.http://mirknig.com

4. Симонов Константин. Сочинения. Т. 1: Стихи и поэмы: (Автобиография),1952

5. Симонов К. Июнь-декабрь //Публицистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru



[1] Архив газеты «Красная звезда», http://mirknig.com

[2] http://www.9maya.ru/2009/12/04/yurij-levitan-obyavleniya-v-mp3.html

[3] Архив газеты «Красная звезда», http://mirknig.com

[4] http://ru.wikisource.org

[5] Там же

[6] Архив газеты «Красная звезда», http://mirknig.com

[7] Сурков А.А. Земля под пеплом // Публицистика Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. - М., 1985

[8] Архив газеты «Красная звезда», http://mirknig.com

[9] Архив газеты «Красная звезда», http://mirknig.com

[10] Там же

[11] Константин Симонов. Сочинения//Автобиография,1952

 

[12] Константин Симонов. Сочинения//Автобиография,1952

[13] Там же

14 Константин Симонов. Сочинения//Автобиография,1952

 

[15]

[16]

[17]

[18]

[19]

[20]

Журналистика годы Великой

Журналистика годы Великой

СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ Великая Отечественная война явилась, пожалуй, самым трудным испытанием для

ВВЕДЕНИЕ Великая Отечественная война явилась, пожалуй, самым трудным испытанием для

ГЛАВА 1. ВЕДУЩАЯ ФРОНТОВАЯ

ГЛАВА 1. ВЕДУЩАЯ ФРОНТОВАЯ

Корреспонденты газеты постоянно находились в местах решающих событий, 17 из них погибли, выполняя редакционные задания

Корреспонденты газеты постоянно находились в местах решающих событий, 17 из них погибли, выполняя редакционные задания

Отечественной войны. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей

Отечественной войны. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей

Отечества, – не прошли даром и увенчались полной победой над врагом » [1]

Отечества, – не прошли даром и увенчались полной победой над врагом » [1]

Голля и по московскому Клементины

Голля и по московскому Клементины

Оказывается, небо расцвечивали не только артиллерийские залпы, с 22 часов над столицей кружили несколько авиаполков, летчики которых «нажимали на курки ракетниц, из которых вылетали и…

Оказывается, небо расцвечивали не только артиллерийские залпы, с 22 часов над столицей кружили несколько авиаполков, летчики которых «нажимали на курки ракетниц, из которых вылетали и…

ГЛАВА 2. ПУБЛИЦИСТ ГАЗЕТЫ «КРАСНАЯ

ГЛАВА 2. ПУБЛИЦИСТ ГАЗЕТЫ «КРАСНАЯ

Константин Симонов , «первая и главная - пятилетка, только что построенный недалеко от нас, в

Константин Симонов , «первая и главная - пятилетка, только что построенный недалеко от нас, в

В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в

В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в

Симонова: « Немецкие самолеты бреющим полетом, волна за волной шли над нашими головами

Симонова: « Немецкие самолеты бреющим полетом, волна за волной шли над нашими головами

Как раньше, так и теперь всякий писатель-патриот не может не понимать, что нельзя стоять в стороне от решения важнейших задач, связанных с безопасностью нашей

Как раньше, так и теперь всякий писатель-патриот не может не понимать, что нельзя стоять в стороне от решения важнейших задач, связанных с безопасностью нашей

В его очерках всегда присутствует повествовательный сюжет, и зачастую очерки его напоминают новеллу

В его очерках всегда присутствует повествовательный сюжет, и зачастую очерки его напоминают новеллу

Рассказывая о фронте и фронтовиках,

Рассказывая о фронте и фронтовиках,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проанализировав творчество

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проанализировав творчество

При всем тематическом разнообразии, богатстве и разносторонности жизненного материала, широте охвата действительности, отличающих очерки

При всем тематическом разнообразии, богатстве и разносторонности жизненного материала, широте охвата действительности, отличающих очерки

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2023