Журналистика
годы Великой Отечественной войны
(на примере газеты «Красная звезда»)
Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ВЕДУЩАЯ ФРОНТОВАЯ ГАЗЕТА «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА»….4
1.1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ТЕМАТИКА И ОСОБЕННОСТИ…..…………...4
1.2 ЧТО ПИСАЛА «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» О ПОБЕДЕ.......................................5
ГЛАВА 2. ПУБЛИЦИСТ ГАЗЕТЫ «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» КОНСТАНТИН СИМОНОВ……………………………………………………………………….10
2.1 тРУДЫ И ДНИ………………………………………………………………10
2.2 Константин Симонов – публицист фронтовой газеты...12
Заключение………………………………………………………………….17
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……….19
ВВЕДЕНИЕ
Великая Отечественная война явилась, пожалуй, самым трудным испытанием для Советского государства. С первых дней она стала всенародной борьбой за свободу и независимость нашего народа, который и внес решающий вклад в разгром фашистских агрессоров. Длившаяся почти четыре года война увенчалась величайшей в истории человечества победой, в достижении которой невозможно приуменьшить и роль советских журналистов. Наряду солдатами, работники газет и радио, операторы кинохроники тоже находились на передовой - свежие новости с фронта для охваченной огнём страны были сродни глотку свежего воздуха. В то время, как бойцы боролись с немецкими захватчиками при помощи орудий, журналисты ковали победу идеологическую, воодушевляя тех, кто остался в тылу, поднимая боевой дух солдат на передовой.
Объектом исследования в моей работе является фронтовая газета «Красная звезда» в годы Великой Отечественной войны, предметом исследования - публикации Константина Симонова, как одного из ведущих публицистов газеты.
Цель работы – изучение творчества Константина Симонова в газете «Красная звезда» в период Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Рассмотреть историю создания и особенности фронтовой газеты «Красная звезда»
-Ознакомиться с публицистическим творчеством К.М. Симонова на страницах газеты «Красная звезда».
Тема победы в Великой Отечественной войне всегда является актуальной, ибо подвиг, который совершили наши бабушки и дедушки, никогда не должен быть забыт.
ГЛАВА 1. ВЕДУЩАЯ ФРОНТОВАЯ ГАЗЕТА «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА»
1.1. История создания, тематика и особенности
Свою историю «Красная звезда» начинает задолго до начала Великой Отечественной войны.
Первый номер центральной военной газеты вышел в Москве 1 января 1924 г. Редакторами газеты были крупные деятели советского государства: В. А. Антонов-Овсеенко, А. С. Бубнов, С. С. Каменев, В. П. Полонский и Я. А. Яковлев. Начальник Политуправления Реввоенсовета Республики В. А. Антонов-Овсеенко — один из основателей центральной военной газеты — персонально в качестве ответственного редактора «Красную звезду» не подписывал, но его перу принадлежит обращение «К нашим читателям», опубликованное в первом номере: «Мы приступаем к изданию центральной военной газеты в полном сознании всей ответственности и трудности этого дела. Наша газета должна стать лабораторией военной мысли всей Красной Армии и флота»[1].
Ежедневное издание сразу приобрело популярность, как среди военных, так и среди гражданского населения. В первые годы своего существования «Красная звезда» внесла значительный вклад в разъяснение сути и целей военной реформы 1924-1925 гг., принципов коренной реорганизации войск и сил флота.
Но особенный авторитет в армии и стране «Красная звезда» обрела в годы Великой Отечественной войны, внеся существенный вклад в разработку и освещение вопросов тактики, оперативного искусства, использования родов войск в различной обстановке, а также в предоставление офицерским кадрам конкретного боевого опыта. На страницах газеты постоянно публиковались материалы о массовом героизме защитников Отечества на фронте и в тылу. Каждый номер был полон стремления вселить в читателей уверенность в победе над врагом, поднять боевой дух воинов, вдохновить их на подвиги. Корреспонденты газеты постоянно находились в местах решающих событий, 17 из них погибли, выполняя редакционные задания. В «Красной звезде» военных лет работали такие известные писатели как М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, В.В. Вишневский, И.Г. Эренбург, К.М. Симонов, П.А. Павленко, В.Л. Василевская, А.А. Сурков и другие.
За время своего существования газета «Красная звезда» была награждена орденами Красной Звезды (1933 г.) и Красного Знамени (1945 г.), орденом Ленина (1965 г.) и орденом Октябрьской Революции (1974 г.).
Главный печатный орган Министерства обороны Российской Федерации (до 1991 г. — Министерства обороны СССР) по сей день продолжает обеспечивать единое информационное поле не только для Вооруженных Сил, но и для Пограничных, Внутренних, Железнодорожных войск, войсковых формирований других государственных силовых ведомств. Газета публикует материалы о деятельности российских воинов в районах локальных военных конфликтов, о конверсии на оборонных предприятиях, о проблемах сохранения потенциала отечественного военно-промышленного комплекса.
В настоящее время помимо традиционного печатного издания готовится также ежедневная электронная версия газеты на сайте - www.redstar.ru.
1.2 Что писала «Красная звезда» о победе?
Ночью 9 мая 1945 года вся страна услышала торжественный голос Юрия Левитана: «8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена. Германия полностью разгромлена. Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, сержанты, старшины, офицеры армии и флота, генералы, адмиралы и маршалы, поздравляю вас с победоносным завершением Великой Отечественной войны. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!»[2].
Очевидцы говорят, что такого ликования страна ни до этого дня, ни после него не знала. Уже к 3 часам ночи Москва бурлила, улицы и площади были заполнены народом, люди плакали и смеялись от счастья, пели песни и качали всех попадающихся по пути военнослужащих. Весь день проехать по столице было практически невозможно, а вечером небо над Москвой озарилось салютом.
Этот день сохранили для нас кадры кино - и
фотохроники, а также газеты, вышедшие 10 мая, с описаниями всенародного
торжества, захлестнувшего страну «от Москвы до самых до окраин». Естественно,
что в газетах главное место отводилось официальным документам и текстам
выступлений руководителей стран антигитлеровской коалиции, но были и статьи
журналистов, которые постарались отразить все, что происходило в этот день и на
улицах городов и сел, и в душах людей, выстоявших в тяжелейшей войне.
Давайте и мы посмотрим, что писала газета «Красная звезда» 10 мая 1945 года о
первом праздновании Дня Победы. Интересно, что над названием газеты все-то
стоит лозунг «Смерть немецким оккупантам!». Первая страница лаконична: три
крупных портрета и тексты Обращения тов. И.В. Сталина к народу, Выступления
Премьер-Министра Великобритании У. Черчилля, Заявления Президента США Г.
Трумэна. Заявление Сталина немногословно. После короткого изложения событий,
связанных с подписанием Акта о капитуляции, Верховный Главнокомандующий с
полным основанием заявляет, «что наступил исторический день окончательного
разгрома Германии, день великой Победы нашего народа над Германским
империализмом. Великие жертвы, принесенные нами во имя свободы и независимости
нашей Родины, неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе
войны, напряженный труд в тылу и на фронте, отданный на алтарь Отечества, – не
прошли даром и увенчались полной победой над врагом»[3].
В тексте выступления Черчилля 8 мая по радио есть интересная фраза: «Сегодняшний день мы, вероятно, будем думать главным образом о самих себе. Завтра мы воздадим особую хвалу нашим русским товарищам, чья доблесть на поле боя явилась одним из великих вкладов в общую победу»[4]. Эти слова нелишне напомнить тем, кто в наши дни пытается умалить вклад Советского Союза в общую победу.
Трумэн в своем заявлении, с которым он выступил по радио тоже 8 мая, основной упор делает на то, что для США война еще не закончилась: «Победа достигнута на Западе, и она в настоящее время должна быть достигнута на Востоке. Весь мир должен быть очищен от зла, от которого освобождена половина мира»[5].
Наверное, чтобы отдать дань уважения Рузвельту, не дожившему до дня Победы, на первой полосе поместили фотографию, сделанную на Тегеранской конференции в 1943 году. Обратите внимание, как удачно фотограф поймал момент – Рузвельт и Черчилль сидят, повернувшись в сторону Сталина.
На второй странице газета разместила два приказа Верховного Главнокомандующего. Один – о том, что 9 мая в 4 часа утра освобождена столица Чехословакии Прага. Второй – победный, в котором отмечается, что «Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена»[6].
Нижнюю треть страницы заняли фотографии всех советских боевых маршалов, а также генерала Эйзенхауэра и фельдмаршалов Монтгомери и Александера. Здесь же тексты выступлений по французскому радио генерала де Голля и по московскому Клементины Черчилль, озвучившей послание от английского премьер-министра Маршалу Сталину, Красной Армии и советскому народу.
Третью страницу открывают фотографии главных маршалов и маршалов родов войск. Символично, что уже 9 мая был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об учреждении медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», который публикует газета. Любопытна оперативная сводка Советского Информбюро за 9 мая. Из неё видно, что в ряде мест фашисты продолжали оказывать яростное сопротивление, но большинство фронтов серьезных боев уже не вело, а продолжало закреплять территории, выходило на соединение с союзниками и в массовом порядке принимало сдающихся в плен.
Несомненный интерес вызывают фотографии, сделанные во время подписания Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.
В газете не обошлось и без славословия Сталину. Алексей Сурков в стихотворении «Вождь» связывает с его именем победу в войне:
«Мы побеждали смерть не раз.
Был трудный путь к победе крут.
Потомки сталинцами нас
За этот подвиг назовут»[7].
Не удержался и Николай Тихонов, закончив статью «Победа, какой не знал мир» характерным восклицанием: «Великому Сталину – великая благодарность народа и трижды хвала и слава!»[8]. Да и другие статьи не обходятся без упоминания «Великого вождя», это яркая примета того времени.
Четвертая страница газеты открывается большой фотографией праздничного салюта. Интересна статья «Огни счастья», в которой описывается как в проведении праздничного салюта участвовала авиация. Оказывается, небо расцвечивали не только артиллерийские залпы, с 22 часов над столицей кружили несколько авиаполков, летчики которых «нажимали на курки ракетниц, из которых вылетали и рассыпались в небе Москвы тысячи разноцветных шаров, сказочный водопад огней счастья, ликования, победы, всенародного торжества»[9]. Корреспондент был в этом полете, тем любопытнее его наблюдения: «Самолеты шли между стройными рядами зеленоватых лучей прожекторов. Словно рычаги, упиравшиеся в небо, медленно и величаво качались эти изумрудные лучи, создавая из кабины самолета впечатление полета в каком-то подводном царстве»[10].
Подлинный интерес вызывает статья «Москва празднует победу». В ней много любопытных деталей: это и описание того, как люди, взявшись за руки, единым потоком двигались по улицам; как разгоряченная молодежь почти час качала Героя Советского Союза Павла Бублия, прибывшего в столицу лишь накануне; как центральные площади столицы превратились в одну гигантскую эстраду, на которой выступали сотни артистов; как напротив американского посольства собравшиеся провозглашали здравицы в честь союзников, а с балкона посольства отвечали здравицами в честь Красной Армии и Маршала Сталина. На этой странице нашли место и для «Обращения английского короля к английскому народу в день победы», и для короткой информации о пленении 9 мая частями 7-й американской армии Геринга и Кессельринга, и для сводок с войны на Тихом океане. Заинтересуют и материалы с конференции в Сан-Франциско, где в эти дни «рождалась» Организация Объединенных Наций.
Пожелтевшие, ломкие страницы старой газеты позволяют и в наши дни лучше понять и почувствовать, как этот день стал праздником Великой Победы.
ГЛАВА 2. ПУБЛИЦИСТ ГАЗЕТЫ «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» КОНСТАНТИН СИМОНОВ
2.1 Труды и дни
Константин Симонов родился 28 ноября (по старому стилю - 15 ноября) 1915 в Петрограде. Детские годы прошли в Рязани и Саратове. «… Детство провёл в Рязани и Саратове. Моя мать работала то машинисткой, то делопроизводителем, а отчим, в прошлом участник японской и германской войн, был преподавателем тактики в военном училище», - рассказывает Симонов в своей автобиографии, - «наша семья жила в командирских общежитиях. Военный быт окружал меня, соседями были тоже военные, да и сама жизнь училища проходила на моих глазах. За окнами, на плацу, производились утренние и вечерние поверки. Мать участвовала вместе с другими командирскими жёнами в разных комиссиях содействия; приходившие к родителям гости чаще всего вели разговоры о службе, об армии. Два раза в месяц я, вместе с другими ребятами, ходил на продсклад получать командирское довольствие.
Так как и отец и мать были люди служащие, в доме существовало разделение труда. Лет с шести-семи на меня были возложены посильные, постепенно возраставшие обязанности. Я вытирал пыль, мёл пол, помогал мыть посуду, чистил картошку, следил за керосинкой, если мать не успевала - ходил за хлебом и молоком. Времени, когда за меня стелили постель или помогали мне одеваться, - не помню»[11].
В 1930, после окончания семилетки в Саратове, пошел учиться на токаря. В 1931 вместе с семьей отчима переехал в Москву. Окончив фабзавуч точной механики, Константин Симонов идет работать на авиационный завод, на котором работал до 1935. «Были две серьёзные причины, побудившие меня поступить именно так, а не иначе», - вспоминает Константин Симонов, «первая и главная - пятилетка, только что построенный недалеко от нас, в Сталинграде, тракторный завод и общая атмосфера романтики строительства, захватившая меня уже в шестом классе школы. Вторая причина - желание самостоятельно зарабатывать. Мы жили туго, в обрез, и тридцать семь рублей в получку, которые я стал приносить на второй год фабзавуча, были существенным вкладом в наш семейный бюджет»[12].
В эти же годы начинает писать стихи. «Стихи нравились моим родным и товарищам по работе, но я сам не придавал им серьёзного значения». – Пишет Константин Михайлович.
Учился в Московском институте философии, литературы и истории им. Н.Г. Чернышевского (МИФЛИ), затем - в Литературном институте им. М.Горького, который окончил в 1938. В 1938 был назначен редактором "Литературной газеты". После окончания Литературного института поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 Константин Симонов был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся. «После Халхин-Гола, во время финской войны, окончил двухмесячные курсы военных корреспондентов при Академии имени Фрунзе. Но на фронт не попал - война уже кончилась», - пишет Симонов. - «В 1940 году я написал первую свою пьесу - «История одной любви», в конце этого же года поставленную на сцене Театра имени Ленинского комсомола. А вслед за этим написал и вторую - «Парень из нашего города», поставленную в том же театре уже в канун войны»[13].
С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газеты «Красная Звезда», где проработал с 20 июля 1941 года до осени 1946 года. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.
«Большая часть моих корреспонденций, печатавшихся в годы войны в «Красной звезде», «Известиях» и «Правде», составила четыре книги «От Чёрного до Баренцева моря», книги «Югославская тетрадь» и «Письма из Чехословакии», многое осталось только в газетах. В годы войны я написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи» (1943—1944) и две книги стихов - «С тобой и без тебя» и «Война», а сразу после войны пьесу - «Под каштанами Праги».Почти весь материал - для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных - мне дала работа корреспондентом на фронте»[14]. – рассказывает Симонов.
Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.
2.2 Константин Симонов – публицист фронтовой газеты
В первый месяц войны Константин Симонов работал во фронтовой газете Западного фронта «Красноармейская правда», а затем, с июля 41-го до осени 46-го служил военным корреспондентом «Красной Звезды».
Константин Симонов через свои очерки, стихи и военную прозу показал увиденное и пережитое как им самим, так и тысячами других участников войны. Он проделал гигантскую работу по изучению и глубокому осмысливанию опыта войны именно с этой точки зрения. Он не приукрашивал войну, ярко и образно показал ее суровый лик. Уникальны с точки зрения правдивого воспроизведения войны фронтовые записки Симонова: «Немецкие самолеты бреющим полетом, волна за волной шли над нашими головами. Они бомбили и обстреливали нас с рассвета до заката, а впереди громыхала артиллерия»[15].
Задача Симонова как военного
корреспондента – показать дух Армии, вот почему его произведения строятся на
детальном описании того, что приходилось переживать и солдатам, и офицерам на
фронтовых дорогах: «Произошла гораздо более важная вещь, чем
взятие десяти или двадцати населенных пунктов. Произошел гигантский перелом в
психологии наших войск. Армия научилась побеждать. И даже тогда, когда ее
полки находятся в трудных условиях, когда чаша военных весов готова
заколебаться, они все равно сейчас чувствуют себя победителями, продолжают
наступать»[16].
Иногда
Константина Михайловича обвиняли в некоторой поспешности и даже в авангардизме.
Говоря о Симонове как военном корреспонденте, мы можем увидеть, что его
литературная оперативность определялась стремлением жить одной жизнью с народом
и его армией, быть не только писателем, но и активным участником происходящих
событий. В первый период Великой отечественной войны – с июня 1941 года до
ноября 1942 года – Симонов стремился широко показать русского человека на
войне, охватить как можно большее количество событий, посетить различные
участки фронта, изобразить в своих очерках и художественных произведениях
представителей разнообразных военных профессий, подчеркнуть трудности обычной
фронтовой обстановки: «И все-таки нашелся человек, который
сплотил всех, кто был тут, и поставил на свои, нужные места. Душой и сердцем
людей, собравшихся в лесу под Борисовом, оказался маленький полковник, ехавший
со мной в поезде. Им первым были произнесены здесь слова: «Занять оборону!». Он
первый собрал вокруг себя старших командиров, подсчитал оружие, разбил людей на
роты и взводы, и люди почувствовали себя войском»[17].
Как раньше, так и теперь всякий писатель-патриот не может не понимать, что нельзя стоять в стороне от решения важнейших задач, связанных с безопасностью нашей Родины. В свете этого так называемый авангардизм Симонова может служить лишь хорошим примером. И вопрос этот не чисто литературный, а вопрос весьма значимый как в общественном, так и государственном отношении.
Излюбленный жанр военного корреспондента Симонова – очерк. Его статьи, в сущности, представляют собой ряд очерковых зарисовок, связанных публицистическими или лирическими отступлениями. В сущности, в дни войны Константин Симонов впервые выступает как прозаик, но стремление писателя расширить жанры, в которых он работал, найти новые более яркие
и доходчивые формы подачи материала очень скоро позволили ему выработать свой индивидуальный почерк.
В очерках К. Симонова, как правило, находит отражение того, что он видел своими глазами, что сам пережил, или судьба другого конкретного человека, с которым свела автора война. Его статьи и очерки насыщены реальными фактами, они всегда жизненно-правдивы. Говоря о К. Симонове, участники войны, которым приходилось встречаться с К. Симоновым в военные годы, отмечали в своих воспоминаниях его умение разговаривать с людьми – откровенно и доверительно. Когда очерки К. Симонова строились на материале беседы с участниками боя, они фактически превращались в диалог между автором и героем, который прерывается авторским повествованием («Солдатская слава», «Честь командира»): «…Мы сидим с Семеном Школенко на сухой степной земле, и такой же сухой, как эта земля, степной ветер обдувает его загорелое спокойное лицо и выгоревшие русые волосы. Я спрашиваю его, как это было. - Как это было? - повторяет он задумчиво и смотрит далеко в степь, вспоминая. И вдруг, словно желая мне сказать, что его подвиг родился не вчера, а давно, что он был задуман всей его жизнью, неторопливо начинает вспоминать эту жизнь…»[18].
В его очерках всегда присутствует повествовательный сюжет, и зачастую очерки его напоминают новеллу. В них можно найти психологический портрет Героя – обыкновенного солдата или офицера переднего края, отражены жизненные обстоятельства, сформировавшие характер этого человека, подробно описывается бой, в котором участвует герой.
Л. Лазарев, автор нескольких литературно-критических книг о К. Симонове, пишет о нём, как одном из самых отважных и легких на подъем фронтовых корреспондентов «Красной звезды»: «Положение военного корреспондента, да еще такого активного, деятельного и наблюдательного, как Симонов, создавало широкие возможности для того, чтобы видеть войну на разных участках или направлениях, вдумываться во внутренние переживания людей и глубоко по-человечески осмысливать все происходящее. Во время боев в Крыму он был в цепях контратакующих пехотинцев, участвовал в боевом походе подводной лодки, минировавшей румынский порт. На далеком Севере вместе с разведчиками высаживается в тылу врага. Приходилось ему бывать и среди защитников Одессы, Сталинграда, у югославских партизан, в передовых частях: во время Курской битвы, Белорусской операции, в завершающих операциях по освобождению Чехословакии, Польши и взятию Берлина. Был на первом процессе военных преступников в Харькове и в только что освобожденном, невообразимо страшном Освенциме и во многих других местах, где происходили решающие события»[19].
В военной печати К. Симонов зарекомендовал себя первоклассным журналистом, мастером боевых очерков, корреспондентом с ведущего края. В «Красной звезде» он занял одно из ведущих мест.
Особое место в очерках К. Симонова занимает тема дружбы, разрабатываемая автором в нескольких планах. В ряде очерков мы читаем о дружбе личной, о солдатской выручке и взаимной поддержке в бою, в других – о дружбе советских людей с народами других стран. Рассказывая о фронте и фронтовиках, К. Симонов отмечает то особенно развитое чувство товарищества, дружбы, взаимопомощи и выручки, которое стало в нашей Армии одним из ведущих установлений.
Вера в победу – лейтмотив творчества К. Симонова – покоится на глубоком знании народной души, на понимании справедливого характера войны, которую ведет Советский Союз, на твердом убеждении в правильной линии политики партии и советского правительства.
В «Автобиографии» Симонов писал: «Почти весь материал — для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных — мне дала работа корреспондентом на фронте». В беседе с Владимиром Еременко К. Симонов также отмечал: «Знаете, пишу об этой войне глазами корреспондента»[20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав творчество Константина Симонова в газете «Красная звезда» в соответствии с целью работы, можно сделать следующие выводы.
Газета «Красная звезда» стала в годы Великой отечественной войны основным посредником между писателем и читателем и самым влиятельным практическим организатором литературного процесса. Почти все, что было создано во время войны писателями – поэмы и лирические стихи, пьесы и повести, - увидело свет на газетной полосе.
Многое из того, что тогда торопливо писалось для завтрашнего номера газеты, сохранило живую силу до наших дней. В этом нет ничего удивительного, если помнить, что постоянными корреспондентами газет военной поры были такие видные художники слова как Алексей Толстой и Михаил Шолохов, Илья Эренбург и Константин Симонов, Александр Твардовский и Николай Тихонов, Андрей Платонов и Василий Гроссман, Всеволод Вишневский и Борис Горбонов.
Эти и многие другие писатели как или иначе сотрудничали в газете «Красная звезда», которая в годы войны пользовалась популярностью у читателей на фронте и в тылу в немалой степени благодаря тому, что стала самой литературной газетой.
Основным жанром военного корреспондента Симонова является очерк. Главная задача Симонова как военного корреспондента – показать дух Армии, конкретного человека в условиях фронта, отразить жизненные обстоятельства, сформировавшие характер героя. Характеризуя в целом военные очерки К. Симонова, следует отметить, что все они отличаются большим вниманием к военным деталям, автор пишет о новых военных задачах и их решении, о боевом мастерстве, отваге и героизме воинов. При этом прямо говорит о трудностях боев, о великих испытаниях, выпавших на долю русского народа.
При всем тематическом разнообразии, богатстве и разносторонности жизненного материала, широте охвата действительности, отличающих очерки Симонова, в них ясно виден тот основной круг идей, который определяет содержание его военного творчества и является общим для всей литературы Великой отечественной войны. Очерки К. Симонова проникнуты идеями уважения к родной стране, непоколебимой верности патриотическому долгу, безграничной самоотверженности в борьбе за правое дело. В творчестве Симонова-военного корреспондента нашло свое отражение духовное единство русского народа, высокая сознательность, чувство личной ответственности за судьбу государства, проявившиеся в самые тяжелые для Отечества годы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.Г. Коган– М. Слова, пришедшие из боя. Статьи, Диалоги. Письма. 1985.
2. Караганов А. Из давнего и недавнего //Константин Симонов в воспоминаниях современников.
3. Князьков С. В списках реввоенсовета не значилась // Красная звезда. 2004. 29 янв.;
4. В. Еременко. Вблизи сильных мира. Константин Симонов// Литературная Россия, 1 февраля 2002
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1.http://bibliofond.ru
2.www.redstar.ru
3.http://mirknig.com
4. Симонов Константин. Сочинения. Т. 1: Стихи и поэмы: (Автобиография),1952
5. Симонов К. Июнь-декабрь //Публицистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Архив газеты «Красная звезда», http://mirknig.com
[2] http://www.9maya.ru/2009/12/04/yurij-levitan-obyavleniya-v-mp3.html
[3] Архив газеты «Красная звезда», http://mirknig.com
[4] http://ru.wikisource.org
[5] Там же
[6] Архив газеты «Красная звезда», http://mirknig.com
[7] Сурков А.А. Земля под пеплом // Публицистика Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. - М., 1985
[8] Архив газеты «Красная звезда», http://mirknig.com
[9] Архив газеты «Красная звезда», http://mirknig.com
[10] Там же
[11] Константин Симонов. Сочинения//Автобиография,1952
[12] Константин Симонов. Сочинения//Автобиография,1952
[13] Там же
14 Константин Симонов. Сочинения//Автобиография,1952
[15]
[16]
[17]
[18]
[19]
[20]
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.