Зимние этюды

  • Культурные мероприятия
  • Мероприятия
  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: 1.Учить писать интересные, содержательные сочинения; подготовка к обучению элементам художественного и лингвистического анализа текста. 2.Способствовать развитию эмоционального-образного, ассоциативного, аналитического мышления, речевой деятельности и художественно-эстетического восприятия текста. 3.Содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, культурологического аспекта. Оборудование урока: репродукции зимних зарисовок (слайды), тексты на зимнюю тематику, рабочие памятки.
Иконка файла материала знанио.docx
Урок развития речи в 6 классе (2 часа). Тема «Зимние этюды». Цели урока: 1.Учить писать интересные, содержательные сочинения; подготовка к обучению  элементам художественного и лингвистического анализа текста. 2.Способствовать развитию эмоционального­образного,  ассоциативного,   аналитического мышления, речевой деятельности  и  художественно­эстетического  восприятия текста.  3.Содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе,  культурологического аспекта.  Оборудование урока: репродукции зимних зарисовок  (слайды), тексты на зимнюю  тематику, рабочие памятки.  Структура и ход урока. I.МОЭ Настрой учащихся на тему урока.  ­ Ребята, у каждого из нас есть любимое время года.  Какое  вам нравится больше  всего? Почему? (варианты ответов) ­ Какое время года сейчас? А с какими праздниками вы ассоциируете зиму?  Нравится ли вам зима? Почему? ­ Перед вами находится  карточка. Из приведенных слов составьте свой  словесный портрет зимнего настроения. Обзор слайдов и краткий анализ вариантов ответов. Выход на целевое  пространство урока. II. ОИЭ. 1. Вступительное слово. ­ Ребята, каждый человек по­своему воспринимает  времена года. Времена  года – это как своеобразные прекрасные  картины, которые запечатлеваются в  человеческой памяти. Лето, весна, зима, осень ­  природа прекрасна всегда.  Можно ждать любимое время года с нетерпением, хранить в памяти  интересные картинки и особые события, можно любоваться красотами мира и  воспевать их.  Недаром музыканты, художники, писатели и поэты всего мира,  преклоняясь перед красотою природы, создавали величайшие произведения  искусства. Сегодня мы с вами  будем учиться описывать зимнюю красоту  природы. И для начала  я предлагаю вам послушать несколько текстов русских писателей и поэтов о зиме.   2. Чтение текстов о зиме (тексты заранее розданы учащимся). Текст 1. Здравствуй, зима!  Автор: Шолохов Михаил Александрович Итак, она пришла, долгожданная зима! Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь покрыты белым снегом, и солнце переливается в нем слепящим блеском. Причудливый узор мороза лег на витринымагазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством. Все живо, все ярко в преобразившейся природе, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!» Текст 2. Зимняя ночь Автор: Соколов-Микитов Иван Сергеевич Наступила ночь в лесу. По   стволам   и   сучьям   толстых   деревьев   постукивает   мороз,   хлопьями   осыпается легкий   серебряный   иней.   В   темном   высоком   небе   видимо­невидимо   рассыпалось ярких зимних звезд... Но и в морозной зимней ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц­ беляк.   Вот   что­то   ухнуло   и   страшно   вдруг   захохотало:   где­то   закричал   филин, завыли и замолчали ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем лесу скрытая от людей жизнь. Текст 3. Поэтические миниатюры о зиме Автор: Пришвин Михаил Михайлович Голубые тени Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками. Наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит   еще   лучше,   чем   в   тени.   Каждый   кустик   старого   полынка,   репейника, былинки, травинки, как в зеркале, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. Тихий снег Говорят о тишине: «Тише воды, ниже травы...» Но что может быть тише падающего снега! Вчера весь день падал снег, и как будто это он с небес принес тишину... И всякий звук только усиливал ее: петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойкапела   всеми   голосами,   но   тишина   от   всего   этого   росла.   Какая   тишина,   какая благодать. Прозрачный лед Хорошо смотреть на тот прозрачный лед, где мороз не наделал цветов и не закрыл ими   воду.   Видно,   как   ручей   под   этим   тончайшим   льдом   гонит   огромное   стадо пузырей,   и   выгоняет   их   из­под   льда   на   открытую   воду,   и   мчит   их   с   большой быстротой, как будто они где­то ему очень нужны и надо успеть их всех согнать в одно место. Текст 4. Береза Сергей Есенин Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. 2.Сравнительный анализ текстов, обсуждение и создание индивидуальных  образных картин.  Обратить внимание учащихся на средства художественной  выразительности, используемые в текстах писателей.  3. Работа по памяткам, которые лежат на партах.  Памятка «Учимся писать сочинение» 1. Вспомни зимние прогулки. Возможно, это прогулки по зимнему лесу или  парку,  может быть, это  вылазка на степные просторы или удивительные  каникулы в деревне. Что хранится в твоих воспоминаниях? В твоем  настроении? Возможно, зима ассоциируется с новогодними праздниками,  играми на морозном свежем воздухе или   Что ты чувствуешь? Что, возможно,  слышишь? 2. Какие картины возникают перед твоими глазами? Какие зимние зарисовки ты  видишь? Какой ты представляешь свою зиму? В каком образе? Найди  собственное сравнение. К примеру:вспомним  образ Мороза – Воеводы (у Некрасова). Может быть, твой  образ ­   бравый старик с насупленными белоснежными бровями, в руках которого  искрящаяся тяжелая дубинка … А, возможно, это Зима – добрая волшебница, украшающая землю на свой лад,  заботливо укрывающая серебристым снежным покрывалом все вокруг… Или Зима – Метелица, зазывающая холодные ветры, бураны и метели… Зима – веселая озорница, манящая детей на улицу для снежных игр…  Ледяная горка и толпы веселых ребятишек с санками…  Или волшебный снежный  лес, полный тайн и загадок… (и т.д.) 3. Какой воздух зимой? Какие краски ты видишь? Только белые?  4. Подбери яркие сравнения и составь модель зимнего настроения. 5. После анализа ребята приступают к написанию сочинения. I. Рефлексия урока.