Конспект лабораторной работы
ПМ.07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
МДК.07.01 Организация выполнения работ по профессии 16675 Повар
Специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Тема: Приготовление блюд из рубленого мяса и котлетной массы
Пояснительная записка
На тему урока: «Приготовление блюд из рубленого мяса и котлетной массы» отводится 6 часов. На уроке будут приготовлены вторые блюда из мяса: котлеты рубленые, зразы рубленые, бифштекс натуральный рубленый.
Цель урока:
сформировать практические умения и навыки по приготовлению и оформлению вторых блюд из рубленого мяса и котлетной массы;
освоение профессиональных и общих компетенций:
ПК 7.1 |
Производить механическую кулинарную обработку сырья и подготовку простых и основных полуфабрикатов из овощей, мяса, рыбы, домашней птицы |
ПК 7.2 |
Готовить и оформлять простую и основную горячую кулинарную продукцию |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 6 |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 9 |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 7.1 |
Производить механическую кулинарную обработку сырья и подготовку простых и основных полуфабрикатов из овощей, мяса, рыбы, домашней птицы |
ПК 7.2 |
Готовить и оформлять простую и основную горячую кулинарную продукцию |
Тип урока: урок изучения трудовых приемов и комплексов операций.
Формы работы:
фронтальная - применяется на вводном инструктаже при актуализации знаний. При проведении текущего и заключительного инструктажа используется коллективная форма деятельности учащихся (работа в подгруппах). Учащиеся, работая в микрогруппах, планируют и выполняют учебно-производственную работу.
Источником информации для учащихся на данном уроке служат:
· мультимедийная презентация, созданная с помощью программы Microsoft Office Power Point
· текстовый материал:
- инструкционная карта с последовательными технологическими операциями;
- инструктажи по технике безопасности;
- лист оценки качества выполненного производственного задания.
Основные методы на уроке:
- словесные (беседа, объяснение);
- исследовательский метод;
- наглядно-демонстрационные (презентация, показ трудовых приемов и операций);
- практические (упражнения в выполнении трудовых приемов и операций);
- методы развития самостоятельности и активности учащихся (планирование производственной работы, решение производственных задач).
Все они формируют умения выделять главное, обобщать и систематизировать материал, формируют навыки саморазвития личности.
На уроке учащиеся приобретают навыки:
· работы с различными источниками информации;
· приобретают навыки исследовательской деятельности;
· решения производственных задач в ходе практической деятельности;
· проявлять и развивать свои творческие способности;
· групповой работы;
· умения слушать и слышать собеседника.
Результатом данного урока будет формирование коммуникативных, информационных, учебно-познавательных, практических компетенций, а также компетенции личностного самосовершенствования.
Лабораторная работа
ТЕМА: Приготовление блюд из рубленого мяса и котлетной массы
Цель урока:
сформировать практические умения и навыки по приготовлению и оформлению вторых блюд из рубленого мяса и котлетной массы;
освоение профессиональных и общих компетенций:
ПК 7.1 |
Производить механическую кулинарную обработку сырья и подготовку простых и основных полуфабрикатов из овощей, мяса, рыбы, домашней птицы |
ПК 7.2 |
Готовить и оформлять простую и основную горячую кулинарную продукцию |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 6 |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 9 |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 7.1 |
Производить механическую кулинарную обработку сырья и подготовку простых и основных полуфабрикатов из овощей, мяса, рыбы, домашней птицы |
ПК 7.2 |
Готовить и оформлять простую и основную горячую кулинарную продукцию |
Задачи урока:
Образовательные:
- научить приготовлению бифштекса натурального рубленого, зраз рубленых, котлет рубленых;
- создать условия для отработки навыков по оформлению вторых горячих блюд из мяса в банкетном исполнении;
- дать возможность применению полученных умений в решении производственных задач.
Развивающие: создать условия для развития воображения и творческого мышления; развивать навыки групповой работы.
Воспитательная: воспитывать в себе ответственность и уверенность при выполнении производственных работ.
Тип урока: урок изучения трудовых приемов и комплексов операций.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, коллективная.
Методы обучения: словесные, исследовательские, наглядно-демонстрационные, практические, методы развития самостоятельности и активности учащихся.
Организация деятельности учащихся на уроке:
- отвечают на поставленные вопросы мастера;
- слушают и обсуждают новый материал;
- исследование сырья (качества мяса) и готового продукта;
- наблюдают за выполнением трудовых приемов;
- упражняются в выполнении трудовых приемов и операций;
- аргументируют свою точку зрения;
- планируют предстоящую работу;
- в ходе практической работы решают производственную задачу;
- рефлексируют.
Материально – техническое оснащение урока:
- Мультимедийный проектор и экран;
- презентация, созданная в программе Power Point;
- Сборники рецептур блюд и кулинарных и изделий для предприятий общественного питания;
- инструкционная документация;
- оборудование;
- инвентарь;
- инструменты;
- посуда;
- сырье;
- экран критериев оценки.
Межпредметные связи:
· Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве
· Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
· Техническое оснащение и организация рабочего места
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):
Профессиональная компетентность: готовить изделия из рубленого мяса и котлетной массы, а также оформлять блюда в банкетном исполнении.
Коммуникативная компетентность: умение сотрудничать, использовать личный опыт, обсуждать проблему, обосновывать свое решение, обмениваться информацией.
Информационная компетентность: умение самостоятельно искать, исследовать, отбирать и преобразовывать нужную информацию, анализировать, делать выводы, развивать воображение, видеть причинно-следственные связи.
Учебно-познавательная компетентность: умение определять тему, осуществлять самоконтроль.
Компетенция личностного самосовершенствования: умение анализировать свои ошибки, критически оценивать результаты своей деятельности, развивать свои способности.
Список используемой литературы:
1. Анфимова, Н.А. Кулинария: учебник / Н.А. Анфимова, ЛЛ, Татарская. – М.: Издательский центр «Академия», 2015 – 352с.
2. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены (в общественном питании): Учебник для средн. проф.-техн. учеб заведений. – М.: Высш.шк., 2017. – 96с.
3. Павлова Л.В., Смирнова В.А. Практические занятия по технологии приготовления пищи. - М., Экономика,2013 — 192 с.
4. Технология производства мясных полуфабрикатов: Учебное пособие / Амбражей И.М. - Мн.: РИПО, 2014. - 127 с.: ISBN 978-985-503-402-6 - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/949441читать
5. Технология продукции общественного питания: учебник / А.С. Ратушный, Б.А. Баранов, Т.В. Шленская [и др.]; под ред. А.С. Ратушного. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. — 240 с.: http://znanium.com/catalog/product/1016432 читать
6. Технологическое оборудование предприятий общественного питания и торговли : учебник / К.Я. Гайворонский, Н.Г. Щеглов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 480 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003603 читать
7. Товароведение: Учебное пособие / Грибанова И.В., Первойкина Л.И., - 2-е изд. - Мн.:РИПО, 2016. - 359 с.: ISBN 978-985-503-581-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/949459 читать.
Используемые интернет-ресурсы:
- Приготовление котлет из рубленой котлетной массы
http://kotletko. ru/post_1315484010.html;
- Зразы. Рецепты с фото
http://www. russianfood. com/recipes/bytype/?fid=538;
- Шницель из рубленого мяса
http://otherreferats. allbest. ru/cookery/00012238_0.html.
СТРУКТУРА УРОКА
Типовые элементы урока Этапы урока |
Дидактическая цель этапа |
Содержание этапа |
Результаты работы учащихся на данном этапе |
1.Вводный инструктаж 1.1. Организационный момент |
Цель – создание ориентировочной основы деятельности учащихся. Подготовить учащихся к работе на уроке: - обеспечить благоприятную обстановку для работы; - психологически настроить учащихся на предстоящее занятие. |
- Взаимные приветствия учителя и учащихся. - Готовность группы к уроку. - Организация работы в группах |
- Группа готова к началу урока и настроена на плодотворную работу. |
1.2. Мотивация |
Целевая установка на урок |
Введение в тему с использованием презентации |
Учащиеся мотивированы на предстоящую работу. |
1.3. Актуализация знаний |
- Подготовить учащихся к восприятию материала. - Вывести тему урока. - Сообщить цель и задачи данного урока. |
Беседа с учащимися по технологии приготовления рубленого мяса и котлетной массы. - Мастер в процессе беседы подводит учащихся к теме урока. - Сообщение темы урока. - Сообщение цели урока мастером. |
Актуализированы опорные знания. Учащиеся знают цель своей деятельности на уроке. |
1.4. Инструктирование учащихся по теме урока |
- Провести исследование определения качества сырья (мяса) Сформировать ориентировочные основы действий. Ознакомить учащихся с содержанием предстоящей работы. |
- Исследование доброкачественности мяса органолептическим методом. - Объяснить приемы и способы технологической последовательности предстоящих на уроке работ: - показать способы выполнения отдельных трудовых приемов с использованием оборудования, инструментов, приспособлений, сырья (порционирование и формовка бифштекса натурального рубленого, зраз рубленых, котлет рубленых). - Оформление готовых кулинарных изделий в банкетном исполнении (с использованием овощей). - Объяснение способов тепловой обработки приготовленных полуфабрикатов и оформление блюд. - Провести инструктаж по технике безопасности. - Комментировать критерии оценки качества предстоящей работы |
- Учащиеся убеждаются в доброкачественности мяса. - Воспринимают информацию. -Упражняются в выполнении изучаемых трудовых приемов. Ведут дискуссию в процессе показа - Воспринимают информацию, работают с технологической документацией. - Повторяют технику безопасности. - Осмысливают критерии оценки. |
2. Текущий инструктаж |
Цель - контроль над ходом выполнения учебно-производственного задания. Отработка способов действий |
Обходы рабочих мест учащихся с целью проверки или дифференцированного наблюдения: - за подготовкой рабочих мест к началу работы; - соблюдением правильности выполнения трудовых приемов и операций (приготовления рубленого мяса и котлетной массы; порционирование и формовка зраз, котлет, бифштекса; тепловая обработка и оформление блюд в банкетном исполнении). - за соблюдением правил безопасности труда; - за качеством выполнения работ; Индивидуальное или коллективное инструктирование учащихся по выполнению отдельных приемов и операций. |
Цель – отработка приемов и комплексов операций - Учащиеся планируют организацию рабочих мест (подбирают необходимое оборудование, посуду, инвентарь). - Учащиеся упражняются в выполнении отдельных приемов и операций по изготовлению котлет рубленых, зраз рубленых, бифштекса натурального рубленого. - Соблюдают правила эксплуатации оборудования (мясорубка, весы, электроплиты), использования инструментов и приспособлений, кухонного инвентаря. - Приобретают уверенность в своих действиях |
|
Накопление производственного опыта учащимися, развитие их самостоятельности и творческих способностей. |
Обходы рабочих мест учащихся с целью: - корректировки действий учащихся; - уяснения степени овладения учащимися полученных знаний и умений; - создания психологического фона для уверенности учеников в своих действиях, знаниях и способностях. |
- Учащиеся упражняются в выполнении трудовых процессов: · готовят кулинарные изделия: котлеты рубленые, зразы рубленые, бифштекс натуральный рубленый. · оформляют готовые кулинарные изделия в банкетном исполнении с использованием овощей. |
3. Заключительный инструктаж |
Цель – подведение итогов урока |
Подведение итогов занятия с указанием успехов и недостатков; оценка работы. Демонстрация лучших работ. Ответы на вопросы учащихся.
Рефлексия |
Цель – самоанализ деятельности Сравнение своей работы с работами других. Анализ успехов и недостатков. Осознание происходящей во время урока деятельности и ее результатов. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. |
Ход урока
Деятельность преподавателя |
Деятельность учеников |
1. Вводный инструктаж 1.1. Организационный момент Приветствие обучающимся, нацеливание их на результативную работу на уроке..
1.2. Мотивация «О, царство кухни! Кто не восхвалял твой синий чад над жарящимся мясом. Действительно, блюда из мяса с древности являются практически основными на любом столе и в будни, и в праздники. Сегодня важно не только вкусно приготовить котлеты, зразы, биточки, бифштексы, но важно и красиво их оформить. И тогда поданное блюдо, правильно приготовленное и красиво оформленное, не только будет возбуждать аппетит, но и поднимать настроение.
1.3. Актуализация знаний а) Беседа. Показ презентации.
Давайте вспомним: - какие части мяса говяжьей туши используют для приготовления рубленой массы? (слайд 1-2)
- назовите виды рубленой массы. - что используют в качестве наполнителей в котлетной массе? (слайд 3-4) б) Составление технологических схем: - на доске дан набор сырья для приготовления рубленого мяса. Составьте последовательные технологические операции. (слайд 5-6) (слайд 7-8) в) Беседа: - назовите полуфабрикаты из рубленого мяса. (слайд 9-12) - назовите полуфабрикаты из котлетной массы. (слайд 13-16)
г) Сообщение темы и целей урока. Тема нашего урока: Ассортимент из рубленой мясной массы довольно широк и многообразен. Показ презентации по теме. Сегодня на уроке мы приготовим бифштекс рубленый натуральный, зразы рубленые, котлеты рубленые, а также оформим эти блюда в банкетном исполнении, используя овощи. 1.4. Инструктирование учащихся по теме урока - Исследование доброкачественности мяса органолептическим методом (слайд 1-3). По качеству мясо убойных животных может быть свежим, сомнительной свежести и несвежим. Мы проведем исследование доброкачественности мяса органолептическим методом. В него входит исследование: - поверхности, - цвета, - консистенции, - запаха, - состояния жира. Исследуем вместе с учащимися доброкачественность мяса. - показатели качества свежего мяса: сухая корочка, цвет от светло-розового до темно-красного, консистенция плотная, запах свежего мяса, жир плотный, - нагреваем поварскую иглу, прокалываем кусок мяса и определяем качество по запаху (запах жареного мяса); - Показ трудовых приемов В приготовлении этих блюд есть две операции, которые вам еще не знакомы. Это порционирование и формовка. Операции требуют определенных навыков и сноровки. Приемы выполнения этих операций я покажу вам за рабочим столом. - итак, порционирование: В левую руку берут готовую мясную массу, правой рукой отделяют небольшое количество, взвешивают в соответствии с нормой раскладки. - формовка: порционированную мясную массу панируем и придаем форму в соответствии с ГОСТом - Показ способов оформления кулинарных изделий в банкетном исполнении с помощью овощей. - Ознакомление учащихся с содержанием предстоящей работы. приготовление мясной массы; приготовление полуфабрикатов; тепловая обработка; оформление готовых кулинарных изделий. - Инструктирование по технике безопасности. правила безопасной работы с оборудованием; правила безопасной работы с инвентарем и приспособлениями; - Ознакомление с листом оценки качества предстоящей работы. (слайд 17) |
Приветствуют учителя. Настраиваются на плодотворную работу. Воспринимают информацию. Смотивированы на предстоящую деятельность. Предполагаемые ответы учащихся: - шея, покромка, пашина, тонкий край; - натуральная и котлетная; - хлеб, яйцо, рис, лук. Учащиеся составляют последовательность технологических операций, один учащийся работает с интерактивной доской. Предполагаемый ответ записи учащимися на доске: - нарезать, нарезать, смешать, измельчить, добавить, перемешать. Предполагаемый ответ записи учащимися на доске: - нарезать, замочить, измельчить, смешать, измельчить, добавить, выбить. Предполагаемые ответы: - бифштекс рубленый, котлеты натуральные рубленые, котлеты полтавские, шницель натуральный рубленый, фрикадельки, люля-кебаб. ……Предполагаемые ответы: - котлеты рубленые, биточки рубленые, шницель рубленый, зразы рубленые, тефтели, рулет. Воспринимают тему и цели урока. Учащиеся наблюдают и исследуют сырье, определяют его качество. Смотрят, наблюдают, упражняются в выполнении трудовых приемов (котлеты, зразы, биточки). Смотрят, наблюдают, упражняются в выполнении трудовых приемов (огурцами, помидорами, картофель) Воспринимают информацию, работают с технологической документацией. - Повторяют технику безопасности. - Осмысливают критерии оценки. |
2. Текущий инструктаж Обходы рабочих мест учащихся с целью проверки или дифференцированного наблюдения: - за подготовкой рабочих мест к началу работы; - соблюдением правильности выполнения трудовых приемов и операций (приготовления рубленого мяса и котлетной массы; порционирование и формовка зраз, котлет, бифштекса; тепловая обработка и оформление блюд в банкетном исполнении ). - за соблюдением правил безопасности труда; - за качеством выполнения работ; Индивидуальное или коллективное инструктирование учащихся по выполнению отдельных приемов и операций. Обходы рабочих мест учащихся с целью: - корректировки действий учащихся; - уяснения степени овладения учащимися полученных знаний и умений; - создания психологического фона для уверенности учеников в своих действиях, знаниях и способностях |
Выполняют учебно-производственное задание: - планируют организацию рабочих мест (подбирают необходимое оборудование, посуду, инвентарь). - упражняются в выполнении отдельных приемов и операций по изготовлению котлет рубленых, зраз рубленых, бифштекса натурального рубленого. - соблюдают правила эксплуатации оборудования (мясорубка, весы, электроплиты), использования инструментов и приспособлений, кухонного инвентаря. - приобретают уверенность в своих действиях - консультируются с мастером по выполнению отдельных операций работы - Учащиеся упражняются в выполнении трудовых процессов: · готовят кулинарные изделия: котлеты рубленые, зразы рубленые, бифштекс натуральный рубленый. · оформляют готовые кулинарные изделия в банкетном исполнении с использованием овощей. |
3. Заключительный инструктаж Подведение итогов занятия с указанием успехов и недостатков. Демонстрация работ. Работа закончена. Итоги подведены. (слайд 18) 4. Рефлексия А сейчас рефлексируем. Проанализируйте свою деятельность на уроке, результаты и эмоциональное состояние. Закончите предложение: (слайд 19) Вы справились с производственной задачей. Желаю вам здоровья. А ведь вы здоровы потому, что вы умеете готовить здоровую и полезную пищу, вы счастливы потому, что радуете этой пищей окружающих, и вы успешны потому, что здоровый и счастливый человек всегда успешен. |
- Каждая микрогруппа представляет свои работы - Сравнение своей работы с работами других. - Анализ своих успехов и недостатков. Осознание происходящей во время урока деятельности и ее результатов. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. |
Приложение №4
Лист оценки качества выполненного производственного задания
Микрогруппа |
Овладение приемами работы |
Приготовление кулинарных изделий |
Косвенные показатели |
Соблюдение техники безопасности |
Кол-во баллов |
|
Внешний вид |
Консистенция |
Вкус |
Цвет |
Запах |
|
|
|
2 балла |
4 балла |
3 балл |
2 балла |
1 балла |
итого |
1 микрогруппа |
|
|
|
|
|
|
2 микрогруппа |
|
|
|
|
|
|
3 микрогруппа |
|
|
|
|
|
|
1. Овладение приемами работ: порционирование мясной массы для приготовления полуфабриката, формование полуфабриката.
2. Приготовление кулинарного изделия: - внешний вид: поверхность изделий ровная без трещин и разрывов, плотно прилегающая панировка, форма соответствует требованиям ГОСТа;
- консистенция: однородная, без отдельных кусочков, изделия мягкие, сочные;
- вкус: не допускается наличие признаков порчи и загара;
- цвет: серый;
- запах: свежих продуктов.
3. Косвенные показатели: самостоятельное планирование работы; рациональное использование рабочего места; стремление решить производственную задачу с творческим подходом, умение работать единой командой.
4. Соблюдение требований безопасности труда.
22 – 18 баллов - «5», 17 - 15 баллов – «4», 14 - 10 баллов – «3», менее 11 баллов – «2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.