Тема урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Что такое доброта?» Класс: 7 Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).
Оценка 4.6

Тема урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Что такое доброта?» Класс: 7 Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).

Оценка 4.6
doc
07.02.2020
Тема урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению  на морально-этическую тему                                       «Что такое доброта?» Класс: 7 Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).
сочинение -рассуждение.doc

Тема урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению  на морально-этическую тему

                                      «Что такое доброта?»

Класс: 7

Цель урока:

сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).

Задачи:

образовательные:

1) расширение и углубление знаний по культуре речи;

2) повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка,

развивающие:

1) развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений;

2)развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;

3) формирование умения проводить содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;

4) формирование умения писать сочинение-рассуждение (задание 15.3)

Воспитательные: формирование нравственных качеств учащихся;

Методы, технологии:

1.                                                                   Критическое мышление

2.                                                                  Информационно-коммуникативные технологии.

3.                                                                  Дискуссия.

Формы: коллективная и индивидуальная

Методические приемы: выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная беседа, работа со словом, работа со словарной статьей, работа по вопросам, анализ эпизодов текста.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Технология проведения:

 Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе:

а) игровые (технологии имитационного моделирования) и коммуникативно – исследовательские технологии. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы.

б) Коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.

Ценность технологии – в наличии разных точек зрения, создание собственного продукта творчества. Итогом мастерской оказываются новые вопросы, над которыми ребёнок размышляет, находится в поиске ответов, формирует собственную культуру мысли, действия.

Оборудование:

 запись песни «О доброте»

 минусовка песни  «Дорогою добра»

мультимедийный проектор,

 презентация

 компьютер.

                           

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

                                          Ход урока

 

1.      Приветствие. Организация класса.

-Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:

     - Доброе утро,- я вам сказала

     -Доброе утро,- ответили вы.

Посмотрите друг на друга. Найдите себе пару. Сядьте с тем, с кем хотели бы вы поработать сегодня.

2.      Слово учителя.

-Сегодня я предлагаю вам побывать в творческой мастерской, где каждый подготовит материал    для написания домашнего сочинения.

-Требование к сочинению-рассуждению предполагает не только умение дать определение, но и умение привести убедительные доказательства. Сегодня мы будем учиться приводить аргументы, которые будут убедительными.

3. Стадия вызова.

-Вспомните, когда вам приходилось кому-то что-то упорно доказывать. Какие эмоции вы испытывали?

 

-Возьмите лист бумаги и покажите это на бумаге. ( Комок в сторону)

 

-У каждого из вас в распоряжении несколько листов. Они послужат  черновиками. Их вы будете заполнять в течение урока. Также  перед вами листы самооценки.

-Возьмите  один лист, сложите его пополам. 

Слева от сгиба в столбик напишите те чувства, какие вы испытали в начале урока.

Справа от сгиба - возможные причины этих чувств(эмоций).

-Кто хочется поделиться ?

 

-Отрицательные эмоции выплеснули.(Берем комочек, выпрямляем лист)

-Мы должны помнить, что зло не нужно накапливать. Если доброта живет на свете, радуются и взрослые, и дети.

 

-С чем ассоциируется у вас слово «доброта»?

-Возьмите второй листок и напишите ваши ассоциации.

-Кто хотел бы поделиться?

-Оцените себя на этом этапе.

 

4. Стадия осмысления

- Послушайте музыкальный фрагмент. Определите, над каким понятием будем работать.

-Кто догадался, над каким понятием мы будем работать? Озвучьте тему урока, попробуйте сформулировать цель и задачи.

 

Объясните значение этого слова. Дайте свое определение.

 

а) Работа со словарями В.И. Даля и Ожегова.

- Художники используют различные материалы, а что будем использовать мы, художники слова?  ( мысли,слова)

- Какой тип речи выберем для нашего сочинения?(рассуждение)

-Правильно ли построена композиция сочинения-рассуждения.

-С чего необходимо начинать сочинение-рассуждение?(С тезиса)

На третьем листе напишите свой тезис. Доброта – это....

-Зачитайте, пожалуйста.

-Оцените свою работу.

 

-Еще издавна люди стремились к добру. Эту мысль они отразили в пословицах.

б) Работа в парах

Собирают пословицы о доброте.

- Объясните значение.(Желающие выступают)

-Не забудьте оценить себя.

 

в) Работа в группах

Опишите случай, когда вы проявляли доброту.

 

Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется духовными качествами.

На четвертом листочке напишите слова-синонимы  к слову ДОБРОТА

Соберитесь в четверки и поделитесь своими словами.

 

г) творческая работа (работа с комком бумаги)

Рассказ учителя сопровождается действиями с бумагой. Формируют кулек, куклу.

Как вы думаете, трудно ли быть по-настоящему добрым?

Добрым быть трудно, ведь  у каждого свой путь к доброте. Свои взлеты и падения.

 

5. Физминутка

 

6. Размышление

 

- Обратите внимание на ключевые слова( УВИДЕТЬ, УСЛЫШАТЬ, ИССЛЕДОВАТЬ)

 -К каждому слову подберите вопрос.

- В конце урока мы вернемся к этим словам.

-Ребята, я предлагаю вам послушать притчу «Котёнок». (Чтение притчи с остановками ).

(Текст на каждого ученика)

        1 фрагмент 

 Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление: «Продаются котята».  Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.

 «От 30 до 50 рублей»,- ответил продавец.  Вздохнув, ребенок, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. «У меня только 2 рубля сейчас»,- грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них»,- с надеждой попросил он продавца.

Вопросы:

-Что вы можете сказать о мальчике ?

-Каким вы его представляете?

-Подтвердите словами из текста ( 1 фрагмент)

- Как вы думаете купит ли котенка ?

- Интересно вам, что произойдет дальше?

2 фрагмент

Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.

Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.

 «Скажите, а что с этим котенком?»- спросил мальчик.

 Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.

 «Это на всю жизнь, так сказал ветеринар»,- добавил мужчина. - Поэтому котенок и хромает» .

 Тогда мальчик почему-то очень заволновался: «Вот его-то я и хотел бы приобрести» .

Вопросы:

- Что означает слово « дефект?

- Кто такой ветеринар?

-Почему именно хромого котенка хотел приобрести мальчик?

-Как вы думаете, что произойдет дальше?

 3 фрагмент

 «Да ты что, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам»,- сказал продавец.

 Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. «Нет, я не хочу брать его даром, -напряженным голосом произнес ребенок. Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги»,- твердо добавил он.

 Сердце продавца дрогнуло. «Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята».

Вопросы:

- Изменилось ли решение мальчика?

- Что бы вы добавили о характере мальчика?

-Как вы думаете, что ответил мальчик продавцу?

 4 фрагмент

 При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца: «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать, и  этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал», - дрожащим голосом произнес мальчик.

 Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты»-, сказал продавец.

Учитель:

 Понравилась ли вам притча? Скажите, пожалуйста, о каких чертах характера мальчика вы можете сказать? Чему учит эта притча? О чем вы задумались? Смогли бы вы поступить так, как этот мальчик?

 В действительности, не столь важно, КЕМ вы являетесь, как тот факт, есть ли КТО-ТО, кто будет вас по-настоящему ценить за то, КАКОЙ  вы есть, кто примет и полюбит вас без каких-либо оговорок. Ведь в этом и проявляется милосердие, качество, близкое слову доброта.

На пятом листочке приведите пример из  этой притчи о проявлении доброты

Поделитесь своими предложениями

7. Рефлексия

-Чему учились? Какие задачи ставились? Достигли мы их?

-Какой этап запомнился? Чем?( Во время рассказа завершаем работу с куклой)

-В жизни мы часто совершаем ошибки. Очень хочется изменить все и всех. Проходит время, и ты понимаешь, что единственный человек на земле, которого мы в силах изменить, это мы сами. Надо быть добрыми. Ведь добро творит чудеса.

-Перед нами сердечки. Составьте синквейн или небольшое стихотворение.

-Разместите свои добрые сердца на необычном дереве.

-Мы увидели…..( внутренний мир добрых людей)

-Мы услышали…..(основную мысль  притчи)

- Исследовали……( как проявляется доброта)

-Оцените работу. Сдайте, пожалуйста,  оценочные листы

 

8. Домашнее задание

-Написать сочинение-рассуждение « Что такое доброта?»

-Благодарю за теплый, доверительный разговор, за умные мысли.


Тема урока: « Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Что такое доброта?»

Тема урока: « Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Что такое доброта?»

Ценность технологии – в наличии разных точек зрения, создание собственного продукта творчества

Ценность технологии – в наличии разных точек зрения, создание собственного продукта творчества

Ход урока 1. Приветствие

Ход урока 1. Приветствие

Работа в группах Опишите случай, когда вы проявляли доброту

Работа в группах Опишите случай, когда вы проявляли доброту

Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки

Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки

На пятом листочке приведите пример из этой притчи о проявлении доброты

На пятом листочке приведите пример из этой притчи о проявлении доброты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020