Разработка урока "Сельское хозяйство и аграрные отношения в украинских землях в первой половине XIX веке."
Оценка 5

Разработка урока "Сельское хозяйство и аграрные отношения в украинских землях в первой половине XIX веке."

Оценка 5
doc
07.02.2020
Разработка урока "Сельское хозяйство и аграрные отношения                   в украинских землях в первой половине XIX веке."
разработка уроков.doc

ТЕМА:     Сельское хозяйство и аграрные отношения

                  в украинских землях в первой половине XIX веке.

 

ЦЕЛЬ:                Овладеть знаниями о состоянии сельского хозяйства                           и  характере аграрных отношений;

                       -   проанализировать и сравнить положение различных 

                           категорий крестьянства, определить признаки     

                           кризиса  феодально – крепостнической системы,  

                           истоки роста товарности сельского хозяйства и его

                           региональной специализации;

                       -  раскрыть антигуманную сущность  

                           крепостничества и безнравственность

                           подневольного труда.

 

 

ТИП УРОКА:            урок освоения новых знаний.   

 

МЕТОД:            репродуктивный с элементами самостоятельной

                           работы с учебником и атласом.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:            учебник § 9, карта « Хозяйство    

                                            украинских земель I – й половине

                                            XIX века», хрестоматия по истории СССР                      

                                            М., Просвещение, 1991 г. с.6 – 7, 47.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ          1803 г. – указ о вольных

                                                      хлебопашцах ;

       И СОБЫТИЯ:                       1817 – 1857 г.– военные поселения;

                                                      1848 – 1849 г. – отмена барщины в      

                                                                                  Западной Украине.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ:  Александр I, Николай I, Д. Бибиков, 

                                                      А. Аракчеев, Фердинанд I.

 

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:         крепостное право, помещик,  урок,           

                                                      барщина, оброк, месячина, дидыч,

                                                      шарварок, военное поселение.

 

 

 

ХОД УРОКА

 

I.                  Организация класса.

II.              Актуализация опорных знаний:

1.        О чем свидетельствуют даты и события:

        1764 г., 1775 г., 1781 г., 1783 г..

                  2.    Что такое крепостное право?

                  3.    Какие повинности возлагались на крепостных 

                         крестьян?

                  4.   Укажите категории крепостных крестьян и их

                        социальное положение.

III.           Мотивация учебной деятельности:

               «Человек, не уверенный в полном возмездии за труд 

                 свой, в половине не воспроизведет того, что в   

                 состоянии сделать человек, свободный от вечных уз

                 принуждения. Доказано, что земля, возделанная 

                 вольными крестьянами, дает обильнейшие плоды, 

                 нежели земля, одинаково качества, обработанная     

                 крепостными».  – Арсеньев К.И. Начертание

                 статистики Российского государства. /Хрестоматия по 

                 истории СССР/.

 

         Проблемный вопрос: США, Англия, Нидерланды

                                              в начале  XIX века вышли в число 

                                              передовых капиталистических держав

                                              с высоким уровнем технического                   

                                              развития. Почему это произошло и

                                              что мешало достичь того же уровня 

                                              Украине?

IV.          Сообщение темы, цели и задачи урока.

                      План:

1.     Основные признаки феодально-крепостного строя.

2.     Положение крестьян.

3.     Состояние сельского хозяйства 1-й половины

     XIX века.

4.     Военные поселения как средство усиления феодальной эксплуатации и как проявление кризиса феодально- крепостнической системы.

5.     Признаки феодально-крепостнической системы и зарождение товарно-денежных отношений.

6.     Сельскохозяйственная специализация.

7.     Состояние сельского хозяйства в Западной Украине и аграрная реформа 1848 г. Фердинанда I.

8.     Выводы.

V.              Изложение темы с элементами самостоятельной работы учащихся с текстом учебника.

VI.          Обобщение и закрепление изученного материала.

1.     Назовите основные признаки крепостничества.

2.     Кому в Украине принадлежала земля?

3.     Кто такие помещичьи, государственные, монастырские крестьяне, месячники и оброчники?

     В чем их различие?

4.  Для чего создавались военные поселения и кто был их

     организатором?

5.    В чем проявился кризис феодально-крепостнической

     системы?

6.    Используя атлас, покажите на карте регионы сельскохозяйственной специализации.

7.    Каковы результаты реформ Фердинанда I 1848 г.?

8.    Раскройте значение новых понятий и терминов.

9.    Сделайте вывод, соответствовало ли крепостное право идеалам гуманизма французских просветителей

     XVIII века?

VII.       Подведение итогов.

         Домашнее задание:       § 9, выписать опорные даты,

         термины и их значение в тетрадь. Повторить мелкое  

         ремесленное и мануфактурное производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

ТЕМА:     Демократические революции 1848-1849 г. в Европе. 

                   «Весна народов».

 

ЦЕЛЬ:      Изучить и усвоить причины, особенности, характер,  

                  задачи, движущие силы, ход и результаты революции во

                 Франции, Германии, Австрии, Италии, закрепить понятие

                  о революции как о факторе политических и 

                  экономических преобразований в сообществе;

                  развить умение локализации исторических событий на 

                  карте, самостоятельно составлять аналитические 

                  таблицы, овладевать методом индукции  для обобщения;

                  формировать уважение к борцам за свои гражданские,

                  политические и экономические права.

 

ТИП УРОКА:            урок освоения новых знаний.   

 

МЕТОД:                    традуктивный

 

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ            учебник § 9 , карта «Революции в

   И ОБОРУДОВАНИЕ:               Европе 1848 – 1849 г.г.»       

                                                       хрестоматия «Художественная    

                                                       литература в преподавании новой

                                                       истории », М., Просвещение,

                                                       1966 г., с. 139 – 168, Хрестоматия                           

                                                       по  новой истории 1640 – 1870 гг. – 

                                                       М., Просвещение 1990 г., с. 155., 

                                                       плакат «Ход событий и

                                                       действующие лица революции в

                                                       Европе 1848 – 1849 г.г.»

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ 

       И СОБЫТИЯ:                    Франция:

 

                                                  

24.02.1848 г. – восстание в Париже, свержение июльской монархии.            

                          Образование Временного правительства.  

25.02.1848 г. – провозглашение Второй республики.

04.05.1848 г. – открытие Учредительного собрания, образование

                          буржуазной Исполнительной комиссии.

15.15.1848 г. – разгром рабочей демонстрации.

22.06.1848 г. – закрытие национальных мастерских.

23.06.1848 г. – восстание рабочих ……

декабрь 1848 г. – избрание Луи-Наполеона Бонапарта президентом

                              республики.

02.12.1951 г. – государственный переворот.

02.12.1852 г. – провозглашение Второй империи Наполеона III.

                                                    

Германия 

 

февраль 1848 г. – массовые революционные демонстрации в Бадене 

                              Мюнхене, Кельне.

март 1848 г. – восстание в Берлине, начало революции в Пруссии,    

                         польское национальное восстание в По…

май 1848 г. – франкфуртское национальное собрание.

июнь 1848 г. – штурм рабочими арсенала в Берлине.

декабрь 1848 г. – государственный переворот в Пруссии

май 1849 г. – народное восстание в Рейнской области, Саксонии,  

                       Вестфалии, Пфальце , Бадене. Разгром

                       франкфуртского национального собрания.

 

Австрия

 

март 1848 г. – антиправительственные выступления в Вене,

                         образование венгерского правительства.

май 1848 г. – бои в Вене, поражение революции в Австрии.

июль 1848 г. – национальное восстание в Праге.

сентябрь 1848 г. – начало национально-освободительной войны в

                                Венгрии.

октябрь 1848 г. – народное восстание в Вене.

апрель 1849 г. – низложение династии Габсбургов в Венгрии,

                            провозглашение государственной независимости

                            Венгрии.

май 1849 г. – контрреволюционная интервенция российских и 

                       австрийских войск в Венгрии и конец революции.

 

 

 

 

Италия

 

январь 1848 г. – восстание в Палермо против неаполитанских

                            Бурбонов, начало революции.

март 1848 г. – восстание в Милане и Венеции против австрийского 

                         господства, объявление войны Пьемонтом Австрии,

                         провозглашение Венецианской республики,

                         свержение проавстрийских правителей в Парма и

                         Модене.

июль 1848 г. – поражение пьемонтской армии.

ноябрь 1848 г. – народное восстание в Риме, бегство Папы,

                             образование светского правительства.

февраль 1849 г. – провозглашение Римской республики.

май 1849 г. – второе поражение пьемонтской армии, подавление

                       австрийскими войсками революции на севере Италии.   

июнь 1849 г. – осада и капитуляция Рима.

август 1849 г. – капитуляция Венеции, конец революции в Италии.

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ:      Луи Филипп, Луи Наполеон

                                                          Бонапарт, Л. Кавеньяк, Фридрих

                                                          Вильгельм IV, Клеменс

                                                          Меттерних, Фердинанд I, Франц

                                                          Иосиф I, Виктор Эммануил, 

                                                          Мадзини, Гарибальди, Лайош  

                                                          Кошут, Шандор Петефи, Иван 

                                                          Копущак.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

         И ПОНЯТИЯ:                        политический банкет,

                                                         национальные мастерские, 

                                                         бонапартизм, государственный

                                                         переворот, плебисцит, юнкерство,

                                                         конституция, канцлер, Славянский

                                                         конгресс, Центральная Рада 

                                                         Народа, Головна Руська Рада.

 

 

 

ХОД УРОКА

I.                  Организация класса по группам.

II.              Актуализация опорных знаний и чувственного опыта.

1.    Что такое революция?

2.    Какие революции вам известны? Где, когда и почему они происходили?

3.    Каков их результата? Все ли они достигли своих целей?

4.    Что собой представляли, глядя на карту, Франция, Германия, Италия, Австрия по форме правления и государственного устройства?

III.           Сообщение темы и цели урока.

IV.          Мотивация:

             «Монархическая реакционная Европа была потрясена в 

             своих основах. В то время, как Англия и Бельгия с их 

             свободными конституциями сохраняли сравнительную 

             устойчивость, полицейские и военные государства 

             континента с их глубоко враждебным народным

             интересом, правительствами все более и более

             расшатывались, бразды правления ускользали из рук

             бессильных и беспомощных правителей…И вот теперь в

             «порядок» старой Европы была пробита брешь

             революции, которая в продолжении 18 лет лежала в 

             гробу, опять подняла голову. Подобно шквалу…»

                                                 Карл Либкнехт, хрестоматия с. 155.

       Проблемный вопрос:

            Почему революции называют локомотивом истории даже,

            если они терпят поражение?

V.              Изложение и усвоение материала с выполнением самостоятельного практического задания. 

                             План:

1.      Локализовать на карте и по атласам государства и центры крупных революционных выступлений и крестьянских восстаний.

2.      Определить цели и задачи революции по выдержкам из художественный произведений авторов с использованием атласа: Г. Флобер «Воспитание чувств»: «На другом конце площади виден фасад Тюильри. Двери дворца были открыты; слуги пропускали всех. То была толпа…Они очутились в комнате, где был раскинут балдахин из красного бархата. Внизу, на троне, сидел чернобородый пролетарий. Кресло подняли,  взяв за руки, и понесли через зал. Трон поднесли к окну и под свистки кинули вниз...Он упал в сад, где его быстро схватили, чтобы нести к Бастилии и там сжечь»

Г. Гервег «Немецкому народу»:

«Немец! Ты скажи князьям своим:

  Тридцати шести уделам.

  Стать пора единым целым,

  Государством стать большим,

  С сердцем и с гербом одним».

Ш. Петефи «Национальная песня»:

 «Встань, мадьяр! Зовет отчизна!

   Выбирай, пока не поздно:

   Примирится рабской долей,

   Или быть на вольной воле?»

Д. Кардуччи «Гремела в долах Ломбардии могучим эхом слава геройская, когда в апреле италиец меч обнажил свой против австрийца».

3.   Работа по группам с текстом учебника. Заполнить сравнительную таблицу особенностей и сходства революций во Франции, Германии, Австрии, Италии.

 

 

ФРАНЦИЯ

ГЕРМАНИЯ

ИТАЛИЯ

АВСТРИЯ

Причины

задачи революции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Движущие силы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характер и результаты революции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

                 

 

                                              

VI.          Систематизация и обобщение.

1.    Каковы основные причины революций во Франции, Германии, Италии, Австрии.

2.    Какие задачи решали революции в каждой отдельно взятой стране?

3.    Назовите характеры революции и их особенности.

4.    Что означает ход революции по восходящей и нисходящей.

5.    Используя метод индукции, укажите, общее характерное для революций? (антимонархический, буржуазно-демократический, антифеодальный, национально-освободительный в Австрии и Италии)

6.    Раскройте значение терминов и понятий.

7.    Каковы результаты революций? Чего достигли они не смотря на поражение? Оправдано ли то, что революция – локомотив истории?

VII.       Подведение итогов.

VIII.   Домашнее задание:        § 9, выписать в тетрадь новые термины, понятия, даты и события, имена исторических деятелей. Повторить тему №2 «Европа в период революций

             1848-1849 г.г.».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА:    Политическая раздробленность и объединение  

                 Италии.

 

ЦЕЛЬ:       выяснить причины, задачи, движущие силы, ход и

                  результаты политического объединения Италии как

                  назревшей необходимости. Охарактеризовать два  

                  основных течения в национально – освободительном  

                  движении, раскрыть решающую роль народных масс и

                  личности в объединенном процессе; дать характеристику  

                  личностей Кавура, Мадзини, Гарибальди, создать

                  правильное представление учащихся о месте и времени

                  событий на карте;

                  воспитать  положительное отношение к народным

                  героям и политическим деятелям Италии.

 

ТИП  УРОКА:           урок усвоения новых знаний.

 

МЕТОД:                      проблемного изложения.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:        учебник § 11, карта «Образование

                                         национальных государств Италии и

                                         Германии», хрестоматия по Новой истории

                                         1640 – 1870 – М . Просвещение,1990г.

 

 ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ

 и СОБЫТИЯ:                              

                        1858 г. – тайное соглашение Кавура  с Наполеном III.

                        1859 г. – война Франции и Сардинского королевства

                                        против Австрии. Революции в Тоскане, 

                                        Модене в Парме. Битва Мадженте и

                                        Сольферино. Присоединение Ломбардии.

                        1860 г. – присоединение к Сардинскому королевству

                                        Пармы, Модены, Тосканы. Поход «Тысячи»

                                        Гарибальди на Сицилию. Битва при

                                        Калатафими. Присоединение

                                        Неаполитанского королевства.

                       1861г. –   провозглашение Итальянского королевства в

                                       Турине.

                       1862 г. – поход Гарибальди в Папскую область.

                            1866 г. – война против Австрии , присоединение

                                           Венецианской области.

                            1867 г. – второй поход Гарибальди на Рим.

                            1870 г. – присоединение Папской области,

                                          завершение объединения Италии.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ:

                                          Виктор -  Эммануил II, Кавур, Маздини,     

                                          Гарибальди, Наполеон III, Пин IX.

 

ВЕДУЩИЕ ИДЕИ

и ПОНЯТИЯ:                      Политическая раздробленность, 

                                            «Рисорджименто», умеренно –

                                            либеральное и революционное

                                            демократическое течение, объединение

                                            «сверху»,объединение «снизу», «Молодая

                                            Италия», « краснорубашечники».

                 

 

ХОД УРОКА

 

I.       Организация класса по группам.

II.      Актуализация опорных знаний:

                   1. Когда состоялся Венский конгресс и какие государства

                      образовались на Аппененском полуострове. ( показать

                      на карте).

2.    Какие задачи решала демократическая революция в

     Италии 1848 г. – 1849 г. и каковы её результаты?

3.    Какие итальянские государства находились под 

     властью Австрии и Франции?

III.    Мотивация:

                  Оставшаяся в наследие от феодальных времён

                  политическая раздробленность Италии сдерживала рост

                  торговли и промышленности, таможенные границы не

                  были ликвидированы, что ослабило позиции итальянской 

                  буржуазии, были восстановлены абсолютистские

                  порядки, почти всюду царила реакция. Углубление эко-

                  номического кризиса грозило серьезными потрясениями.

                  Почему?

IV.    Сообщение темы, цели и задач урока.

V.     Изложение материала и самостоятельная работа учащихся с

         текстом учебника.

ПЛАН.

1.                Италия после поражения революции 1848 – 1849 годы.

2.                Два течения в национально – освободительном движении. /заполнить таблицу/.

         два течения в национально – освободительном движении

 

 

течение

Умеренно –

либеральное

Революционно- демократическое

 

Социальный состав

 

Либеральные помещики и буржуазия.

Ремесленники, крестьяне, мелкобуржуазная интеллигенция.

 

Цели

Конституционная монархия.

Единственная демократическая республика.

Методы и средства объединения

Объединение военной силой, во главе с Пьемонтом.

 

Народная революция.

 

3.                Самостоятельная работа в группах: составить характеристики Кавура, Мадзини и Гарибальди по алгоритму.

4.                Ход объединения. Работа с картой.

5.                Революционная борьба народных масс за объединение. Поход «Тысячи» Гарибальди. Работа с картой. Письмо К. Кавура к К. Нигре.

6.                Завершения объединения Италии.

VI.                Повторение и закрепление изученного материала.

1. Какой была политическая и социально-экономическая 

    обстановка Италии после революции в 1848 – 1849 г.   

    Что такое политическая раздробленность?

2.    Какие препятствия стояли на пути объединения

    Италии? Как это отражалось на её развитии?

3.    Укажите особенности экономического и 

     политического развития Пьемонта накануне

     объединения.

4.    Почему Пьемонт стал центром объединения Италии?

5.    В чём состояли различия между умеренно – либеральным и революционно- демократическим течением? Кто были их лидеры?

6.    Что значит объединения «сверху» и «снизу»?

7.    Чьи интересы защищали Кавур, Мадзини и Гарибальди?

8.    Какие реформы провёл Гарибальди на острове Сицилия?

9.    Что имел ввиду К. Кавур в письме к К. Нигре?

10.           Проследите на карте ход объединения Италии и

         назовите хронологию основных событий.

11.           Какие последствия могли быть, если бы Италия не 

         объединилась?

VII.            Итоги урока. Домашнее задание: § 11, повтор § 9 п. 3.1. 

           «Революция 1848 -1849 г. в Германии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ироничном разумении или герой как представитель своего времени. На подобного рода вопросы нельзя ответить однотипно.

Аналогично можно поставить вопрос по поводу названия романа Л. К Толстого

«Война и мир» - в каком смысле «война» и в каком смысле «мир»?

Именно этим и отличается проблемный вопрос от не проблемного такого, например, как «Как найти площадь прямоугольника».

Проблемная задача, как и проблемный вопрос, не имеет стандартного разрешения по образцу или алгоритму. Проблемная задача - разновидность учебной задачи, которая должна быть решена творчески, нестандартно.

На уроке украинской литературы в 10 классе изучение пьесы И. К. Карпенко -Карого «Хозяин» проблемное задание можно сформулировать таким образом;

Можно ли считать комедию «Хозяин» революционным произведением? Кто это докажет или опровергнет? Обсуждение темы происходит в форме проблемно - поисковой беседы, где ставится несколько дополнительных вопросов: нравится ли вам главный персонаж пьесы «Пузырь»? Каково отношение автора к этому образу? Есть в пьесе действующие лица, которые вызывают симпатию? Почему в произведении нет позитивных героев? Почему гибнет честный Зозуля? и т.д Такая беседа активизирует познавательные, волевые, эмоциональные процессы старшеклассников н приводят к правильному развязыванию проблемы.

Изучение пьесы проходит в форме проблемно - поисковой беседы, которую целесообразно использовать во время изучения наиважнейших, узловых тем и введения новых знаний, где она помогает раскрыть проблему.

В такой же форме проблемно - поисковой беседы можно было бы провести урок химии в 11 классе на тему: «Соли». Начиная с постановки проблемного вопроса: «Соль обязательно входит в состав продуктов людей, хотя ее химическая формула состоит из двух отравляющих веществ - натрия и хлора? Возникает интрига, любопытство, заинтересованность, почему человек не умирает?

На уроке изучаются особенности климата Северной Америки. Школьники уже знакомы с тем, что на одной и той же широте южной или северной, это не важно, лучи солнца падают одинаково на поверхность земли, Когда дети получают задание проанализировать климатическую карту Северной Америки и обнаружилось, что в Америке на 50 градусов с. ш. средняя температура января - 20 гр. С, а в Западной Европе на этой широте - 3 гр. С. Возникает проблема Явное несоответствие вызывает чувство удивления и одновременно нового и  важного для учащихся. Чтобы выяснить несоответствие ученики приступают к поиску и найдя причину, самостоятельно делают вывод: холодное Ламбрадорское течение, остров Гренландия, айсберги существенно влияют на климат Северной Америки. А теплое Севере - атлантическое течение Гольфстрим и весь Атлантический океан влияют на климат всей Европы, делая его умеренным.

В 8 классе учащиеся встречаются с таким противоречием на уроке географии: среднегодовая температура в Астрахани соответственно своей географической широте должна бы быть выше, чем в Санкт - Петербурге, а на самом деле она такая же самая! Чем это можно объяснить. Учащиеся выясняют, что Астрахань далеко от Атлантического океана, а Санкт - Петербург - близко. Известно также, что суша охлаждается быстрее, чем вода Поэтому в обоих городах одинакова

А вот как объясняет поставку проблемной задачи В. Шаталов в своей книге «Эксперимент продолжается»: вообще любая творческая деятельность возможна только на базе диалектически усвоенных глубоких и прочных знаний.

«…Можно выделить три признака творческого акта:

а). необходимость предварительных знаний;

б). подсознательное ассоциирование далёких понятий;

в). критическая оценка полученного результата».

 

 

 

 


ТЕМА: Сельское хозяйство и аграрные отношения в украинских землях в первой половине

ТЕМА: Сельское хозяйство и аграрные отношения в украинских землях в первой половине

ХОД УРОКА I.

ХОД УРОКА I.

Признаки феодально-крепостнической системы и зарождение товарно-денежных отношений

Признаки феодально-крепостнической системы и зарождение товарно-денежных отношений

ТЕМА: Демократические революции 1848-

ТЕМА: Демократические революции 1848-

Луи-Наполеона Бонапарта президентом республики

Луи-Наполеона Бонапарта президентом республики

Италия январь . – восстание в

Италия январь . – восстание в

ХОД УРОКА I. Организация класса по группам

ХОД УРОКА I. Организация класса по группам

То была толпа…Они очутились в комнате, где был раскинут балдахин из красного бархата

То была толпа…Они очутились в комнате, где был раскинут балдахин из красного бархата

I. Систематизация и обобщение

I. Систематизация и обобщение

ТЕМА : Политическая раздробленность и объединение

ТЕМА : Политическая раздробленность и объединение

Австрии , присоединение

Австрии , присоединение

IV . Сообщение темы, цели и задач урока

IV . Сообщение темы, цели и задач урока

Почему Пьемонт стал центром объединения

Почему Пьемонт стал центром объединения

На подобного рода вопросы нельзя ответить однотипно

На подобного рода вопросы нельзя ответить однотипно

Разработка урока "Сельское хозяйство и аграрные отношения в украинских землях в первой половине XIX веке."

Разработка урока "Сельское хозяйство и аграрные отношения                   в украинских землях в первой половине XIX веке."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020