Психологические проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми младшего школьного возраста: организация психологического просвещения педагогов и родителей об организации гармоничного межличностного взаимодействия с детьми данной возрастной категории.
Оценка 4.7

Психологические проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми младшего школьного возраста: организация психологического просвещения педагогов и родителей об организации гармоничного межличностного взаимодействия с детьми данной возрастной категории.

Оценка 4.7
docx
09.04.2020
Психологические проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми младшего школьного возраста: организация психологического просвещения педагогов и родителей об организации гармоничного межличностного взаимодействия с детьми данной возрастной категории.
Документ Microsoft Office Word.docx

Тема: «Психологические проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми младшего школьного возраста: организация психологического просвещения педагогов и родителей об организации гармоничного межличностного взаимодействия с детьми данной возрастной категории».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение1

1. Роль семьи в воспитании и развитии личности ребенка1

2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста1

3. Организация психологического просвещения педагогов и родителей1

1.3. Понятие психологического просвещения 1

   2.3. Методы психологического просвещения1

4. Эмпирическое исследование в аспекте психологического просвещения.1

Заключение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием внутрисемейных  отношений. Изучением детско-родительских  отношений в семьях занималась большая группа ученых (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская).

Необходимо подчеркнуть один важный аспект, заключающийся в том, что семья играет важную роль в адаптации и интеграции ребенка в общество. Детско-родительские отношения в семье занимают одно из важных мест в процессе развития ребёнка. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

В повседневной жизни родители детей сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой - глубокие, внутренние психологические проблемы. Именно это не позволяет им оптимально организовать межличностные отношения со своими детьми.

Целью работы является изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети младшего школьного возраста и организация психологического просвещения педагогов и родителей.

Объектом исследования являются отношения в семьях, где воспитываются младшие школьники.

Предметом исследования являются психологические проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми младшего школьного возраста и организация психологического просвещения педагогов и родителей.

Гипотеза нашего исследования заключается в предложении о том, что отношение детей к родителям во многом зависит от отношения родителей к детям.

        Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:

·      Проанализировать научную психологическую и педагогическую литературу по проблеме детско-родительских отношений в семьях, где воспитывается ребёнок младшего школьного возраста.

·      Исследовать особенности детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются младшие школьники.

·      Выявить психологические проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми младшего школьного возраста.

·      Изучить понятие «психологического просвещения».

·      Исследовать методы психологического просвещения педагогов и родителей.

·      Провести эмпирическое исследование в аспекте психологического просвещения.

·      Выполнить анализ результатов исследования.

Методики исследования: анкетирование родителей школьников и психологов-педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль семьи в воспитании и развитии личности ребенка.

Младший школьный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Духовное, социальное, психическое развитие ребенка не может происходить вне социальной среды.

На формирование личности ребенка оказывает влияние, прежде всего, среда домашняя (ближайшее семейное окружение). Семья признана важнейшим и первым институтом социализации и персональной средой жизни и развития детей.

О значении семьи для воспитания и развития ребенка размышляли многие философы, социологи, педагоги, психологи, психотерапевты. О воспитании детей в семье писали Я.А. Коменский, Ш. Л. Монтескье, Жан Жак Руссо, И. Кант, Н.И. Новиков, В.Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие.  Обратимся к суждениям некоторых великих педагогов.

Выдающийся педагог Ян Амос Коменский в книге "Материнская школа" отмечает, что родители являются для детей первыми учителями –наставниками.

Классик отечественной педагогики Антон Семенович Макаренко в своей книге «О воспитании» размышляет о подлинном и ложном родительском авторитете, рассматривает общие условия семейного воспитания. Он общается с читателями-родителями с помощью вопросов, отмечая, что в деле воспитания ребёнка нужно быть предельно честным с собой и ответить на вопрос: кого мы хотим вырастить? Он призывает родителей: «…хотите, чтобы были хорошие дети, будьте счастливы». У счастливых родителей и дети будут счастливыми, и такие родители их правильно воспитают».

Великий польский педагог Януш Корчак в своей книге «Как любить ребёнка» показал, что любовь к ребенку не имеет ничего общего с потаканием его капризам и прихотям, с подчинением его воле взрослого. Любить ребенка – это значит видеть в нем полноценную человеческую личность, уважать его права: на собственное мнение, личное пространство, проявление своей индивидуальности и так далее.

Выдающийся отечественный педагог Василий Александрович Сухомлинский, всю свою жизнь посвятивший воспитанию и обучению детей, много работал и с родителями. В конце своей жизни он начал работу над книгой – энциклопедией семейного воспитания "Родительская педагогика". Она состоит из семи бесед, которые были составлены в ответ на большой поток писем от родителей, неравнодушных к своим детям. Педагог указывал на условия жизни в семье, которые обеспечивают правильное воспитание ребенка. В своих многочисленных работах Сухомлинский доказывал, что развитие личности во многом зависит от культуры отца и матери, и человеческие отношения и общественное окружение познаются в основном на примере родителей. В одной из бесед В.А. Сухомлинский отмечает, что «нет более благородной и высокой миссии для человека – творца, чем отцовство и материнство. В любой момент, глядя на своего ребенка, ты видишь себя. Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, самоутверждаешь свое чувство достоинства. Дети – это счастье, созданное вашим трудом».

 Приведём отрывок из книги В.А. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека?», в которой мы можем отметить всю важность настоящей любви к ребёнку в семье. «По моему мнению, - писал Сухомлинский, - очень опасная рана (а опасна она тем, что поражает сердца детей даже во многих, на первый взгляд, благополучных семьях) –одиночество, когда ребенок знает и чувствует, что он никому не нужен... Ребенку присуща способность жить сердцем, отдавать его близкому человеку, другому живому существу или даже неодушевленным предметам. Эта способность любить бескорыстно ​ облагораживает душу ребенка, делает его жизнь богатой, светлой. ... А у некоторых детей жизнь сло​жилась так, что они никому не смогли отдать своего сердца и чув​ствуют себя одинокими, не знают счастья духовной близости, род​ства. Это бывает в тех семьях, где самые близкие ребенку люди – мать, отец – лишены сердечной чуткости, не способны отклик​нуться на стремление детского сердца завязать искреннюю, заду​шевную дружбу. Эмоциональное невежество родителей, ограничивающихся материальными потребностями, иногда животными инстинктами, – все это калечит детскую душу: в школу такие дети приходят глухими к добру; их сердце — как задубевшая подошва».

Широкий взгляд на ресурсы семьи, ее влияние на развитие ребенка представлен и в работах многих психологов. С психологической точки зрения, семья – это общность людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена. Семья создаёт у человека представление о доме не как о помещении, где он живёт, а как о месте, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных качеств, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, создает или блокирует условия для удовлетворения индивидуальных потребностей. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно качество такого опыта. 

Ребенок с первых лет своей жизни усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло. Став взрослыми, дети обычно воспроизводят модели отношений, характерные для родительской семьи. В семье регулируются отношения ребенка с окружающим миром, семья определяет для ребенка нормы поведения в обществе. Семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.

Глубокое влияние семьи на личность ребенка обусловлена тем, что семейные взаимоотношения длятся всю жизнь, при этом детско-родительские отношения считаются самыми близкими и тесными в человеческом обществе.

В период роста ребёнка влияние семьи превышает все другие воздействия, с возрастом это влияние полностью не пропадает. Часто семья является единственным кругом общения для человека, иногда единственной социальной средой на протяжении всей жизни.

Среди неблагоприятных типов воспитания наиболее часто выделяют гиперопеку и гипоопеку, влияющих на развитие самостоятельности, инициативности ребенка.

Помимо перечисленных выше, в качестве факторов семьи, влияющих на развитие детей, специалисты рассматривают структурные и статусные характеристики семьи. Выявлено, что дошкольники из неполных семей склонны к невротическим нарушениям, имеют менее благоприятную картину эмоционально-личностной сферы, при этом особо уязвимую группу представляют мальчики, живущие с одинокой матерью. Для них характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение.

В то же время в ряде исследований подчеркивается, что указанные особенности характерны не только для детей из неполных семей: в семьях с высокой конфликтностью супружеских отношений проблем в развитии личности детей не меньше. Жизнь в семье играет важную роль в формировании ценностей, предпочтения определённых моделей поведения, запахов, мелодий, менталитета своего народа. Основным условием социализации является речь как способ взаимодействия. Доказано, что дети, лишённые общения со взрослыми с первых дней жизни, отстают в развитии и в развитии речевом – особенно.

Таким образом, взаимоотношения между родителями и детьми в семье являются основным условием социализации. В тот момент, когда человек наиболее восприимчив и открыт ко всему новому, а именно в период дошкольного детства, семья оказывает первостепенное влияние на становление личности ребенка.

2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 7 до 9 10 лет.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.

Однако, несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации.

Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим». Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

Для характеристики младшего школьного возраста как качественно своеобразного этапа детского развития представляют интерес подходы зарубежных психологов к пониманию сущности данного возраста, его предназначения и возможностей.

Так, согласно концепции Э.Эриксона, возраст 6-12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой.          

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные  характеристики познавательных процессов   (внимание, восприятие,  память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных»  эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные.

Основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. И  каждый из четырех видов деятельности выполняет специфические функции в его развитии.

Способности детей не обязательно должны быть сформированными к началу обучения в школе, особенно те из них, которые в процессе обучения продолжают еще активно развиваться.

Познавательная  деятельность младшего школьника имеет свои особенности. Восприятие в младшем школьном возрасте отличается остротой, своего рода «созерцательной любознательностью», что связано с преобладанием первой сигнальной системы. У ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический.

Другой особенностью познавательной деятельности младшего школьника является память.  Память у детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей. Память постепенно становится произвольной, осваивается мнемотехника. Память младшего школьника – первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания. Как известно, у дошкольника преобладает непроизвольное внимание, оно же в первое время обучения преобладает и у младших школьников. Вот почему развитие произвольного внимания становится условием дальнейшей успешной учебной деятельности школьника, а следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя.

Почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Развивается воссоздающее и творческое воображение. Склонны фантазировать.

Не мало важное значение  имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Обычно младшие школьники мыслят конкретными категориями, но идёт переход от познания внешней стороны предметов к их сущности. Со 2 класса мышление освобождается от представлений и переходит к анализу на уровне понятий. За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образа мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий.

В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющих судить об их одаренности. Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания.

Многие из детей быстро утомляются, устают. Особую трудность для детей 6-7 летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Им не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой.

Особенности мыслительной деятельности младшего школьника в первые два года обучения во многом сходны с особенностями мышления дошкольника. У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. Так, при решении мыслительных задач дети опираются на реальные предметы или их изображение. Выводы, обобщения делаются на основе определенных фактов. В младшем школьном возрасте происходит осознание детьми собственных мыслительных операций, что помогает им осуществлять самоконтроль в процессе познания. В процессе обучения развиваются качества ума: самостоятельность, гибкость, критичность и речь.

Речь выполняет две основные функции: коммуникативную и является средством общения и формой существования мысли. С помощью языка и речи формируется мышление ребенка, определяется структура его сознания.

Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка безусловно должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.

Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии и полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 

3. Организация психологического просвещения педагогов и родителей.

3.1. Понятие психологического просвещения.

Изменения, которые происходят в системе современного дошкольного образования, направлены на его демократизацию и гуманизацию и указывают на создание в образовательном учреждении условий для обеспечения полноценного развития и раскрытие личностного потенциала каждого ребёнка. Полноценное развитие и самореализация детей возможны лишь при условии совместных усилий всех общественных социальных институтов, и семьи в том числе. Определение этих условий находит отражение во многих нормативных документах.

Не секрет, и это доказано многими психологами, что зачастую семья не может помочь своему ребёнку в воспитании и обучении только из-за того, что не обладает достаточной информацией о формах, средствах и методах воспитания детей. Многие родители не знают ни основ детской психологии, ни особенностей развития ребёнка.

В «Письме Минобразования РФ «Об организации родительского всеобуча в образовательном учреждении» подчёркивается значимость проведения целенаправленной и систематической работы по просвещению родителей в вопросах воспитания, что указывает на актуальность проблемы повышения информационной культуры родителей.

Проблема формирования информационной культуры исследовалась О.В. Артюшкиной, С.М. Коношенко, Н.Б. Зиновьевой, Т.А. Поляковой, А. Атаяном, С.М. Оленевым, В.Г. Силаевой, С.Д. Каракозовым и другими учёными.

Выделим основные структурные компоненты формирования информационной культуры родителей:

·      преемственность и единство требований дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе воспитания детей;

·      проявление познавательной потребности родителей в решении детских проблем, нахождение совместных путей воспитания;

·      степень активности и включённости семьи в процессы дошкольного образовательного учреждения;

·      умение родителей анализировать и критически оценивать собственную воспитательную деятельность, уметь осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватно ситуации;

·      степень удовлетворённости родителей характером взаимоотношений с детьми и личностными достижениями ребёнка.

Исследования показывают, что уровень информационной культуры родителей по вопросам воспитания детей весьма низок, родители плохо осведомлены в вопросах воспитания дошкольников. К тому же родители не читают психологическую и педагогическую литературу и вообще часто занимают пассивную позицию при взаимодействии с образовательной организацией.

Тревожит тот факт, что семья, являясь приоритетным институтом в воспитании и социализации ребёнка-дошкольника, обладает низким уровнем информационной культуры, но проблема и в том, что, несмотря на потребность повышения информационной культуры родителей, дошкольные учреждения часто не обеспечивают должного уровня её развития. Школа является посредником между ребёнком и родителями и важно понимать, что любая информация приводит к изменениям многих представлений и вносит новые черты в образ жизни человека. Как важное направление в системе профилактической деятельности, психологическое просвещение было выделено еще в период первых десятилетий развития отечественной психологической практики, но оказалось разработанным недостаточно, неточно. 

Постараемся определить, каково содержание понятия «психологическое просвещение» и выясним его место в структуре психологической деятельности. Л.Ф. Чупров предлагает определение, раскрывающее, на наш взгляд, сущностные характеристики психологического просвещения.

«Психологическое просвещение – раздел профилактической деятельности специалиста - психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога - практика и расширение кругозора в области психологического знания. Это основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности он работает».

Ряд авторов выделяет психологическое просвещение как отдельный вид работы, другие рассматривают психологическое просвещение как составную часть психопрофилактической работы практического психолога. Именно, исходя из этого, и было предложено определение термина «психологическое просвещение». По мнению некоторых учёных, психологическое просвещение названо самым слабым звеном из всех направлений работы практических психологов. Это объясняется не только недостаточной теоретической разработкой этого направления и отсутствием методических рекомендаций в справочной литературе для практических психологов, но и слабым контролем и отчетностью по данному направлению работы, неподготовленностью специалиста - психолога к этому направлению деятельности.

И. В. Дубровина видит основной смысл психологического просвещения в том, чтобы:

1)  «знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного развития ребенка;

2)  популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

3)  формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

4)  знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

5)  достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении».

Психологическое просвещение тесно связано с психологической профилактикой, с педагогикой, с дидактикой, а в ряде случаев и со специальной (коррекционной) дидактикой.

Цель психологического просвещения в образовании заключается в том, чтобы привлечь семью к процессу развития, обучения и воспитания ребёнка, процессу единства с образовательным учреждением.

Обозначим задачи психологического просвещения в образовании:

1)  формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии;

2)  информирование населения по вопросам психологического знания;

3)  формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития.

Психологическое просвещение немыслимо без знания принципов обучения: воспитывающего характера обучения, всестороннего развития личности, сознательности и активности в усвоении знаний, учета особенностей, доступности предлагаемых сведений, индивидуального подхода к каждому; основными методологическими принципами обучения являются принципы деятельности и развития.

Психологическое просвещение имеет свои особенности, как в плане представляемой информации, так и методов ее преподнесения:

1)  доброжелательность, которая выражается в искреннем
желании психолога поделиться знаниями;

2)  соответствие содержания, форм и методов работы уровню
развития, возрастным и профессиональным особенностям аудитории;

3)  научность, что означает невозможность использования
оккультных наук, различного рода знахарства, колдовства и т.п.;

4)  практическая необходимость и целесообразность представляемой информации.

Важно знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка определённого возраста, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований. Формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в сфере образования. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны, целенаправленны и представлять единую стройную систему, должны предусматривать ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми. К настоящему времени в психологическом просвещении накоплен большой арсенал конкретных форм его проведения.

3.2. Методы психологического просвещения.

Обычно выделяются такие формы просвещения, как коллективная, групповая и индивидуальная. Методы просвещения могут быть самыми разнообразными.

В частности, в литературе, адресованной практическому психологу, перечисляют следующие из них: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и многие другие.

 Наиболее эффективной формой психологического просвещения, осуществляемого в педагогической среде, является семинар, где слушателям предлагают конкретные технологии и приемы психопрофилактической и психогигиенической работы.

Постановка разнообразных вопросов, вариативность их обсуждения создают на занятиях атмосферу раздумий, своеобразного обмена мнениями, коллективного анализа, иными словами, позволяют организовывать всестороннее обсуждение проблемы в режиме диалога и сформировать коллективное мнение.

Для более эффективного восприятия слушателями информации их необходимо к этому подготавливать заранее. Этому же в ситуациях работы способствует систематичность и плановость просветительной работы, а также использование наряду с устными формами других каналов передачи информации.

Кроме личной встречи, в настоящее время получили распространение рассылки информации на электронную почту и проведение различных встреч и вебинаров с использованием сети интернет.

Интересна такая форма работы, как создание родительской почты, когда запросы и пожелания поступают в почтовый ящик, а затем обсуждаются в разных - устных и письменных - формах.

В психологическом просвещении на современном этапе развития образования получила развитие такая форма, как родительский клуб. Это - это не родительское собрание, не тренинг, не лекция или семинар, это скорее дискуссионное собрание по той или иной проблеме. Формы психологического просвещения в образовании могут быть активными, когда активным субъектом просвещения (пропаганды психологического знания, агитации за внедрение и использование научных психологических знаний и разъяснения необходимости психологической помощи и т. п.) выступает сам психолог, или формальными, предполагающими лишь информирование по запросу родителей. В то же время конкретные формы психологического просвещения, эффективно используемые в одном направлении практической деятельности, могут быть неэффективными или даже неуместными в другом. 

Различают наглядно-вербальные формы и вербальные, хотя, памятуя о разнообразии способов сочетания живого слова педагога и наглядности, такое разделение следует считать условным.

Формами оперативного информирования в образовательных учреждениях являются традиционно используемые наглядные формы психологического просвещения: психологический листок и буклет, плакат, специальная витрина.

Отдельные вопросы и темы, наиболее проработанные психологом, можно оформлять в виде своеобразных памяток - небольших брошюр, выполненных типографским способом или размноженных через принтер.

В большинстве случаев психологи оформляют в виде памяток материал уже прочитанных лекций, выступлений на методических совещаниях или публикации в СМИ. Положительные моменты такой формы работы выражаются в том, что идет своеобразное повторное
 использование материала, что не всегда возможно осуществить в динамичном планировании методической работы образовательного учреждения.

В практической психологии наглядные методы просвещения почти не разработанный вопрос. В образовательном учреждении используются традиционно листки и буклеты, но замечено, что в условиях образования они не имеют определённого влияния без живого слова психолога, информативность таких подборок без диалога аудитории с психологом очень низка.

Более действенно в практической психологии непосредственное общение: преимущественно устные (словесные методы) информирования и просвещения, к которым относятся рассказ, беседа индивидуальная или групповая, публичная лекция, выступления в средствах массовой информации, беседа в электронных СМИ. Тематику лекции желательно планировать в соответствии с запросами родителей. Лекции общего характера менее эффективны. Полезно провести предварительный опрос родителей или коллектива и составит список тем. Этот список предъявляется родителям на родительском собрании с просьбой отметить наиболее интересные для них темы. Отобранные темы и станут основой лектория.

Беседа является эффективной формой реализации задач психологического просвещения в практической психологии образования. Собственно любое общение психолога с собеседником в рамках выполнения им своих профессиональных обязанностей выполняет функции просвещения. Обычно это не планируемый заранее формальный вариант психологического просвещения. Тема беседы вытекает из содержания работы по конкретному запросу и полученных предварительных выводов. Главное требование к любому конкретному варианту беседы - соблюдение этики общения и педагогического такта. Методика проведения беседы и формы могут быть разнообразными, в зависимости от условий, опыта психолога, его знания проблемы, умения варьировать степень своего участия и участия слушателей. Но эффективность любого публичного выступления зависит целиком и полностью от доверия конкретной аудитории (слушателей) к тому, кто выполняет просветительскую функцию. В работе практического психолога образования может использоваться групповая беседа, которая может быть осуществлена на родительском собрании. Это уже планируемый вариант психологического общения психолога с группой родителей.

Наиболее эффективной формой психологического просвещения, осуществляемого в педагогической среде, является семинар, где слушателям предлагают конкретные технологии и приемы как психопрофилактической, так и психогигиенической работы. Выделяются несколько важных условий эффективности просвещения:

·      учитывать запросы родителей: что они хотели бы узнать;

·      говорить с родителями понятным для них языком и избегать снисходительного тона;

·      создавать условия для активности самих родителей, чтобы в ходе этого общения участники могли бы не только выступать в роли получателей информации, но также имели бы возможность высказывать свои собственные мнения.

Следует учесть, что психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспитателей. Перечисленные виды просвещения относятся к традиционным формам.

В то же время, использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией, аудиторией, в отношении которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу  – можно приглашать других специалистов.

        

4. Эмпирическое исследование в аспекте психологического просвещения.

Цель и задачи исследования.

Исследование посвящено состоянию психологического просвещения родителей школьников. В рамках выполнения практической работы было проведено эмпирическое исследование опроса родителей, дети которых младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучить состояние психологического просвещения.

Задачи:

1.   выявление родительского отношения к просвещению в школьной образовательной организации;

2.   анализ плана работы с родителями психолога школьного учреждения;

3.   выявление профессиональных представлений психологов школьного образования о психологическом просвещении родителей.

 Обоснование выбора методов исследования

В качестве методов исследования был выбран метод анкетирования и метод изучения продуктов деятельности психолога (плана работы).

Анкетирование – это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (список вопросов) самостоятельно заполняются респондентами. Конечно, отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов. К тому же мы понимаем, что на итоги анкетирования влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

Но данный метод обладает такими достоинствами, как:

·      высокой оперативностью получения информации;

·      возможностью организации массовых обследований;

·      сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

·      отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

·      малой степенью субъективного пристрастия опрашивающего к кому-либо из отвечающих.

Тема анкеты «Психологическое просвещение в школе». Анкета для родителей состоит из 10 несложных вопросов двух типов: открытых и закрытых.

Цель данного анкетирования родителей школьников: выявление удовлетворенности родителей деятельностью педагога-психолога учреждения по психологическому просвещению.

Описание и анализ результатов исследования

В анкетировании приняло участие 20 человек – родители детей с 7 до 10 лет. Из них большая часть родители детей 8 лет – 9 человек, родителей детей 7 лет было опрошено 5 человек, и в числе опрашиваемых находились по три родителя детей 9 и 10 лет соответственно. Почти все респонденты (16 человек из 20) приводят своих детей в образовательное учреждение каждый день или довольно часто.

На вопрос о том, удовлетворены ли родители качеством организации воспитательно-образовательного процесса, большинство родителей (17 человек из 20) ответили утвердительно, что говорит в целом о благоприятной обстановке в учреждении. Показателем благополучия является и ряд других фактов: 19 родителей не испытывают трудностей в общении с педагогами; 11 родителей в случае возникновения проблем в семейном воспитании ребенка обращаются за помощью, в первую очередь, к учителю; 2 человека – к специалистам образовательного учреждения. Другие респонденты заявили, что не испытывают трудностей в воспитании ребенка. В процессе анкетирования важно было выявить степень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения с родителями. 18 человек оценили работу образовательного учреждения с родителями как «хорошую», 2 - как «удовлетворительную».

В анкете было предложено оценить эффективность родительских собраний, как наиболее традиционной формы работы с родителями в образовательных учреждениях. Как известно, именно на собраниях, коллективных формах работы с родителями, до родителей доносится множество информации, важной с точки зрения педагогического коллектива. Порадовал тот факт, что и родители в большинстве своём (17 человек из 20) оценивают информацию на родительском собрании как полезную.

Анализируя анкеты, мы пришли к выводу о том, что необходимо разнообразить формы работы с родителями в образовательных учреждениях. Родителям интересны не только тематические собрания (6 человек), хотели бы участвовать в совместных праздниках и развлечениях 8 родителей, открытые занятия желают посетить 3, на индивидуальное консультирование хотели попасть 3, не смогли ничего выбрать 2 родителей. Но интересно, что 7 человек выбрали сразу несколько форм работы с родителями как полезных и интересных.

Итак, в целом большая часть родителей удовлетворена качеством организации образовательного процесса. Но тревожит то, что только 50% из опрошенных знают о возможности получения родителями помощи психолога образовательного учреждения. Видимо, поэтому 16 родителей из 20 никогда не обращались к психологу учреждения за советом по воспитанию и развитию ребёнка, иногда обращались - 3, 1 родитель даже не знает о существовании психолога в образовательном учреждении. 8 респондентов не смогли оценить.

Родители отметили деятельность психолога по тому, каким образом он доносит информацию. Оказывается, выступления на родительских собраниях могли услышать 7 человек, рассматривали стенды или папки 3 родителей, 1 человек заходит на сайт образовательного учреждения. Заставляет задуматься то, что 7 родителей не ответили на вопрос о формах донесения информации психологом, 3 затруднились с ответом, а 1 человек признал, что психолог вообще никаким образом не доносит информацию, то есть такой информации просто нет.

Но всё же, часть родителей 8 человек, считают мероприятия, проводимые психологом, нужными. Частичную нужность отмечают 4 человека. Без ответа или в затруднении на этот вопрос было выявлено 4 родителя. Не могут высказать своё мнение, так как не знают про такие мероприятия, 3 человек. Но что совсем удивительно, 1 человек считает мероприятия, проводимые психологом, совсем не нужными.

Тем не менее, родители испытывают потребность в психологических знаниях. 12 человек из 20 ответили, что приобщать родителей и педагогов к психологическим знаниям нужно. Это хороший показатель для планирования работы психолога в данном детском учреждении. Заметим, что 7 родителей не нашлись, что ответить, или вовсе не ответили на вопрос. Считает, что нужно приобщать к психологическим знаниям, но только индивидуально, 1 человек, и этого же мнения придерживается и педагог-психолог образовательного учреждения.

Таким образом, анализ анкет выявил тревожные факты работы психолога по психологическому просвещению в конкретном образовательном учреждении. Лишь трое, как определено из последнего вопроса анкеты, удовлетворены качеством психологического просвещения в образовательном учреждении, 3 удовлетворены частично, затрудняются с выбором ответа или не знают о качестве такого просвещения 9 человек, не ответили на вопрос 3, а 2 человека совсем не удовлетворены качеством психологического просвещения в учреждении.

Второе наше исследование мы посвятили изучению работы педагогов - психологов школьного образования. Нам было важно узнать, что думают по поводу психологического просвещения опытные представители профессии.

Для метода исследования мы выбрали анкетирование, разослав анкеты, разработанные автором диплома, по электронной почте 10 педагогам-психологам города Волжского. Тема анкеты «Психологическое просвещение родителей в образовательном учреждении».

В анкете мы использовали 8 открытых вопросов, с тем, чтобы как можно лучше попытаться разобраться в проблеме психологического просвещения родителей школьников в инклюзивном образовании. Вопросы были разработаны с использованием профессиональных терминов и понятий, но они были достаточно просты, для того, чтобы педагоги-психологи смогли потратить на них минимум своего времени.

Цель анкетирования: анкета направлена на представление о том, каким может быть психологическое просвещение в школьном инклюзивном образовании.

Задачи:

1.   Выявление эффективности психологического просвещения в школьном образовании;

2.   Рассмотрение форм и критериев успешности просвещения

3.   обнаружение проблем просвещения родителей и возможных способов их решения.

Заявив, что педагоги-психологи обладают достаточным профессиональным опытом, мы определили, что стаж работы специалистов в основном более 6 лет. Один человек имеет стаж работы 3 года, но это нисколько не умаляет важности его ответов.

Нам было необходимо узнать о том, какое специальное образование и где получили респонденты. Практически все специалисты имеют высшее специальное образование. 8 человек из 10 обучались в ТГУ, один человек окончил Новосибирский гуманитарный институт. Трое к тому же повышали своё образование на различных курсах. И один человек из 10 только планирует получить специальное образование в ближайшие годы. Таким образом, выяснено, что почти все респонденты кроме опыта имеют и соответствующее образование, что не может не радовать.

На вопрос, какие направления деятельности стали для Вас приоритетными в Вашей работе в школьной образовательной организации в этом учебном году, были получены исчерпывающие ответы. Основными направлениями деятельности в уходящем году психологи назвали в основном коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ, только двое отметили все виды работы, но один человек сделал упор в своей деятельности только на психологическое просвещение, притом, не было указано, кто являлся объектом такого просвещения.

Тревожит и тот факт, что большинство психологов работают только с детьми из группы риска или с детьми с ОВЗ, лишь 4 человека из 10 распределяют своё внимание среди всех участников образовательного процесса.

На вопрос «Как Вы считаете, нужно ли педагогу-психологу ОУ при большом объеме работы с детьми заниматься психологическим просвещением родителей?» с обоснованиями своего ответа педагоги – психологи ответили однозначно. Они указали на важность психологического просвещения родителей. Психологи признали, что без понимания родителями своей роли и сотрудничества с психологом невозможно организовать сопровождение ребёнка и семьи.

Учитывая тот факт, что педагоги-психологи очень загружены, мы задали вопрос о том, нужно ли вообще психологическое просвещение родителей в детском учреждении. Все специалисты были единого мнения по этому поводу. Они признали, что просвещать родителей очень важно и необходимо. Психологи отметили, что это нужно для единства требований педагогов и родителей, для понимания родителями своей роли в воспитании, для умения вести детско-родительский диалог. Важно дать представление родителям о понимания работы психолога, принятие психологической помощи, к тому же, просвещение родителей влияет на эффективность психолого-педагогического сопровождения семьи и ребёнка.

Важность психологического просвещения родителей школьников подтвердили все участники анкетирования. Психологи признали, что без понимания родителями своей роли и сотрудничества с психологом (и всей организацией), невозможно организовать сопровождение ребёнка и семьи.

Что особенно важно, подчеркнули респонденты, необходимо помогать родителям в выборе соответствующей литературы для просвещения, для самостоятельного выхода из многих сложных ситуаций. Радует тот факт, что психологи отметили много положительных сторон в необходимости психологического просвещения. Все специалисты признают важность просвещения родителей, отмечают, что родители могут потеряться в современном информационном пространстве, а без сотрудничества с родителями невозможно сопровождать семью. И больше тревожит тот факт, что в основном избегают психолога родители детей с ОВЗ, тогда как родители нормально развивающихся детей посещают мероприятия, проводимые психологом, исправно.

Конечно, без разнообразия форм психологического просвещения трудно вовлечь родителей в активное сотрудничество. Психологи в своей работе используют разнообразные формы работы. Были названы групповые и индивидуальные формы, как традиционные, так и новые. Из традиционных форм работы можно отметить участие психолога в родительских собраниях, беседы, распространение памяток и брошюр, оформление стендов, публикации в газетах. Из новых форм просвещения педагоги – психологи используют тренинги, семинары, размещение информации на сайте учреждения или в социальных сетях. Участие в родительских клубах, проведение деловых игр, вечера вопросов и ответов делают работу многих специалистов ярче и разнообразнее.

Говоря о показателях эффективности своей деятельности, психологи отметили такие показатели, как изменение поведения ребёнка, изменение отношения родителей к ребёнку, успешная адаптация детей, установление личного контакта педагога-психолога с родителями, формирование у родителей навыков социальной активности и конструктивности адекватного поведения. По мнению специалистов, ещё важными показателями эффективности является овладение родителями необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, ​ рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, и их активность. Как видим, эти признаки эффективности легко обнаружить, к тому же они играют положительную роль для гармонизации психологического климата в учреждении. Этот вопрос интересен и тем, что психолог и сам может задуматься о том, как проявляются результаты его деятельности и простроить дальнейшую свою.

Можно определить главные задачи, решаемые психологами. Но определённо необходимость в том, чтобы родители научились сотрудничеству, доброжелательности ко всем участникам образовательного процесса, изменить взаимоотношения с детьми. Конечно, очень важно повышение родительской компетенции, что неизменно приведёт к раскрытию родительского потенциала. Тем не менее, психологи отмечают, что одной из задач психологического просвещения является поддержка родителей и формирование у них толерантного отношения к инклюзивному образованию.

Тревожит то факт, что большая часть психологов указывают в качестве основной трудности, отсутствие времени у родителей, и у самого психолога, для того, чтобы психологическое просвещение было успешным. Только у одного специалиста не возникают трудностей в работе с родителями, один человек из 10 отметил трудности в организации определённой формы работы с родителями.

Таким образом, исследование показало определённые проблемы, которые обнаружены в школьном образовании. Со стороны родителей отмечена нехватка времени для овладения психологическими знаниями, а со стороны психологов – недостаточная разработка форм просвещения. Но хорошими показателями является то, что все участники опроса признали важность психологического просвещения в школьном учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проанализировав психолого-педагогическую литературу  по данной теме, мы можем сделать следующие выводы о том,  что семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе межличностных отношений между супругами, родителями и детьми формируется самосознание, личностные особенности, закладываются основы норм и правил нравственности, ценностные ориентации и т.д. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, каков потенциал семьи (структура семьи, образовательный, культурный уровень родителей, социально-бытовые условия жизни семьи, психологический микроклимат, распределение функциональных обязанностей между членами семьи и др.), формируется личность ребенка.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Изучение научной литературы позволило нам определить содержание понятия «психологическое просвещение». В данной практической работе психологическое просвещение в сфере образования рассматривается как раздел профилактической деятельности психолога, направленный на повышение психологической компетентности участников образовательных отношений, формирование у учителей, воспитателей, школьников, родителей положительного отношения к получению психологической помощи. В современной социопедагогической ситуации, характеризующейся развитием инновационной системе образования, существенно возрастает роль психологического просвещения родителей.

Однако, по мнению авторитетных специалистов, психологическое просвещение является «слабым звеном» в деятельности психолога в сфере образования. Многие педагоги-психологи образовательного учреждения, признавая важность работы в данном направлении, не владеют современными эффективными формами вовлечения родителей в процесс повышения родительской компетентности. Так, проведенное на базе МАОУ СОШ № 32 эмпирическое исследование позволило выявить проблему низкой эффективности психологического просвещения. Ведь профессия психолога относится к так называемым "коммуникативным сферам" практической деятельности, поэтому этот человек должен быть специалистом по общению. Именно хорошее владение материалом, эрудиция, способность донести даже самый сложный материал до самого неподготовленного слушателя в конечном итоге определяют эффективность просветительной работы.

Таким образом, содержание психологического просвещения определяется, исходя из специфики, вида и профиля учреждения, самим психологом, но эффект от психологического просвещения будет больше, если психологические знания преподносятся в качестве средства решения жизненных проблем.  Важно наглядно показать и доказать, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.

В практической работе мы исследовали важность повышения психологического просвещения родителей. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.

 

 


 

Тема: «Психологические проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми младшего школьного возраста: организация психологического просвещения педагогов и родителей об организации гармоничного межличностного взаимодействия с детьми данной…

Тема: «Психологические проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми младшего школьного возраста: организация психологического просвещения педагогов и родителей об организации гармоничного межличностного взаимодействия с детьми данной…

Психологические проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми младшего школьного возраста: организация психологического просвещения педагогов и родителей об организации гармоничного межличностного взаимодействия с детьми данной возрастной категории.

Психологические проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми младшего школьного возраста: организация психологического просвещения педагогов и родителей об организации гармоничного межличностного взаимодействия с детьми данной возрастной категории.

Введение Актуальность исследования

Введение Актуальность исследования

Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач : ·

Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач : ·

Роль семьи в воспитании и развитии личности ребенка

Роль семьи в воспитании и развитии личности ребенка

Выдающийся отечественный педагог

Выдающийся отечественный педагог

Эмоциональное невежество родителей, ограничивающихся материальными потребностями, иногда животными инстинктами, – все это калечит детскую душу: в школу такие дети приходят глухими к добру; их сердце…

Эмоциональное невежество родителей, ограничивающихся материальными потребностями, иногда животными инстинктами, – все это калечит детскую душу: в школу такие дети приходят глухими к добру; их сердце…

Глубокое влияние семьи на личность ребенка обусловлена тем, что семейные взаимоотношения длятся всю жизнь, при этом детско-родительские отношения считаются самыми близкими и тесными в человеческом…

Глубокое влияние семьи на личность ребенка обусловлена тем, что семейные взаимоотношения длятся всю жизнь, при этом детско-родительские отношения считаются самыми близкими и тесными в человеческом…

Таким образом, взаимоотношения между родителями и детьми в семье являются основным условием социализации

Таким образом, взаимоотношения между родителями и детьми в семье являются основным условием социализации

Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации

Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации

В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой

В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания

Многие из детей быстро утомляются, устают

Многие из детей быстро утомляются, устают

Организация психологического просвещения педагогов и родителей

Организация психологического просвещения педагогов и родителей

Выделим основные структурные компоненты формирования информационной культуры родителей: · преемственность и единство требований дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе воспитания детей; · проявление познавательной…

Выделим основные структурные компоненты формирования информационной культуры родителей: · преемственность и единство требований дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе воспитания детей; · проявление познавательной…

Постараемся определить, каково содержание понятия «психологическое просвещение» и выясним его место в структуре психологической деятельности

Постараемся определить, каково содержание понятия «психологическое просвещение» и выясним его место в структуре психологической деятельности

Психологическое просвещение тесно связано с психологической профилактикой, с педагогикой, с дидактикой, а в ряде случаев и со специальной (коррекционной) дидактикой

Психологическое просвещение тесно связано с психологической профилактикой, с педагогикой, с дидактикой, а в ряде случаев и со специальной (коррекционной) дидактикой

Психологическое просвещение имеет свои особенности, как в плане представляемой информации, так и методов ее преподнесения: 1) доброжелательность, которая выражается в искреннем желании психолога поделиться знаниями;…

Психологическое просвещение имеет свои особенности, как в плане представляемой информации, так и методов ее преподнесения: 1) доброжелательность, которая выражается в искреннем желании психолога поделиться знаниями;…

В частности, в литературе, адресованной практическому психологу, перечисляют следующие из них: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и многие другие

В частности, в литературе, адресованной практическому психологу, перечисляют следующие из них: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и многие другие

В то же время конкретные формы психологического просвещения, эффективно используемые в одном направлении практической деятельности, могут быть неэффективными или даже неуместными в другом

В то же время конкретные формы психологического просвещения, эффективно используемые в одном направлении практической деятельности, могут быть неэффективными или даже неуместными в другом

Более действенно в практической психологии непосредственное общение: преимущественно устные (словесные методы) информирования и просвещения, к которым относятся рассказ, беседа индивидуальная или групповая, публичная лекция, выступления…

Более действенно в практической психологии непосредственное общение: преимущественно устные (словесные методы) информирования и просвещения, к которым относятся рассказ, беседа индивидуальная или групповая, публичная лекция, выступления…

Выделяются несколько важных условий эффективности просвещения: · учитывать запросы родителей: что они хотели бы узнать; · говорить с родителями понятным для них языком и избегать…

Выделяются несколько важных условий эффективности просвещения: · учитывать запросы родителей: что они хотели бы узнать; · говорить с родителями понятным для них языком и избегать…

Задачи: 1. выявление родительского отношения к просвещению в школьной образовательной организации; 2

Задачи: 1. выявление родительского отношения к просвещению в школьной образовательной организации; 2

Цель данного анкетирования родителей школьников: выявление удовлетворенности родителей деятельностью педагога-психолога учреждения по психологическому просвещению

Цель данного анкетирования родителей школьников: выявление удовлетворенности родителей деятельностью педагога-психолога учреждения по психологическому просвещению

Анализируя анкеты, мы пришли к выводу о том, что необходимо разнообразить формы работы с родителями в образовательных учреждениях

Анализируя анкеты, мы пришли к выводу о том, что необходимо разнообразить формы работы с родителями в образовательных учреждениях

Тем не менее, родители испытывают потребность в психологических знаниях

Тем не менее, родители испытывают потребность в психологических знаниях

Цель анкетирования : анкета направлена на представление о том, каким может быть психологическое просвещение в школьном инклюзивном образовании

Цель анкетирования : анкета направлена на представление о том, каким может быть психологическое просвещение в школьном инклюзивном образовании

Тревожит и тот факт, что большинство психологов работают только с детьми из группы риска или с детьми с

Тревожит и тот факт, что большинство психологов работают только с детьми из группы риска или с детьми с

И больше тревожит тот факт, что в основном избегают психолога родители детей с

И больше тревожит тот факт, что в основном избегают психолога родители детей с

Можно определить главные задачи, решаемые психологами

Можно определить главные задачи, решаемые психологами

Заключение Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме, мы можем сделать следующие выводы о том, что семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно…

Заключение Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме, мы можем сделать следующие выводы о том, что семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно…

Так, проведенное на базе МАОУ

Так, проведенное на базе МАОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020