Педагогический совет по теме: «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса». Тема выступления: «Ребёнок пришел в первый класс» Подготовила: учитель начальных классов Поротикова О.Н. (классный руководитель 1а класса)

  • docx
  • 05.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выступление на пед.совете.docx

 

Педагогический совет  по теме: «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса». 

                                                                                       

Тема выступления: «Ребёнок пришел в первый класс»

Подготовила: учитель начальных классов Поротикова О.Н. (классный  руководитель 1 класса)

   

        Первый  учитель… Именно на него ложится главная ответственность за судьбу подрастающего поколения.  А у учителя начальных классов каждые четыре года все начинается с чистого листа. Очень важным моментом является изучение личности ребенка и его семьи.

«Семья является первичным лоном человеческой культуры… Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать; здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец».

                                                                                                                  Русский философ Иван Ильин

       Как организовать деловое сотрудничество с родителями первоклассника?

       Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с  семьями учащихся.

1. Классный  руководитель в общении с каждой семьей должен быть  искренним  и уважительным.

2. Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку.

3. Изучение семей учащихся должно  быть тактичным и объективным.

4. Изучение семей учащихся должно предполагать  дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

       Изучая семьи учащихся, мы, классные руководители первоклассников, обращаем внимание на следующую информацию о семье ученика:

- общие сведения  о родителях или  людях, заменяющих их;

- жилищные условия семьи и материальная обеспеченность;

- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;

- уровень педагогической культуры родителей;

- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка.

        Изучение семей учащихся помогает  ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад его жизни, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

        Для изучения семьи используем различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского  творчества, интерактивные игры, проективные методики.

        Уже при первой встрече с родителями проводим  анкетирование вида:

1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?

2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

3. Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребенку?

4. Какие традиции и обычаи, по-вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

         С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношения в семьях ребят используем в анкетировании следующие вопросы:

1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя  в коллективе?

3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

6. Как выдумаете, каким будет  будущее вашего ребенка?

        В дальнейшем для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания предлагаем   родителям следующие вопросы:

1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или ваша дочь?

2. Как чувствует себя ребенок в ученическом коллективе?

3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе?

 

 

4. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

5. Какую помощь необходимо оказать вашему  ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

       В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся используем и проективные методики. Эффективность использования этой методики в том, что методики неоконченных предложений можно использовать и для учащихся, и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во  взаимоотношениях детей и родителей.

        Для проективного исследования мнения учащихся используем следующие   вопросы:

Школа для меня – это…

Класс, в котором я учусь,  -  это ...

Учитель для меня – это человек, который ….

Мои одноклассники – это…

Уроки для меня – это…

Предметы, которые мне нравятся,  – это…

Предметы, которые мне не нравятся, - это…

       Для проективного исследования мнения родителей используем следующие вопросы:

 Школа, в которой учится мой ребенок, - это…

 Класс, в котором учится мой ребенок, - это…

 Одноклассники моего ребенка – это…

 Выполнение домашнего задания для моего ребенка – это…

Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это…

 Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это...

     Обработанные материалы анкет учитываем при подготовке и проведении различных  мероприятий с учащимися и родителями.

            В своей работе используем различные тесты. Очень результативными являются  тесты, которые в своих ответах многовариативны.

Тест «Я – родитель, я – приятель?!»:

1.  Вы видите в своих детях:

А) людей, равных себе;

Б)  людей, копирующих вас в  молодости;

В)  маленьких взрослых;

Г) благодарных слушателей.

2. Если вы спорите со своим ребенком, то:

А) стараетесь ему не возражать;

Б) признаете  его правоту;

В) спорите  до  полной  победы;

Г) уходите от спора.

3. Ваш ребенок празднует день рождения:

А) вы вместе с ними за одним столом;

Б) оставляете  ребят одних;

В) обслуживаете детей за столом;

Г) уходите из дома.

4. В общении со своими детьми вы:

А) откровенны;

Б) закрыты;

В) сдержанны.

        Возрастные особенности учащихся начальных классов позволяют широко применять    рисуночные диагностики на одну и ту же тему для родителей и детей. Даем задание детям нарисовать рисунки на темы «Выходной день в моей семье», «Наша семья», а на родительском собрании предлагаем  родителям составить коллаж на эту тему.

        Таким образом, проводим  много различных исследований, с помощью которых можно вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем.

    

 

 

 

 

 Работу  с родителями проводим в  трех направлениях:

      1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

      Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные и групповые формы работы.

       К индивидуальным формам работы можно отнести   консультации, беседы, посещение на дому.

       Посещение на дому- можно сказать, это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы учитель беспокоил их дома. Учитель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Каждая консультация или беседа должна тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому фиксируются классным руководителем, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.

      К групповым формам работы с семьей относятся родительские собрания, конференции,  круглые столы.

      2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (творчество детей и их родителей, открытые уроки для родителей, внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел, укрепление материально-технической базы школы и класса).

      3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе управляющего совета школы, родительского комитета школы и класса, попечительского совета).

       Таким образом, постепенно удается наладить деловое сотрудничество с родителями первоклассников и   подключить к совместной работе родителей.

       Такая работа позволяет  получать:

Ученику:

 радость  от свободного умственного труда, творчества и общения;

самостоятельность, уверенность, ответственность;

стремление к сотрудничеству.

Учителю:

изменение взгляда на ученика;

технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;

расширение возможностей для творчества.

Родителям:

уверенность в успешном будущем своего ребенка.