ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И
РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Гилязова Гульназ Графитовна
учитель – логопед высшей категории
Муниципального общеобразовательного
автономного учреждения
средняя общеобразовательная школа №9
городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Электронный адрес: gulnazgilyazova1978@mail.ru
Создавая условия для коммуникации обучающихся с речевыми недостатками в социальной среде, учитель-логопед руководствуется, прежде всего, принципом взаимосвязи языкового образования и речевого развития детей, конкретным проявлением которого является коммуникативная направленность обучения, обусловленная целью коррекции пробелов в речевом развитии.
Такой подход существенно меняет методику коррекционного обучения. Уточняется и само понятие «коррекция речевого недоразвития»: оно не ограничивается восполнением пробелов в формировании средств языка (произношения, различения звуков, словарного запаса, грамматического строя), но и включает овладение полноценной речевой деятельностью, так как только в речи живет и развивается язык, как система.
Речевые нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребенка, снижают речевую активность, затрудняют общение со сверстниками и взрослыми, приводят к тревожности, дезадаптации в классном коллективе, появлению характерологических и личностных особенностей.
У детей с нарушениями речевого развития коммуникативные навыки спонтанно не формируются. На логопедических занятиях и во внеурочное время происходит максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка с речевым нарушением, коррекция недостатков в процессе систематической, последовательной, целенаправленной, совместной работы всех участников педагогического процесса.
В этой связи необходимо решить следующие задачи:
1. расширять круг общения детей, вовлекая их в мероприятия социализирующего характера;
2. использовать естественные ситуации общения;
3. моделировать специальные ситуации общения;
4. формировать социальные нормы речевого поведения через организацию мероприятий, несущих социальную нагрузку.
Центральной категорией современной образовательной политики России является качество. В ФГОС НОО, ФГОС для детей с ОВЗ обращается особое внимание на «развитие личности в системе образования», которое обеспечивается, прежде всего, через «формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса».
Личностные УУД формируются через решение воспитательных задач, адекватный эмоциональный отклик на рассматриваемые на занятиях нравственные категории, развитие чувств, эмоций.
Коммуникативные УУД формируются с учетом следующих аспектов (по О.Е. Грибовой):
• развитие различных форм коммуникации;
• развитие умения вступать в контакт, прерывать контакт,
поддерживать контакт;
• развитие выразительности, просодической стороны речи;
• развитие невербальных средств общения (выразительных средств мимики, жестов, телодвижений); паралингвистических (мелодики, интенсивности, длительности, параграфемных) и экстралингвистических (паузации, вокализации) средств общения.
Познавательные УУД формируются в тесной взаимосвязи общеучебных знаний, умений, навыков и логических операций с развитием паралингвистических и экстралингвистических средств по следующим направлениям (по Е.Л. Ворошиловой):
• развитие понимания речи;
• расширение и актуализация словарного запаса уточнение и различение значений слов, грамматических форм, в том числе и на материале эмотивной лексики;
• усвоение различных форм речи (диалог, монолог, полилог, ситуативная, контекстная) и моделей общения (взрослый-ребенок, ребенокребенок, ребенок-дети);
Регулятивные УУД формируются через развитие волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевого усилия к преодолению препятствий, саморефлексии. С этой целью в логопедические занятия целесообразно и органично включаются упражнения по:
• обучению правильному речевому дыханию, голосоведению;
• развитию орального праксиса и биоэнергопластике;
• оптимизации мышечного тонуса;
• развитию целостного образа тела;
• развитию чувства ритма;
• формированию пространственных представлений;
• динамической организации двигательного акта; формированию сенсомоторных взаимодействий;
• формированию межполушарного взаимодействия;
• развитию речемыслительных операций
По данным различных экспериментов в межличностном общении телодвижения передают 55% всей информации, голос – 38%, слова – всего 7%. Применение в логопедической практике элементов специальных коммуникативных технологий, методов и приемов актуально, значимо, позволяет решать следующие задачи:
1. обучать модуляции голоса по высоте, силе, тембру;
2. обучать выражению с помощью голоса экспрессивно-
эмоциональных оттенков;
3. развивать способности действовать и вести диалог в различных ситуациях;
4. развивать способность контролировать себя и управлять своим состоянием и речью в процессе взаимодействия с партнером;
5. формировать умение осознавать свою позицию в общении, быть «открытым» социальному миру, направленным на общение с окружающими;
6. формировать умение выбирать правильный стиль поведения во взаимодействии с собеседником;
7. формировать умения выражать свои мысли и эмоции в различных коммуникативных ситуациях;
8. развивать воображение, внимание, восприятие, память, мышление.
В практической деятельности возможно применение элементов технологии М.И. Чистяковой «Психогимнастика», системы упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей А. В. Ястребовой, О.И. Лазаренко «Хочу в школу!», а также различные типы и виды коммуникативных упражнений:
Опросы, беседы и наблюдения показывают, что в результате целенаправленной, систематической логопедической работы дети с речевыми нарушениями приобретают навыки речевого поведения, речевого этикета, культуры общения как в пределах своей группы, так и за ее пределами.
Большинство из них становятся более уверенными, активными, коммуникабельными.
Обучающиеся активно демонстрируют эмоциональное состояние в лицевой экспрессии, могут различать свои чувства и чувства других людей. Элементы психотерапевтических тренингов и бесед, применяемых на логопедических занятиях, способствуют релаксации, самонаблюдению, саморегуляции, самовыражению, умению выполнять деятельность согласно заданному способу, припоминанию событий, ощущений, помогают преодолеть барьеры в общении, выработать положительные черты характера.
Сведения об уровне развития коммуникативных навыков обучающихся, посещающих логопедические занятия, представлены в таблице:
Уровень развития коммуникативных навыков
обучающихся, имеющих речевые нарушения (в пределах их речевой компетенции)
Группа |
Доля обучающихся (в %) с высоким, средним и низким уровнем коммуникативных навыков |
||
октябрь 2015 год |
|||
высокий |
средний |
низкий |
|
Обучающиеся с нарушением чтения и письма, 2 класс |
32,25 |
24 |
43,75 |
Обучающиеся с нарушением чтения и письма, ЗПР. 2класс |
20,22 |
35,34 |
44,44 |
Итого (среднее значение) |
26,74 |
29,17 |
45 |
|
май 2016 год |
||
Обучающиеся с нарушением чтения и письма, 2 класс |
51 |
37,5 |
11,5 |
Обучающиеся с нарушением чтения и письма, ЗПР. 2класс |
33,33 |
44,44 |
22,22 |
Итого (среднее значение) |
40,67 |
41,98 |
17,36 |
Данные подтверждают преобладание и неуклонный рост количества обучающихся с высоким и средним уровнем развития коммуникативных навыков. Так, например, в 2015-2016 учебном году среднее значение по двум группам возросло с 55,91%, до 82,65%.
В повседневной жизни дети вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействий. Для определения преобладающей стратегии поведения в ситуациях межличностного взаимодействия педагогом-психологом школы регулярно проводится психолого-педагогическая диагностика с использованием модифицированной методики «Коммуникативные умения» (автор Л. Михельсон, модификация Ю.З. Гильбуха). Результаты исследований представлены в таблице и подтверждают возрастание количества ответов, характеризующих уверенное (компетентное, ассертивное) поведение.
Стратегия поведения обучающихся,
имеющих речевые нарушения, в различных ситуациях взаимодействия
Группа
|
Доля обучающихся (в %), выбирающих стратегии поведения в различных ситуациях взаимодействия |
||
октябрь 2015 год |
|||
неуверенное |
уверенное |
агрессивное |
|
Обучающиеся с нарушением чтения и письма, 2 класс |
37,5 |
56,25 |
6,25 |
Обучающиеся с нарушением чтения и письма, ЗПР. 2класс |
55,56 |
22,22 |
22,22 |
Итого (среднее значение) |
46,53 |
39,24 |
14,23 |
|
май 2016 год |
||
Обучающиеся с нарушением чтения и письма, 2 класс |
31,25 |
68,75 |
0 |
Обучающиеся с нарушением чтения и письма, ЗПР. 2класс |
22,22 |
66,67 |
11,11 |
Итого (среднее значение) |
26,74 |
67,71 |
5,56 |
Таким образом, планируя логопедическую работу, особое внимание уделяется формированию и развитию, с одной стороны, дидактической коммуникации (умения слушать информационную речь, читать учебную книгу, четко формулировать и реализовывать учебные высказывания), с другой - умений и навыков повседневного общения (ориентировки в ситуации общения, вычленения коммуникативной задачи, выбора стиля общения, субординации) на основе сочетания вербальных и невербальных средств коммуникации.
Литература
1. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов. – М.: КомКнига, 2006. – 112с.
2. Цевелева И.В. Развитие невербальных средств общения и паралингвистических компонентов речи у детей младшего школьного возраста: дис. канд. психол. Наук / Цевелева И.В. – Комсомольск-на-Амуре, 2000. – 145с.
3. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ,
2007. – 360с: ил. (Коррекционная педагогика)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.