Планируя логопедическую работу, особое внимание уделяется формированию и развитию, с одной стороны, дидактической коммуникации (умения слушать информационную речь, читать учебную книгу, четко формулировать и реализовывать учебные высказывания), с другой - умений и навыков повседневного общения (ориентировки в ситуации общения, вычленения коммуникативной задачи, выбора стиля общения, субординации) на основе сочетания вербальных и невербальных средств коммуникации.
Оценка 4.8

Планируя логопедическую работу, особое внимание уделяется формированию и развитию, с одной стороны, дидактической коммуникации (умения слушать информационную речь, читать учебную книгу, четко формулировать и реализовывать учебные высказывания), с другой - умений и навыков повседневного общения (ориентировки в ситуации общения, вычленения коммуникативной задачи, выбора стиля общения, субординации) на основе сочетания вербальных и невербальных средств коммуникации.

Оценка 4.8
docx
4 кл
10.02.2020
Планируя логопедическую работу, особое внимание уделяется формированию и развитию, с одной стороны, дидактической коммуникации (умения слушать информационную речь, читать учебную книгу, четко формулировать и реализовывать учебные высказывания), с другой - умений и навыков повседневного общения (ориентировки в ситуации общения, вычленения коммуникативной задачи, выбора стиля общения, субординации) на основе сочетания вербальных и невербальных средств коммуникации.
планируя логопедическую работу, особое внимание уделяется формированию и развитию, с одной стороны, дидактической коммуникации (умения слушать информационную речь, читать учебную книгу, четко формулировать и реализовывать учебные высказывания), с другой - умений и навыков повседневного общения (ориентировки в ситуации общения, вычленения коммуникативной задачи, выбора стиля общения, субординации) на основе сочетания вербальных и невербальных средств коммуникации.
выст на гор сем.docx

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И

РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Гилязова Гульназ Графитовна

учитель – логопед высшей категории

 Муниципального общеобразовательного

автономного учреждения

средняя общеобразовательная школа №9

 городского округа город Нефтекамск

 Республики Башкортостан

Электронный адрес: gulnazgilyazova1978@mail.ru

 

Создавая условия для коммуникации обучающихся с речевыми недостатками в социальной среде, учитель-логопед руководствуется, прежде всего, принципом взаимосвязи языкового образования и речевого развития детей, конкретным проявлением которого является коммуникативная направленность обучения, обусловленная целью коррекции пробелов в речевом развитии.

Такой подход существенно меняет методику коррекционного обучения. Уточняется и само понятие «коррекция речевого недоразвития»: оно не ограничивается восполнением пробелов в формировании средств языка (произношения, различения звуков, словарного запаса, грамматического строя), но и включает овладение полноценной речевой деятельностью, так как только в речи живет и развивается язык, как система.

Речевые нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребенка, снижают речевую активность, затрудняют общение со сверстниками и взрослыми, приводят к тревожности, дезадаптации в классном коллективе, появлению характерологических и личностных особенностей.

У детей с нарушениями речевого развития коммуникативные навыки спонтанно не формируются. На логопедических занятиях и во внеурочное время происходит максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка с речевым нарушением, коррекция недостатков в процессе систематической, последовательной, целенаправленной, совместной работы всех участников педагогического процесса.

В этой связи необходимо решить следующие задачи:

1.     расширять круг общения детей, вовлекая их в мероприятия социализирующего характера;

2.     использовать естественные ситуации общения;

3.     моделировать специальные ситуации общения;

4.     формировать социальные нормы речевого поведения через организацию мероприятий, несущих социальную нагрузку.

Центральной категорией современной образовательной политики России является качество. В ФГОС НОО, ФГОС для детей с ОВЗ обращается особое внимание на «развитие личности в системе образования», которое обеспечивается, прежде всего, через «формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса».

Личностные УУД формируются через решение воспитательных задач, адекватный эмоциональный отклик на рассматриваемые на занятиях нравственные категории, развитие чувств, эмоций.

Коммуникативные УУД формируются с учетом следующих аспектов (по О.Е. Грибовой):

              развитие различных форм коммуникации;

              развитие     умения       вступать     в        контакт,      прерывать          контакт,

поддерживать контакт;

              развитие выразительности, просодической стороны речи;

              развитие невербальных средств общения (выразительных средств мимики, жестов, телодвижений); паралингвистических (мелодики, интенсивности, длительности, параграфемных) и экстралингвистических (паузации, вокализации) средств общения.

Познавательные УУД формируются в тесной взаимосвязи общеучебных знаний, умений, навыков и логических операций с развитием паралингвистических и экстралингвистических средств по следующим направлениям (по Е.Л. Ворошиловой):

              развитие понимания речи;

              расширение и актуализация словарного запаса уточнение и различение значений слов, грамматических форм, в том числе и на материале эмотивной лексики;

              усвоение различных форм речи (диалог, монолог, полилог, ситуативная, контекстная) и моделей общения (взрослый-ребенок, ребенокребенок, ребенок-дети);

Регулятивные УУД формируются через развитие волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевого усилия к преодолению препятствий, саморефлексии. С этой целью в логопедические занятия целесообразно и органично включаются упражнения по:

              обучению правильному речевому дыханию, голосоведению;

              развитию орального праксиса и биоэнергопластике;

              оптимизации мышечного тонуса;

              развитию целостного образа тела;

              развитию чувства ритма;

              формированию пространственных представлений;

              динамической организации двигательного акта;     формированию сенсомоторных взаимодействий;

              формированию межполушарного взаимодействия;

              развитию речемыслительных операций 

По данным различных экспериментов в межличностном общении телодвижения передают 55% всей информации, голос – 38%, слова – всего 7%. Применение в логопедической практике элементов специальных коммуникативных технологий, методов и приемов актуально, значимо, позволяет решать следующие задачи:

1.                 обучать модуляции голоса по высоте, силе, тембру;

2.                 обучать      выражению         с        помощью   голоса        экспрессивно-

эмоциональных оттенков; 

3.                 развивать способности действовать и вести диалог в различных ситуациях;

4.                 развивать способность контролировать себя и управлять своим состоянием и речью в процессе взаимодействия с партнером;

5.                 формировать умение осознавать свою позицию в общении, быть «открытым» социальному миру, направленным на общение с окружающими;

6.                 формировать умение выбирать правильный стиль поведения во взаимодействии с собеседником;

7.                 формировать умения выражать свои мысли и эмоции в различных коммуникативных ситуациях;

8.                 развивать воображение, внимание, восприятие, память, мышление.

В практической деятельности возможно применение элементов технологии М.И. Чистяковой «Психогимнастика», системы упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей А. В. Ястребовой, О.И. Лазаренко «Хочу в школу!», а также различные типы и виды коммуникативных упражнений:

Опросы, беседы и наблюдения показывают, что в результате целенаправленной, систематической логопедической работы дети с речевыми нарушениями приобретают навыки речевого поведения, речевого этикета, культуры общения как в пределах своей группы, так и за ее пределами.

Большинство       из      них    становятся более          уверенными,       активными, коммуникабельными.

Обучающиеся активно демонстрируют эмоциональное состояние в лицевой экспрессии, могут различать свои чувства и чувства других людей. Элементы психотерапевтических тренингов и бесед, применяемых на логопедических занятиях, способствуют релаксации, самонаблюдению, саморегуляции, самовыражению, умению выполнять деятельность согласно заданному способу, припоминанию событий, ощущений, помогают преодолеть барьеры в общении, выработать положительные черты характера.

Сведения об уровне развития коммуникативных навыков обучающихся, посещающих логопедические занятия, представлены в таблице:

Уровень развития коммуникативных навыков

обучающихся, имеющих речевые нарушения (в пределах их речевой компетенции)

 

 

Группа

Доля обучающихся (в %) с высоким, средним и низким уровнем коммуникативных

навыков

октябрь 2015 год

высокий

средний

низкий

Обучающиеся с нарушением чтения и письма, 2 класс

32,25

24

43,75

Обучающиеся с нарушением чтения и письма, ЗПР. 2класс

20,22

35,34

44,44

Итого (среднее значение)

26,74

29,17

45

 

май 2016 год

Обучающиеся с нарушением чтения и письма, 2 класс

51

37,5

11,5

Обучающиеся с нарушением чтения и письма, ЗПР. 2класс

33,33

44,44

22,22

Итого (среднее значение)

40,67

41,98

17,36

 

Данные подтверждают преобладание и неуклонный рост количества обучающихся с высоким и средним уровнем развития коммуникативных навыков. Так, например, в 2015-2016 учебном году среднее значение по двум группам возросло с 55,91%, до 82,65%.

В повседневной жизни дети вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействий. Для определения преобладающей стратегии поведения в ситуациях межличностного взаимодействия педагогом-психологом школы регулярно проводится психолого-педагогическая диагностика с использованием модифицированной методики «Коммуникативные умения» (автор Л. Михельсон, модификация Ю.З. Гильбуха). Результаты исследований представлены в таблице и подтверждают возрастание количества ответов, характеризующих уверенное (компетентное, ассертивное) поведение.

Стратегия поведения обучающихся,

имеющих речевые нарушения, в различных ситуациях взаимодействия

 

 

Группа

 

Доля обучающихся (в %), выбирающих стратегии поведения в различных ситуациях взаимодействия

октябрь 2015 год

неуверенное

уверенное

агрессивное

Обучающиеся с нарушением чтения и письма, 2 класс

37,5

56,25

6,25

Обучающиеся с нарушением чтения и письма, ЗПР. 2класс

55,56

22,22

22,22

Итого (среднее значение)

46,53

39,24

14,23

 

май 2016 год

Обучающиеся с нарушением чтения и письма, 2 класс

31,25

68,75

0

Обучающиеся с нарушением чтения и письма, ЗПР. 2класс

22,22

66,67

11,11

Итого (среднее значение)

26,74

67,71

5,56

 

Таким образом, планируя логопедическую работу, особое внимание уделяется формированию и развитию, с одной стороны, дидактической коммуникации (умения слушать информационную речь, читать учебную книгу, четко формулировать и реализовывать учебные высказывания), с другой - умений и навыков повседневного общения (ориентировки в ситуации общения, вычленения коммуникативной задачи, выбора стиля общения, субординации) на основе сочетания вербальных и невербальных средств коммуникации.

 

 

 

 

 

Литература

1.                 Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов. – М.: КомКнига, 2006. – 112с.

2.                 Цевелева И.В. Развитие невербальных средств общения и паралингвистических компонентов речи у детей младшего школьного возраста: дис. канд. психол. Наук / Цевелева И.В. – Комсомольск-на-Амуре, 2000. – 145с.

3.                 Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ,

2007. – 360с: ил. (Коррекционная педагогика)


 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В этой связи необходимо решить следующие задачи: 1

В этой связи необходимо решить следующие задачи: 1

Познавательные УУД формируются в тесной взаимосвязи общеучебных знаний, умений, навыков и логических операций с развитием паралингвистических и экстралингвистических средств по следующим направлениям (по

Познавательные УУД формируются в тесной взаимосвязи общеучебных знаний, умений, навыков и логических операций с развитием паралингвистических и экстралингвистических средств по следующим направлениям (по

В практической деятельности возможно применение элементов технологии

В практической деятельности возможно применение элементов технологии

Обучающиеся активно демонстрируют эмоциональное состояние в лицевой экспрессии, могут различать свои чувства и чувства других людей

Обучающиеся активно демонстрируют эмоциональное состояние в лицевой экспрессии, могут различать свои чувства и чувства других людей

Коммуникативные умения» (автор

Коммуникативные умения» (автор

Литература 1.

Литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2020