Значение доказательств для развития мышления младшего школьника"
Оценка 5

Значение доказательств для развития мышления младшего школьника"

Оценка 5
doc
03.02.2022
Значение доказательств для развития мышления младшего школьника"
Статья Значение доказательств.doc

Учитель высшей квалификационной категории

Кутлан Наталья Сафаргалиевна

МБОУ «Гимназия №22»

город  Барнаул

Алтайский край

 

 

  Статья  «Значение доказательства  для развития мышления младшего школьника»

 

С самого раннего детства ребенок получает информацию от близких ему людей. Так уж повелось, что накопленные знания одного поколения передаются потомкам. Взрослея, ребенок начинает задавать вопросы: А это что? Ему отвечают, и он принимает эту информацию в том виде, в каком ее преподнесли. Затем, ребенок задает вопросы : А почему это  именно так?   И вот тут то, на мой взгляд, происходит самое главное, когда одна часть детей принимает информацию, а другие пытаются ее отвергнуть либо предлагают свое объяснение.  Но,   к сожалению, вторая группа детей в процентном отношении проигрывает первой.  Чтобы этого не было, мы взрослые со всей своей занятостью не должны упустить этот момент, а начать формировать у ребенка способность к доказыванию. Родители или воспитатели  должны строить свое общение с ребенком , уровень которого позволит усвоить словесное выражение мысли, его течение в процессе простого доказательства от взрослого.  Почему важно не упустить этот момент? Потому -  чтобы в дальнейшем, в школе,  ребенок не испытывал трудности  в формировании представлений о том, что такое точка зрения, развития способности осознавать особенности  собственной позиции и других точек зрения. Все согласны с тем, что доказательство- это прием умственной деятельности, в основе которого лежит суждение, истинность которого несомненна.  Для любого доказательства есть постоянная структура: тезис, аргументы, способ доказывания и  вывод.  В дошкольном возрасте ребенок чаще использует доказательство в форме дедуктивного или  индуктивного доказательства  и использует чаще всего одно или нескольких простых   умозаключений.  Хочется отметить, что работая по программе  ПНШ начиная с первых шагов,  учащийся  сталкивается с необходимостью приводить доказательства. Группа типовых задач предусматривает выполнение следующих задач «Помоги Маше или Мише объяснить, подтвердить, доказать », « С каким суждением ты согласишься ? Почему?». «Тебе,  чья точка зрения ближе? Подтверди свою точку зрения… ». Таким образом,   младший школьник  опираясь на очевидность, то  есть  полученные раннее знания от наставника  пытается доказывать через пример и проверку. Опыт работы доказывает, что к третьему классу хорошо видны результаты систематической работы, у детей  формируется стремление, а позже  потребность доказывать и обосновать те или иные  факты или положения.  Опорные схемы , чертежи, таблицы-  выступают как образец рассуждений и доказательств, позже учащиеся опираясь на ход своих мыслей,  строит собственные схемы доказательства.  В зависимости от целей урока доказательства могут занимать главное место,  могут занимать -  вспомогательную роль,   но то,  что они должны быть систематическими сомнению не подлежит.  Известно, как часто несовершенными в логическом и речевом отношении бывают ответы детей. Это объяснимо, ведь дети чаще в руках держат компьютер, а не книгу. Работу в этом направлении можно  активизировать по программе ПНШ возможностью  вести  курс внеурочной  деятельности :

 « Расчётно – конструкторское бюро» - направлено на становление внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к школе, ответственности человека за общее благополучие, начальных навыков адаптации в динамично меняющемся мире, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, «Путешествие в компьютерную долину» - обеспечивает формирование социально ориентированного взгляда на мир, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе информационной деятельности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из опорных ситуаций,  и «Музей в твоем доме» - формирует готовность и способность к саморазвитию, основы социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм, уважительное отношение к иному  мнению, навыки сотрудничества в различных ситуациях.

      Потребность доказательства, самостоятельно найденное учащимся побуждает его найти и выделить существенные и несущественные признаки и сделать доказательное обобщение с опорой на главные  признаки. Такая работа учителя по обучению детей доказательству вырабатывает стремление и потребность у них проникнуть в сущность предметов и явлений, которые необходимо изучить.  Результаты такой работы – это победы на предметных олимпиадах, это  исследовательские работы, это творческие проекты, это подтверждение  высокого качества знаний в среднем звене, активная жизненная позиция подрастающего поколения.

  


Учитель высшей квалификационной категории

Учитель высшей квалификационной категории

Музей в твоем доме» - формирует готовность и способность к саморазвитию, основы социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм, уважительное отношение к иному мнению,…

Музей в твоем доме» - формирует готовность и способность к саморазвитию, основы социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм, уважительное отношение к иному мнению,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2022