Учитель высшей квалификационной категории
Кутлан Наталья Сафаргалиевна
МБОУ «Гимназия №22»
город Барнаул
Алтайский край
Статья «Значение доказательства для развития мышления младшего школьника»
С самого раннего детства ребенок получает информацию от близких ему людей. Так уж повелось, что накопленные знания одного поколения передаются потомкам. Взрослея, ребенок начинает задавать вопросы: А это что? Ему отвечают, и он принимает эту информацию в том виде, в каком ее преподнесли. Затем, ребенок задает вопросы : А почему это именно так? И вот тут то, на мой взгляд, происходит самое главное, когда одна часть детей принимает информацию, а другие пытаются ее отвергнуть либо предлагают свое объяснение. Но, к сожалению, вторая группа детей в процентном отношении проигрывает первой. Чтобы этого не было, мы взрослые со всей своей занятостью не должны упустить этот момент, а начать формировать у ребенка способность к доказыванию. Родители или воспитатели должны строить свое общение с ребенком , уровень которого позволит усвоить словесное выражение мысли, его течение в процессе простого доказательства от взрослого. Почему важно не упустить этот момент? Потому - чтобы в дальнейшем, в школе, ребенок не испытывал трудности в формировании представлений о том, что такое точка зрения, развития способности осознавать особенности собственной позиции и других точек зрения. Все согласны с тем, что доказательство- это прием умственной деятельности, в основе которого лежит суждение, истинность которого несомненна. Для любого доказательства есть постоянная структура: тезис, аргументы, способ доказывания и вывод. В дошкольном возрасте ребенок чаще использует доказательство в форме дедуктивного или индуктивного доказательства и использует чаще всего одно или нескольких простых умозаключений. Хочется отметить, что работая по программе ПНШ начиная с первых шагов, учащийся сталкивается с необходимостью приводить доказательства. Группа типовых задач предусматривает выполнение следующих задач «Помоги Маше или Мише объяснить, подтвердить, доказать », « С каким суждением ты согласишься ? Почему?». «Тебе, чья точка зрения ближе? Подтверди свою точку зрения… ». Таким образом, младший школьник опираясь на очевидность, то есть полученные раннее знания от наставника пытается доказывать через пример и проверку. Опыт работы доказывает, что к третьему классу хорошо видны результаты систематической работы, у детей формируется стремление, а позже потребность доказывать и обосновать те или иные факты или положения. Опорные схемы , чертежи, таблицы- выступают как образец рассуждений и доказательств, позже учащиеся опираясь на ход своих мыслей, строит собственные схемы доказательства. В зависимости от целей урока доказательства могут занимать главное место, могут занимать - вспомогательную роль, но то, что они должны быть систематическими сомнению не подлежит. Известно, как часто несовершенными в логическом и речевом отношении бывают ответы детей. Это объяснимо, ведь дети чаще в руках держат компьютер, а не книгу. Работу в этом направлении можно активизировать по программе ПНШ возможностью вести курс внеурочной деятельности :
« Расчётно – конструкторское бюро» - направлено на становление внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к школе, ответственности человека за общее благополучие, начальных навыков адаптации в динамично меняющемся мире, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, «Путешествие в компьютерную долину» - обеспечивает формирование социально ориентированного взгляда на мир, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе информационной деятельности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из опорных ситуаций, и «Музей в твоем доме» - формирует готовность и способность к саморазвитию, основы социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм, уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в различных ситуациях.
Потребность доказательства, самостоятельно найденное учащимся побуждает его найти и выделить существенные и несущественные признаки и сделать доказательное обобщение с опорой на главные признаки. Такая работа учителя по обучению детей доказательству вырабатывает стремление и потребность у них проникнуть в сущность предметов и явлений, которые необходимо изучить. Результаты такой работы – это победы на предметных олимпиадах, это исследовательские работы, это творческие проекты, это подтверждение высокого качества знаний в среднем звене, активная жизненная позиция подрастающего поколения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.