Значение дыхания.Органы дыхания.

  • ppt
  • 24.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ДЫХАНИЕ.ppt

Значение дыхания. Органы дыхания.


Подготовила учитель биологии
Шабаева В.А.

Цель урока:

Усвоение
обучающимися
сущности
процесса
дыхания.

Эпиграф урока:

«Пока дышу, надеюсь»

(Dum spiro, spero)
– римский поэт Овидий

Дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

Дыхание – это совокупность процессов,
обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление из организма углекислого газа и некоторых других летучих веществ.

Биологическое значение дыхания

1. Обеспечение организма кислородом. 2. Удаление углекислого газа. 3. Окисление органических соединений с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности. 4. Удаление газообразных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

Процесс дыхания

Процесс дыхания состоит
из 4-х этапов:
1) обмен газов между
воздушной средой и легкими;
2) обмен газов между легкими и
кровью;
3) транспорт газов кровью;
4) газообмен в тканях.
Система органов дыхания
выполняет лишь первую часть
газообмена. Остальное
выполняет система органов
кровообращения. Между
дыхательной и кровеносной
системами существует глубокая
взаимосвязь.

Органы дыхания

Органы дыхания человека по функциональному признаку можно разделить на две группы: воздухоносные, или дыхательные и органы газообмена. Дыхательные пути: носовая полость → носоглотка → гортань → трахея → бронхи. Органы газообмена: легкие.

Носовая полость

Функции носовой полости:

Очищение воздуха
Увлажнение воздуха
Обеззараживание воздуха
Согревание воздуха
Восприятие запахов (орган обоняния).

Носоглотка соединяет носовую полость и гортань

Гортань

Гортань – орган голосообразования.

В узкой части гортани находятся голосовые связки.

Трахея и бронхи – органы нижних дыхательных путей.

Трахея
Строение: широкая трубка, состоящая и хрящевых полуколец с мягкой стороны, обращенной к пищеводу. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием.
Функции: свободное прохождение воздуха в легкие, выведение пыльцевых частиц из легких в глотку.
Бронхи
Строение: ветвящиеся трубки более мелкого диаметра. Состоят из хрящевых колец, которые защищают их от спадания во время вдоха.
Функции: Поступление воздуха к альвеолам легких.

Легкие занимают все свободное пространство в грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Общая поверхность легких 100 м2.

Лёгочная плевра

Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Грудную полость тоже выстилает оболочка – пристеночная плевра. Между пристеночной и легочной плеврой узкая щель – плевральная полость, заполненная тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.

Легкие человека состоят из мельчайших легочных пузырьков – альвеол.

Альвеолы густо оплетены сетью кровеносных сосудов – капилляров. Образованы альвеолы эпителием, который выделяет специальную жидкость, тончайшей пленкой выстилающую альвеолу. Ее функции: уменьшает поверхностное натяжение и не дает альвеолам смыкаться; убивает микробов, проникших в легкие.
В альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.

Биологический диктант

Гортань

Трахея

Альвеолы

Плевра

Носовая полость

Надгортанник

Синквейн со словом «НОС»

1. Носовая полость
2. Длинная, воздухоносная
3. Дышать, очищать, увлажнять
4.Проводит воздух в носоглотку.
5. Отдел дыхательной системы

Рефлексия

1.Сегодня на уроке я работал активно/ пассивно.
2. Своей работой я доволен/ не доволен.
3. За урок я устал/ не устал.
4. Материал урока был понятен/ не понятен; интересен/ скучен.

Домашнее задание: § 23, 24 (с. 107-108), задание 1, 2 на с. 67 .

Спасибо за урок!