ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Оценка 4.7

ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
преподавание
Взрослым
03.02.2020
ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки профессиональных достижений учащихся за весь период его обучения в профессиональном лицее. Портфолио ориентирован не только на процесс оценивания полученных учащимся результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение самого учащегося к процессу и результатам обучения. Представленные в портфолио материалы являются свидетельством профессионализма будущего работника
РОЛЬ ПОРТФОЛИО.docx

 

ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

 

Теоретические основы формирования портфолио учащегося. Дидактические аспекты оценивания учебных достижений учащихся в системе технического и профессионального образования. Рекомендации по формированию портфолио учащегося при изучении специальных дисциплин и по производственному обучению.

 

Theoretical basis of the formation of a student portfolio. Didactic aspects of the evaluation of educational achievements of students in technical and vocational education. Recommendations for the development of student portfolios in the study of special subjects and skills training.

                                              

Конкурентоспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда и умение грамотно предоставить результаты своих профессиональных достижений. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании, является технология формирования портфолио учащегося.

           Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки профессиональных достижений учащихся за весь период его обучения в профессиональном лицее. Портфолио ориентирован не только на процесс оценивания полученных учащимся результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение самого учащегося к процессу и результатам обучения. Представленные в портфолио материалы  являются свидетельством профессионализма будущего работника [1].

 Таким образом, в процессе трудоустройства портфолио будет весомым фактором образовательного рейтинга будущего специалиста. В настоящее время, диплом выпускника не может предоставить объективную информацию о молодом специалисте: его  умениях и профессиональном опыте.

Сегодня необходимо находить такие средства, которые позволяют оценить профессиональные способности учащихся. Традиционные процедуры оценки учебных достижений, основанные, как правило, на тестировании и опирающиеся на пассивное воспроизведение, менее всего ориентируются на эти требования и вызывают всё большую неудовлетворённость будущих работодателей.

Использование портфолио в системе ТиПО позволяет оценивать профессиональные результаты учащихся, повышает познавательный интерес, способствует  развитию творческого мышления и даёт возможность учащемуся после окончания учебного заведения устроиться на работу и представить в виде портфолио свои профессиональные достижения.

Из чего складывается оценка учебных успехов учащегося. Оценка - это прежде всего суждение о качестве подготовленности учащегося. В этом смысле оценку следует понимать как процесс оценивания. Оценивание учебных успехов учащихся производится преподавателем, мастером производственного обучения, лицом, контролирующим учебный процесс, ученическим коллективом, самими учащимися (самооценка) [2].

            Применительно к оценке результатов производственного обучения были выделены следующие основные критерии:

            - правильность выполнения трудовых приемов и способов работы;

            - соблюдение технических требований к качеству учебно-производственных работ;

            - выполнение установленных норм времени или выработки.

            Применительно к оценке знаний учащихся по предметам профессионально-технического цикла выделены критерии:

            - полнота;

            - системность;

            - прочность;

            - обобщенность;

            - действенность.

В процессе теоретического обучения основными методами контроля являются устная проверка знаний учащихся, а также письменная проверка, проводимая в форме тематических и текущих контрольных работ, «технических диктантов», коллективного обсуждения разработанной учащимися технической документации. Для теоретического обучения характерна также практическая проверка умений учащихся применять знания в практических условиях: разработка технологических карт, схем. К методам практической проверки знаний и умений учащихся следует также отнести и лабораторно-практические работы [3].

В процессе производственного обучения основным методом контроля являются проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных работ учащихся: текущая, периодическая (контрольных и проверочные работы) и итоговая (выпускные квалификационные пробные работы). Из специфических форм организации контроля производственного обучения следует отметить межоперационный контроль работ учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, поэтапную аттестацию учащихся, выполнение учащимися межпредметных заданий.

Традиционно практикуемые методы, виды и способы контроля качества профессионального обучения характеризуются определенной субъективностью и требуют, прежде всего-объективности. Под объективным, диагностичным контролем понимается контроль, который обладает необходимой точностью и воспроизводимостью.

Одним из способов диагностичного контроля является тестирование. Основным «инструментом» тестового контроля является тест, включающий два основных элемента: задание и эталон-образец правильного и качественного выполнения этого задания, с которым сравниваются ход и результаты деятельности учащихся.[4]

В настоящее время для оценки качества обучения учащихся все более широкое применение находят методы с элементами рейтинговой технологии. Рейтинг выражает в баллах качество учебной работы учащегося и, в определенном смысле, характеризует качество подготавливаемого специалиста. Вместе с тем, это действенное средство управления учебным процессом в учебном заведении, так как информация о результатах такого контроля используется для разработки управляющих воздействий на учебный процесс.

Обзор существующих по этому вопросу сведений показывает, что рейтинговая система контроля и оценки по сравнению с традиционной четырех балльной шкалой (2, 3, 4, и 5 баллов) имеет ряд преимуществ:

- более успешно формирует мотивацию учения;

- повышает активность работы учащихся;

- стимулирует повседневную систематическую работу учащихся;

            - обеспечивает более точную и объективную оценку знаний учащихся и уровня их профессиональной подготовки, снижает роль случайных факторов при выставлении итоговой оценки;

- позволяет более точно ранжировать обучающихся в соответствии с их успехами в группе, на потоке;

            - способствует повышению результативности учебной работы учащихся и педагогической деятельности преподавателей, позволяет более обоснованно и эффективно использовать материальные стимулы для мотивации их деятельности;

            - расширяет возможность оперативного управления учебным процессом.

  Процедуры оценки знаний, предусмотренные в рейтинговой системе, позволяют обеспечить ее соответствие требованиям, предъявляемым к контролю знаний и умений учащихся: систематичность, объективность, индивидуальность, валидность, всесторонность, экономичность. При этом в ней возможно использовать наряду с традиционным педагогическим контролем (устные и письменные опросы, контрольные, лабораторные и производственные работы, устные и письменные экзамены.) и прогрессивные методы (например, тестовый).

Достоинства рейтинговой системы перед традиционной технологией контроля достигаются за счет усиления оценочной и коррекционной функций. Такая технология ценна именно следствием: повышается активность учащегося и его самостоятельность, появляется возможность осмысленного корректирования своего уровня достижений.

Степень реализации индивидуальной образовательной траектории, проявления прогресса в обучении, развитии личности и социальной активности ученика, особенности общей культуры, способность к рефлексии фиксируются и оцениваются при помощи портфолио как формы  целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки  учебных результатов за  учебный период.

Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса, развития.

     Портфолио - это среда, в которой разрабатываются, готовятся и представляются личные достижения учащихся, происходит общение, консультирование и самопроверка участников образовательного процесса на различных этапах изучения дисциплин на основе учебного плана образовательного учреждения [5].

  Портфолио ориентирован не только на процесс оценивания полученных учащимся результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение самого учащегося к процессу и результатам обучения [6].

     Технология работы с портфолио обладает рядом особенностей:

- фиксация, накопление и оценка индивидуальных достижений уча­щихся;

- организация отбора образцов учебно - познавательной деятельности, последующий их анализ, оценка уровня обученности учащегося и коррекция процесса обучения;

- диагностика изменений, поддержка учебных целей, поощрение результатов, представление спектра выполненной работы и фиксация диапазона навыков и умений, обеспечение непрерывности учебного процесса;

- демонстрация, непрерывная оценка и самооценка учебных резуль­татов и усилий, приложенных к их достижению;

- «запуск» механизмов самообразования, самопознания, самоактуализации личности.

      Предлагается одна из самых распространённых структур портфолио учащегося, которое состоит из четырёх разделов:

      - портрет;

      - коллектор;

      - рабочие материалы;

      - достижения [7].

     Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об учащемся-авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Это может быть эссе, фотография. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристики, сертификаты. В портфолио достижений может быть представлена краткая история образовательных успехов учащегося.

     Раздел «Портрет» должен постоянно пополняться материалами, свидетельствующими о личностном продвижении учащегося. Каждое дело, каждое мероприятие, каждое открытие может стать основой самопрезентации нового интереса, формулировки жизненного кредо, существенным дополнением к портрету «человека успешного». Очевидно, что рассказать о себе, подготовиться к кастингу или самопрезентации - занятия не из легких. Поэтому необходимо помочь учащемуся выбрать подходящую именно ему форму самопрезентации.

     Раздел «Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит учащемуся. Это могут быть материалы, предложенные учащемуся педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учащимся самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации), или материалы товарищей по группе. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, любой иллюстративный материал, одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности учащегося - создателя портфолио.

     Раздел «Рабочие материалы» должен включать материалы, которые созданы и систематизированы самим учеником.

Одним из условий повышения эффективности учебного процесса является организация самостоятельной познавательной деятельности обучаемых. Это объясняется тем, что самостоятельность необходима не только для процесса самообразования, но и для возможности применения приобретенных знаний на практике.

     Активизацию самостоятельной работы учащихся обеспечивает использование «рабочих тетрадей», заполнение которых (как на семинарах, так и в системе самоподготовки) способствует интенсификации усвоения материала, творческому решению ключевых проблем курса, ознакомлению с методами научного исследования. Заполнение «рабочих тетрадей» четко регламентируется педагогом или специальными руководствами самостоятельной работы. Учащийся должен ясно представлять технологию заполнения «рабочей тетради», осознавать тот практический навык, на развитие которого направлено решение конкретной задачи. Педагог, моделируя работу учащегося, определяет и жестко задает необходимые «шаги» в деятельности обучающегося, гарантирующие достижение образовательного результата.

По форме «рабочие тетради» представляют собой шаблоны, формы для заполнения, проблемные вопросы, позволяющие педагогу организовать деятельность ученика, не ограничивая их творчество, но управляя процессом их активности. Рекомендуется обеспечить наличие в «рабочих тетрадях» теоретического справочного материала, тезаурусов и глоссариев, которые помогут ученику в решении поставленной задачи. Эффективным методическим приемом является создание педагогом примеров выполнения задания.

     В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. К ним относятся не только грамоты, похвальные листы или сертификаты, но и  рефлексивные записки преподавателя,  отражающие образовательные достижения учащегося или фиксирующие  его личностный рост.

     Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда. Она может меняться по мере освоения учащимися способа организации портфолио.

     Содержание портфолио.

     Как правило, портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются различные материалы - рукописные, и набранные на компьютере, и ксерокопии.

     Портфолио может содержать:

- краткие записи, связанные с ходом выполнения определенных работ;

- схемы, таблицы, графики, диаграммы;

- отчеты, наблюдения, результаты эксперимента;

- вопросу к консультанту и резюме бесед, интервью;

- аудио - и видеоматериалы, описания любых видов работ;

- грамоты; сертификаты.

     Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что получилось, о чем свидетельствует, как может быть использовано, какие выводы можно сделать на основании, какие ошибки допущены и что с ними делать). Комментарии не должны быть большими по объему, часто достаточно одного-двух предложений.

Алгоритм запуска портфолио.

Очень важно грамотно организовать запуск портфолио, чтобы учащиеся были вовлечены не только в процесс отбора материала, но и совместную работу с преподавателем по разработке структуры портфолио. Чтобы начать создание портфолио, нужно определить цель его создания, его тип, определить содержание.
Один из возможных алгоритмов запуска портфолио может быть представлен следующим образом:

- мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио;

            -определение вида портфолио: он может быть задан педагогом или выбран учащимся;

            - определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках, во время проектной, исследовательской или творческой работы;

- определение общей структуры портфолио;

- определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимся;

- определение способов оценивания: обсуждается, каким образом и все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться.[8]

Рекомендации:

-Учащийся должен самостоятельно работать над материалами своего портфолио, но педагогу следует активно помогать ему в этом. Прежде всего, мотивируя его простым напоминанием о необходимости сбора и систематизации материалов для портфолио. Учащемуся можно и нужно посоветовать использовать различные способы демонстрации своих достижений, показать ему возможность и целесообразность подготовки доклада или сообщения и выступления.

-При формировании портфолио не увлекаться сбором количества материалов и тем более не соревноваться с другими учащимися по принципу «а у меня на две работы больше». Следует более тщательно подходить к отбору документов и материалов для портфолио. Ведь важно не их количество, а качество собранных материалов.

-Основной замысел сбора материалов портфолио как раз в том и заключается, чтобы помочь самому учащемуся осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации. Главное в этом процессе - демонстрация учащимся своих возможностей и достижений с различных сторон, а не только с официальных позиций, которые признаются органами власти. Кроме того, далеко не у всех учащихся есть реальная возможность получить сертифицированный официальный документ. Следовательно, требуется более пристальное внимание материалам, которые можно включить и другие разделы портфолио.

-Основной замысел сбора документов и материалов портфолио - помочь учащемуся осознать свои предпочтения в выбранной профессии. Здесь должен срабатывать принцип «профильности», то есть отбор из общей массы имеющихся материалов и документов той части, которая реально демонстрирует обоснованность выбора данной деятельности.

-Технология «Портфолио» имеет более широкие возможности, в частности, в ближайшее время планируется организовать эксперимент по отработке механизмов использования портфолио при трудоустройстве выпускников образовательных учреждений. В целом, профессиональная деятельность, а тем более карьера невозможны без постоянной работы по пополнению своей «папки личных достижений».

-Целесообразно рассматривать портфолио не только как разовый инструмент, а как технологию, которая будет нужна в течение всей, по крайней мере, профессиональной жизни человека.

-Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их внешнего единообразия, так как далеко не все учащиеся смогут найти средства на оформление портфолио, например, в виде дорогой файловой папки. Главное для портфолио - его содержание, а не внешняя красота и выдержанный стиль оформления.       

Цель  формирования портфолио на уроках производственного обучения - представить отчёт по процессу образования учащегося, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать способности практически применять учащимся  приобретённые знания и умения.

      Таким образом, портфолио позволит составить хорошее представление о специалисте и избежать возможных ошибок, связанных с непосильными ему заданиями в процессе профессиональной деятельности. Процедура отбора достижений в портфолио стимулирует будущего специалиста к тому, чтобы представить свои достижения наилучшим образом, а, следовательно, повышается активность каждого будущего специалиста в учебной деятельности [9].

Портфолио учащегося на уроках производственного обучения необходим для того, чтобы полностью отражать работу учащегося за весь период практического обучения. Портфолио должен включать в себя различного рода задания, творческие проекты; показывать успехи учащегося в области парикмахерского искусства, его отношение, понимание этого предмета; демонстрировать умения учащегося пользоваться инструментом, правильность выполнения трудовых приёмов, а также способности учащегося к дальнейшему продвижению в этой области и осознанию возможных способов продвижения.

Задачи портфолио состоят в том, чтобы после его составления учащиеся могли:

            - осуществлять самоконтроль, самооценивание, ставить цель и добиваться ее реализации;

- конструктивно решать проблемы, управлять  временем;

- плодотворно сотрудничать в группе и развивать навыки общения;

- успешно развивать учебные навыки;

- легко совершенствовать жизненно необходимые прикладные умения

самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;

- выявлять существующий уровень сформированности умений и совершенствовать их путем внесения коррекций в учебный процесс;

- поощрять активность и самостоятельность учащихся, расширять возможности обучения и самообучения;

- формировать  умения учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

1          Л. А. Лазарева. Что такое портфолио.//Открытая школа.-2006 № 10 (59) октябрь, с. 19-21

2          Т. Г. Новикова. Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио.// Школьные технологии.- 2006 № 2, с. 139-146

3          И. Л. Лысенко. Портфолио.//Завуч.-2004 № 3, с. 39-41

4          Журнал «Образование Павлодарской  области: стратегия развития» // Павлодар - 2010

65           С. Я. Батышев. Профессиональная педагогика.//Москва-1999

6          Т. Г. Новикова. А. Прутченков, М. Пинская. Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся.//Профильная школа.-2004 № 1 (январь-февраль), с. 4-11

7          Е. Е. Камзеева. Портфолио учащегося.//Директор школы.-2005 №4 , с. 64

8          Т. Г. Новикова. Зарубежный опыт использования портфолио.//Народное образование.-2005 № 9, с. 151-154

9          Коллекция достижений//Модернизация: Шаг в будущее (вкладка «УГ»). Вып. № 3 (20) 2004. - с. 15.


 

ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО

ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО

В процессе теоретического обучения основными методами контроля являются устная проверка знаний учащихся, а также письменная проверка, проводимая в форме тематических и текущих контрольных работ, «технических…

В процессе теоретического обучения основными методами контроля являются устная проверка знаний учащихся, а также письменная проверка, проводимая в форме тематических и текущих контрольных работ, «технических…

Достоинства рейтинговой системы перед традиционной технологией контроля достигаются за счет усиления оценочной и коррекционной функций

Достоинства рейтинговой системы перед традиционной технологией контроля достигаются за счет усиления оценочной и коррекционной функций

Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, любой иллюстративный материал, одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности учащегося -…

Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, любой иллюстративный материал, одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности учащегося -…

Очень важно грамотно организовать запуск портфолио, чтобы учащиеся были вовлечены не только в процесс отбора материала, но и совместную работу с преподавателем по разработке структуры…

Очень важно грамотно организовать запуск портфолио, чтобы учащиеся были вовлечены не только в процесс отбора материала, но и совместную работу с преподавателем по разработке структуры…

Цель формирования портфолио на уроках производственного обучения - представить отчёт по процессу образования учащегося, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса…

Цель формирования портфолио на уроках производственного обучения - представить отчёт по процессу образования учащегося, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса…

Т. Г. Новикова. А. Прутченков,

Т. Г. Новикова. А. Прутченков,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2020