Значение формирования понятий здорового образа жизни у младших школьников
Оценка 5
Работа в классе
docx
биология +1
1 кл—4 кл
18.06.2019
Значение формирования понятий здорового образа жизни
у младших ш
учитель начальных классов
Здоровье современных школьников—серьёзная национальная проблема. Поэтому одной из основных задач обучения и воспитания является «формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья» [1].
Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Вполне очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.
Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений детей о здоровом образе жизни с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь.
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов дополнительного образования формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
Для выявления представлений младших школьников о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ проводятся анкеты. По данным анкет одна часть детей считает, что, ЗОЖ – это «когда у тебя ничего не болит», т.е. не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия «ЗОЖ». То же самое можно сказать и о другой группе учащихся, которые считают, что ЗОЖ – «нужно быть здоровым». Но всё-таки большинство детей имеет элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты ЗОЖ – «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны.
Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся не адекватное: одни считают, что у них здоровье «отличное», другие— «не очень хорошее» и лишь немногие считают, что у них здоровье «удовлетворительное». Почти треть опрошенных часто беспокоят вирусные заболевания.
К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся положительно, кроме того, многие учащихся ходят в различные кружки и спортивные секции (танцы, дзю-до, футбол, теннис).
5.docx
Значение формирования понятий здорового образа жизни
у младших школьников
Бредихина Е.В.
учитель начальных классов
Здоровье современных школьников—серьёзная национальная проблема.
Поэтому одной из основных задач обучения и воспитания является
«формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья»
[1].
Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов:
наследственных, социальноэкономических, экологических, деятельности
системы здравоохранения. Вполне очевидно, что первостепенная роль в
сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку,
его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его
внутреннего мира и отношений с окружением. Укрепление и творение
здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.
Первым шагом в этом направлении может служить выяснение
представлений детей о здоровом образе жизни с целью дальнейшей их
корректировки, а также формирования новых представлений и установок на
здоровье, здоровый образ жизни и болезнь.
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов
дополнительного образования формировать у детей понятие здорового образа
жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет
способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
Для выявления представлений младших школьников о ЗОЖ, их
готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о
состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и
стремление к ЗОЖ проводятся анкеты. По данным анкет одна часть детей
считает, что, ЗОЖ – это «когда у тебя ничего не болит», т.е. не
предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на
укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно
понимают, что входит в содержание понятия «ЗОЖ». То же самое можно
сказать и о другой группе учащихся, которые считают, что ЗОЖ – «нужно
быть здоровым». Но всётаки большинство детей имеет элементарные
представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты ЗОЖ – «нужно
заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще
не систематизированы и фрагментарны.
Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся не адекватное: одни
считают, что у них здоровье «отличное», другие— «не очень хорошее» и лишь
немногие считают, что у них здоровье «удовлетворительное». Почти треть
опрошенных часто беспокоят вирусные заболевания. К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся положительно,
кроме того, многие учащихся ходят в различные кружки и спортивные секции
(танцы, дзюдо, футбол, теннис).
Следовательно, большинство учащихся класса склонны придерживаться
ведущих принципов ЗОЖ, но реализуют их не всегда последовательно и
постоянно. Так всего лишь менее половины анкетируемых детей делают по
утрам зарядку каждый день. Это говорит о том, что установка на
самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учащихся класса.
Таким образом, на основе результатов анализа представлений учащихся о
«ЗОЖ» можно выделить 4 уровня их развития.
Высокий уровень: характеризуется наличием знаний о здоровье как
физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к
саморазвитию потенциалов собственного организма и личности, о ЗОЖ как
совокупности форм и способов жизнедеятельности, дающих возможность
личности всесторонне развиваться и совершенствоваться.
Средний уровень: имеются элементарные представления о ЗОЖ.
Поверхностный уровень:
знания фрагментарны.
собственному здоровому образу жизни почти не проявляет.
Интереса
к
Низкий уровень: не способен отвечать на поставленные вопросы беседы и
анкеты по существу.
Дети в процессе обучения, к сожалению, часто теряют свое здоровье,
испытывая перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Часто
находятся в состоянии тревожности, что также отрицательно влияет на
здоровье учащихся. Традиционное построение урока и однообразная работа
снижают интерес к обучению, утомляет детей, вызывает эмоциональный
дискомфорт. Возникает настоятельная необходимость в подборе и внедрении
здоровьесберегающих технологий в учебный процесс [3].
Для выявления уровня тревожности, среди учащихся класса было
проведено анкетирование, вопросы которого направлены на выявление
положительных или отрицательных эмоций, связанных с учебой. По
результатам опроса, корректируется работа учителя, психолога, родителей.
Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и
сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных
форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья
учащихся важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого
ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно
учиться. Педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями [2].
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии
потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим
детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.
Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то
только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более
здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле—здоровый дух”, то не
ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Значение формирования понятий здорового образа жизни у младших школьников
Значение формирования понятий здорового образа жизни у младших школьников
Значение формирования понятий здорового образа жизни у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.