Значение примера жизни и деятельности исторических личностей в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.
Оценка 4.8

Значение примера жизни и деятельности исторических личностей в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.

Оценка 4.8
Лекции
docx
история
Взрослым
07.10.2019
Значение примера жизни и деятельности исторических личностей в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.
Данный материал был представлен на областной конференции по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания школьников в 2014 году. Получил высокую оценку коллег. Позволяет на примере жизни и деятельности исторических личностей формировать у учащихся осознанное отношение к важнейшим духовным ценностям, строить своё поведение на основе норм морали и нравственности.
материал для сборника.docx
Значение примера жизни и деятельности исторических личностей в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников. 25.04.2014 областная конференция Бердникова О.В. Учитель истории и обществознания МКОУ СОШ пос.Усть-Люга В условиях   внедрения новых ФГОС и Концепции духовно­нравственного развития и воспитания учащихся приоритетным направлением в образовательном процессе определено духовно­нравственное воспитание (это отражено в нормативных документах, КДНРиВ).  В наших современных реалиях это особенно актуально и радует, что государство выбрало это направление первостепенным. Надо заметить, что выдающиеся педагоги давно указывали на особую значимость взращивания души.  Каждый   учитель   имеет   в   своём   арсенале   многообразные   формы,   методы,   приёмы работы в этом направлении, но особо важное внимание следует обращать на содержание материала, с которым работает педагог. Это зависит и от преподаваемого предмета. Я   учитель   истории   и   содержание   преподаваемого   мною   предмета   определяется огромным количеством фактов, процессов, явлений прошлого нашей страны и мира в целом. Содержание   очень   объёмное,   и   конечно   же,   не   любое   событие   или   факт   могут   быть использованы в деле духовно­нравственного воспитания. Наиболее эффективной я считаю работу   с   историческими     персоналиями,   на   примере   жизненного   пути   которых   можно успешно формировать основополагающие базовые национальные ценности, перечисленные  в Концепции ДНРиВ.   Знакомство   с   некоторыми   из   них   начинается   уже   в   начальной   школе   на   уроках окружающего мира в 1 разделе, посвященном истории нашей Родины.  Однако   знакомство   с   ними   происходит   на     поверхностном   уровне.   Ребята   должны усвоить,   что   такие   выдающиеся   люди   жили   в   прошлом   и   многое   сделали   для   развития России, на примере этих людей начинается нравственное взращивание учащихся.   Наиболее   глубокое   изучение   деятельности   выше   указанных   и   других   персоналий происходит в основной и старшей школе. В основной школе круг изучаемых исторических личностей значительно увеличивается, что видно из схемы, е и религиозны духовные деятели герои войны и труда политики историче с-кие личности деятели искусства полководцы деятели науки но надо отметить, что не любая из них может быть использована в воспитательной работе. Проанализировав биографию личностей, их деятельность и её результаты, потенциал для воспитательного   воздействия   на   учащихся,   для   формирования   базовых   ценностей,   я разделила все персоналии на 4 группы Анти  воспитание Гитлер Муссолини Сталин Иван Грозный Жизнь и деятельность учит тому, как поступать нельзя Нейтральный воспитатель­ ный эффект Екатерина II АлександрII и др. Через жизнь и деятельность знакомимся с содержанием исторического периода, но сама личность противоречива Служение Отечеству  по­долгу Профессионал Истори­ ческие личности Оценка жизни и деятельност и личности Форми­ руемые базовые ценности Ожидаемый результат воспитания Нравственное воспитание Духовное воспитание Гагарин Гастелло Стаханов и др. Сергий Радонежский, Серафим Саровский Подвиг, как эпизод Вся жизнь – подвиг из жизни Мужество Смелость Жертвенность Патриотизм Трудолюбие Альтруизм Ответственность Законопослушный гражданин, исполняющий конституционные Добро Любовь Развитие души, которая является почвой для формирования базовых ценностей Волонтёры, добровольцы, духовные подвижники. обязанности Знакомясь с историческими персоналиями  на уроках истории, мы не исключаем их из той культурно­исторической среды, в которой они жили, а наоборот, показываем тесную связь   событий   той   эпохи   и   деятельности   данной   конкретной   личности.   Это   позволяет понять, почему человек поступал так, а не иначе, увидеть на контрастах поведения людей значимость   его   подвига,   понять   был   он   случайностью   или   закономерностью,   что   было мотивом, причиной, побудившим к таким действиям.  Знакомство с личностью начинаем с её биографии. Это исключительно исторический аспект. А вот становление и развитие определённых качеств личности, благодаря которым она   вошла   в   историю   –   это   пища   для   духовно­нравственного   воспитания   и   развития учащихся.  Попытаемся проследить на примере нескольких личностей мировой истории  возможности духовно­нравственного воспитания учащихся. 1920­1930 годы. Период в мировой истории очень сложный – мировой экономический кризис,   проблема   международных   отношений,   мирное   но   достаточно   спорное урегулирование по итогам  Первой мировой войны, проблема национального освобождения колоний. В этих исторических условиях проявили себя 2 выдающиеся личности, в Германии – Гитлер (1889­1945), в Индии  ­ Ганди (1869­1948).   войны   Адольф Гитлер (Шикльгрубер) родился в   австрийском   городе   Браунау,   в   семье таможенного   чиновника.   Не   сдав выпускные   экзамены   в   средней   школе, неоднократно   пытался   стать   студентом Академии художеств в Вене, но неудачно. Оказавшись   без   профессии   и   работы, перебивался   случайными   заработками. Это   состояние   породило   в   нём многочисленные   комплексы   и   обиды.   В годы   мировой   вступил добровольцем   в   германскую   армию. Поражение   Германии   вызвало   у   него чувство горечи и озлобления. Обида   за   дальнейшее   наказание   Германии по   итогам   Версальсо­Вашингтонских договорённостей   сформировало   в   нём реваншистские   настроения,   желание отомстить. Сделать это можно было через завоевание власти, что ему удалось сделать в 1933 году. Встав во главе государства, он установил   жестокий   тоталитарный   режим, начал   подготовку   к   войне.   В   1939   году происходит   нападение   на   Польшу,   что стало   началом   Второй   мировой   очень масштабной войны, в которой участвовало       идея Мохандас   Карамчанд   Ганди  родился в обеспеченной религиозной семье. Получил юридическое   образование   в   Англии.   Его жизнь могла бы быть беззаботной и богатой, но   он   выбрал   другой   путь.   Работая   в торговой   фирме   в   Южной   Африке,   он разработал   учение   о   служении   истине, названное   «сатьяграха».   В   его   основе лежала ненасильственного сопротивления   злу.   Вернувшись   в   Индию, Ганди   стал   идейным   и   нравственным руководителем освободительного движения   индийского   народа   против Английских колониальных властей.   После принятия законов, ужесточавших   колониальные   порядки, Ганди   призвал   в   знак   протеста   провести хартал  (день   молитв   и   поста).   Итогом борьбы   за   независимость   мирными методами   стало   получение   Индией независимости. своей популярности   и   огромном   влиянии   на массы Ганди  никогда не возвышал себя над другими,   самые   строгие   требования предъявлял   к   себе.   Он   придавал   большое значение соблюдению индийских традиций   правительством     При   всей 61   государство   мира,   а   жертвы   только СССР   составили   около   30   миллионов человек. Результатом   его политики стало поражение   Германии,   а   сам   Гитлер покончил   жизнь   самоубийством,   что является   самым   страшным   смертным грехом. Умирая,  он  заявил,  что  Германия оказалась   недостойной   его   и   поэтому заслуживает гибели. В настоящее время это государство   и   его   народ   несут   на   себе тяжёлую печать агрессора и убийцы. и религиозных заповедей, вел аскетический образ   жизни.   Особую   роль   отводил нравственной   стороне   человеческих поступков. Народ дал ему имя «махатма» ­ «великая душа». В 1948 году погиб от рук религиозного фанатика. Оба политических деятеля погибли. Но один как военный преступник, а другой как  национальный герой. Всё выше сказанное можно наглядно отобразить в таблице. Германия Индия Унизительный итог  Колониальная зависимость Первой мировой войны Зависимость от внешних факторов, бесправие населения, подорванная экономика Гитлер Озлобление,  желание реванша война Погибает  Ганди Ненасильственное  сопротивление победа мирным путём Погибает как военный преступник  как национальный герой Работа с историческими персоналиями должна происходить на тщательно отобранном материале. В сравнительном примере я опиралась на иностранных политических деятелей, и это не случайно. В отечественной истории   много положительных примеров, конечно, мы должны воспитывать на них. Однако современная историческая наука сама до конца не определилась,     как   оценивать   и   как   относиться   к   личности   Ивана   Грозного,   Сталина, Ленина, Петра  I   и др. Концепция исторического образования часто меняется в интересах высшей   государственной   власти.   В   оценке   деятельности   и   личности   персоналий отечественной истории нужно быть особенно осторожными ещё и потому, чтобы не вызвать реакции   противоположной   той,   которую   мы   ожидаем   от   воспитательного   воздействия, чтобы не вызывать антипатриотических чувств, чувства стыда, критиканства. В изучении истории, и особенно краеведения, невозможно обойтись без знакомства с персоналиями, внесшими вклад в развитие края. Это наши земляки, люди, жившие рядом с нашими   предками   в   одних   культурно­исторических   условиях.     Примеров     таких   людей множество. Одним из них является преподобный Трифон Вятский.  2014   год   стал   юбилейным   со   дня   рождения   великой   исторической   личности   – преподобного Сергия Радонежского. В начале мая весь православный мир будет отмечать его700­летие.   Как   историческая   личность   –   Преподобный   отец   наш   Сергий   родился   от   родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария. Будущий святой получил при  крещении  имя Варфоломей. Получивший хорошее семейное воспитание, чудесным образом постигший грамоту, с младых лет жил он праведно. А время, современником   которого   был   преподобный   Сергий,   можно   отнести   к   одному   из   самых сложных   периодов   русской   истории,   связанного   с   периодом   татаро­монгольского   ига. Преподобный  был свидетелем и очевидцем веховых событий  ­ собирания русских земель вокруг Москвы, княжения Ивана Калиты, перенесения митрополичьего стола из Владимира  княжения   Дмитрия   Ивановича   и  строительство   им в   Москву,   эпидемии   чумы, белокаменного   московского   Кремля,   поражения     русских   войск   на   реке   Пьяне   от монгольских   войск,   битвы   на   реке   Воже,  Куликовской     битвы,  разорения     Москвы Тохтамышем.   Но   на   фоне   всех   этих   общенародных   трудностей   он   избрал   ещё   более   тяжкий жизненный путь – путь смирения, служения, духовного подвижничества, благодаря чему и стал   преподобным,   т.е.   уподобившимся   Иисусу   Христу.   Своим   примером   преподобный Сергий менял людей, окружавших его в то время, По словам одного современника, Сергий «тихими   и   кроткими   словами»   мог   действовать   на   самые   загрубелые   и   ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени  Куликовской битвы  почти все русские   князья   признали   главенство  Дмитрия   Иоанновича.   Так,   и   сегодня   преподобный Сергий может влиять на души тех, кто знакомится  с его деяниями. Главным в деле духовно­нравственного воспитания на примере исторических личностей и   современных   персоналий   является   системность.   Зачастую,   к   сожалению,   рамок   урока бывает   недостаточно,  чтоб  всецело   оценить   значимость   той   или   иной  личности,  сделать правильные выводы. Это связано с большим объёмом изучаемого материала, поэтому данная работа может и должна найти продолжение   в деятельности классного руководителя, во внеурочной и внеклассной работе. И, конечно же, как говорится в пословице «Один в поле не   воин»,   силами   только   учителя   истории   или   какого­либо   другого   предмета   задачу духовно­нравственного воспитания решить невозможно. Лишь совместная системная работа всех  участников  образовательного  процесса   может  увенчаться  успехом,  именно  об  этом говориться   в   Концепции   ДНВиР:   «Базовые   национальные   ценности   лежат   в   основе целостного пространства духовно­нравственного развития и воспитания школьников, т.е.   уклада   школьной   жизни,   определяющего   урочную,   внеурочную   и   внешкольную деятельность   обучающихся.   Для   организации   такого   пространства   и   его   полноценного функционирования   требуются  согласованные   усилия   всех   социальных   субъектов   ­ участников   воспитания:   семьи,   общественных   организаций,   включая   детско­юношеские движения   и   организации,  учреждений   дополнительного   образования,   культуры   и   спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.»

Значение примера жизни и деятельности исторических личностей в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.

Значение примера жизни и деятельности исторических личностей в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.

Значение примера жизни и деятельности исторических личностей в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.

Значение примера жизни и деятельности исторических личностей в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.

Значение примера жизни и деятельности исторических личностей в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.

Значение примера жизни и деятельности исторических личностей в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.

Значение примера жизни и деятельности исторических личностей в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.

Значение примера жизни и деятельности исторических личностей в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.

Значение примера жизни и деятельности исторических личностей в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.

Значение примера жизни и деятельности исторических личностей в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.

Значение примера жизни и деятельности исторических личностей в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.

Значение примера жизни и деятельности исторических личностей в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2019