Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.
Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.
Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Значение утренней гимнастики,ее задачи.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической
обстановке,
правильно подобранные комплексы физических упражнений,
растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех
внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена,
увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей
центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех
рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает
жизнедеятельность организма в целом.
Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует
закаливанию детского организма,
вырабатывает стойкость к различным
неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы
упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и
правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним
физкультурно-оздоровительным процессом,
систематически оздоравливающим
детский организм.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое
воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей
привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно
начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть
целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные
эмоции и радостное ощущение.
Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических
упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей,
развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу
координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области
физической культуры.
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей.
У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое
состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем,
повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с
постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого
усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.
Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а
именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад,
разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать
деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать
работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию
правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и
потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта
полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.
Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду,
способствует четкому выполнению режима дня.
Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна
выполнятся непосредственно после сна. Но это можно осуществить только в детских
садах имеющих ночные группы. В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием
детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже
достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях
гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключениявнимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам
деятельности.
Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более
возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а
малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех
детей, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение
утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое
время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в
режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.
В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики.
Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на
физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание
гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого
пояса, туловища, ног и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный
аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения
осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание
и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все
это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его
работоспособности.
Структура и содержание утренней гимнастики.
Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с
разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя
гимнастика не продолжительна (5 – 12 минут) и физические нагрузки в ней не велики,
это требование соблюдается как общий принцип.
В дневных группах детского сада утренняя гимнастика как обязательная часть
режима дня проводится ежедневно перед завтраком.
С летом утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в
дождливую погоду – на террасе. В зимнее время для проведения утренней
гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату, температура
воздуха которой не должна превышать 16 градусов С. Перед занятиями помещение
хорошо проветривают и проводят влажную уборку.
Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и
заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной
части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке
правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных
упражнений. С этой целью включают: построения (в колонну, в шеренгу); строевые
упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом); перестроения из
одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и
размыкания приставными шагами в сторону; непродолжительную ходьбу,
чередующуюся с упражнениями,
способствующими укреплению опорно-
двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным
положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным
шагом); бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.
Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.
Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп,
формирования правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют
общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала
упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют
расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию
дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуютупражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с
большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему.
Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их
физической подготовленности.
После выполнения всех обще развивающих упражнений дети младшего возраста
выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего
возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с
выполнением различных заданий. В заключительной части гимнастики проводится
ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.
Подбор упражнений, составление комплексов
В содержание утренней гимнастики вводятся, как правило, упражнения,
предварительно разученные с детьми на занятиях, или несложные упражнения, не
требующие продолжительного разучивания. На утренней гимнастике дети
упражняются в движениях. Но для того чтобы упражнения оказали на ребенка
желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их
достаточной интенсивности.
Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке,
составляет так называемый комплекс. Один и тот же комплекс повторяется в течение
недели. Если отдельные упражнения комплекса не приводят к желаемым
результатам, оказываются слишком просты, неинтересны или наскучивают детям, они
могут по усмотрению воспитателя заменяться другими однотипными или усложняться
за счет введения новых исходных положений. Изменение темпа и увеличение
количества повторений упражнений внутри комплекса так же допустимо. Проведение
комплексов необходимо чередовать с пособиями и без пособий. Детям первой и
второй младших групп дают упражнения с флажками, погремушками, кубиками. В
средней группе – с флажками, кубиками, ленточками, обручами малого размера,
палками, круговой веревкой. Дети старшего возраста должны уметь проделывать
упражнения с разными пособиями: с обручами, гимнастическими палками, мячами
разного размера, скакалками, круговой веревкой, ленточками.
Выполнение упражнений с пособиями повышает у детей интерес к занятиям,
улучшает качество их выполнения, приучает владеть предметами, способствует
формированию правильной осанки.
Включение упражнений для формирования осанки детей и укрепления стопы
обязательно. Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней
гимнастики берется из физкультурных занятий, упражнения подбираются из числа
рекомендованных программой и методическими пособиями. Продолжительность,
характер, содержание утренней гимнастики, дозировка упражнений различны для
детей разных возрастных групп.
Таким образом, при подборе общеразвивающих упражнений необходимо
руководствоваться следующими требованиями: упражнения должны быть для всех
групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа; с
различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных
построениях и обязательно интересными для детей.
Используются различные формы проведения утренней гимнастики:
традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили»,
«Воробушки» и др.;
игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных
движений, хороводов;
оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с
постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы
препятствия с использованием разнообразных модулей);
с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический
ролик и т.д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля»,
«Беговая дорожка», «Батут» и др.)
Условия проведения утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика может проводиться на воздухе (на участке детского сада, на
спортивной площадке) или в хорошо проветриваемом помещении (физкультурном,
музыкальном залах, групповых комнатах). Необходимо соблюдать гигиенические
требования к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию. Для ритмического
сопровождения используются бубен, счет, хлопки, звукозапись, музыкальное
сопровождение (пианино, баян, аккордеон).
Так как утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент
двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей, велико
также ее организационное значение. И все-таки не должно быть гимнастики по
принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его
принуждать, но причину такого поведения следует понять. Вот несколько советов по
проведению утренней гимнастики с детьми:
Никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины!
Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое
эмоциональное состояние и настоящую радость движений.
Помнить, что гимнастика – это не только и не столько физкультурное
мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, где
сосредоточен целый комплекс воздействий на разнообразное развитие детей
(движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, пособий, общения, игра).
Использовать разные формы проведения гимнастики.