«Значимость изобразительной деятельности
в развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ»
В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста. Изобразительная деятельность - единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс деятельности. Значение изобразительной деятельности особенно велико для детей с ограниченными возможностями здоровья. Изобразительная деятельность (в частности детское рисование), заключает в себе больше возможности: средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование). В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: он огорчается, если что-то не получается, радуется красивому изображению, которое он создал сам. Изобразительная деятельность для детей с ограниченными возможностями должна носить эмоциональный и творческий характер. Задача педагога состоит в том, что бы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода. А это значит, что необходимо развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей навыкам изобразительной грамоты, развивать способности к сопереживанию и активной созидательной деятельности. Изобразительная деятельность – это продуктивная деятельность, так как результатом является создание ребенком определенного продукта: рисунка. И всё же огромное значение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет эмоциональный настрой. Творческая деятельность имеет большое значение в жизни любого человека, тем более она приобретает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Особая роль принадлежит изобразительному искусству. Изобразительная деятельность является подходящим средством для развития воображения, так как она доступна для учащихся с ОВЗ и увлекает их, поэтому в основу коррекционной работы были положены занятия изобразительной деятельностью.
Занимаясь творчеством, ребенок с потребностями приобретает ощущение собственной, личностной ценности. В результате активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости. Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желанным результатам.
Дети в процессе рисования часто общаются с интересующими их образами, разговаривают с ними. Эмоциональное отношение ребенка к цвету создает дополнительные возможности для эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание ребенком окружающего происходит значительно быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме, выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Поскольку дети с ОВЗ это достаточно разнообразная группа по наличию дефектов, то и в занятиях рисованием нужны различные подходы. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, владения навыками и умениями. Особую роль в становлении изобразительной деятельности у детей с разными проблемами играет развитие художественного восприятия. Важным моментом является формирование положительной мотиваци- онно-потребностной основы изобразительной деятельности, интереса к ее результатам (И. А. Грошенков, Т. Н. Головина, О. П. Гаврилушкина, М. Ю. Рау, Е. А. Екжанова, Г. В. Кузнецова). Этому способствуют различные приемы: • наблюдение в природе и окружающей среде; активизация внимания ребенка на форме, красках, линиях листьев, цветов, деревьев; сравнение образов животных, птиц, насекомых; • нахождение в окружающей действительности предметов, похожих на круг, овал, треугольник, квадрат; • показ изготовленных рисунков, малой скульптуры и обыгрывание уже готовых изображений, построек, поделок; • демонстрация готовых изделий на выставках в дошкольном образовательном учреждении, на вернисажах детского творчества.
В процессе основного этапа обучения изобразительной деятельности с помощью педагога дети учатся соотносить объемные образцы с изображаемыми предметами: рассматривая скульптуру, например, видеть ее с разных сторон, замечать изменения позы, движение фигуры. Чтобы восприятие образа у детей с ОВЗ было целостным, педагог использует весь комплекс ощущений: зрительных, тактильно-двигательных (обводящих, ощупывающих движений), словесных характеристик. Внимание привлекается к величине, форме изображаемого предмета в сравнении с другими. В обучении рисованию детей с нарушением слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью, с общим нарушением речи используются разные приемы: подражание, рисование по образцу и с натуры. Большое место отводится сюжетному, предметному рисованию и рисованию по представлению (то, что дети наблюдали на прогулке, увидели в кукольном спектакле-сказке и т. д.), а также по замыслу (по темам «Новый год», «Улица моего города»). Перед изображением дети совместно с педагогом учатся формулировать свой замысел вербально. Нарушение пространственной ориентировки у таких детей усложняет передачу композиции в рисовании. С целью преодоления этих трудностей проводятся дидактические игры, в которых закрепляются понятия «близко — далеко», «высоко — низко». Дошкольники осваивают эти понятия в практической деятельности с плоскими и объемными предметами. В процессе выполнения работы по изобразительной деятельности педагог оказывает детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую. Созданию выразительного художественного образа способствует интегрирование различных видов изобразительной деятельности: изучение своего края и рисования. Комбинироваться могут как различные способы изображения, так и материалы в одном изображаемом образе (нарисовать то, о чем узнали и увидели и т. п.). К концу дошкольного возраста при условии коррекционной работы у детей с ОВЗ формируется довольно стойкое положительное отношение к изобразительной деятельности. Они любят участвовать со своими работами в выставках в детском саду, демонстрировать рисунки родителям, взрослым.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.