Урок русского языка в 7 классе
Тема: Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях.
Цели и задачи: организация деятельности учащихся по изучению правил постановки знаков препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами через сопоставление с изученным материалом; развитие практических умений по текстоведению и предупреждению синтаксических ошибок; создание условий для взаимодействия с окружающими в процессе речевого общения и совместного выполнения учебной задачи в группах.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
1. Прослушать стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора….»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
v Ребята, может ли человек, не любящий родной язык, не владеющий богатством русской речи создать такие стихи?
v Для чего же нам необходимо знание родного языка?
v Дети, Пушкин никогда не останавливался на достигнутом. Будучи уже известным писателем, тем не менее, много работал в архивах, встречался с очевидцами исторических событий, на которых основывались его произведения. Он до последних дней своей прекрасной жизни изучал богатство русской речи. Это означает, что он всегда стремился к новым знаниям, и результат этого стремления мы видим во всех пушкинских произведениях. Недаром мы называем Пушкина основателем современного русского литературного языка, а его поэтическую речь – непревзойденным эталоном красоты и изящества. Нужны ли новые знания вам? Зачем?
v Сегодня вы постараетесь их получить! Вы будете и сами задавать вопросы, и отвечать на вопросы одноклассников. Какие правила нужно при этом помнить? (Даже если хочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца. Возражение может и не понадобиться. Некрасиво выглядит человек, который грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубой интонацией. Убеждай силой логики, фактами, не навязывай свое мнение, уважай мнение собеседника. Тогда можно будет с уверенностью сказать, что ты владеешь культурой речи)
II. Актуализация знаний. Фиксация затруднения в пробном действии.
1. Приём «Ассоциативный ряд»
Мы продолжаем работу по изучению новой для вас части речи, а вот тему урока мы с вами вместе обозначим чуть позже. Напомните мне, что такое причастный оборот. Продиктуйте слова, которые у вас ассоциируются с определением причастный оборот. Выписать в столбик слова-ассоциации по теме «Причастный оборот». Дать (вспомнить) устное определение причастному обороту. Оставить запись на доске, изучить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть. Добавить новое слово в ассоциативный ряд (всегда!!).
v Какую задачу мы решаем с вами на данном этапе урока? Вспоминаем, что такое причастный оборот и знаки препинания при нем.
2. Работа с текстом. Задание классу: перед вами отрывки из произведений А.С. Пушкина. Сформулируйте для себя учебное задание к первому тексту.
v Озаглавить текст.
v Определить тему текста.
v Назвать художественные средства, используемые авторами прозаического текста?
v Объяснить изученные орфограммы и пунктограммы.
v Рассказать, что такое причастный оборот.
v Назвать условия постановки запятой при причастном обороте.
Одни дети вопросы задают, другие на них отвечают.
Задание: расставьте знаки препинания при причастном обороте (один ученик у доски – первый текст)
Владимир ехал полем пересеч..ным глубокими оврагами. Погода утихла тучи расходились перед ним лежала равнина устла..ная белым волнистым ковром. Ночь была довольно ясна. Он увидел невдалеке состоящую из четырех или пяти дворов деревушку («Метель») |
Зима!.. Крестьянин торжествуя На дровнях обновляет путь; Его лошадка снег почуя Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая Летит кибитка удалая…. («Евгений Онегин»)
|
3. Сопоставительный анализ. Работа с текстами.
Кто заметил некоторое сходство между текстами в плане построения предложений?
В первом тексте образная картина создается с помощью какой части речи?
Какая часть речи помогает видеть более динамичную развивающуюся выразительную картину в стихотворении, несмотря на небольшое количество эпитетов?
Задание: попробуйте самостоятельно расставить знаки препинания во втором тексте (все записывают в тетрадь, а один из учащихся для проверки выполнит работу на доске). Почему далеко не все справились с заданием? Выполнили работу по-разному? Значит, есть отличия в синтаксической структуре текстов, в пунктуационных правилах? Вы их знаете? Значит, вам нужны новые знания! Для этого нам нужно вспомнить, что такое деепричастие как часть речи.
III. Усвоение новых знаний.
1.Введение в тему. Приём «Да-Нет».
Деепричастие так же, как причастие, образовано от глагола?
Оно имеет признаки прилагательного?
Оно имеет признаки наречия?
Обозначает основное действие?
Может иметь при себе зависимые слова?
В предложенном тексте при деепричастиях есть зависимые слова?
Так как же будет называться деепричастие с зависимым словом?
2. Приём «Генераторы-критики-эксперты». Формируются три группы (три ряда): генераторы, критики, эксперты (но работают в парах). Одни читают, другие обсуждают прочитанные варианты. Третьи делают вывод.
v Можно ли прочитать стихотворение, убрав одиночные деепричастия и деепричастия сзависимыми словами? Да, можно изъять из предложения без нарушения смыла. Значит, деепричастие, обозначающее добавочное действие, не очень тесто связано с глаголом, обозначающим основное действие, и требует большой паузы при прочтении, которая на письме будет обозначаться запятой!
V. Решение учебных задач.
v Но, чтобы увидеть деепричастный оборот, нужно найти сначала что?
v Какую задачу мы решаем с вами на данном этапе урока? Научиться находить сначала собственно деепричастие, а потом и деепричастный оборот!!
1.Приём «Создай алгоритм». Запись в опорный конспект. Нахождения деепричастия или деепричастного оборота.
Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Самостоятельно выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации о постановке запятой при деепричастном обороте (опорный конспект, таблица, рисунок и т.д.). Затем показать алгоритм.
v Какую задачу мы решаем с вами на данном этапе урока? УЗНАТЬ условия постановки запятых при деепричастии и деепричастном обороте.
2.Работа с примерами постановки запятых при деепричастном обороте. Презентация - 3 предл. Дополните свой опорный коспект и проверьте свои выводы.
Главный вывод: какое слово мне нужно дописать в нашу группу ассоциаций? всегда!!!!
первичное закрепление.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1. Работа с учебником: правило на стр.
2. Комментированное письмо . Работа по алгоритму.
Мышь высунув из норы голову повела усами и скрылась учуяв недоброе. Украсив дно большими бороздами ползут улитки высунув рога.
3. Перестроить предложение и объяснить постановку знаков препинания.
Ветер усиливался и волновал дальний лес.
1.Самостоятельная работа. Упр.
С какими трудностями вы столкнулись при выполнении этого упражнения? Может ли встречаться в предложении несколько деепричастных оборотов? Какова синтаксическая роль деепричастного оборота в предложении?
v Ребята, деепричастный оборот выделяется всегда. Вы сами пришли к такому выводу. Но всегда ли возможно построить предложение с деепричастным оборотом?
VIII . Домашнее задание:
Алгоритм нахождения деепричастного оборота
IX. Рефлексия деятельности (итог урока).
· Какие знания вы сегодня для себя открыли?
· Что для меня самым полезным было на уроке?
· Что для меня на уроке было самым интересным?
· Что на уроке для меня было трудным?
· На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
· Оцените свои знания по пятибалльной системе.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.