Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Пунктуационный анализ.

  • docx
  • 06.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок 9.docx

Тема: Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Пунктуационный анализ.

Цель: научить определять смысловые отношения в сложносочинённом предложении и ставить в нём знаки препинания; рассмотреть сложносочинённые предложения с разными структурными элементами.

Задачи:

формирование общеучебной компетенции: умения определять виды сложносочинённых предложений по союзам и значению, расставлять знаки препинания в ССП;

формирование коммуникативной компетенции: повышение уровня речевой культуры;

развитие компетенции личностного самосовершенствования, направленные на интеллектуальное развитие.

Ход урока:

Организационный момент.

Повторение. Повторим теорию
Диктант «Да – нет»

Знаки препинания в ССП Запятая ставится: 

между частями, связанными противительными союзами; 

между частями, связанными одиночными соединительными и разделительными союзами. 

Запятая не ставится: 

если в начале ССП есть любой второстепенный член, общий для двух основ, а части связаны одиночными соединительными или разделительными союзами; 

если обе части ССП вопросительные; 

если обе части ССП восклицательные; 

если обе части ССП побудительные; 

если обе части ССП назывные. 

Тире ставится: 

если во второй части предложения содержится резкое противопоставление; 

если во второй части предложения содержится резкая смена событий. 

Запятая в сложносочинённом предложении (ССП) не ставится в следующих случаях: 

Между частями предложения, если есть общий для обеих частей второстепенный член или вводные слова. Пример: «Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь» (А. Пушкин). 

Между частями предложения, выраженными двумя вопросительными или двумя восклицательными предложениями, которые объединены общей интонацией. Пример: «Кто ты и что хочешь узнать». 

Также запятая не ставится, если части ССП выражены назывными (номинативными) предложениями, двумя неопределённо-личными или определённо-личными предложениями с одинаковыми формами сказуемого или двумя безличными предложениями, имеющими синонимические слова в составе сказуемых

Используя 2 простых предложения, составьте сложносочинённое с общим второстепенным членом

Снег сошёл но всюду остались ледяные корки.

Вскоре после восхода набежали тучи и брызнул короткий дождь.

То сам себя не понимал я то мир меня не понимал.

На стадионе развевались разноцветные флаги и звучала музыка.

Какой он хороший и как его все любят!

Составьте предложения по образцу:

Утром мама приготовила завтрак и мы всё съели. – Утром мама приготовила завтрак и помыла посуду Север дышит ветром и полынь колышет.

Лес тянулся на несколько километров и можно было заблудиться.

Весна и уже тепло.

В саду было тихо но откуда-то издалека доносился шум колёс.

И поля молчат и село уснуло и всё кругом умолкло.

В эту минуту дверь отворилась и вошёл довольно высокий человек.

а) Графический диктант.

- Прослушайте предложения, и, не записывая их, составьте схемы. Предложения могут быть любого типа.

Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.

Была осень. Берёзки и осинки начали сыпать на молодые ёлочки золотые и красные пятачки. День был тёплый и даже паркий.

Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку - здравствуйте!

Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине её две берёзы. Под берёзами – пень. Рядом с пнём в зелёном брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я ещё не видел. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик – маленький, сухой, жёлтый.

- Какие типы предложений встретились в этом тексте?

- Какие пунктограммы вы вспомнили?

б) Самостоятельная работа

1) Составьте сложные предложения с разделительными союзами по данному началу: То завыл ветер,…………

Или надо было ехать на юг,………

2) Придумайте три предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами;

3) Сделайте синтаксический разбор этих предложений.

Знакомство с темой урока.

На доске:

Группы союзов по значению

Значение

Союзы (примеры)

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

Явления происходят одновременно или следуют одно за другим

И, да (=и), ни-ни, тоже, также

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных

Или (иль), либо, то-то, не то – не то, то ли – то ли

ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ

Противопоставление явлений

А, но, да (=но), однако, зато, же

- Части сложносочинённого предложения, соединённые союзами соединительными (и, да, ни… ни), противительными (а, но, да, однако, же, зато, а то), разделительными (или, либо, ли….ли, то….то, не то…не то) разделяются запятыми:

Например:

Я упал на подушку, и песня ребятишек стала уплывать куда-то всё дальше и дальше.

Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело, но на Буруна обрушились дружно и страстно.

Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.

Он [лейтенант] знал много разных историй и иногда рассказывал о жизни учёных и полководцев, а Мамочкин был любознателен.

- Но в некоторых предложениях между частями сложносочинённого предложения запятая отсутствует:

а) если части ССП имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение:

Уже совсем рассвело и народ, стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).

Около высоких свежих скирд копошились бабы с граблями и двигались арбы (А. Чехов).

б) если части ССП выражены двумя номинативными или безличными предложениями со сказуемыми однородного состава:

Светит догорающая лампа, выстрелы да снега синева (К. Симонов).

в) Если части ССП выражены двумя вопросительными или двумя восклицательными предложениями, объединёнными общей интонацией:

Когда приедет делегация и кто будет её встречать?

На поручни не облокачиваться и чемоданов на ступени не ставить!

г) если части ССП включены в бессоюзное сложное предложение и поясняют общую для них часть предложения:

Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (К. Паустовский).

Синтаксический разбор ССП.

- Давайте с вами вспомним, как разбирается ССП.

- На доске записаны основные пункты схемы разбора предложения. Разберём два предложения по этой схеме.

а)Потёмки между тем всё более сгущались, и предметы потеряли свои контуры.

б) Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настаёт.

Схема синтаксического разбора предложения.

Найти грамматические основы предложения, прочитать простые предложения.

Указать какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные.

Определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование).

Объяснить расстановку знаков препинания.

Разобрать каждое простое предложение, входящее в состав ССП.

Предупредительный диктант.

- На доске в произвольном порядке нарисованы схемы. Ваша задача – прослушать предложение и указать, какой схеме оно соответствует, записать, расставляя знаки препинания и делая обозначения.

Крепко деды землю защищали, сберегли и честь свою, и речь и навек потомкам завещали золотую родину беречь.

Все жители были одеты по-праздничному, и, говорят, это было одно из красивейших зрелищ на всём побережье.

Сегодня целый день играет во дворе последний мотылёк и, точно белый лепесток на паутине замарает.

Порывами метался по полю и шумел ветер, да в лицо хлестал не то дождь, не то снег.

Кувшины, звуча, налилися водою, и, гордо кивая махровой главою, приветствуют пальмы нежданных гостей, и щедро поит их студёный ручей.

Закрепление новых знаний на практике.

А) Добавьте подходящее по смыслу простое предложение и запишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1) Рассветало и ……. 2) … и в старом саду стало тихо, грустно.

3) …. и нигде ни души.

Б) Поставьте номер продиктованного предложения и рядом начертите его схему.

1) Морозка вышел на прогалину и, заложив два пальца в рот, свистнул три раза пронзительным разбойным свистом.

2) Ночью было похолодание, и, может быть, на болотах на восходе на невидимой солнцу северной стороне кочки побелели.

7. Итог урока.

- Расскажите о постановке запятой в ССП.

- Приведите пример ССП, где запятая ставится, и может не ставиться.

8. Домашнее задание.