Тема: Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Пунктуационный анализ.
Цель: научить определять смысловые отношения в сложносочинённом предложении и ставить в нём знаки препинания; рассмотреть сложносочинённые предложения с разными структурными элементами.
Задачи:
формирование общеучебной компетенции: умения определять виды сложносочинённых предложений по союзам и значению, расставлять знаки препинания в ССП;
формирование коммуникативной компетенции: повышение уровня речевой культуры;
развитие компетенции личностного самосовершенствования, направленные на интеллектуальное развитие.
Ход урока:
Организационный момент.
Повторение. Повторим
теорию
Диктант «Да – нет»
Знаки препинания в ССП Запятая ставится:
между частями, связанными противительными союзами;
между частями, связанными одиночными соединительными и разделительными союзами.
Запятая не ставится:
если в начале ССП есть любой второстепенный член, общий для двух основ, а части связаны одиночными соединительными или разделительными союзами;
если обе части ССП вопросительные;
если обе части ССП восклицательные;
если обе части ССП побудительные;
если обе части ССП назывные.
Тире ставится:
если во второй части предложения содержится резкое противопоставление;
если во второй части предложения содержится резкая смена событий.
Запятая в сложносочинённом предложении (ССП) не ставится в следующих случаях:
Между частями предложения, если есть общий для обеих частей второстепенный член или вводные слова. Пример: «Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь» (А. Пушкин).
Между частями предложения, выраженными двумя вопросительными или двумя восклицательными предложениями, которые объединены общей интонацией. Пример: «Кто ты и что хочешь узнать».
Также запятая не ставится, если части ССП выражены назывными (номинативными) предложениями, двумя неопределённо-личными или определённо-личными предложениями с одинаковыми формами сказуемого или двумя безличными предложениями, имеющими синонимические слова в составе сказуемых
Используя 2 простых предложения, составьте сложносочинённое с общим второстепенным членом
Снег сошёл но всюду остались ледяные корки.
Вскоре после восхода набежали тучи и брызнул короткий дождь.
То сам себя не понимал я то мир меня не понимал.
На стадионе развевались разноцветные флаги и звучала музыка.
Какой он хороший и как его все любят!
Составьте предложения по образцу:
Утром мама приготовила завтрак и мы всё съели. – Утром мама приготовила завтрак и помыла посуду Север дышит ветром и полынь колышет.
Лес тянулся на несколько километров и можно было заблудиться.
Весна и уже тепло.
В саду было тихо но откуда-то издалека доносился шум колёс.
И поля молчат и село уснуло и всё кругом умолкло.
В эту минуту дверь отворилась и вошёл довольно высокий человек.
а) Графический диктант.
- Прослушайте предложения, и, не записывая их, составьте схемы. Предложения могут быть любого типа.
Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.
Была осень. Берёзки и осинки начали сыпать на молодые ёлочки золотые и красные пятачки. День был тёплый и даже паркий.
Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку - здравствуйте!
Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине её две берёзы. Под берёзами – пень. Рядом с пнём в зелёном брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я ещё не видел. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик – маленький, сухой, жёлтый.
- Какие типы предложений встретились в этом тексте?
- Какие пунктограммы вы вспомнили?
б) Самостоятельная работа
1) Составьте сложные предложения с разделительными союзами по данному началу: То завыл ветер,…………
Или надо было ехать на юг,………
2) Придумайте три предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами;
3) Сделайте синтаксический разбор этих предложений.
Знакомство с темой урока.
На доске:
Группы союзов по значению |
Значение |
Союзы (примеры) |
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ |
Явления происходят одновременно или следуют одно за другим |
И, да (=и), ни-ни, тоже, также |
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ |
Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных |
Или (иль), либо, то-то, не то – не то, то ли – то ли |
ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ |
Противопоставление явлений |
А, но, да (=но), однако, зато, же |
- Части сложносочинённого предложения, соединённые союзами соединительными (и, да, ни… ни), противительными (а, но, да, однако, же, зато, а то), разделительными (или, либо, ли….ли, то….то, не то…не то) разделяются запятыми:
Например:
Я упал на подушку, и песня ребятишек стала уплывать куда-то всё дальше и дальше.
Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело, но на Буруна обрушились дружно и страстно.
Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.
Он [лейтенант] знал много разных историй и иногда рассказывал о жизни учёных и полководцев, а Мамочкин был любознателен.
- Но в некоторых предложениях между частями сложносочинённого предложения запятая отсутствует:
а) если части ССП имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение:
Уже совсем рассвело и народ, стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).
Около высоких свежих скирд копошились бабы с граблями и двигались арбы (А. Чехов).
б) если части ССП выражены двумя номинативными или безличными предложениями со сказуемыми однородного состава:
Светит догорающая лампа, выстрелы да снега синева (К. Симонов).
в) Если части ССП выражены двумя вопросительными или двумя восклицательными предложениями, объединёнными общей интонацией:
Когда приедет делегация и кто будет её встречать?
На поручни не облокачиваться и чемоданов на ступени не ставить!
г) если части ССП включены в бессоюзное сложное предложение и поясняют общую для них часть предложения:
Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (К. Паустовский).
Синтаксический разбор ССП.
- Давайте с вами вспомним, как разбирается ССП.
- На доске записаны основные пункты схемы разбора предложения. Разберём два предложения по этой схеме.
а)Потёмки между тем всё более сгущались, и предметы потеряли свои контуры.
б) Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настаёт.
Схема синтаксического разбора предложения.
Найти грамматические основы предложения, прочитать простые предложения.
Указать какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные.
Определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование).
Объяснить расстановку знаков препинания.
Разобрать каждое простое предложение, входящее в состав ССП.
Предупредительный диктант.
- На доске в произвольном порядке нарисованы схемы. Ваша задача – прослушать предложение и указать, какой схеме оно соответствует, записать, расставляя знаки препинания и делая обозначения.
Крепко деды землю защищали, сберегли и честь свою, и речь и навек потомкам завещали золотую родину беречь.
Все жители были одеты по-праздничному, и, говорят, это было одно из красивейших зрелищ на всём побережье.
Сегодня целый день играет во дворе последний мотылёк и, точно белый лепесток на паутине замарает.
Порывами метался по полю и шумел ветер, да в лицо хлестал не то дождь, не то снег.
Кувшины, звуча, налилися водою, и, гордо кивая махровой главою, приветствуют пальмы нежданных гостей, и щедро поит их студёный ручей.
Закрепление новых знаний на практике.
А) Добавьте подходящее по смыслу простое предложение и запишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1) Рассветало и ……. 2) … и в старом саду стало тихо, грустно.
3) …. и нигде ни души.
Б) Поставьте номер продиктованного предложения и рядом начертите его схему.
1) Морозка вышел на прогалину и, заложив два пальца в рот, свистнул три раза пронзительным разбойным свистом.
2) Ночью было похолодание, и, может быть, на болотах на восходе на невидимой солнцу северной стороне кочки побелели.
7. Итог урока.
- Расскажите о постановке запятой в ССП.
- Приведите пример ССП, где запятая ставится, и может не ставиться.
8. Домашнее задание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.