Урок русского языка в 7 классе
Тема: Знаки препинания в сложных предложениях с подчинительными союзами
Цели:
- продолжить знакомство с видами сложных
предложений (ССП и СПП);
-закрепить знания разрядов подчинительных
союзов;
- формировать умение отличать ССП от СПП;
- развитие навыков групповой работы
-воспитывать чувство уважения к русскому языку.
Ход урока
- Мама первая заглянула в наши глаза и она первая услышала
наш голос [ ] ,и [ ]. ССП.
- В её чутком сердце никогда не гаснет любовь и
она ни к чему не останется равнодушной. [ ], и [ ]. ССП.
- Мы в вечном долгу перед матерью потому что её
любовь сопровождает нас всю жизнь. [ ], (чья…). СПП.
Постановка учебной задачи и целей урока.
Учитель:
- Какое предложение будет лишним и почему?
(третье, потому что связано подчинительными союзами; потому что оно СПП, а
остальные - ССП).
- Возникает вопрос: нужна ли запятая между предикативными частями последнего предложения?
(нужна)
Учитель:
- Исходя из сказанного нами, сформулируйте тему нашего урока. О чём мы будем говорить на уроке? (о постановке
знаков препинания в предложениях с подчинительными союзами.)
Учитель: Предлагаю провести теоретическую разминку, чтобы дальше уверенно перейти к практическим
упражнениям.
- В этих предложениях ставится запятая? Почему?
С помощью чего связываются простые в составе сложного? (союзами).
- Давайте вспомним вообще, что называется
союзом?
- Теперь расскажите о сочинительных союзах
подробно.
- В каких случаях употребляется союз И?
- Кроме сочинительных, есть подчинительные
союзы. Вы уже познакомились с ними на предыдущем уроке. Чтобы проверить себя, насколько прочно вы усвоили их
разряды по значению, предлагаю сделать следующее. Ваша задача – найти
соответствия. В правом столбике поставить нужную цифру, чтобы соответствовали
союз и его значение.
|
|
2. Потому что, так как, оттого что… |
Изъяснительные 1 |
3. Когда, едва, пока… |
Причины 2 |
4. Чтобы, для того чтобы… |
Условия 6 |
5. Как будто, словно, точно… |
Цели 4 |
6. Если, ежели… |
Сравнения 5 |
7. Так что |
Следствия 7 |
Учитель: закрепим теорию практикой. Как вы думаете, чем грозит потеря запятой? Может
ли отсутствие запятой изменить смысл предложения? (может: казнить нельзя
помиловать) Вот сейчас мы с вами
сейчас в этом убедимся, а заодно потренируем пунктуационную зоркость. Ваша
задача - найти пунктуационные ошибки в оформлении следующих предложений и
понять, как неправильная расстановка знаков препинания нарушает смысл текста:
1. Давно установлено, что осьминоги прекрасно
обучаются, у них хорошая память, они узнают людей, которые их кормят и могут
стать ручными.
2. Антон прослезился, увидя его, поклонился ему
до земли, сказал ему, что старый его барин еще жив и побежал запрягать лошадей
(А. Пушкин).
3. С Землёй я поддерживал двустороннюю
радиосвязь и слышал голоса товарищей, работавших на радиостанциях настолько
отчётливо, как если бы они находились рядом (По Ю. Гагарину).
Учитель: ребята, скажите, какую роль может
выполнять запятая в сложном предложении? (смысловую, пунктуационную,
интонационную)
9. Учитель: Вы видите, насколько важна запятая
не только для хороших оценок, но и для понимания смысла предложения. Есть
история о человеке, который забыл про запятые…. Чтобы нам не быть людьми,
которые боятся сложных предложений, предлагаю выполнить следующую работу.
Записываем предложения и составляем схемы. Желающий к доске (двое по очереди; после первого – 5
орфограмм). К каждому предложению схему.
У каждого (опред.) из нас (личн.) возникает
чувство покоя, когда рядом с нами (личн.) мама. ( 5 орфограмм). С горем и
радостью идём мы к матери, потому что именно у неё мы находим понимание.
Постоянной заботы, сочувствия и доброты ждёт она от нас. Любовь к Родине
начинается с любви к матери, а человек начинается с отношения к ней.
Учитель:
- Определите тему этого текста (любовь к матери)
- А какова, на ваш взгляд, основная мысль?
(человек начинается с отношения к собственной матери, то есть о человеке можно
судить по тому, как он любит свою мать, насколько ценит и уважает).
- А стиль этого текста определите, пожалуйста
(публицистический).
- Учитель: обратите внимание, что сложные
предложения с подчинительными союзами часто используются в публицистических
текстах и в текстах рассуждениях. Кто-то может объяснить почему? (нужно
сформировать мнение по проблеме, то есть доказать).
Цифровой диктант. Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые
могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте
цифру "1" в буклете, если нет - "0".
Верно ли утверждение, что:
1. Союзы что, если, пусть – подчинительные?
2. В предложении «Мал золотник, да дорог»
употреблён сочинительный союз да?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного
падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Подчинительные союзы бывают только
обстоятельственными?
7. Весь, всякий, иной – это определительные
местоимения?
8. В предложении «Сделано все, чтобы я мог жить
спокойно» первая часть – придаточное (зависимое) предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного
предложения.
После выполнения задания у учеников должен
получиться следующий ответ:
«101 100 101».
Учитель: проводим взаимопроверку в парах. Если есть вопросы, спрашивайте. Можете выставить
оценки друг другу.
Итоги урока.
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.