Какие ноты существуют помимо 7 основных? Как обозначить их в письме?
Рассмотрим октаву на клавиатуре фортепиано:
Рисунок 1. Октава на клавиатуре фортепиано
На рисунке 1 мы видим основные 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Обратите внимание: между белыми клавишами до и ре есть чёрная клавиша. Эта клавиша находится справа от до и одновременно слева от ре. Мы намеренно акцентируем этот момент: одна и та же клавиша находится либо справа, либо слева: всё зависит, от какой соседней клавиши смотреть:
Рисунок 2. Первая чёрная клавиша
Теперь это соседство клавиш рассмотрим с музыкальной точки зрения. Если у вас есть фортепиано, будет хорошо, если вы проверите всё на практике, нажимая клавиши и слушая высоту звука. Если вы гитарист, то нота до у вас на 2-й струне 1-м ладу, нота ре на 2-й струне 3-м ладу, а «чёрная клавиша» между ними: 2-я струна 2-й лад.
Какие ноты существуют помимо 7 основных?
Как обозначить их в письме?
Рассмотрим октаву на клавиатуре
фортепиано:
Рисунок 1. Октава на клавиатуре фортепиано
На рисунке 1 мы видим основные 7 нот: до,
ре, ми, фа, соль, ля, си. Обратите внимание:
между белыми клавишами до и ре есть
чёрная клавиша. Эта клавиша находится
справа от до и одновременно слева от ре. Мынамеренно акцентируем этот момент: одна и
та же клавиша находится либо справа, либо
слева: всё зависит, от какой соседней
клавиши смотреть:
Рисунок 2. Первая чёрная клавиша
Теперь это соседство клавиш рассмотрим с
музыкальной точки зрения. Если у вас есть
фортепиано, будет хорошо, если вы
проверите всё на практике, нажимая
клавиши и слушая высоту звука. Если выгитарист, то нота до у вас на 2-й струне 1-м
ладу, нота ре на 2-й струне 3-м ладу, а
«чёрная клавиша» между ними: 2-я струна 2-
й лад.
Итак: мы рассматриваем ноты в пределах
одной октавы. Нота до звучит ниже ноты ре.
Соответственно, нота ре звучит выше
ноты до. И между этими нотами есть ещё
одна нота, на клавиатуре представленная
чёрной клавишей (рисунок 2). Эта клавиша
расположена между белыми
клавишами до и ре. Звук, издаваемый этой
чёрной клавишей выше ноты до и
одновременно ниже ноты ре.
ДиезРассмотрим звук чёрной клавиши
относительно ноты до. Звук чёрной клавиши
выше (на полтона):
Рисунок 3. Повышение ноты «до» на ½ тона
Говорят, что нота (нота до) повышена на
полтона. Такое повышение называют
словом диез. Запомните: повышение ноты на
полтона называют словом диез. Этот звук —
производная ноты до. Своего собственного
названия он не имеет, поэтому для егоназвания используют название основной
ступени. В данном случае это — до-диез.
Обозначается диез символом решётки.
Посмотрите на рисунок 4:
Рисунок 4. Нота «до-диез»
На рисунке 4 обозначена нота до-диез.
Обратите внимание на решётку перед нотой.
Это и есть символ диеза. Без решётки — это
нота до, а с решёткой — до-диез (та самая
чёрная клавиша между клавишами до и ре).
БемольТеперь рассмотрим ту же чёрную клавишу,
но уже относительно ноты ре (рисунок 5).
Звук «чёрной клавиши» ниже ноты ре на
полтона:
Рисунок 5. Понижение ноты «ре» на ½ тона
Понижение основной ступени на полтона
называют словом бемоль. Этот звук — тоже
производная ноты, в данном случае —
ноты ре. Как и в случае диеза за основу
берёт название основной ноты. Т.е. нашачёрная клавиша даёт звук, соответствующий
ноте ре-бемоль. Ниже на рисунке 6 приводим
обозначение бемоля:
Рисунок 6. Нота «ре-бемоль»
Вы уже поняли, что одна и та же нота
(чёрная клавиша) имеет разные названия
(диез/бемоль), в зависимости от того,
относительно какой ступени мы смотрим? В
начале статьи мы акцентировали внимание
на том, что одна и та же клавиша (чёрная)
находится правее клавиши с нотой до и
одновременно левее клавиши с нотой ре.Теперь понятно, что нашей чёрной клавише
соответствует либо нота до-диез, либо нота
ре-бемоль — всё зависит от того, какую ноту
мы берём за основу.
Дубль-диез и дубль-бемоль
Повышение основной ступени на 2 полутона
(целый тон) называют дубль-диезом ( ). А
понижение основной ступени на 2 полутона
(целый тон) называют дубль-бемолем ( ).
Используются нечасто. Просто знайте, что
такое тоже есть.
Бекар
Бекар отменяет действие диеза и бемоля, а
также дубль-диеза и дубль-бемоля.Обозначается решёткой, но несколько
отличной от символа диеза. Посмотрите на
рисунок 7 (в каждом такте перед 3-й нотой
стоит знак бекар ( ):
Рисунок 7. Пример с бемолем, бекаром и
диезом
Читаем ноты слева направо. Первый такт:
до, ре-бемоль, ре (перед нотой стоит знак
бекар — отменяем бемоль, которыйустановила вторая нота), снова ре. Второй
такт: ре, до-диез, до (знак бекара отменил
действие диеза, установленного второй
нотой), до. Внимательно послушайте
звуковой файл. Ноты проигрываются в
медленном темпе, уловите на слух действие
диеза, бемоля и бекара.
Альтерация
Описанное повышение и понижение звуков
называют словом альтерация.
Зона действия знаков альтерации
Знаки альтерации (диез и бемоль) могут
стоять не только перед нотой, но также и
при ключе. В этом случае действие знаковраспространяется на всё произведение.
Действие знака альтерации, стоящего перед
нотой, распространяется на такт (если в том
же такте не появляются бекары или другие
знаки альтерации — будьте внимательны!).