МБДОУ детский сад « Колокольчик»
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С
ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГРУППЕ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЕТЕЙ ОТ 4х ДО 5ти ЛЕТ.
НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Воспитатели: Старчикова Т. Н.
Попова М.А.
п.Прямица
2018 г.
С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по развитию ориентировки в окружающем. Более широкой становится программа целевых прогулок.
Воспитатель должен познакомить детей с трудом водителей некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях и некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях автобусах ездят люди, на грузовых машинах привозят в детский сад продукты и другие грузы; в кабине за рулем сидит шофер, он ведет машину быстро и осторожно, чтобы не произошло аварии.
С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений о транспорте на целевых прогулках проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения, определяют сходство и отличие трамвая, автобуса, машины.
Детей знакомят с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом свете светофора. Воспитатель знакомит детей со словами «проезжая часть», «односторонне и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход».
Цель:
Формирование у воспитанников необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.
Задачи:
· Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.
· Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.
· Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.
· Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».
· Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.
· Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).
· Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.
· Учить изображать на рисунке сигналы светофора.
· Учить определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил.
· Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.
Показатели развития:
Дети знают:
· Ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов).
· Правила перехода проезжей части и опасные места на ней.
· Транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность.
· Движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светом или цветом его.
· Называть все сигналы светофора и рассказывать об их значении: красный, желтый – «стой», зеленый – «убедись в безопасности и иди».
· Узнавать разные виды транспорта; уметь классифицировать их: водный, воздушный, наземный;
· Называть правила поведения в транспорте и на улице.
УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ.
Поведение пешеходов на дороге, в том числе и детей, зависит от ряда факторов, включая личностно-характеристические свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Полноценное обучение правилам безопасного поведения на дороге невозможно без учета этих особенностей.
1. Необходимо учитывать, что ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков: не всегда может определить их направление, не может отличить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль.
2. Обзор ребенком окружающей обстановки ограничен его ростом - психологи считают, что поле зрения ребенка на 20-25% меньше, чем у взрослого. Маленький рост вдвойне увеличивает риск вовлечение в дорожно-транспортное происшествие, так как не только у ребенка ограничен обзор, но и в то же время он сам он не виден водителю из-за стоящих транспортных средств или других препятствий.
3. Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно-транспортной ситуации, у детей формируются постепенно. Например, пятилетний ребенок одним взглядом может охватить лишь 1-2 элемента дорожно-транспортной ситуации и то лишь при благоприятных обстоятельствах. Так же, следует отметить, что детям трудно одновременно совершать несколько разноплановых действий - переходить дорогу и осуществлять наблюдение по сторонам. Дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации для него вызывает еще большие трудности. Дело в том, что ввиду отсутствия специальных знаний поведения на дороге, часто ребенок основывается на представлениях, взятых из мира игры и игрушек (например, представления о том, что реальные транспортные средства могут сразу же останавливаться на месте, как и их игрушечные автомобили).
4. Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, необходимо значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы оценить обстановку, обдумать ее, принять решение и начать действовать уходит примерно 0,8-1 секунда. Ребенку требуется для того же самого 3-4 секунды – он не в состоянии сразу, на бегу остановиться, поэтому на сигнал автомашины реагирует со значительным опозданием.
5. Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семи-восмилетнем возрасте.
6. Одной из особенностей поведения дошкольников является их игровая или иная увлеченность. Что-то заинтересовало ребенка на улице, увидел знакомого, кто-то его окликнул – и ребенок сразу забыл, где он находится, не замечает ни движущихся на большой скорости автомобилей, ни сигналов светофора.
7. Непредсказуемое, непрогнозируемое поведение детей на дороге ещё одна опасность и для самого ребенка и для водителя. Испугавшись предупреждающего сигнала приближающейся автомашины, ребенок импульсивно, не оценивая ситуацию, может броситься в сторону приближающейся с противоположной стороны машины, остановиться на месте, или ещё хуже – начнет метаться по дороге. В основе такого поведения ребенка лежит и врожденный инстинкт – от опасности скорее надо убегать. Но эффект получается обратный.
8. Ребенок не осознает ответственность за собственное поведение на дороге, не прогнозирует к каким последствиям приведет его поступок для других участников дорожного движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах зачастую им недооценивается.
9. Детям, впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация (вести себя так же, как и другие). Доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход через проезжую часть на красный свет) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Так, отдельные дети, находясь в обществе взрослых или же своих сверстников, меньше наблюдают за состоянием проезжей части при переходе дороги, полагаясь на своих спутников.
Эти и другие особенности детей, в частности легкое забывание инструкций, поверхностное восприятие требований Правил дорожного движения, требуют проведения с ними как можно большего количества практических занятий и постоянного напоминания им о необходимости быть осторожными.
Целесообразно правила безопасного поведения на дороге формулировать в утвердительной форме, в которой содержатся руководства к действию. Следует объяснять, как надо делать, а не как делать нельзя. Указания должны быть точные, конкретные, понятные детям.
При обучении дошкольников следует учитывать их индивидуально-психологические особенности: импульсивность, невнимательность, быстрая утомляемость, впечатлительность. В связи с этим занятия не должны длиться более 20 минут; беседу необходимо строить доступным, понятным языком. Очень важно наладить обратную связь, используя форму «вопрос-ответ», приводить примеры, обращаться к опыту детей (не злоупотреблять). Целесообразно использовать игровые моменты. Не рекомендуют демонстрировать снимки ДТП с пострадавшими людьми.
В этом возрасте силен авторитет инспектора, как наставника и защитника правопорядка, а также на поведение детей будут влиять родительские установки. Поэтому работа по профилактике детского травматизма среди родителей дошкольников должна проводиться не меньше, чем с детьми. Взрослые (родители и педагоги) должны помнить, что сформировать устойчивый навык безопасного поведения у ребенка до 10 лет возможно лишь путем многократных повторений пройденного материала в различных формах, и напоминаний правил перед непосредственным переходом проезжей части.
При проведении занятий с любой возрастной группой необходимо:
- использовать наглядные пособия;
- каждое правило сопровождать иллюстрацией или словесным описанием конкретной ситуации;
- формулировать правила в утвердительной форме;
- добиваться того, чтобы дети не просто заучивали правила, а понимали их смысл, необходимость и последствия при невыполнении.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
1.Викторины
При подготовке учитывать: - возраст
- имеющуюся базу знаний
Особенности: - определяется тематика (одна тема или несколько)
- вопросы строятся от простых к сложным
- конкретность постановки вопросов (вопросы должны предполагать
конкретные ответы);
2.Беседы
При подготовке учитывать: возрастные особенности
Дошкольники: а) нет базы знаний – основная задача научить
б) не смешивать темы
в) не более 10-15 минут
г) обязательное использование наглядных пособий
д) включать игровые моменты
3.Конкурсы, соревнования
1. Разрабатывается положение о конкурсе:
- утверждается руководителями ведомств, участвующих в проведении;
- указываются цели и задачи;
- условия проведения;
- возраст участников;
- критерии определения результатов;
- список рабочей группы и жюри;
- финансовое обеспечение
2. Четко определяются временные рамки каждого этапа.
3. Определяются ответственные за каждый этап.
4. Проводится подробный инструктаж рабочей группы, жюри и участников конкурса.
4.Игры
Дидактические: а) настольные
б) тренажерные
в) компьютерные
Сюжетно-ролевые: - позволяют моделировать типовые варианты дорожной
обстановки
а) в помещении
б) на улице
в) на транспортной площадке
5.Экскурсии
Заочные – используются фото-видео материалы, схемы;
Очные: а) на улице – отработка и закрепление на практике имеющихся
теоретических знаний, обучение проводить анализ ситуации в
конкретных дорожных условиях:
- пешие
- автобусные
б) в здании – ознакомление с условиями работы сотрудников ГИБДД, спецтехникой
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Родительское собрание:
- по плану ДОУ;
2. Индивидуальные беседы.
3. Через информационные стенды, СМИ, распространяемые листовки и памятки.
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА
В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма мы не должны ограничиваться только ДОУ. Большая роль по развитию у детей (особенно дошкольников) навыков безопасного поведения на дороге принадлежит родителям, т.к. только ежедневные напоминания правил и положительный собственный пример может выработать у ребенка привычку правильного поведения.
Работу с родителями можно организовывать в нескольких направлениях:
- на родительских собраниях;
- в индивидуальных беседах;
- через информационные стенды, СМИ, распространяемые листовки и памятки,
Выступление на родительском собрании проводится по запросу ДОУ, тема определяется инспектором.
Примерные темы:
- особенности поведения детей на дороге;
- роль родителей в формировании у ребенка навыков безопасного поведения на дороге;
- как не надо учить ребенка ПДД;
- для чего нужны правила дорожного движения, и что они собой представляют;
- дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов;
- типичные случаи детского травматизма и меры его предупреждения;
- ответственность несовершеннолетних за нарушения в сфере дорожного движения;
- дорога в сад – безопасный путь и т.д.
Содержание уголков безопасности для родителей.
Уголок может быть оформлен как:
1. Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества размещаемой информации, но не менее 30Х60)
2. Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.
3. Книжка-раскладушка.
Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:
- «Внимание – мы ваши дети!»
- «Цена спешки – жизнь вашего ребенка!»
- «На дороге может быть и твой ребенок!»
- «Сохраним жизнь нашим детям»
- «Ребенок имеет право жить!»
- «Мы за безопасность детей на дорогах!» и др.
Уголок безопасности (стенд) может содержать:
1. Информацию о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в городе (районе).
2. Основные причины ДТП с участием детей.
3. Сведения о конкурсах, декадниках, др. видах мероприятий по БДД.
4. Сменные плакаты по особенностям сезона.
5. Рекомендации (памятки) родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге:
- как обучать ребенка азбуке дорог;
- законопослушный пешеход;
- «дорожные ловушки»;
- ребенок-пассажир, велосипедист и др.
4. Рубрику вопросов и ответов.
Требования к содержанию уголков
дорожного движения по возрастным группам.
• Макет с двусторонним движением, с пешеходным переходом (продолжаем знакомство детей с поведением на улице);
• Светофор объемный (изучение назначения желтого сигнала);
• Игрушки для обыгрывания (автобус, троллейбус, грузовой транспорт, легковой транспорт, специализированный транспорт);
• Подборка книг (А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», А. Барто «Машины», Кожевникова «Светофор»), иллюстрации с различными видами транспорта
• Дидактические игры («Трудные виражи» «Как можно и как нельзя», «Автомагазин»);
• Картотека наблюдений («Пешеходы на перекрестке», «Светофор», «Автобус, троллейбус»);
• Картотека подвижных игр («Машины и светофор», «Машины едут по улице», «Лошадки»).
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПДД .
Работа с детьми.
месяц |
Содержание |
Задачи |
Дата |
С Е Н Т Я Б Р Ь
|
НОД Тема: «Наш друг светофор». Т. Г. Кобзева стр.69
Сюжетно- ролевая игра: «Маша идёт в гости».
СДД : конструирование «Длинные и широкие улицы».
Беседа: “Знакомство с улицей».
П/И: « Поезд»
Чтение произведения А.Северный «Три чудесных цвета».
Д/И: «Собери светофор»
|
Закрепить знания о светофоре и назначении его цветов.
Продолжить работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.
Закреплять знания о том, что улица делится на две части: тротуар и проезжую часть.
Развивать наблюдательность к дорожным знакам и работе светофора.
|
|
О К Т Я Б Р Ь
|
НОД Тема: «Знакомство с улицей города» Т. Г. Кобзева стр.71
Сюжетно- ролевая игра: «Улицы моего города»
СДД : рисование«Улицы города».
Беседа: “Улица не место для игр»
П/И: « Птицы и автомобиль »
Д/И: « Наша улица».
Чтение произведения А. Усачева «Домик у перехода».
|
Расширять представления об улицах города.
Дополнить представление об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта и т. д.
Закреплять знания о назначении дорожного знака.
Формировать понятия, что движение машин по дороге бывает односторонним и двусторонним, а проезжая часть улицы (дорога) при двустороннем движении может разделяться линией.
|
|
Н О Я Б Р Ь
|
НОД Тема: «Путешествие по городу». Т. Г. Кобзева стр.73
С\р игра «Нам на улице не страшно».
СДД : лепка«Три весёлых глаза».
Беседа: “Посмотри налево, посмотри направо.»
П/И: «Такси»
Чтение художественной литературы: сказка « Приключения друзей на дороге»
Д/и «Разрезные машинки»
|
Знакомить с особенностями передвижения по городу на различных видах транспорта.
Закреплять знания о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутном такси.
Закреплять знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов.
Продолжать работу по формированию знаний о поведении пешеходов на дороге |
|
Д Е К А Б Р Ь
|
НОД Тема: «Помощники на дороге» Т. Г. Кобзева стр.75
Сюжетно- ролевая игра: «Правилам движения – наше уважение».
СДД : конструирование «Гараж».
Беседа: “Посмотри налево, посмотри направо.»
П/И: «Воробушки и автомобиль».
Чтение произведения А. Усачева «Чтобы не было несчастья».
Д/И: «Угадай какой знак»
|
Расширять представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети».
Закрепить знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов в отдельности.
Расширять представления о назначении дорожных знаков
|
|
Я Н В А Р Ь
|
НОД Тема: Тема: «Осторожно: зимняя дорога». Т. Г. Кобзева стр.76
СДД : рисование«Дорожные знаки».
Беседа: “Безопасность на дорогах.».
Чтение произведения И. Лешкевич «Гололёд»
Д/И: «Назови машину»
П/И: «Автобус». |
Знакомить детей с правилами передвижения пешеходов во время гололёда.
Дать представления об особенностях передвижения машин по зимней дороге
Продолжать работу по обучению правилам поведения пешеходов на дороге, по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге.
|
|
|
|
|
|
Ф Е В Р А Л Ь
|
НОД Тема: « Я грамотный пешеход.» Т. Г. Кобзева стр.78
С\р игра «Путешествие на автобусе».
СДД : лепка«Весёлый транспорт».
Беседа: “По правилам дорожного движения.»
П/И: « Найди свой цвет»
Чтение произведения А. Вольского «Запомни, юный пешеход».
Д/И: « Подумай-отгадай »
|
Закреплять знание правил безопасного поведения на улицах города, умение ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения в различных практических ситуациях.
Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов
Развивать навык ориентировки в окружающем пространстве.
Закреплять умение наблюдать за движением машин по дороге.
|
|
М А Р Т
|
НОД Тема: « Осторожно перекрёсток». Т. Г. Кобзева стр.79
Сюжетно- ролевая игра: « Поездка за подарком»
СДД : конструирование «Мост».
Беседа: “Регулировщик».
П/И: «Цветные автомобили»
Чтение произведения Вольского: Запомни, юный пешеход.
Д\и «Машины разные нужны, машины разные важны».
|
Продолжать работу по обучению правилам поведения пешеходов на дороге и на тротуаре.
Дать представление о том, что место пересечения улиц называется перекрестком.
Знакомить с перекрестком, особенностями движения общественного транспорта на перекрестке
Развивать навык ориентировки в
окружающем и умение наблюдать
|
|
А П Р Е Л Ь
|
НОД Тема: « Мой микрорайон». Т. Г. Кобзева стр.82
Сюжетно- ролевая игра: «Гаражи»
Д/И: « Угадай знак»
Беседа: “Правила поведения в транспорте».
П/И: «Светофор »
Прогулка « Мы пешеходы»
Чтение художественной литературы: С. Волкова «Торопышка на улице».
|
Знакомить с понятием «островок безопасности» и его функциями
Учить использовать свои знания правил дорожного движения на практике
Расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте.
Закрепить знание о том, что движение на дороге может быть односторонним и двухсторонним
|
|
М А Й
|
НОД Тема: « Пешеход на дороге». Т. Г. Кобзева стр.83
Сюжетно-ролевая игра: « Едем в гости».
П/И: «Стоп»
Беседа: “Водитель».
Чтение художественной литературы: Чуковский «Небылица».
Д/И: «Найди ошибку».
Развлечение «Маша и Медведь знакомятся с ПДД» |
Формировать знания о труде водителей.
Продолжить работу по расширению представлений о различных видах транспорта и особенностях их передвижения
Закреплять знания о правилах дорожного движения в игровых ситуациях на транспортной площадке
Совершенствовать умения пользоваться правилами дорожного движения в различных практических ситуациях |
|
План работы с родителями.
Действия |
Форма |
Временные рамки |
Результат |
||
1.Выявление интересов, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности |
-Анкетирование «Правила и безопасность дорожного движения».
-Анкетирование № 2
-Работа «Почтовых ящиков». |
Сентябрь
Апрель
В течение года |
Аналитический материал.
Аналитический материал
Консультации, сообщения для родителей. |
||
2.Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми |
-Выставка рисунков, выполненных родителями и детьми «Азбука дорожного движения».
-Помощь родителей в оформлении предметно-развивающей среды.
-Составление маршрута «Дорога в детский сад.
-Экскурсия по посёлку «Такие разные машины».
|
Октябрь
В течение года
Октябрь
Февраль
|
Выставка, фото.
Атрибуты к играм, обновление книжного уголка, уголка ПДД
Схематические маршруты.
Фото, видеоматериал.
|
||
3.Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.
Формирование у родителей практических навыков в воспитании детей. |
Памятка для родителей «Дождливый день»
Памятка для родителей «Обучение детей ПДД»
Буклет «Безопасность на дорогах»№ 1
-Консультация «О дорожных ловушках».
-Рекомендации «Особенности безопасного поведения в зимний период».
-Беседа «Зачем можно наблюдать во время прогулки».
Буклет «Безопасность на дорогах»№ 2
-Рекомендации «Правила дорожные знать каждому положено».
-Рекомендации для родителей «ПРЕДВИДЕТЬ + НАУЧИТЬ = УБЕРЕЧЬ»
Буклет «Безопасность на дорогах»№ 3
-Консультация на летний период «Игры для закрепления знаний ПДД».
Памятка для родителей «Памятка для водителей по перевозке детей»
Буклет «Правила движения - достойны уважения» |
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Февраль
Март
Март
Апрель
Май
Май
|
Протокол родительского собрания. Памятка
Памятка
Памятка
Буклет
Папка-передвижка.
Информационный стенд
Конспект
Буклет Информационный стенд
Информационный стенд
Буклет
Папка-передвижка
Памятка
Буклет
|
||
4.Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. |
Всероссийская неделя безопасности.
Конкурс рисунков и плакатов «Наш друг Светофор».
Выставка фотоматериалов детей и родителей «На улицах любимого города».
|
|
Выставки (плакаты, рисунки, фото, видео).
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.