Знакомство с игрой в шахматы. " Учимся у гроссмейстеров нестандартному маршруту для ладьи"
Оценка 4.6

Знакомство с игрой в шахматы. " Учимся у гроссмейстеров нестандартному маршруту для ладьи"

Оценка 4.6
docx
06.08.2024
Знакомство с игрой в шахматы. " Учимся у гроссмейстеров нестандартному маршруту для ладьи"
Знакомство с игрой в шахмaты. Учимся у гроссмейстеров нестандартному маршруту для ладьи.docx

 

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

                                                                                                  

 

 

 

 

Знакомство с игрой в шахматы.

«Учимся у гроссмейстеров нестандартному маршруту ладьи в игре»

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

Город Ижевск, 2024 год.

 

Тема занятия : «Учимся у гроссмейстеров нестандартному маршруту ладьи в игре»

 

Цель- на основе примера игры гроссмейстеров ознакомить нестандартному маршруту ладьи

Задачи:

- повторить- расстановку ладьи в начале игры, ходы и свойства фигуры, стоимость, 7 видов ладейных окончаний

- познакомить с  этюдами из партии Панно- Сифуэтес, Керес- Смыслов, Минасян- Гельфанд, Гросспетер- Купрейчик, Тимман- Карпов

- повторить знания шахматной доски

- закрепление знаний шахматной нотации

-провести тренировочную игру.                                                          

 

Оборудование:

-демонстрационная шахматная доска, 

- комплекты шахматных фигур

- ученическая доска

-распечатанная партия «Кук –NN, Бристоль, 1906г, белые без коня b1»

-электронные шахматные часы

 

Ход занятия.

Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с опытом гроссмейстеров нестандартному маршруту ладьи  в игре. Для того, чтобы занятие прошло успешнее, вспомним всё о фигуре ладье. Итак:

- на каких полях шахматной доски располагается фигура ладья?

Ответы детей. Фигуры ладьи располагаются на полях- а1 и  h1, а8 и h8

 

Педагог. Правильно! Какая условная материальная стоимость ладьи?

Ответ детей.  Условная материальная стоимость ладьи 5 пешек.

 

Педагог. Хорошо! К какому виду фигур относится ладья и почему?

Ответы детей. Ладья относится к дальнобойным фигурам, потому что может ходить по вертикалям и горизонталям и совершать взятие на любом расстоянии.

                                              

Педагог. Верно! Какой ещё одной особенностью в игре обладают король ладья?

Ответы детей. Ладья и король могут совершить рокировку. Это отдельный ход. Он совершается один раз в игре. Рокировка может быть длинной и короткой, но при этом обязательно соблюдение правил рокировки.

 

Педагог. С какими видами ладейных окончаний вы уже знакомы?

Ответы детей.

1.     «Пешка на 6-й горизонтали»

2.     «Постройка моста»

3.     «Пешка на 7-й горизонтали. Король впереди»

4.     «Пешка на 7-й горизонтали. Ладья впереди»

5.     «Пешка на 6-й горизонтали. Ладья впереди-1»

6.     «Пешка на 6-й горизонтали. Ладья впереди-2»

7.     «Пешка на 6-й горизонтали. Король позади».  

Педагог. Иногда «естественные» ходы ладьёй (типа Лf1-e1, Лa1-d1) не приводят к тому, что ладья располагается действительно там, где она максимально необходима. Поэтому нередко случается, что лучше прибегнуть к менее «привычным» способам развития - таким, как ввод ладьи в игру по 2-му или 3-му, а то и по 4-му или 5-му ряду. Сегодня на занятии рассмотрим 5 примеров «нестандартному» маршруту ладьи в партиях известных шахматистов.

       Пример 1. Панно- Сифуэнтес.

Партия была сыграна в Аргентине в 1984 году. Ход белых.

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.

 

 

Белые собираются сыграть f2- f4, но вначале делают мобильной свою ладью.

21.Ла1-а2! Ла8-b8

Заслуживало внимания 21... a5-а4!? 22.b2-b4   b7-b5 (Панно).

22.f2-f4         e5xf4

На 22...b7-b5 следует 23.Лe2-f2, повышая концентрацию сил на королевском фланге.

23.Сc1xf4     Сf8-d6?!

Сильнее 23...Ке5 с неясной игрой.

24.Сf4xd6    Фd7xd6

25.Кg3-е4    Фd6-с7

26.Ла2-е2!, и белые захватили инициативу.

 

Педагог. Рассмотрим следующий пример

                                              2. Керес- Смыслов.

Партия была сыграна в Москве в 1955. Ход чёрных.

 

 

Смыслов находит интересный план:

13…….            а6-а5!

Намечая централизацию ферзевой ладьи путём Лa8-a6-d6.

14.Кc3-d5

После 14.Cc1-е3 Фd8хd1 15.Лe1xd1 с7-c6 с последующим Ла8-b8 инициатива принадлежит чёрным. Внимания заслуживало 14.Фd1-с2!?.

14.......              Кf6xd5    

15.Сb3xd5      Ла8-a6

16.Сc1-е3         Сe7-b4

 17.Лe1-е2       Лa6-d6

Благодаря возможностям с7- с6 и Сс8-а6 чёрные стоят активнее.

 

Педагог. Теперь, ребята, рассмотрим ещё один пример

3. Минасян- Гельфанд

Эта партия была сыграна в СССР в 1982.

Ход белых.

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.

 

Белые достигли многообещающей активной позиции на королевском фланге, для полного счастья им осталось перевести туда и вторую ладью.

26.а2-a4!              Сb5-с6

27.Ла1-а3!           Лa8-f8

Или 27...Фf7-f5 28.Лa3-f3 Фf5-g5 29.Фd2-с2+  Крh7-h8 30.Фc2-g6!+-.

28.Лa3-f3!            Фf7-е8

29.Фd2-d3+          g7-g6

На 29... Крh7-h8 проще всего выигрывает 30.Фd3-g6! (с угрозой 31.Фg6хh6#) 30...Фt8xg6 31.h5xg6.#

30.h5xg6+            Фe8xg6

 31.Лh3хh6+        Крh7хh6

 32.Лf3-h3+         Фg6-h5

33.Лh3хh5+ Чёрные сдались.

 

Педагог. Очень интересная сложилась ситуация и на шахматном поле следующих гроссмейстеров.

4. Гросспетер- Купрейчик. 

Эта партия была сыграна в Минске в  1982 году.

Ход белых .

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.

 


Чёрные располагают хорошими шансами на атаку неприятельского королевского фланга. Гросспетер не хочет пассивно ждать своей участи:

20.d4-d5

Этим ходом белые стремятся к вскрытию линий «с» и «d», для своих ладей, но при этом позволяют ладье а8 немедленно войти в игру по 6-му ряду.

20...                     c6xd5

21.Сc4xd5         Лa1-а6!

Скорее всего, эту возможность Гросспетер просмотрел.

22.Лf1-d1          Лa6-g6

23.Фh5-е2          Сb4-d6

24.Сd5-с4?

Сильнее 24.Ла1-с1, хотя и тогда после 24...Фe7-g5 25.Фe2-f1 Лg6-f6! с последующим 26...f5-f4 белым тяжело защищаться.

 

Педагог. Теперь, ребята, рассмотрим последнюю партию

5. Тимман- Карпов.

 Эта партия была сыграна в Куала-Лумпур, в самом крупном городе в Малайзии (м/5) в 1990.

Ход белых

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.


17.Лa4-а3!

Тимман переводит свою ладью на е3 - там она будет не только защищать пешку е4, но и способствовать осуществлению прорыва е4-е5. Кроме того, она может, если понадобится, в один прыжок оказаться на g3, чтобы затруднить жизнь неприятельскому королю.

17...Лa8-а6!

Но и чёрные не лыком шиты - пешка d6 тем или иным образом скоро исчезнет с доски (это может произойти как после е4-е5 с разменом пешек е5 и d6, так и в случае d6-d5 или же с7-с5, d4xc5, d6xc5), и тогда эта ладья станет активной.

18.Ла3-е3                  а5-a4

Препятствуя ходу b2-b3 с последующим Cс1-b2.

19.Кf3-h4                  с7-c5!

20.d4xc5                    d6xc5-но заслуживает  внимания и 20... d6-d5!? (Карпов).

 21.Кh4-f5              Сb7-c8?!- после этого хода чёрные попадают в неприятное положение. Значительно сильнее, указанное Крогиусом,  21...g7-g6 с неясной игрой, причём во многих возникающих в этом случае вариантах важную роль играет ресурс Ла6-е6.

22.е4-e5                        Кf6-d5

23.Лe3-g3                     Кd5-f4

23... Крg8-h8?  24.Кd3-с4 Сc8xf5 25.Cb1xf5±.

24.Фd1-f3                          Сc8xf5

 25.Сb1xf5                        Кf4-e6

26.Сf5-b1-  с хорошими шансами на атаку.

 

Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Ответы детей. Повторили о возможных вариантах ладейных окончаний, узнали о «нестандартных» маршрутах для ладьи из партий известных шахматистов. Узнали, что можно находить несколько вариантов ходов и нужно уметь их просчитывать.

                       

Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием  руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку.  После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно воспроизвести игру «Кук- NN, Бристоль, 1906. Белые без коня b1»

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей. Да! Понравилось!

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.

                       

 

 

 

 

 

 

Кук –NN, Бристоль, 1906 год, белые без коня b1

 

Кук

                                NN

 

1.     f2-f4

d7-d5

 

2.     e3-e3

c7-c5

 

3.     b2-b3

e7-e6

 

4.     Cc1-b2

Kg8-f6

 

5.     Kg1-f3

Cf8-e7

 

6.     Cf1-d3

0-0

 

7.     Kf3-g5

g7-g6

 

8.     h2-h4

Kf6-h5

 

9.     Фd1xh5

Ce7xg5

 

10. Фh5xh7+!!

Kpg8xh7

 

11. h4xg5+

Kph7-g8

 

12. Лh8#

 

 

 

.


 

Автономное учреждение социального обслуживания

Автономное учреждение социального обслуживания

Тема занятия : «Учимся у гроссмейстеров нестандартному маршруту ладьи в игре»

Тема занятия : «Учимся у гроссмейстеров нестандартному маршруту ладьи в игре»

Ответы детей. Ладья и король могут совершить рокировку

Ответы детей. Ладья и король могут совершить рокировку

На 22...b7- b 5 следует 23.Л e 2-f2, повышая концентрацию сил на королевском фланге

На 22...b7- b 5 следует 23.Л e 2-f2, повышая концентрацию сил на королевском фланге

Белые достигли многообещающей активной позиции на королевском фланге, для полного счастья им осталось перевести туда и вторую ладью

Белые достигли многообещающей активной позиции на королевском фланге, для полного счастья им осталось перевести туда и вторую ладью

Чёрные располагают хорошими шансами на атаку неприятельского королевского фланга

Чёрные располагают хорошими шансами на атаку неприятельского королевского фланга

К h 4-f5 С b 7-c8?! - после этого хода чёрные попадают в неприятное положение

К h 4-f5 С b 7-c8?! - после этого хода чёрные попадают в неприятное положение

Кук – NN , Бристоль, 1906 год, белые без коня b 1

Кук – NN , Бристоль, 1906 год, белые без коня b 1

.

.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2024