Автономное учреждение социального обслуживания
Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Учимся у гроссмейстеров нестандартному маршруту ладьи в игре»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия : «Учимся у гроссмейстеров нестандартному маршруту ладьи в игре»
Цель- на основе примера игры гроссмейстеров ознакомить нестандартному маршруту ладьи
Задачи:
- повторить- расстановку ладьи в начале игры, ходы и свойства фигуры, стоимость, 7 видов ладейных окончаний
- познакомить с этюдами из партии Панно- Сифуэтес, Керес- Смыслов, Минасян- Гельфанд, Гросспетер- Купрейчик, Тимман- Карпов
- повторить знания шахматной доски
- закрепление знаний шахматной нотации
-провести тренировочную игру.
Оборудование:
-демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска
-распечатанная партия «Кук –NN, Бристоль, 1906г, белые без коня b1»
-электронные шахматные часы
Ход занятия.
Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с опытом гроссмейстеров нестандартному маршруту ладьи в игре. Для того, чтобы занятие прошло успешнее, вспомним всё о фигуре ладье. Итак:
- на каких полях шахматной доски располагается фигура ладья?
Ответы детей. Фигуры ладьи располагаются на полях- а1 и h1, а8 и h8
Педагог. Правильно! Какая условная материальная стоимость ладьи?
Ответ детей. Условная материальная стоимость ладьи 5 пешек.
Педагог. Хорошо! К какому виду фигур относится ладья и почему?
Ответы детей. Ладья относится к дальнобойным фигурам, потому что может ходить по вертикалям и горизонталям и совершать взятие на любом расстоянии.
Педагог. Верно! Какой ещё одной особенностью в игре обладают король ладья?
Ответы детей. Ладья и король могут совершить рокировку. Это отдельный ход. Он совершается один раз в игре. Рокировка может быть длинной и короткой, но при этом обязательно соблюдение правил рокировки.
Педагог. С какими видами ладейных окончаний вы уже знакомы?
Ответы детей.
1. «Пешка на 6-й горизонтали»
2. «Постройка моста»
3. «Пешка на 7-й горизонтали. Король впереди»
4. «Пешка на 7-й горизонтали. Ладья впереди»
5. «Пешка на 6-й горизонтали. Ладья впереди-1»
6. «Пешка на 6-й горизонтали. Ладья впереди-2»
7. «Пешка на 6-й горизонтали. Король позади».
Педагог. Иногда «естественные» ходы ладьёй (типа Лf1-e1, Лa1-d1) не приводят к тому, что ладья располагается действительно там, где она максимально необходима. Поэтому нередко случается, что лучше прибегнуть к менее «привычным» способам развития - таким, как ввод ладьи в игру по 2-му или 3-му, а то и по 4-му или 5-му ряду. Сегодня на занятии рассмотрим 5 примеров «нестандартному» маршруту ладьи в партиях известных шахматистов.
Пример 1. Панно- Сифуэнтес.
Партия была сыграна в Аргентине в 1984 году. Ход белых.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
Белые собираются сыграть f2- f4, но вначале делают мобильной свою ладью.
21.Ла1-а2! Ла8-b8
Заслуживало внимания 21... a5-а4!? 22.b2-b4 b7-b5 (Панно).
22.f2-f4 e5xf4
На 22...b7-b5 следует 23.Лe2-f2, повышая концентрацию сил на королевском фланге.
23.Сc1xf4 Сf8-d6?!
Сильнее 23...Ке5 с неясной игрой.
24.Сf4xd6 Фd7xd6
25.Кg3-е4 Фd6-с7
26.Ла2-е2!, и белые захватили инициативу.
Педагог. Рассмотрим следующий пример
2. Керес- Смыслов.
Партия была сыграна в Москве в 1955. Ход чёрных.
Смыслов находит интересный план:
13……. а6-а5!
Намечая централизацию ферзевой ладьи путём Лa8-a6-d6.
14.Кc3-d5
После 14.Cc1-е3 Фd8хd1 15.Лe1xd1 с7-c6 с последующим Ла8-b8 инициатива принадлежит чёрным. Внимания заслуживало 14.Фd1-с2!?.
14....... Кf6xd5
15.Сb3xd5 Ла8-a6
16.Сc1-е3 Сe7-b4
17.Лe1-е2 Лa6-d6
Благодаря возможностям с7- с6 и Сс8-а6 чёрные стоят активнее.
Педагог. Теперь, ребята, рассмотрим ещё один пример
3. Минасян- Гельфанд
Эта партия была сыграна в СССР в 1982.
Ход белых.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
Белые достигли многообещающей активной позиции на королевском фланге, для полного счастья им осталось перевести туда и вторую ладью.
26.а2-a4! Сb5-с6
27.Ла1-а3! Лa8-f8
Или 27...Фf7-f5 28.Лa3-f3 Фf5-g5 29.Фd2-с2+ Крh7-h8 30.Фc2-g6!+-.
28.Лa3-f3! Фf7-е8
29.Фd2-d3+ g7-g6
На 29... Крh7-h8 проще всего выигрывает 30.Фd3-g6! (с угрозой 31.Фg6хh6#) 30...Фt8xg6 31.h5xg6.#
30.h5xg6+ Фe8xg6
31.Лh3хh6+ Крh7хh6
32.Лf3-h3+ Фg6-h5
33.Лh3хh5+ Чёрные сдались.
Педагог. Очень интересная сложилась ситуация и на шахматном поле следующих гроссмейстеров.
4. Гросспетер- Купрейчик.
Эта партия была сыграна в Минске в 1982 году.
Ход белых .
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
Чёрные располагают хорошими шансами на атаку неприятельского королевского фланга. Гросспетер не хочет пассивно ждать своей участи:
20.d4-d5
Этим ходом белые стремятся к вскрытию линий «с» и «d», для своих ладей, но при этом позволяют ладье а8 немедленно войти в игру по 6-му ряду.
20... c6xd5
21.Сc4xd5 Лa1-а6!
Скорее всего, эту возможность Гросспетер просмотрел.
22.Лf1-d1 Лa6-g6
23.Фh5-е2 Сb4-d6
24.Сd5-с4?
Сильнее 24.Ла1-с1, хотя и тогда после 24...Фe7-g5 25.Фe2-f1 Лg6-f6! с последующим 26...f5-f4 белым тяжело защищаться.
Педагог. Теперь, ребята, рассмотрим последнюю партию
5. Тимман- Карпов.
Эта партия была сыграна в Куала-Лумпур, в самом крупном городе в Малайзии (м/5) в 1990.
Ход белых
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
17.Лa4-а3!
Тимман переводит свою ладью на е3 - там она будет не только защищать пешку е4, но и способствовать осуществлению прорыва е4-е5. Кроме того, она может, если понадобится, в один прыжок оказаться на g3, чтобы затруднить жизнь неприятельскому королю.
17...Лa8-а6!
Но и чёрные не лыком шиты - пешка d6 тем или иным образом скоро исчезнет с доски (это может произойти как после е4-е5 с разменом пешек е5 и d6, так и в случае d6-d5 или же с7-с5, d4xc5, d6xc5), и тогда эта ладья станет активной.
18.Ла3-е3 а5-a4
Препятствуя ходу b2-b3 с последующим Cс1-b2.
19.Кf3-h4 с7-c5!
20.d4xc5 d6xc5-но заслуживает внимания и 20... d6-d5!? (Карпов).
21.Кh4-f5 Сb7-c8?!- после этого хода чёрные попадают в неприятное положение. Значительно сильнее, указанное Крогиусом, 21...g7-g6 с неясной игрой, причём во многих возникающих в этом случае вариантах важную роль играет ресурс Ла6-е6.
22.е4-e5 Кf6-d5
23.Лe3-g3 Кd5-f4
23... Крg8-h8? 24.Кd3-с4 Сc8xf5 25.Cb1xf5±.
24.Фd1-f3 Сc8xf5
25.Сb1xf5 Кf4-e6
26.Сf5-b1- с хорошими шансами на атаку.
Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?
Ответы детей. Повторили о возможных вариантах ладейных окончаний, узнали о «нестандартных» маршрутах для ладьи из партий известных шахматистов. Узнали, что можно находить несколько вариантов ходов и нужно уметь их просчитывать.
Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно воспроизвести игру «Кук- NN, Бристоль, 1906. Белые без коня b1»
Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.
Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?
Ответы детей. Да! Понравилось!
Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!
Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.
Кук –NN, Бристоль, 1906 год, белые без коня b1
|
|
Кук |
NN
|
1. f2-f4 |
d7-d5
|
2. e3-e3 |
c7-c5
|
3. b2-b3 |
e7-e6
|
4. Cc1-b2 |
Kg8-f6
|
5. Kg1-f3 |
Cf8-e7
|
6. Cf1-d3 |
0-0
|
7. Kf3-g5 |
g7-g6
|
8. h2-h4 |
Kf6-h5
|
9. Фd1xh5 |
Ce7xg5
|
10. Фh5xh7+!! |
Kpg8xh7
|
11. h4xg5+ |
Kph7-g8
|
12. Лh8# |
|
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.