Автономное учреждение социального обслуживания
Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Варианты пешечных структур в сицилианской защите»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия: «Варианты пешечных структур в сицилианской защите»
Цель- познакомить с вариантами пешечных структур в сицилианской защите.
Задачи:
- повторить виды пешечных структур, дебют «сицилианская защита»
- познакомить с пешечными структурами в сицилианской защите:
1. пешечная структура Болеславского, 2. пешечная структура закрытой Сицилианской защиты, 3."Драконовское" построение, 4. "Ежовые" построения, 5. Построение Мароци, 6. Шевенингенское построение
- ознакомить с шахматной партией по шахматной нотации « Й. Гектор-Е. Видарссон, Рейкьявик, 1996 год»,
Оборудование:
– демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска
- электронные шахматные часы
- распечатанная партия «Реджио- Тарраш, Монте- Карло, 1902 год»
Ход занятия.
Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем занятии, на котором познакомитесь с 6-ю вариантами пешечных структур в сицилианской защите по классификации гроссмейстера Эндрю Солтиса. Чтобы наше занятие прошло успешно, вспомним, что вы знаете о пешечных структурах из предыдущих занятий.
Ответы детей:
В шахматах существуют следующие виды
пешечных структур:
1. Проходная пешка. Пешка называется проходной, когда нет неприятельской пешки ни перед ней (то есть на той же линии), ни на одной из соседних линий.
2. Изолированная пешка. Пешка не может быть защищена другими пешками, поэтому превращается в слабость по мере исчезновения фигур с доски.
3. Связанные пешки. Пешки, которые могут защитить друг друга. Это лучшая пешечная структура, к которой нужно стремиться по ходу партии.
4. Сдвоенные пешки. Пешки одного цвета, расположенные на одной вертикали. В большинстве случаев надо избегать такой структуры, особенно в эндшпиле.
5. Пешечное большинство означает, что на одном фланге больше пешек одного цвета, чем у соперника.
6. Блокированная пешка. Пешка, продвижение которой остановлено неприятельской фигурой или пешкой, стоящей непосредственно перед ней.
7. Разрозненные пешки. Пешки одного цвета, разделённые одной или несколькими вертикалями, на которых нет пешек того же цвета.
8. Отсталая пешка. Пешка, которая при наличии на соседних вертикалях других пешек того же цвета, продвинутых вперёд, сама не может двигаться (блокирована или поля перед ней находятся под боем).
Педагог. Правильно, ребята! Теперь назовите ходы дебюта сицилианской защиты.
Ответы
детей. Сицилиа́нская
защи́та это шахматный дебют,
начинающийся ходами:
1. e2-e4 c7-c5 и относится к полуоткрытым началам.
Педагог. Верно! Сицилианская защита имеет воинственную природу. Во многих вариантах чёрные борются не только за равенство, но и за перевес. Недостатком является то, что белые часто первыми получают инициативу, так что чёрным нужно позаботиться о том, чтобы не стать жертвой быстрой атаки. Сицилианская защита имеет воинственную природу. Во многих вариантах чёрные борются не только за равенство, но и за перевес. Недостатком является то, что белые часто первыми получают инициативу, так что чёрным нужно позаботиться о том, чтобы не стать жертвой быстрой атаки.
Педагог. Рассмотрим пример 1. Пешечная структура Болеславского
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет варианты пешечной структуры в сицилианской защите.
Дебют: Сицилианская защита - вариант Найдорфа, Свешникова, Классический вариант и др.
· Характер Позиции: открытая, динамичная игра
· Идеи Белых: взятие под контроль слабого поля d5, атака пешки d6, подрыв f2-f4
· Идеи Черных: подрыв d6-d5, атака пешечного меньшинства, контроль поля с4
Педагог. Пример 2. Пешечная структура закрытой Сицилианской защиты
· Дебют: Закрытая Сицилианская защита, Закрытое Английской начало (с переменой цвета)
· Характер Позиции: закрытая
· Идеи Белых: пешечная атака на королевском фланге, подрывы c2-c3 и d3-d4
· Идеи Черных: пешечная атака на ферзевом фланге, a1-h8 диагональ
Педагог. Перед нами пример 3."Драконовское" построение
· Дебют: Сицилианская защита - вариант Дракона, Английское начало - реверсивный дракон
· Характер Позиции: острая игра
· Идеи Белых: форпост на d5, атака на королевском фланге, подрыв f2-f4-f5 или h2-h4-h5.
· Идеи Черных: контроль длинной диагонали, атака на ферзевом фланге.
Педагог. Теперь перед вами, ребята, пример 4. "Ежовые" построения.
· Дебют: Английское начало, Сицилианская защита
· Характер Позиции: закрытая, полузакрытая
· Идеи Белых: подрыв e4-e5, поддержка f2-f4
· Идеи Черных: вскрытие центра с помощью d5
Педагог. Рассмотрим пример 5. Построение Мароци
· Дебют: Сицилианская защита
· Характер Позиции: полуоткрытая
· Идеи Белых: фианкетирование слонов, атака на королевском фланге, подрывы c4-c5 и e4-e5
· Идеи Черных: подрыв b7-b5, подрыв f7-f5, подрыв d6-d5
Педагог. И уже теперь уже пример 6. Шевенингенское построение
· Дебют: Сицилианская защита разные варианты
· Характер Позиции: острая
· Идеи Белых: давление по вертикали «d», пространство, подрыв e4-e5, удар f2-f4-f5
· Идеи Черных: давление по вертикали «с», атака пешечного меньшинства, подрыв d6-d5
Педагог. Итак, друзья, сегодня познакомились с видами пешечных структур в сицилианской защите. Какие у вас возникли вопросы?
Ответы детей.
Педагог. Ребята, познакомимся с партией Й. Гектор-Е. Видарссон, которая была сыграна в Рейкьявике в 1996 году. Партия из соревнования фестивального типа и начинается с дебюта – сицилианская защита.
Рейкьявик, 1996 год |
|
Й. Гектор |
Е. Видарссон |
1.е2-е4 |
с7-с5 |
2.Кж1-ф3 |
е7-е6 |
3.д2-д4 |
с5хд4 |
4.Кф3хд4 |
а7-а6 |
5.Кб1-с3 |
ж7-ж6 |
6.Сс1-е3 |
Сф8-ж7 |
7. Кд4-б3 |
Кж8-е7 |
8.Кс3-а4 |
Кб8-с6 |
9.Се3-б6 |
|
1-0. Чёрные сдались. |
Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?
Ответы детей. Повторили о фигуре пешки. Узнали о видах пешек на шахматной доске, о возможных вариантах расстановки пешек. Учились оценивать в расстановке пешек слабые и сильные позиции. Сыграли по шахматной нотации партию неизвестного с Глыбиным.
Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно воспроизвести игру Реджио- Тарраш, сыгранную в Монте- Карло в 1902 году
Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.
Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?
Ответы детей. Да! Понравилось!
Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!
Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.
Монте- Карло, 1902 год. Сицилианская защита.
|
|
Реджио |
Тарраш
|
1. е2-е4 |
с7-с5 |
2. Кg1-f3 |
е7-е6 |
3. d2-d4 |
с5хd4 |
4. Кf3хd4 |
Кg8-f6 |
5. Кb1-с3 |
Кb8-с6 |
6. Кd4-b5 |
Сf8-b4 |
7. Сс1-f4 |
Кf6хе4 |
8. Кb5-с7+ |
Кре8-f8 |
9. Кс7ха8 |
Фd8-f6! |
10. Фd1-f3 |
Ке4хс3 |
11. Сf4-d2 |
Кс6-d4 |
12. Фf3-d3 |
Фf6-е5+ |
13. Сd2-е3 |
Кс3-а4+ |
14. с2-с3 |
Ка4хb2 |
Белые сдались
|
|
15.Фd3- d2 |
С b4хс3 |
16.Фd2хс3 |
Кd4-f3+ |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.