Знакомство с дисциплиной биогеография

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Биогеография — наука о закономерностях географического распространения и размещения живых организмов и их сообществ на Земле Как географическая наука биогеография исследует в первую очередь: размещение этих объектов в пространстве; взаимодействие друг с другом и с условиями среды; важнейшие закономерности структуры и динамики растительного покрова и животного населения планеты в целом и ее отдельных регионов
Иконка файла материала 1 л. БГ.ppt
факультет биологии и химии факультет биологии и химии 11
1. Знакомство с дисциплиной  2. Основные понятия биогеографии  3. Разделы биогеографии 4. 4.Биогеография и экология факультет биологии и химии 2
1.1.Знакомство с  Знакомство с  дисциплиной дисциплиной факультет биологии и химии 3
Биогеография — наука о закономерностях  географического распространения и  размещения живых организмов и их  сообществ на Земле  Как географическая наука биогеография  исследует в первую очередь: •   размещение этих объектов в пространстве; •   взаимодействие друг с другом и с условиями  среды; •   важнейшие закономерности структуры и  динамики растительного покрова и животного  населения планеты в целом и ее отдельных  регионов  факультет биологии и химии 4
При решении в биогеографии используется  географические методы:  1. сравнительно­географический  2. картографический;  при этом требуется также глубокое знание  биологических свойств и экологии  растительных и животных организмов,  умение широко использовать данные о  специфике взаимодействий организмов и  сообществ друг с другом и со средой. факультет биологии и химии 5
Задачи курса 1.Сформировать у студентов систему знаний о  географическом распределении живых  организмов и их отношениях между собой и  средой обитания.  2.Вооружить студентов некоторыми методами и  приемами проведения экологических и  биогеографических исследований. 3.Сформировать у студентов ответственное  отношение  к живой природе. факультет биологии и химии 6
Значение биогеографии  особенно возросло в последнее время,  когда большинство стран провозгласили  на конференциях ООН по окружающей среде  и развитию переход к реализации  концепции устойчивого развития  мирового сообщества.  факультет биологии и химии 7
Биогеографические методы и подходы являются  определяющими, например, в осуществлении  Всеевропейской стратегии биологического и  Всеевропейской стратегии биологического и  ландшафтного разнообразия, подписанной в  ландшафтного разнообразия, 1995 г. министрами охраны природы 55 европейских  стран.  Главной задачей здесь является выработка  оптимальных методов и приемов производственной  деятельности, учитывая природные особенности  регионов, в целях уменьшения антропогенной  нагрузки на экосистемы, поддержания их баланса,  сохранения экологического (биологического)  разнообразия. факультет биологии и химии 8
Таким образом,, Таким образом  биогеография оказывается одной  из тех наук о Земле, данные  которых необходимы для  разработки стратегии развития  мирового сообщества на  ближайшую перспективу  факультет биологии и химии 9
2.Основные понятия  2.Основные понятия  Биогеографии Биогеографии факультет биологии и химии 10
Биогеография – наука о географическом  Биогеография распространении и размещении сообществ организмов  и их компонентов. Биогеография изучает законы  географического распределение живых организмов по  земному шару и причины его изменения.  Одной из центральных задач современной  Одной из центральных задач современной  биогеографии является выделение  биогеографии является выделение  флористических и фаунистических регионов, т.е.  флористических и фаунистических регионов, т.е.  биогеографическое районирование земной  биогеографическое районирование земной  поверхности.  поверхности.   Биогеография тесно связана с географическими и  биологическими науками и опирается на важнейшие  закономерности современной экологии  факультет биологии и химии 11
Экология  (от греч. oikos – дом, жилище, Экология местопребывание и … логия)  – это наука об отношениях  растительных и животных организмов  и образуемых ими сообществ между  собой и с окружающей средой.  факультет биологии и химии 12
флорафлора (по отношению к растительным  фауна (по отношению к  организмам) и фауна  животным) — исторически сложившиеся  совокупности видов растений или животных,  относящихся к разным родам, отрядам и  семействам, обитающих на данной территории.  Флора и фауна того или иного района  составляют в совокупности его биоту  (Н.А. Бобринский, 1951).  факультет биологии и химии 13
Эти термины могут быть применены не только ко всей  совокупности растений, грибов, микроорганизмов и  животных, но и к крупным подразделениям  растительного или животного мира.  альгофлоре), споровых  ), споровых  Соответственно можно говорить о флоре  Соответственно можно говорить о флоре  водорослей (альгофлоре водорослей ( растений, папоротников, грибов (микофлоре растений, папоротников, грибов ( териофауне), птиц  о фауне млекопитающих (териофауне ), птиц  о фауне млекопитающих ( ((орнитофауне энтомофауне) и  орнитофауне), насекомых ( ) и  т.д.  т.д.  ), насекомых (энтомофауне микофлоре), ),  факультет биологии и химии 14
3. Разделы  3. Разделы  биогеографии биогеографии факультет биологии и химии 15
Анализ флор и фаун во времени и пространстве   составляет предмет  исторической биогеографии исторической биогеографии, показывающей, из  каких таксономических групп, каким путем, и в  какое время образовались те или иные  современные или ископаемые флоры и фауны.  Биота меняется под влиянием не только изменений  окружающей среды, но и внутренних, присущих  все­му живому причин — филетической  филетической эволюции  — изменению генотипа и фенотипа во времени,  благодаря чему каждый вид, род, семейство и  любой иной таксой существуют на поверхности  Земли лишь ограниченное время, превращаясь  постепенно в новые виды, роды или семейства.  факультет биологии и химии 16
Одной из важнейших географических  (хорологических) характеристик, используемых  ареал —  при анализе флор и фаун, является ареал часть земной поверхности или акватории, в  пределах которой достаточно длительное время  постоянно встречаются популяции определенного  вида или другого систематического таксона  живых организмов. факультет биологии и химии 17
Сообщества (ценозы) отличаются друг от друга как   Сообщества (ценозы) видовым составом и численностью видов, так и особен­ ностями их структуры. Практически в любом ценозе  можно выде­лить растительное сообщество  (фитоценоз), животное население (зооценоз), (зооценоз),  сообщество микроорганизмов. Термин «сообщество» многогранен. Это значит,  что и лес вообще, и хвойный лес, и еловый  зеленомошный лес могут быть определены как  сообщества.  При изучении закономерностей распространения  сообществ большое значение имеет выявление  различий в их структуре и функционировании в разных  регионах и эколого­географических условиях. факультет биологии и химии 18
Элементарной единицей дифференциации суши  в экологической биогеографии является  биогеоценоз — однородный участок земной  биогеоценоз  поверхности с определенным составом живых и  косных (атмосфера, почва, подстилающие  породы, вода) компонентов, объединенных  обменом веществ и потоком энергии в единую  систему.  факультет биологии и химии 19
В современной биогеографии  сформировались основные подходы к  изучению живого покрова планеты: •  флористико­фаунистический,  •  экологический, •  исторический, •  региональный. факультет биологии и химии 20
К настоящему времени в биогеографии  сложилось несколько самостоятельных  разделов, в том числе такие, как  биогеография Мирового океана, пресных  вод, ботаническая география и  зоогеография суши, биогеографическое  картографирование, биоиндикация,  геногеография, география биологических  ресурсов и др  факультет биологии и химии 21
4. Биогеография  4. Биогеография  и экология и экология факультет биологии и химии 22
Экологические концепции начали привлекать  внимание географов с начала 20­х годов XIX в. Э.  Геккель (1866) в определении экологии обратил  внимание на отно­шения, связи живых организмов  между собой и с окружающим их миром.  Иначе говоря, объектом изучения в экологии становят­ся не  сами животные, растения, микробы, почвы, вода, воздух, Солнце,  а именно связи между ними.  Так понимают экологию и большинство  современных экологов, например автор известного  курса общей экологии Ю.Одум, согласно которому  «экология — это междисциплинарная область  это междисциплинарная область  «экология —  знания, наука о структуре и функ­ционировании  знания, наука о структуре и функ­ционировании  сложных природных систем, в которых существуют  сложных природных систем, в которых существуют  живые организмы». живые организмы». факультет биологии и химии 23
К началу 80­х годов прошлого столетия  исследования естествен­ного природного потенциала  планеты привели к однозначному выводу о его  ограниченности. В 1971 г. Дж. Форрестер в книге  «Мировая динамика» привел результаты расчетов  «Мировая динамика» возможных вариан­тов развития цивилизации.  По одному из сценариев выходило, что при сохранении  тенденций развития, характерных для 60­х годов,  численность населения планеты к 2030 — 2050 гг.  достигнет 6,5 млрд человек, что вызовет резкое  истощение природных ресурсов, загрязнение и другие  непоправимые изменения окружаю­щей среды.  Вследствие этого за 20 — 30 лет произойдет  снижение численности населения Земли до 1,5 — 2  млрд. человек. факультет биологии и химии 24
Вышеназванные проблемы были всесторонне  обсуждены на Стокгольмской конференции ООН по  окружающей среде в 1972 г., где впервые  сформулирована концепция экоразвития  экологически ориентированного социально­ экономического развития, при котором рост  благосостояния людей не сопровождается  ухудшением среды обитания и деградацией  экоразвития ——  природных систем.  факультет биологии и химии 25
Серьезная обеспокоенность мирового сообщества  состоянием окружающей среды и перспективами  развития цивилизации в ус­ловиях продолжающегося  роста населения и техногенной нагруз­ки на природу  планеты привела к созданию на Стокгольмской конференции ООН   на Стокгольмской конференции ООН специальной структуры — Программы ООН по  (ЮНЕП).  окружающей            (ЮНЕП).  факультет биологии и химии 26
К числу важнейших научных проблем,  решение которых возможно лишь в рамках  международного сотрудничества ученых,  относится определение характеристик  экологической устойчивости планеты в целом и  основных подсистем биосферы.  Методы и подходы биогеографии, а также  накопленный этой наукой опыт регионального и  глобального анализа экосистем сыграют  решающую роль в реализации концепции  устойчивого развития всего мирового сообщества. факультет биологии и химии 27
• Воронов А.Г., Дроздов Н.Н. Биогеография материков. – М.,  2004. • Воронов А.Г., Дроздов Н.Н., Мяло Е.Г. Биогеография. – М.:  Высшая школа, 1989. • Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография материков, М.:  Просвещение, 1994 • Дроздов Н.Н., Мяло Е.Г. Экосистемы мира. – М.: ABF, 1997. • Кобышев Н.М., Кубанцев Б.М. География животных с  основами зоологии. – М., 1988. • Курнишкова Т.В., Петров В.В. География растений с основами  ботаники. – М.: Просвещение, 1987. • Лопатин И.К. Зоогеография. – Минск: Вышейная школа, 1989. • Толмачев А.И. Введение в географию растений. Л.: Изд­во  ЛГУ, 1994.   • факультет биологии и химии 28