Знакомство с понятием «сложные слова»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы. Орфограммы-буквы гласных и орфограммы-буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось.
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur40_+.doc
И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ Русский язык СЛОЖНЫЕ СЛОВА Урок 40 (36). Тема: Знакомство с понятием «сложные слова» Цель:   – путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка. Символы: П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  4 5  1. Повторение. В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы. Орфограммы­буквы   гласных   и   орфограммы­буквы   согласных   часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили   и   не   допустили   ошибки   в   правописании.   Но   иногда   они Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. © ООО «Баласс», 2013 1шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось. Учитель вывешивает таблички (либо они появляются на слайде).  Безударные        согласные         удвоенные          непроизносимые – Вспомните полные названия этих орфограмм. 2. Работа в парах. – Приведите примеры слов с этими орфограммами. Ученики диктуют по два слова друг другу. (Упр. 119.) 3. Словарная работа. Орфограммы веселились, И ошибки появились. Вы скорее их найдите, Правильно слова спишите. На доске запись: Шыроко, вороне (перо), ворабьи, мухолофка. – Напишите правильно. Обозначьте орфограмму.  Ученик работает у доски. 3  4  1  3  3  – Я увидела в тетрадях учеников следующее: –  Какой вопрос возникает? (Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка?) 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  Поиск решения.  © ООО «Баласс», 2013 2– Почему птицу так назвали? (Она ловит мух.) Запись на доске: мухоловка – ловит мух. – Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова. – Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова. – Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка? – Так сколько корней в слове мухоловка? (В этом слове два корня.)  Работа по учебнику. а) Упр. 122 – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней. Коллективное выполнение задания с мотивировкой выбора слова. – Из каких слов сложилось это слово? – Сколько в нём корней? (Два.) – Выпишите это слово и выделите в нём корни. б) Упр. 123 – определение места сложных слов в ряду однокоренных. Ученики выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах выделяют корень  ­вод­, но отмечают, что слова не однокоренные, так как у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же слово, например вода. –  В   какой   группе   оказалось   слово  водопад?   (Мнения   могут разделиться.) –  Объясните,   что   обозначает   слово  водопад.   (Поток   воды,   который падает с высоты.) – В чём особенность этого слова? (Состоит из двух корней.) –  Выделите корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе однокоренных слов оно может оказаться? (В обеих: с корнем  вод­  и с корнем пад­.) в)  Упр. 124 – развивается умение определять лексическое значение 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям, выражать  свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2013 3сложных слов с опорой на значение двух корней. Ученики устно дают толкования сложных слов, записывают рядом с каждым словом только опорные сочетания: Садовод  – разводить сад, луноход  – ходить по луне, волнорез  – резать волны и т.д. г) Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами. – Как бы вы назвали такие слова? (Предположения детей.)  Формулирование темы урока. – Прочитайте название этих слов на с. 104. – Почему их так назвали: сложные? (Сложили из двух слов.) – Запишите тему урока. IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  1 3 4 1 Работа с определением (с. 106). –  Какие   слова   называются   сложными?   Прочитайте   определение   и сравните со своей формулировкой. Нарисуйте схему сложного слова. ( ) Приведите свой пример сложного слова. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. – О каких словах вы сегодня узнали? – Что такое сложные слова? Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные   слова   называются   сложными».   Буратино   сказал,   что   все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два © ООО «Баласс», 2013 4корня, называются сложными словами». – Кто из героев прав?  4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Упр. 85 («Дидактический материал»). 2. П. Сочинить сказку про сложные слова. Деятельность учеников:  – Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). © ООО «Баласс», 2013 5

Посмотрите также