Знакомство с растениями и жителями леса, охраной природы.
Оценка 4.8

Знакомство с растениями и жителями леса, охраной природы.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
28.03.2018
Знакомство с растениями и жителями леса, охраной природы.
Цель: знакомство с растениями и жителями леса, охраной природы. Задачи урока: 1. Способствовать расширению знаний детей о значении леса в жизни человека. 2. Развивать мышление, обогащать словарный запас детей, формировать грамматический строй речи. 3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесным богатствам. Необходимое оборудование и материалы: Учебник “Природоведение”. компьютер для учителя; проектор; экран; авторский медиапродукт (Приложение 1); физминутки, релаксации.
ПЛАН.docx
Тема:  Введение. Человек и природа. Цель: знакомство с растениями и жителями леса, охраной природы. Задачи урока: 1. Способствовать расширению знаний детей о значении леса в жизни человека. 2. Развивать мышление, обогащать словарный запас детей, формировать  грамматический строй речи.  3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесным богатствам. Необходимое оборудование и материалы: Учебник “Природоведение”. компьютер для  учителя; проектор; экран; авторский медиапродукт (Приложение 1); физминутки,  релаксации. Ход урока I. Орг. момент.  Слайд № 1. На презентационном экране заставка урока, звучат голоса птиц, шум  лесного ручья. ­ Сядьте удобно. Начинаем урок природоведения. II. Сообщение темы урока.  ­ Ребята! Есть у нас с вами хороший друг, отгадайте загадку и поймёте, кого я имею в  виду. Это и будет тема сегодняшнего урока. Есть у ребят зелёный друг,  Весёлый друг, хороший, Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек. (Лес) ­ Правильно. Тема сегодняшнего урока “Лес”.  Слайд № 2. На экране появляется тема урока. ­ Ребята, всем вам приходилось бывать в лесу.  ­ Чем запомнилось Вам посещение леса?  Педагог предлагает детям рассказать о лесе, при затруднении может задать  следующие вопросы: ­ Какой воздух в лесу? (чистый, свежий). ­ Чем пахнет в лесу? (хвоёй, грибами, травами, сырой землёй). ­ Какие звуки вы слышали? (птичье пение, треск сучьев, шорох листвы и т.п.) ­ На сегодняшнем уроке вы узнаете о лесе много нового и интересного. III. Работа по теме урока. 1. Определение понятия “лес”. ­ Где мы можем узнать толкование слова “Лес”? После ответов детей педагог предлагает обратиться к толковому словарю и узнать,  что означает слово “лес”. Слайд № 3. На экране словарь, крупными буквами толкование слова “Лес – это  множество деревьев растущих на большом пространстве с сомкнутыми  кронами”. ­ Как вы понимаете выражение “сомкнутые кроны”? (Ветви одного дерева плотно  примыкают к ветвям другого дерева). ­ Деревья являются основой леса. Какие ещё группы растений растут в лесу? ­ Для кого лес является местом обитания?  2. Территория леса. Слайд № 4. На презентационном экране карта природных зон России. ­ Карта какого государства представлена на экране? (России). ­ Это карта природных зон России. По щелчку появляется название карты.  ­ Посмотрите на условные обозначения и скажите, какими цветами обозначена на ней  территория леса? (Голубым и зелёным).  ­ Скажите, какую часть земли в нашей стране занимают леса? Большую или меньшую? ­ Верно, леса занимают большую часть территории России.  3. Значение леса. Слайд № 5. На экране надпись “Лес – наше богатство”. ­ Лес – наше богатство. Как вы думаете, почему мы так говорим? (Педагог предлагает  учащимся высказать свое мнение и подводит их к выводу, что лес – прежде всего  ценное сырьё для промышленности). ­ На вопрос: “Что можно сделать из древесины?” люди разных специальностей ответили  бы, наверное, по­разному. ­ Подумайте и скажите, как ответит на этот вопрос СТОЛЯР или ПЛОТНИК? (Табурет,  шкаф, бочка, корзина, дверь, дом).  ­ Что ответит на этот вопрос РАБОЧИЙ БУМАЖНОЙ ФАБРИКИ? (Из древесных  опилок изготавливают бумагу, из которой делают тетради, книги, альбомы, газеты,  журналы). ­ Что ответит ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК? (Деревянные (товарные) вагоны, деревянные  шпалы для рельсов). ­ Что ответит ХИМИК? (Из смолы деревьев производят лаки, скипидар, искусственные нитки, лекарства). ­ Что ответит МУЗЫКАНТ? (Музыкальные инструменты: рояль, скрипку, балалайку). ­ Вот видите, как много предметов можно сделать из древесины. Давайте подумаем,  ребята, для чего ещё нам нужен лес?  ­ Что ответит на этот вопрос ПОВАР? (Лес даёт нам дичь, грибы, орехи, ягоды).  ­ Что ответит ОХОТНИК? (Лес – место обитания различных животных, ценный мех  которых используется для пошива шуб, шапок и других меховых изделий). ­ Что ответит КОМБАЙНЁР? (Лес – защитник полей. Зелёной стеной он стоит на  пути у ветров­суховеев и оберегает урожай). ­ Что ответит ВРАЧ?  ­ Почему детские оздоровительные лагеря строят в лесу?  Педагог дополняет ответы детей: “Потому, что лесной воздух полезен для здоровья, особенно если в лесу растут сосны и ели. Лес, как огромный пылесос очищает воздух.  Значит, лес нужен нам для здоровья”.  ­ А вот, если обратиться к ХУДОЖНИКУ с вопросом “Зачем нам нужен лес?”, он  непременно ответит: “Лес – это бесценная красота”. И эту красоту художники  показывают нам на своих картинах.  Педагог предлагает детям назвать появляющиеся на экране картины и их авторов. Слайд № 6. На экране появляется картина Исаака Ильича Левитана “Золотая  осень”. Слайд № 7. На экране появляется картина Исаака Ильича Левитана “Берёзовая  роща”. Слайд № 8. На экране появляется картина Ивана Ивановича Шишкина  “Корабельная роща”. ­ Итак, ребята, какой вывод из всего сказанного вы можете сделать?  Педагог подводит детей к мысли, что лес имеет огромное значение во всех сферах  жизнедеятельности человека и поэтому люди называют его своим богатством.  IV. Физминутка.  Слайд № 9. На экране появляются два Лесовика, звучит ритмичная музыка.  Один из учеников проводит физминутку. V. Продолжение работы по теме урока. 4. Вред лесу, причиняемый человеком. ­ Ребята, подумайте и скажите, какой вред причиняет лесу человек? Педагог помогает детям вспомнить, что пожары, свалки мусора и незаконные  вырубки очень вредят лесу, и предлагает им ответить на следующие вопросы: ­ К чему может привести неправильно разложенный или оставленный без присмотра  костёр?  ­ Какие меры предосторожности мы должны соблюдать при разведении костра? ­ Кто и что может погибнуть во время пожара в лесу? (Во время пожара в лесу погибает очень много деревьев и лесных животных).  Слайд № 10. На экране видеофрагмент “Лесные пожары”. Слайд № 11. На экране изображён участок леса после пожара.  ­ Представьте себе, что на этом месте, после пожара 7­10 лет не вырастут травы и не  появятся всходы деревьев.  ­ Какой вывод вы для себя сделаете, ребята? Слайд № 12. На экране изображена свалка бытовых отходов в лесу. ­ К сожалению, бытовой мусор из населённых пунктов очень часто вывозится в лес и не  подлежит никакой переработке. А знаете ли вы, что бумага не сгнивает 2 года, а  консервная банка, полиэтиленовый пакет или пластиковая бутылка сохраняются до 50­ 100 лет.  ­ Очень часто на огромных плантациях леса производятся незаконные вырубки.  Слайд № 13.  Во время демонстрации видеофрагмента учитель комментирует: ­ Сплошная вырубка леса на данном участке законом, разрешена только вырубка старых,  сгнивших деревьев. Но здесь работники охраны и защиты лесного фонда областного  управления лесами обнаружили незаконную вырубку сосны.  ­ Подумайте, к чему приведут лесные пожары, свалки бытовых отходов и незаконные  вырубки леса. После просмотра видеофрагмента учитель предлагает детям прослушать  стихотворение сибирского поэта Станислава Федотова:  Свалили кедр. Тяжёлый, будто медный, С набатным гулом Замертво упал… “Жаль… Но зато – какие кубометры Такой красавец леспромхозу дал!” Берёзы – в плач. Осины голосили: “Отца тайги убили … Лучше б нас!” “Вот глупые ценнее древесины Чем кедр,  на свете мало ­  Высший класс! А если даже пустят и на шпалы –  Гниль не возьмёт их в живице­смоле…” Не потому ль нам кислорода мало, Что меньше стало кедром на Земле? ­ На местах лесозаготовок очень часто остаются отходы, ветки, щепки, которые  затрудняют возобновление лесов.  Слайд № 14. На экране изображены остатки древесины на месте заброшенной  лесопилки. ­ Как вы думаете, что нужно делать, чтобы на месте вырубок снова появлялся лес? Педагог обобщает ответы детей: ­ Места вырубок нужно расчищать и засаживать молодыми деревьями.  Слайд № 15. На экране изображен человек, высаживающий молодые деревья. 5. Защитники леса. ­ Кто регулирует вырубку деревьев в прилегающем к нашему селу лесу? (Моряковское  лесничество).  Слайд № 16. На экране фото лесников Моряковского лесничества. ­ Что входит в обязанность лесников? При затруднении детей учитель дополняет: ­ Работники лесничества, следят, чтобы в лесу правильно и в нужном месте вырубали  деревья, а на местах вырубок лесники высаживают саженцы. А помогают им в этой  работе, учащиеся средней школы – члены школьного лесничества. ­ Я предлагаю вам послушать обращение главного лесничего с. Моряковский Затон. Слайд № 17. На экране фото лесничего. Учитель зачитывает письмо, обращенное к детям:  “Дорогие ребята! Лес – наше богатство. Чтобы лес оставался всегда радовал нас своей красотой,  чтобы мы могли пользоваться его богатствами, надо беречь и охранять его. Чтобы  лесных богатств хватило не только вам, но и вашим правнукам, на месте каждого  срубленного дерева надо обязательно посадить одно, лучше два новых деревца.  Берегите лес, и он отблагодарит вас за вашу любовь. С уважением к вам, главный  лесничий с. Моряковский Затон”. ­ Ребята, как вы будете, в наших силах воплотить предложение нашего лесничего? Что  конкретно, мы можем сделать, чтобы оградить наш лес от вредного воздействия и  равнодушия человека?  6. Чтение рассказа А.И. Еремеева “Живые памятники”. Слайд № 18. На экране изображены дети, высаживающие молодые деревца.  “В разгаре посадка деревьев. В этом радостном и полезном деле ребята не уступают  взрослым. Осторожно, чтобы не повредить корни, выкапывают и переносят уснувшие деревца в новые места. Весной проснётся деревце и как ни в чём не бывало, примется  расти людям на радость и пользу. И каждый из ребят, кто посадил и вырастил хоть  одно деревце, поставил себе при жизни чудесный зелёный памятник – живой  памятник”.  ­ Почему в рассказе посаженные деревья называют памятниками?  ­ Ребята, давайте мы с вами тоже подарим нашему селу или школьному дворику свои  деревца, оставим о себе хорошую, добрую память. VI. Дифференцированное дом. задание.  1. Читать текст в учебнике на стр. 6.  2. Подготовить ответы на вопросы: ­ Как люди используют лесные богатства? ­ Как нужно вести себя в лесу, чтобы не причинить ему вреда? 4. Нарисовать рисунок на тему “Лесные богатства”, оформить выставку в классе. VII. Итог урока.  ­ Наш урок подходит к концу. Что нового, интересного и полезного вы сегодня узнали?  ­ На следующих уроках мы продолжим изучение этой темы, познакомимся с растениями  леса, животными, птицами, насекомыми и другими лесными обитателями. Учитель отмечает активность ребят на уроке. Выставляет оценки.  VIII. Релаксация.  ­ Сядьте удобно на стуле, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями. Представьте,  что вы в лесу и слышите пение птиц. Вы гуляете по мягкой траве. Солнышко играет  между веток. У вас прекрасное настроение…… ­ Откройте глаза. Потянитесь. Урок окончен.

Знакомство с растениями и жителями леса, охраной природы.

Знакомство с растениями и жителями леса, охраной природы.

Знакомство с растениями и жителями леса, охраной природы.

Знакомство с растениями и жителями леса, охраной природы.

Знакомство с растениями и жителями леса, охраной природы.

Знакомство с растениями и жителями леса, охраной природы.

Знакомство с растениями и жителями леса, охраной природы.

Знакомство с растениями и жителями леса, охраной природы.

Знакомство с растениями и жителями леса, охраной природы.

Знакомство с растениями и жителями леса, охраной природы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018