Знакомство с тагильскими промыслами как один из аспектов формирования культуры учащихся (из опыта работы детского объединения «Краеведение»)
Оценка 4.7

Знакомство с тагильскими промыслами как один из аспектов формирования культуры учащихся (из опыта работы детского объединения «Краеведение»)

Оценка 4.7
Лекции
docx
история +1
Взрослым
05.02.2017
Знакомство с тагильскими промыслами как один из аспектов формирования  культуры учащихся (из опыта работы детского объединения «Краеведение»)
Статья БелоусоваЛ.В..docx
Знакомство   с   тагильскими   промыслами   как   один   из   аспектов   культуры   учащихся   (из   опыта   работы   детского формирования   объединения «Краеведение»)    Белоусова Л.В. педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ «Выйский»         В   современных   условиях   процветания   техногенной   цивилизации, усиления   роли   научно   ­   технического   прогресса   возникает   необходимость приобщения  к  духовным  истокам, культурному  наследию, к   национальным традициям в культуре и искусстве каждого народа.     В Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности и   гражданина   России   говорится:   «   Основным   содержанием   воспитания   и социализации   являются   базовые   национальные   ценности,   хранимые   в социально традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях». исторических, семейных     культурных,            Особое место в этом процессе занимают народно ­ художественные промыслы ­ область художественно ­ практической деятельности человека, в сфере   которой   создаются   своеобразные   художественные   предметы, отмеченные   индивидуальностью,   неповторимостью   форм   и   декоративного убранства.     Этот   пласт   народной   культуры   ЮНЕСКО   относит   к нематериальному   наследию,   подчеркивая   необходимость   сохранения   и уважения   культурного   многообразия   и   народного   творчества.   С   одной стороны, это технологическая область со всеми признаками малого и среднего промышленного производства уникальных произведений искусства. В то же время,   отражая   глубинные   исторические   корни   отечественной   культуры, произведения   народных   промыслов   способны   реализовать   эффективную воспитательную функцию, особенно необходимую в настоящее время.  Если говорить о народных промыслах Урала, то они имеют многовековую историю,   начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России. Непосредственно город Нижний   Тагил   имеет   богатую   историю   развития   народных   промыслов.   Во второй   половине   19   века   ремесла   стали   значительным   дополнительным занятием   населения   нижнетагильского   горнозаводского   округа.   Вводились технические новшества, были усовершенствованы многие заводские работы, и как следствие ­ освободились руки и время для промыслов. Многие мастера и рабочие перешли в разряд ремесленников и кустарей, и для большинства из них   ремесла   стали   основным   занятием.   В   1913   году   в   Нижнем   Тагиле   в промыслах   было   занято   около   1200   человек,   а   годовое   производство оценивалось в 2 миллиона рублей.      Одним из направлений работы детского объединения «Краеведение» является   формирование   интереса   к   уральскими   народными   промыслам. Образовательная программа детского объединения включает в себя изучение истории   Нижнего   Тагила,   она     рассчитана   на   детей   младшего   школьного возраста,   поэтому   первоначально   акцент   сделан   на   знакомство  с   историей народных промыслов Нижнего Тагила в 18­начале 20 века   и  декоративно – прикладным искусством  современности.      Целью работы в данном направлении является: развитие гражданско­ патриотических чувств, культуры  учащихся через формирование интереса к народным промыслам и приобщение к традициям народов Урала.             В процессе реализации данной цели решаются следующие задачи:  формирование у учащихся комплексных  знания о  родном городе; познавательного интереса к своей малой родине;   развитие воображения, мышления, эстетических  чувств;  воспитание положительной   привычки   у   учащихся   начальных классов   в   организации   собственного   досуга   на   основе   реализации деятельностного   подхода,   бережного   отношения   к   культурному   наследию родного края.    Предлагаемый   курс   краеведения   строится   с   учетом   дидактических   принципов, таких как: 1. Доступность:   содержание   курса   выстроено   с   учетом познавательных возможностей учащихся.  2. Учёт   возрастных   и   индивидуальных   особенностей   учащихся: начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя. 3. Наглядность:   обеспечивает   развитие   точных   представлений   об   Реализуется   через   демонстрацию   натуральных отдельных   предметах. объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.         4. Научность:   при   подаче   материала   не   допускать   ошибок   и неточностей. 5.Интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. По   принципу   интеграции   строятся   занятия,   когда   теоретический   материал сочетается с творческим заданием.   Например, при знакомстве с подносным промыслом учащимся предлагается попробовать нарисовать поднос. Изучение   промыслов   невозможно   без   развития   предметно­ пространственной среды и учреждений социальных партнёров: ­   Музеи   города   (Муниципальное   бюджетное   учреждение   культуры     изобразительных искусств»   «Нижнетагильский (МБУК «НТМИИ»);   музей   ­  Муниципальное   казенное   учреждение   культуры   «Нижнетагильский музей­заповедник «Горнозаводской Урал» (МКУК «НТМЗ «Горнозаводской Урал»); ­ Городская детская библиотека МУК «ЦГБ» филиал № 7 (проводятся  совместные занятия, беседы, викторины, выставки работ учащихся); ­ МКУ «Центр по работе с ветеранами» (учащиеся на протяжении нескольких лет участвуют в творческих отчётах кружка «Русские узоры», где знакомятся с   такими   ремёслами   как   ручное   ткачество,   вязание   спицами   и   крючком, фриволите); ­ Совместно с  ГОУ СОН «Комплексный  центр социального  обслуживания населения Ленинского района                       г. Нижний Тагил  проводятся творческие мастерские   клуба   пожилых   людей   «От   всей   души»,   где   представители старшего поколения делятся знаниями о народных традициях и ремёслах. При   изучении   народных   промыслов   применяются   следующие   формы работы: 1.   Экскурсия   –   в   педагогическом   отношении   экскурсия   очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии есть возможность увидеть   предметы   народных   промыслов,   события   прошлого   можно непосредственно   связать   с   конкретными   историческими   предметами   – немыми   свидетелями   тех   событий,   что   помогает   учащимся   создать   более верные представления о далеком прошлом. 2.Встречи   с   интересными   людьми:   мастерами   народных   промыслов, представителями разных профессий позаволяют  получить представления об изготовлении предметов традиционного народного искусства. 3.   Работа   с   различными   источниками   информации:   карты,   книги, энциклопедические   словари,   справочники,   хрестоматии,   сборники   устного народного   творчества,   музейные   материалы,   художественная   литература. Самое главное состоит в том, чтобы научить детей искать и находить нужный материал,   выделять   основное,   делать   записи,   зарисовывать,   определять местоположение по карте. 4. Тематические праздники (Масленница, Капустные посиделки, Девичьи посиделки   и   др.).   В   ходе   подготовки   и   проведении   праздников   дети знакомятся  с народными традициями. 5.   Проектная   и   исследовательская   деятельность   учащихся.  Одна   из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в   себя   элементы   исследования.  Поэтому   ее  обязательной   частью   является непосредственное участие педагога и учащихся в исследовательской работе. В ходе   этой   работы   учащиеся   знакомятся   с   методами   исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно получать знания, развивают   речевые   и   мыслительные   умения   при   защите   своих   проектов, формируют навыки   информационной культуры, использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.  6.Краеведческие   игры   (проводятся   как   итоговые   мероприятия   для закрепления полученных знаний).        Результатом  совместной работы педагога и учащихся по изучению народных промыслов и ремёсел  становятся:  ­  выставки рисунков и поделок; ­настольные   игры,   разработанные   учащимися   детского   объединения (загадки,  пазлы, домино, кроссворды);  ­мини­проекты.    Новый федеральный государственный образовательный стандарт одной из   главных   целей   образования   определяет   «формирование   российской идентичности».   Следовательно,   наша   задача   –   сохранять   и   передавать историю   развития   различных   (региональных)   народных   промыслов.   Дети должны знать истоки своей культуры. Народное искусство никогда не теряло своего чувства родной природы, выраженное художественным диалогом с ней, выношенным всей историей этноса. В новом столетии Россия стоит на пороге серьезнейшего выбора и последующих перемен, связанных с переосмыслением собственной   истории   и   культурных   ценностей,   основывающихся   на достижениях многовековой национальной традиции и самобытности. Изменение самосознания народа становится предметом исследования философов, политологов, культурологов, педагогов и определяет важнейшие задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании подрастающего поколения огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и   обычаях,   не   дают   народу   забыть   свою   историю.   Актуальная   задача патриотического   воспитания   во   многом   реализуется   через   приобщение учащихся к традиционным народным промыслам.  Список использованных источников. 1.Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина России. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования.

Знакомство с тагильскими промыслами как один из аспектов формирования культуры учащихся (из опыта работы детского объединения «Краеведение»)

Знакомство с тагильскими промыслами как один из аспектов формирования  культуры учащихся (из опыта работы детского объединения «Краеведение»)

Знакомство с тагильскими промыслами как один из аспектов формирования культуры учащихся (из опыта работы детского объединения «Краеведение»)

Знакомство с тагильскими промыслами как один из аспектов формирования  культуры учащихся (из опыта работы детского объединения «Краеведение»)

Знакомство с тагильскими промыслами как один из аспектов формирования культуры учащихся (из опыта работы детского объединения «Краеведение»)

Знакомство с тагильскими промыслами как один из аспектов формирования  культуры учащихся (из опыта работы детского объединения «Краеведение»)

Знакомство с тагильскими промыслами как один из аспектов формирования культуры учащихся (из опыта работы детского объединения «Краеведение»)

Знакомство с тагильскими промыслами как один из аспектов формирования  культуры учащихся (из опыта работы детского объединения «Краеведение»)

Знакомство с тагильскими промыслами как один из аспектов формирования культуры учащихся (из опыта работы детского объединения «Краеведение»)

Знакомство с тагильскими промыслами как один из аспектов формирования  культуры учащихся (из опыта работы детского объединения «Краеведение»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017