"Золотой век джаза"
Оценка 5

"Золотой век джаза"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
музыка +1
Взрослым
14.01.2018
"Золотой век джаза"
В наше время, когда человек, вооруженный достижениями науки и техники, научился распространять информацию по всему земному шару с легкостью ветра, гоняющего листья по лужайке, трудно кого-либо удивить тем, что идеи той или иной культуры неожиданно обнаруживаются в другом, далеком от нее районе мира. И повсеместное распространение за какие-нибудь шестьдесят - семьдесят лет такого уникального явления, как джаз, едва ли не самый поразительный факт нового времени. Для нашей страны это очень важное искусство. Особенно сегодня, когда мы стремимся быть свободными, ведь джаз и есть воплощение свободы. Это та музыка, где ты остаешься самим собой, но при этом всегда слушаешь другого и пытаешься понять его. Это музыка, которая объединяет, не мешая при этом твоей индивидуальности. Возможно, джаз и есть та модель поведения человека в обществе, к которой всем нам надо стремиться.В наше время, когда человек, вооруженный достижениями науки и техники, научился распространять информацию по всему земному шару с легкостью ветра, гоняющего листья по лужайке, трудно кого-либо удивить тем, что идеи той или иной культуры неожиданно обнаруживаются в другом, далеком от нее районе мира. И повсеместное распространение за какие-нибудь шестьдесят - семьдесят лет такого уникального явления, как джаз, едва ли не самый поразительный факт нового времени. Для нашей страны это очень важное искусство. Особенно сегодня, когда мы стремимся быть свободными, ведь джаз и есть воплощение свободы. Это та музыка, где ты остаешься самим собой, но при этом всегда слушаешь другого и пытаешься понять его. Это музыка, которая объединяет, не мешая при этом твоей индивидуальности. Возможно, джаз и есть та модель поведения человека в обществе, к которой всем нам надо стремиться.
Золотой век джаза.doc
Министерство образования Республики Башкортостан Институт развития образования Республики Башкортостана Башкирское отделение Общероссийской организации Малой Академии Наук «Интеллект будущего» Секция: Музыка ЗОЛОТОЙ ВЕК ДЖАЗА Турабов Андрей 11 класс, МБОУ СОШ № 1 с. Кушнаренково МР Кушнаренковский район Научный руководитель: Саттарова Эльвира Назитовна,                                                                 учитель музыки с. Кушнаренково, 2014­2015 учебный год Оглавление Введение ………………………………………………………………….3 1.    «Ах, этот джаз!» 1.1.  Что такое джаз? Особенности джаза ………………………………4 1.2.  История развития джаза ……………………………………………4 ­ 7 1.3.  Джазовые стили и направления ……………………………………7 ­ 9 1.4.  Излюбленные джазовые инструменты …………………………….9 ­ 10 1.5.  Знаменитые джазовые музыканты …………………………………10 2.    «И льется многогранный джаз» 2.1. Развитие джаза в нашей стране ……………………………………..11 ­ 13 2.2. Социологическое исследование «Знаешь ли ты джаз?» …………..13 ­ 14 Заключение ………………………………………………………………14 Список использованных источников и литературы ……………….15 Приложения ……………………………………………………………...16 ­ 20 Приложение 1 –  Анкета для социологического опроса педагогов и                                 школьников МБОУ СОШ № 1 с. Кушнаренково. Приложение 2 –  «Словарь терминов джазовой музыки». Приложение 3 –  Стихотворения о джазе. Приложение 4 – Презентация «Золотой век джаза» (на CD ­ диске). Приложение 5 – Видеофайлы и аудиофайлы (на CD – диске). 2 Введение Джазовая музыка ­ это освобождение. (Франсуаза Саган,  французская писательница) В наше время, когда человек, вооруженный достижениями науки и техники, научился распространять информацию по всему земному шару с легкостью ветра, гоняющего листья по лужайке, трудно кого­либо удивить тем, что идеи той или иной культуры неожиданно обнаруживаются в другом, далеком от нее районе мира. И повсеместное распространение за какие­нибудь шестьдесят ­ семьдесят лет такого уникального явления, как джаз, едва ли не   самый   поразительный   факт   нового   времени.   Для   нашей   страны   это   очень   важное искусство. Особенно сегодня, когда мы стремимся быть свободными, ведь джаз и есть воплощение свободы. Это та музыка, где ты остаешься самим собой, но при этом всегда слушаешь другого и пытаешься понять его. Это музыка, которая объединяет, не мешая при этом твоей индивидуальности.  Возможно, джаз и есть та модель поведения человека в обществе, к которой всем нам надо стремиться.  Актуальность  данной   работы   заключается   в   том,   что   в   современном   музыкальном мире джаз порой незаслуженно забывают, отдавая предпочтение новым направлениям и стилям.  Цель исследования: исследование и изучение  истории возникновения джаза. Задачи исследования:  1. Собрать материал из разных источников и познакомиться со стилем «джаз». 2. Изучить творчество известных джазовых музыкантов. 3. Провести социологический опрос. 4. Составить «Словарь терминов джазовой музыки». 5. Создать презентацию «Золотой век джаза». 6. Выучить песни в джазовом стиле. Объект исследования:  джаз как форма музыкального искусства.  Предмет   исследования:  история   возникновения   и     жанрово­стилистические особенности джаза. Гипотеза исследования: Несмотря на то, что джаз зародился в начале XX века и был популярен в прошлом веке, в наши дни он также актуален и востребован. 3 При написании работы были использованы следующие  методы исследования:  анализ литературы, изучение теоретического материала, социологический опрос, обобщение. 1. «АХ, ЭТОТ ДЖАЗ!» 1.1. Что такое джаз? Особенности джаза. Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США   в   результате   синтеза   африканской   и   европейской   культур   и   получившая впоследствии   повсеместное   распространение.   Особенность   стиля   джаз —   неповторимое индивидуальное   исполнение   виртуоза­джазмена.   Залог   вечной   молодости   джаза   —   это импровизация.   После   появления   гениального   исполнителя,   который   всю   свою   жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остается легендой — Луи Армстронга, искусство исполнения   джаза   увидело   новые   для   себя   необычные   горизонты:   вокальное   или инструментальное   исполнение­соло   становится   центром   всего   выступления,   меняя полностью представления о джазе. Джаз —   это   не   только   определенный   вид   музыкального   исполнения,   но   и неповторимая жизнерадостная эпоха. 26 февраля 1917 года в нью­йоркской студии фирмы «Victor»   пятеро   белых   музыкантов   из   Нового   Орлеана   записали   первую   джазовую грампластинку.   С   этой   пластинки   джаз   перестал   быть   музыкой   негритянской   и   стал мировым музыкальным направлением. Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением XX века, но эта музыка пережила настоящий взлёт в начале 1920­х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать совершенно новую революционную музыку в Чикаго. Чикаго воспринял музыку Нового Орлеана и сделал её горячей, подняв её накал не только усилием знаменитых ансамблей Армстронга «Горячая Пятёрка» и «Горячая Семёрка», но также и других, включая таких мастеров, как Эдди Кондон и Джимми Мак'Партланд, чья бригада из   Austin   High   School   помогла   возрождению   Новоорлеанской   школы.   К   числу   других знаменитых   чикагцев,   раздвинувших   горизонты   классического   джазового   стиля   Нового Орлеана,   можно   отнести   пианиста   Арта   Ходеса,   барабанщика   Барретта   Димса   и кларнетиста Бенни Гудмена. Армстронг и Гудмен, перебравшиеся, в конечном счёте в Нью­ Йорк,   создали   там   своеобразную   критическую   массу,   которая   помогла   этому   городу превратиться в настоящую джазовую столицу мира. И в то время как Чикаго оставался в первой четверти XX века в основном центром звуковой записи, Нью­Йорк наряду с этим превратился и в главную концертную площадку джаза. 4 1.2. История развития джаза. Развитие джаза в США в первой четверти XX века После закрытия Сторивилла  джаз из регионального  фольклорного жанра начинает превращаться в общенациональное музыкальное направление, распространяясь на северные и северовосточные провинции США. Наряду с Новым Орлеаном, в развитии джаза большое значение с самого начала играли Сент­Луис, Канзас­Сити и Мемфис. В Мемфисе в XIX веке зародился рэгтайм, откуда потом в период 1890—1903 он распространился по всему североамериканскому континенту. С другой стороны представления менестрелей быстро распространились повсюду и подготовили почву для прихода джаза.  Многие будущие знаменитости джаза начинали свой путь именно в менстрель­шоу. Задолго до закрытия Сторивилла новоорлеанские музыканты отправлялись на гастроли с так называемыми «водевильными» труппами.  Значительно   расширили   территорию,   охваченную   воздействием   джаза,   оркестры, игравшие на прогулочных пароходах, ходивших вверх по Миссисипи. Ещё с конца XIX века стали популярными речные поездки из Нового Орлеана в Сент­Пол сначала на уикэнд, а впоследствии и на целую неделю. С 1900 года на этих прогулочных пароходах начинают выступать   новоорлеанские   оркестры,   музыка   которых   становится   наиболее привлекательным развлечением для пассажиров во время речных туров. В одном из таких оркестров «Шугер Джонни» начинала будущая жена Луи Армстронга, первая джазовая пианистка   В   riverboat­оркестре   другого   пианиста   Фэйтса   Мэрейбла,   выступало   много будущих новоорлеанских джазовых звёзд. Пароходы, совершавшие рейсы по реке, часто останавливались на попутных станциях, где оркестры устраивали концерты для местной публики.  Именно такие концерты стали  творческими дебютами для Бикса  Бейдербека, Джесса Стейси и многих других. Ещё один знаменитый маршрут пролегал по Миссури до Канзас­Сити.   В   этом   городе,   где   благодаря   крепким   корням   афроамериканского фольклора развился и окончательно дооформился блюз, виртуозная игра новоорлеанских джазменов нашла исключительно благодатную среду. Главным центром развития джазовой музыки   к   началу   1920­х   становится   Чикаго,   в   котором   усилиями   многих   музыкантов, собравшихся из разных концов США, создаётся стиль, получивший прозвище чикагский джаз. Распространение джаза. Джаз всегда вызывал  интерес среди музыкантов и слушателей  по всему миру вне зависимости   от   их   государственной   принадлежности.   Достаточно   проследить   ранние работы трубача Диззи Гиллеспи и его синтез джазовых традиций с музыкой темнокожих 5 кубинцев   в   1940­е,   или   более   позднее   соединение   джаза   с   японской,   евроазиатской   и ближневосточной музыкой, известные в творчестве пианиста Дейва Брубека, так же как и у блестящего   композитора   и   лидера   джаз­оркестра   Дюка   Эллингтона,   комбинировавшего музыкальное наследие Африки, Латинской Америки и Дальнего Востока. Джаз постоянно впитывал и не только западные музыкальные традиции. Например, когда разные художники стали пробовать работу с музыкальными элементами Индии. Пример этих усилий можно услышать   в   записях   флейтиста   Пола   Хорна   или   в   потоке   «всемировой   музыки», представленной например, в творчестве группы Орегон или проекта Джона Маклафлина Шакти. В музыке Маклафлина, раньше в основном базировавшейся на джазе, в период работы с Шакти стали применяться новые инструменты индийского происхождения, вроде хатама   или   таблы,   зазвучали   запутанные   ритмы,   и   широко   использовалась   форма индийской раги. Художественный Ансамбль Чикаго (The Art Ensemble of Chicago) был ранним   пионером   в   слиянии   африканских   и   джазовых   форм.   Позднее   мир   узнал саксофониста/композитора   Джона   Зорна   и   его   исследования   еврейской   музыкальной культуры, как в рамках оркестра Masada, так и вне его. Эти работы вдохновили целые группы других джазовых музыкантов, таких, как клавишник Джон Медески, сделавший записи с африканским музыкантом Салифом Кеита, гитарист Марк Рибо и басист Энтони Коулмен. Трубач Дейв Даглас с вдохновением внедряет в свою музыку балканские мотивы, в то время как Азиатско­Американский Джазовый Оркестр (Asian­American Jazz Orchestra) появился   в   качестве   ведущего   сторонника   конвергенции   джазовых   и   азиатских музыкальных   форм.   Поскольку   глобализация   мира   продолжается,   в   джазе   постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций, обеспечивающих зрелую пищу для будущих исследований и доказывающих, что джаз — это действительно мировая музыка. Биг­бэнды Биг­бэнд стал популярной музыкой своего времени, достигнув пика славы в середине 1930­х.   Эта   музыка   стала   источником   повального   увлечения   свинговыми   танцами. Руководители знаменитых джаз­оркестров Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, и др. сочинили или   аранжировали   и   записали   на   пластинки   подлинный   хит­парад   мелодий,   которые звучали   не   только   по   радио,   но   и   повсюду   в   танцевальных   залах.   Многие   биг­бэнды демонстрировали   своих   импровизаторов­солистов,   которые   доводили   зрителей   до состояния, близкого к истерии во время хорошо раскрученных «сражений оркестров».  Хотя популярность биг­бэндов после Второй мировой войны значительно снизилась, оркестры   во   главе   с   Бэйси,   Эллингтоном,   Вуди   Германом   и   многими   другими   часто гастролировали и записывали пластинки в течение нескольких следующих десятилетий. Их 6 музыка   постепенно   преображалась   под   влиянием   новых   течений.   Такие   группы,   как ансамбли во главе с Бойдом Райберном, Сан Ра, Оливером Нельсоном и др. исследовали новые понятия в гармонии, инструментовках и импровизационной свободе. Сегодня биг­ бенды   являются   стандартом   в   джазовом   образовании.   Репертуарные   оркестры   типа джазового оркестра Линкольн­Центра, Джазового оркестра Карнеги­Холл, Смитсоновский оркестр шедевров джаза и Чикагского джазового ансамбля регулярно играют оригинальные аранжировки биг­бэндовских композиций. 1.3. Джазовые стили и направления. Новоорлеанский джаз Термином   новоорлеанский,   и   традиционный   джаз   обычно   определяют   стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами, а также новоорлеанскими музыкантами, которые играли в Чикаго и записывали пластинки, начиная  приблизительно с 1917­го и на протяжении 20­х годов. Этот период джазовой истории   известен   также   как   «Эпоха   джаза».   И   это   понятие   также   используется   для описания   музыки,   исполняемой   в   различные   исторические   периоды   представителями новоорлеанского возрождения, стремившимся исполнять джаз в том же самом стиле, что и музыканты новоорлеанской школы. Мейнстрим   После   окончания   господствующей   моды   больших   оркестров   в   эпоху   биг­бендов, когда музыку больших оркестров на сцене стали теснить маленькие джазовые ансамбли, свинговая   музыка   продолжала   звучать.   Многие   знаменитые   свинговые   солисты   после концертных выступлений в болл­румах, любили поиграть в своё удовольствие на спонтанно устраиваемых джемах в небольших клубах на 52­й улице в Нью­Йорке. Причем это были не только   те,   кто   работал   в   качестве   «сайдменов»   в   больших   оркестрах,   такие   как   Бэн Уэбстер,   Коулмен   Хокинс,   Лестер   Янг,   и   др.   Сами   руководители   биг­бэндов —   Дюк Эллингтон,   Каунт   Бэйси,   Бенни   Гудмен,   Джек   Тигарден,   Гарри   Джеймс,   Джин   Крупа, будучи изначально солистами, а не только дирижёрами, тоже искали возможности поиграть отдельно   от   своего   большого   коллектива,   в   малом   составе.   Не   принимая   новаторские приёмы наступающего бибопа, эти музыканты придерживались традиционной для свинга манеры,   демонстрируя   при   этом   неиссякаемую   фантазию   при   исполнении импровизационных партий. Основные звезды свинга постоянно выступали и записывались в небольших   составах,   получивших   название   «комбо»,   в   рамках   которых   было   гораздо больше простора для импровизаций. Стиль этого направления клубного джаза конца 1930­х 7 получил с началом подъёма бибопа название мейнстрим, или главное течение. Некоторых из самых прекрасных исполнителей этой эпохи можно было услышать в прекрасной форме на   джемах   1950­х,   когда   аккордная   импровизация   уже   получила   преимущественное применение   по   сравнению   с   методом   раскрашивания   мелодии,   характерная   для   эпохи свинга. Вновь возникнув как свободный стиль в конце 1970­1980­х, мейнстрим впитал в себя   элементы   кул­джаза,   бибопа   и   хардбопа.   Термин   «современный   мейнстрим»   или постбибоп используется сегодня почти для любого стиля, который не имеет близкой связи с историческими стилями джазовой музыки. Стиль Канзас­Сити В   эпоху   Великой   депрессии   и   сухого   закона,   джазовая   сцена   Канзас­Сити превратилась в своеобразную Мекку новомодных звуков конца 1920­х и 1930­х. Для стиля, процветавшего  в Канзас­Сити  характерны проникновенные пьесы  с  блюзовой окраской, исполнявшиеся   как   биг­бендами,   так   и   маленькими   свинговыми   ансамблями, демонстрировавшими очень энергичные соло, исполнявшиеся для посетителей кабачков с подпольно продававшимся спиртным. Именно в этих кабачках и выкристаллизовался стиль великого   Каунта   Бэйси,   начинавшего   в   Канзас­Сити   в   оркестре   Уолтера   Пэйджа   и впоследствии   у   Бенни   Моутена.   Оба   этих   оркестра   были   типичными   представителями стиля   Канзас­Сити,   основой   которого   стала   своеобразная   форма   блюза,   получившая название   «городской   блюз»   и   сформировавшаяся   в   игре   вышеназванных   оркестров. Джазовая   сцена   Канзас­Сити   отличалась   также   целой   плеядой   выдающихся   мастеров вокального   блюза,   признанным   «королём»   среди   которых   был   многолетний   солист оркестра Каунта Бэйси, знаменитый блюзовый певец Джимми Рашинг. Знаменитый альт­ саксофонист   родившийся   в   Канзас­Сити,   по   приезде   в   Нью­Йорк   широко   использовал характерные блюзовые «фишки» разученные им в оркестрах Канзас­Сити и составившие впоследствии один из отправных моментов в экспериментах бопперов в 1940­е. Джаз Западного побережья Исполнители,   захваченные   движением   кул­джаза   в   50­е   годы,   много   работали   в студиях звукозаписи Лос­Анджелеса. В значительной степени под влиянием нонета Майлза Дэвиса   эти,   базировавшиеся   в   Лос­Анджелесе   исполнители   развивали   то,   что   теперь известно как «West Coast Jazz», или джаз Западного побережья. Как и Прохладный Джаз, Джаз   Западного   побережья   был   гораздо   мягче,   чем   яростный   бибоп,   который   ему предшествовал. Большинство произведений джаза Западного побережья было выписано в крупных деталях. Контрапунктные линии, часто использовавшиеся в этих композициях, казались  частичками  проникшего  в джаз европейского  влияния.  Однако в этой музыке 8 оставалось много пространства и для продолжительных линеарных сольных импровизаций. Хотя West Coast Jazz исполнялся главным образом в студиях звукозаписи, такие клубы, как «Маяк» на Эрмоза бич и «Хэйг» в Лос­Анджелесе часто представляли его главных мастеров, в числе которых были трубач Шорти Роджерс, саксофонисты Арт Пеппер и Бад Шенк, барабанщик Шелли Мэнн и кларнетист Джимми Джюффри. Кул (прохладный джаз) Высокий накал и натиск бибопа начали ослабляться с развитием прохладного джаза. Начиная   с   конца   1940­х   и   в   начале   1950­х   годов   музыканты   начали   развивать   менее яростный, более гладкий  подход к импровизации,  смоделированный  по образу светлой, сухой игры тенор­саксофониста Лестера Янга, которую он применял ещё в период свинга. Результатом стал отрешённый и однородно­плоский звук, опирающийся на эмоциональную «охлаждённость». Трубач Майлз Дэвис, бывший одним из первых исполнителей бибопа, который   «охладил»   его,   стал   самым   большим   новатором   этого   жанра.   Его   нонет, записавший альбом «Рождение кула» в 1949—1950 гг. являлся воплощением лиризма и сдержанности   кул­джаза.   Другими   известными   музыкантами   кул­джазовой   школы являются трубач Чит Бейкер, пианисты Джордж Ширинг, Джон Льюис, Дейв Брубек и Ленни Тристано, вибрафонист Милт Джэксон и саксофонисты Стэн Гетц, Ли Кониц, Зут Симс и Пол Десмонд. Аранжировщики также внесли значительный вклад в движение кул­ джаза, особенно Тэд Дамерон, Клод Торнхилл, Билл Эванс и баритон­саксофонист Джерри Маллиген.  Их  составы  сосредоточились   на  инструментальной   окраске  и   замедленности движения, на застывшей гармонии, которая создавала иллюзию простора. Диссонанс также играл некоторую роль в их музыке, но отличаясь при этом смягченным, приглушенным характером. Формат кул­джаза оставлял пространство для нескольло больших по составу ансамблей типа нонетов и тентетов, которые в этот период стали более привычны, чем в период   раннего   бибопа.   Некоторые   аранжировщики   экспериментировали   с   измененной инструментовкой, включая конусообразные медные духовые, например валторну и тубу 1.4. Излюбленные джазовые инструменты. Джаз   не   имеет   своей   специфической   инструментовки,   но   при   этом   использует инструменты абсолютно всех стилей. Здесь может применяться и саксофон, и орган, и валторна, и синтезатор, и барабаны, и гитара, и многие другие приборы. И с каждым годом музыканты все больше и больше доказывают, что джаз можно играть на абсолютно любых инструментах. 9 Джаз предполагает активное использование различных экзотических инструментов: виброфоны,   маракасы,   африканские   бонго­барабаны,   банджо,   джаг,   гобой,   сурдина.   Их успешно дополняют такие, привычные для всех, инструменты, как скрипки, синтезатор, литавры,   гитара,   виолончель,   кларнет,   саксофон.   Джазмены   пытаются   по   максимуму использовать   все   возможности   музыкальных   инструментов,   тем   самым   обеспечивая довольно оригинальные тональные окраски, которые и делают джаз абсолютно необычным стилем. 1.5. Знаменитые джазовые музыканты. Известные   джазисты,   благодаря   своему   таланту   импровизации   и   умению   тонко чувствовать музыку, дали толчок к формированию множества музыкальных направлений. Джаз стал первоисточником многих современных жанров. Итак, чьё исполнение джазовых композиций заставляло сердце слушателя замирать в экстазе? В классику мирового джаза вошли такие прославленные имена, как Луи Армстронг, Дюк   Эллингтон,   Элла   Фитцжеральд,   Бенни   Гудмен,   Джордж   Гершвин,   Чарльз   Паркер, Глен Миллер. Знаменитые джазовые музыканты обогатили музыкальное искусство чувственными и душевными ритмами, экспрессивностью и свободой импровизации. 10 2.    «И ЛЬЕТСЯ МНОГОГРАННЫЙ ДЖАЗ» 2.1. Развитие джаза в нашей стране Джаз­сцена зарождается в СССР в 20­е годы одновременно с её расцветом в США. Первый   джаз­оркестр   в   Советской   России   был   создан   в   Москве   в   1922 г.   поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый   в   РСФСР   эксцентрический   оркестр   джаз­банд   Валентина   Парнаха».     Днем рождения   отечественного   джаза   традиционно   считается   1   октября   1922   года,   когда состоялся первый концерт этого коллектива.  В   массовом   сознании   джаз   начал   приобретать   широкую   популярность   в   30­е,   во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Л. Утёсова и   трубача   Я. Б. Скоморовского.   Популярная   кинокомедия   с   его   участием   «Весёлые Ребята»   была   посвящена   истории   джазового   музыканта   и   имела   соответствующий саундтрек.  Заметный   вклад   в   развитие   советского   джаза   внёс   Эдди   Рознер —   композитор, музыкант и руководитель оркестров. Рознер стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза. Важную роль в популяризации и освоении стиля свинг сыграли также московские коллективы 30­х и 40­х гг., которыми руководили Александр Цфасман  и   Александр  Варламов.  Единственным  составом,  сохранившимся  с  той   поры, оказался оркестр Олега Лундстрема. Этот широко известный ныне биг­бэнд принадлежал к числу   немногих   и   лучших   джазовых   ансамблей   русской   диаспоры,   выступая   в   1935— 1947 гг. в Китае. Отношение   советских   властей   к   джазу   было   неоднозначным:   отечественных   джаз­ исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жёсткая критика джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом. В конце 40­х, во время борьбы   с   космополитизмом,   джаз   в   СССР   переживал   особо   сложный   период,   когда коллективы,   исполняющие   «западную»   музыку,   подвергались   гонениям.   С   началом 11 «оттепели»   репрессии   в   отношении   музыкантов   были   прекращены,   но   критика продолжилась. В 50­е и 60­е гг. в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и появились   новые   составы,   среди   которых   выделялись   оркестры   Иосифа   Вайнштейна (Ленинград)   и   Вадима   Людвиковского   (Москва),   а   также   Рижский   эстрадный   оркестр (РЭО).   Биг­бэнды   воспитали   целую   плеяду   талантливых   аранжировщиков   и   солистов­ импровизаторов, чье творчество вывело советский джаз на качественно новый уровень и  приблизило к мировым образцам. Среди них Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Николай Капустин, Борис Матвеев и др.  В  70­х   широкую  известность   получило   джазовое   трио   «Ганелин­Тарасов­Чекасин» (ГТЧ)   в   составе   пианиста   Вячеслава   Ганелина,   барабанщика   Владимира   Тарасова   и саксофониста Владимира Чекасина, просуществовавшее до 1986 года. В 70 и 80­х годах так же был известен джазовый квартет из Азербайджана "Гайя", грузинские вокально­инструментальные ансамбли "Орера" и "Джаз­Хорал". А когда джаз появился в Уфе? В 30­х годах в центральном парке культуры и отдыха играл оркестр Мустафы Калиновского, в клубе железнодорожников — оркестр Родионова, в Доме культуры Красной Армии— Славы Меркехина. В 1938 году пианистка Татьяна Томберг   приехала   в   Уфу   из   Ленинграда.   В   1949   году   в   Уфу   из   Шанхая   приехали репатрианты   —   джаз­оркестр   Бориса   Бочарова.   В   начале   60­х   взошла   звезда   Элвиса Пресли, а битлы стали группой №1 в мире. Под их влиянием в Уфе возникают вокально­ инструментальные ансамбли (ВИА). Некоторые уфимские джазмены начинали в ВИА. Для них танцплощадка стала колыбелью джаза. В 70­е годы уфимский джаз стал выходить на официальные сцены. В 1971 году группа музыкантов была приглашена на съемки в студию Башкирского телевидения.  В 1980 г. создано БРОМА — Башкирское республиканское объединение   музыкальных   ансамблей.   Его   основатель   —   И.Н.   Ахмадеев   —   известный джазовый музыкант. Отсюда стартовали ансамбли «Дустар», «Орлан» и десятки других коллективов.  В 1980­х джазовая жизнь проходила под знаком башкирского джазового ансамбля «Дустар». Возглавил ансамбль  саксофонист Марат Юлдыбаев. В состав коллектива также входили Р. Медяров, А. Сергиенко, Е.Чистяков, Ю.Шемагонов. Ансамбль гастролировал по   СССР,   Африке,   ГДР,   Канаде,   США,   неоднократно   становился   лауреатом международных   джазовых   фестивалей.   В   1992   прекратил   существование.   Саксофонист Марат Юлдыбаев живет в Таиланде, дает сольные концерты, играя свой любимый джаз. 12 В конце 80­х годов у «Дустара» появился серьезный конкурент в лице «Орлана», созданного Олегом Киреевым в 1985 году. В первом составе играли: Р. Галиуллин, М. Цимбаленко, С. Тылибцев, О. Киреев. «Орлан» принимал участие в джаз­фестивалях  в Куйбышеве,   Чебоксарах,   Казани,   Риге,   Тбилиси.   Менялись   города   и   состав   ансамбля. Неизменным   оставался   репертуар,   построенный   на   симбиозе   джаза   и   башкирского фольклора. Примером служит диск «Башкирские легенды», записанный в 1989 году. На протяжении 15 лет Олег Киреев был лидером уфимского джаза. Вплоть до самого переезда в Москву. В 2003 году Киреев избран арт­директором московского «CooL TRAIN» клуба.   Олег   часто   приезжает   в   родную   Уфу,   встречается   с   друзьями,   дает   концерты. В числе наиболее активных творцов джаза в Уфе можно назвать ансамбль «Funky House Band»,   вокал­ансамбль   «Септима»;   группу   «Party   Phone»,   джаз­ансамбль   «Палладиум»; Гитаристы и басисты: И. Макаров, И. Пешкин, Р. Шайдуллин, Е. Валишин, А. Корнейчук, А. Тимофеев. Среди барабанщиков – В. Прокофьев, В. Камнев, среди саксофонистов — А. Изерчин, Р. Мамяшев, пианистов и клавишников — А. Хасаншин, Р. Каримов, И. Вдовин.  Единственная   уфимская   вокалистка,   покорившая   московскую   джазовую   сцену,   — Ирина Остин. На фестивале «Джазовые голоса» в Москве (1998 г.) ее выступление было признано лучшим. Поклонники джаза в Уфе полюбили ее еще раньше. Ирина Остин ведет концертную деятельность, работает со многими джаз­коллективами России, стран дальнего и ближнего зарубежья.  Пианист   Руслан   Воротников   не   сразу   пришел   в   джаз,   поначалу   занимался классической   музыкой.   Выступал   на   множестве   международных   конкурсах   в   классе фортепиано. Когда он играет джаз — чувствуется интеллигентность и романтизм звука. Когда он играет классику  — ощущается прозрачная фразировка Била Эванса, живость подачи. Кушнаренковскую   Детскую   музыкальную   школу   многие   годы   возглавлял   Радик Закиевич   Гильданов.   Это   увлеченный   человек,   которые   через   годы   пронес   и   сохранил любовь к джазу. Веселый, искренний, эрудированный, он ненавязчиво вызывает у своих питомцев   желание   быть   похожими   на   него.   Из   мнокократных   бесед   с   любимым наставником в минуты отдыха я узнал, что он является создателем известного в прошлом ВИА   «Неудачники».   А   позже   в   составе   его   джазового   коллектива   пианисткой   и вокалисткой была его дочь  Линда Гильданова. Именно Радик Закиевич приобщил и меня к джазовым композициям.   2.2. Социологическое исследование по теме «Знаете ли вы джаз?» 13 В ходе проекта был проведен опрос среди педагогов и школьников, чтобы узнать, насколько хорошо они знают, что такое джаз. В социологическом исследовании приняли участие 15 педагогов и 15 школьников МБОУ СОШ № 1 с. Кушнаренково. Оказалось, что, хотя джаз зародился в начале прошлого века, современники довольно много о нём знают. Результаты опроса представлены в следующих таблицах:  1. Знаете ли Вы, что такое джаз? 2. Где зародился джаз? 3. Какие люди придумали джаз? 4. Какой из этих инструментов  джазовый? 5. Какое радио выберете Вы? 1. Знаешь ли ты, что такое джаз? 2. Где зародился джаз? 3. Какие люди придумали джаз? 4. Какой из этих инструментов  джазовый? 5. Какое радио выберешь ты? Педагоги «Да» 81 % «В Европе» 12 % «В Африке» 32 % «Богатые» 47 % «Балалайка»  0 % «Шансон» 31 % «Хит FM» 52 % Школьники «Да» 43 % «В Европе» 35 % «В Африке» 26 % «Богатые» 63 % «Балалайка»  29 % «Шансон» 12 % «Хит FM» 87 % Заключение «Нет»  19 % «В Америке» 56 % «Бедные» 53 % «Саксофон»  100 % «Jass» 17% «Нет»  57 % «В Америке» 39 % «Бедные» 37 % «Саксофон»  71 % «Jass» 4 % Особенность стиля «джаз»   — неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза­ джазмена. Залог вечной молодости джаза  — это импровизация.  Джаз   не   имеет   своей   специфической   инструментовки,   но   при   этом   использует инструменты абсолютно всех стилей. Здесь может применяться и саксофон, и орган, и валторна, и синтезатор, и барабаны, и гитара, и многие другие приборы. И с каждым годом музыканты все больше и больше доказывают, что джаз можно играть на абсолютно любых инструментах. Знаменитые   джазовые   музыканты   Луи   Армстронг,   Дюк   Эллингтон,   Элла Фитцжеральд, Бенни Гудмен, Джордж Гершвин, Чарльз Паркер,   Глен Миллер обогатили музыкальное   искусство   чувственными   и   душевными   ритмами,   экспрессивностью   и свободой импровизации. 14 Джаз  дал начало стилям «ритм­энд­блюз»,  «рок­н­ролл»,  «рок»,  «фанк», «соул» и другим. Эстрадная  музыка, музыка  кино  и телевидения  заимствовали многие  элементы джаза.  Джаз играют, поют, ему посвящают стихи.  Изучив   источники   и   литературу   по   теме   работы,   ресурсы   Интернета, проанализировав данные социологического опроса педагогов и школьников МБОУ СОШ № 1 с. Кушнаренково, мы можем сделать выводы, что  1. Джаз не только востребован и жив, а набирает новую качественную  высоту. 2. Джаз   –   уникальное   явление,   музыкальный   феномен.   Он   представляет   широкую панораму звуков и вызывает множество эмоций – нужно лишь суметь их услышать и позволить наслаждаться ими. Список использованных источников и литературы: 1. 2. 3. 4. Т.Л. Айзикович История джазового образования в Северной Америке, Европе и  России./ Музыка в школе, № 3, 2013. С.А. Беличенко Введение в историю джаза./Музыка в школе, № 6, 2007. С.В. Истомин.  Я познаю мир. Детская энциклопедия. Музыка. – М.:  ООО Изд­во  «АСТ», 2003. Дж. Л. Коллиер «Становление джаза. Популярный исторический очерк» Москва,  «Радуга», 1984. 5. Музыка от А до Я, М.: 1998. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Е. Овчинников “История джаза”, выпуск 1, Москва, “Музыка”, 1994. Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия, 2004.  100 великих музыкантов. Авт. – сост. Д.К. Самин. – М.: Вече, 2003. http://www.jazz.ru/ http://www.jazzportal.ru/ http://www.jazzpla.net/ http://www.myjazz.ru/ http://www.everjazz.ru/ http://www.66.ru/afisha/show/place/1410/ http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://jazz­in­ekaterinburg.ru) 15 Приложение 1 Анкета для социологического опроса педагогов и школьников  МБОУ СОШ № 1 с. Кушнаренково 1. Знаете ли Вы, что такое джаз?         Да.  Нет.   Не задумывался. 2. Как Вы думаете, где зародился джаз?  в Европе.  В Африке.  в Америке. 3. Какие люди придумали джаз?  Богатые.  Бедные. 4. Какой из этих инструментов джазовый?  Балалайка.  Саксофон. 16 5. Какое радио выберете Вы?  «Шансон».  «Хит FM».  «Jass». «Словарь терминов джазовой музыки». Приложение 2 Авангардный джаз — условное название группы стилей и направлений современного джаза. Аранжировка  —   способ   закрепления   общего   замысла   ансамблевой   или   оркестровой интерпретации. Банджо    —   струнный   щипковый   музыкальный   инструмент   африканского   происхождения, родственный мандолине и гитаре.  Биг­бэнд (большой оркестр) — разновидность джазового оркестра.  Бонги  —   латиноамериканская   разновидность   малых   барабанов   (предположительно   индейского происхождения).  Джаг — негритянский музыкальный инструмент западноафриканского происхождения.  Джаз­рок  — стилевое направление, возникшее на основе синтеза джаза и рок­музыки.  Диксиленд   — объединение новоорлеанского и чикагского джаза. Кул­джаз  — стиль современного джаза, возникшего в конце 40­х гг Мэйнстрим     — условное понятие, утвердившееся в джазовом лексиконе в 50­е гг. в связи с возрождением  свинга  — стиля,   занимающего   промежуточное,   центральное   положение   между традиционным хот­джазом и современным кулом Новоорлеанский стиль  — основополагающий стиль классического периода истории джаза.  17 Регтайм  —   танцевальная музыка особого, ритмического склада. Ритм­энд­блюз  —   вокально­инструментальный стиль негритянской музыки 30­х гг., возникший под влиянием свинга.  Саунд — одна из важных стилевых категорий джаза, характеризующая индивидуальное качество звучания инструмента или голоса.  Свинг — 1. Выразительное средство в джазе. 2. Стиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 20­30­х   гг.   в   результате   синтеза   негритянских   и   европеизированных   стилевых   форм   джазовой музыки.  Современный   джаз  —   общее   обозначение   стилей   и   направлений   джаза,   возникших   после окончания периода классического стиля и «эры свинга». Спиричуэл — духовный жанр хорового пения североамериканских негров.  Чикагский   стиль    —   занимает   промежуточное,   переходное   положение   между  классическим новоорлеанским джазом и свингом Электронный   джаз    —   экспериментальное   направление   в  современном   джазе,  связанное   с применением электронного синтеза звука. Приложение 3 Анна Сынкова Стихотворения о джазе Осенний джаз Роняет золотой наряд И листья медленно горят И льется многогранный джаз, Как в первый раз, как в первый раз... В нем утопаю, как в вине, Пьянит меня еще сильней Горячей бархатной волной, Уничтожая мой покой!.. ...Как сон растает целый год, Настанет осени черед. Под нотки джазовых оркестров Мы снова, снова будем вместе... *   *   * Антон Луговской  18 Сижу один, в столь поздний час, И в мыслях музыка звучит, Звучит один лишь только джаз, И сердце быстро так стучит. И ноты сладостно сплелись, А свинг мне душу разрывает, Везде­куда не оглянись, Всё в томном джазе уплывает! И в море жаркой чёрной страсти Джаз начинаешь ощущать, И поддаёшься его власти, Я не могу не танцевать!!! Ласкают блюзовые ноты, Закроешь вдруг свои глаза.. Все чёрной музыки красОты, Все они здесь и для тебя!! Я знаю точно, я в раю!! Прямо здесь, и вот сейчас, Как в мечте, но наяву, Звучит один лишь только ДЖАЗ! *   *   * ­ Какого цвета ветер? ­  Я спрашиваю вас. Идя слепым по жизни,  Нельзя услышать джаз. Тромбоны и кларнеты, Рояль и контрабас... Не слыша звук рассвета, Нельзя исполнить джаз. Аккордов кляксы в нотах, Очки и всё при нём. Но нету того драйва, Пульсирующей волны. Джаз не имеет формы Натянутой струны, Как и любой другой ­  Джаз вовсе не о том. Понять его природу Несложно, но сначала Ответьте на вопрос: Какого цвета ветер? И сразу всё понятно стало: Весь этот блеск, Весь этот ритм, Вся эта боль, Екатерина Южик 19 Вся эта жизнь, Весь этот джаз. Джаз Рассыпают хрустящие звуки Барабаны, труба, контрабас. Бьют по клавишам черные руки,­ Веселится насмешливый джаз. Головою качает болванчик: Пустота, медитация, дзен. Разлетается свинг ­  одуванчик, И хохочет лукавый джазмен. Белозубая скачет улыбка, И куда­ то уносят меня Растворённые в музыке зыбкой Пузырьки беззаботного дня. Исчезает раскрашенный броско, Кукловодом забытый вертеп. Остается лишь небо из воска И Меркурий, танцующий степ. Между нами Джаз... Ночного города окно, Свечи сгорающей тепло. Вином и джазом наполняя Бокала хрупкого стекло. Вдыхая аромат дождя И терпкий воздух ноября, Волнения не выдаст дрожь, Касаясь на мгновение меня. Сквозь легкий сигаретный дым Нам мир покажется другим. И покидать его отныне Мы никогда не захотим! Но гаснут города огни, Стихают за окном дожди. Нам предстоит встречать рассвет На разных сторонах земли... Твою мелодию храня, Огонь свечи и шум дождя, И где бы ни встречать мне осень Я буду вспоминать тебя!..  Виола Нелидова Анна Сынкова 20 Презентация «Золотой век джаза» (на mp3 ­ диске) Видеофайлы и аудиофайлы (на CD – диске). Приложение 4 Приложение 5 21

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"

"Золотой век джаза"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2018