«Звери рады: без народа – им веселье и свобода»
Оценка 4.8

«Звери рады: без народа – им веселье и свобода»

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
окружающий мир
2 кл—4 кл
08.12.2023
«Звери рады: без народа – им веселье и свобода»
моно-экскурсия
Евсюк К.Н.docx

Государственное учреждение образования «Лысицкаясредняя школа»

 

 

 

 

 

 

 

«Звери рады: без народа – им веселье и свобода»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Евсюк Ксения

Николаевна,

учитель начальных классов,

вторая квалификационная  категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большая Лысица, 2023

 

 

 

Цель: привлечь и заинтересовать учащихся к изучению природы Республики Беларусь, познакомить с одним из охраняемых природоохранных комплексов нашей страны.

Задачи: 
- содействовать формированию представления обучающихся об природоохранном комплексе
Полесский государственный радиационно-экологический заповедник 

- познакомить с главным хищником, проживающем на данной охраняемой территории;

- развивать любознательность;

- создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде.

Описание. Виртуальная моноэкскурсия предназначена для обучающихся на всех ступенях образования, интересующихся живой природой Республики Беларусь, и знакомит с опасным, но полезным хищником, обитающего в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике – волком.

Вообще охранять природу это дело, заслуживающее похвалы. Я считаю, что эту тему необходимо освящать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.  Нам всем надлежит воспитать в детях отношение к прирoде не как к источнику материальных ценностей (природные минералы и ископаемые, древесина, источники пресной воды), но и как к живому существу, котoрое также нуждается в заботе и защите подобно человеку. Развитие познавательного интереса к окружающей нас природе, бережное отношение к ней одна из задач, стоящих перед школой. Сюда можно отнести разнообразные формы деятельности  на уроках и  внеклассных мероприятиях. Игровые задания всегда вызывают интерес учащихся. Это методическое мероприятие направлено на формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, логически и критически мыслить. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоoтнoшениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения, закономерностях взаимоотношений живых организмов с окружающей средой.

Оборудование: Ноутбук (компьютер), м/медийная установка, карта, мобильные телефоны с заранее установленным приложением «Сканер QR», презентация , звуки волка, жетоны в виде лап волка, медали за активное участие, дерево и листья желтого и зеленого цвета.

Объект: очень осторожный, сообразительный и коварный хищник – волк.

Место проведения: актовый зал.

Дата создания:  19.02.2020г.

Экскурсанты: 1-5 классы.

 

 

 

 

Ход экскурсии:

1.     Организационная часть.

Все усаживаются на свои места. На сцену выходят 2 ведущих.

 

2.     Вступительное слово.

1-ведущий: Что такое экология и почему это слово столь актуально в наше время, думаю объяснять никому не надо. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед…нами.

2- ведущий: Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Все мы пассажиры одного корабля по имени планета Земля» и пересесть из него просто некуда. (Слайд 2)

1-ведущий: Человек сегодня – никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне восторгаться гармонией природы. (Слайд 3)

2-ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в совершенно необычную экскурсию. (Слайд 4)

3. Работа по презентации «Виртуальная моноэкскурсия в Полесский государственный радиационно-экологический заповедник».(Слайд4)

 

1-ведущий: Вот и былинный камень, который рано или поздно обязательно появляется перед любым человеком, а не только богатырем – не такая уж и выдумка.

 2-ведущий: По какой бы дороге ты не шел – рано или поздно будет развилка, а над развилкой тучи и черные вороны, перед тобой – камень: сымай, человече шапку, и думай что делать…

         1-ведущий: Бывают времена – перед сказочной развилкой оказываются целые государства: куда повернуть, направо или налево?

2-ведущий: А наша с вами земля – сама по себе развилка. Давайте и мы с вами испытаем свою судьбу и везение и выберем направление. (Слайд 5)

Выбирают направление и следуют по слайдам.

1 дорога «Налево пойдешь – много знаний найдешь».

2 дорога «Направо пойдешь – храбрее станешь».

3 дорога «Прямо пойдешь – долго жить будешь».

Описание 1 дороги «Налево пойдешь – много знаний найдешь». Содержание этой дороги: история возникновения ПГЭРЗ и краткая информация о заповеднике.

Педагог: Мы хотим рассказать о Полесском радиационно-экологическом заповеднике. Катастрофа на Чернобыльской атомной станции в свое время оказала большое влияние как на людей, так и на прилегающие земли. Вследствие нее в Беларуси была создана эта заповедная зона (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). (Слайды 5,6,7,8,9,10)

Описание 2 дороги «Направо пойдешь – храбрее станешь».

1-ведущий: Наведите свой телефон на QR-код, и догадаемся о ком пойдет речь, просмотр видео об этом животном и прослушаем звуки, которые наше тайное животное издает. (Слайд 11 )

Дети отвечают, кого увидели на картинке из QR-кода – волк.

Педагог: Волк - очень осторожный, сообразительный и коварный хищник. Сильный и неутомимый охотник. (Слайд 12)

На территории заповедника обитает около 160 особей волков на 1000 га. Ежегодно в ПГРЭЗ добываются 70-90 волков. Однако численность их значительно превышает экологически допустимую и должна находиться под строгим контролем и по мере роста регулироваться. (Слайд 13)

Волк, или серые волк, или обыкновенный вол – вид хищных млекопитающих из семейства псовых. Всего примерно выделяют 32 подвида волка, различающихся размерами и оттенками меха (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).(Слайд 14)

Размеры и общая масса волков подвержены сильной географической изменчивости; замечено, что они меняются пропорционально в зависимости от окружающего климата и в полном соответствии с правилом Бергмана (чем холоднее климат, тем крупнее животное). В общем случае высота животных в холке колеблется в пределах 66—86 см, длина 105—160 см, а вес 32—62 кг, что делает обыкновенного волка одним из самых крупных млекопитающих в семействе. Прибылые (годовалые) волки весят в пределах 20—30 кг, переярки (2—3 года) — 35—45 кг. Матереет волк в возрасте 2,5—3 лет, достигая веса в 50 и более килограммов. В Сибири и на Аляске крупные матёрые волки могут весить более 77 кг (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). (Слайд 15)

Протяжный вой волка, с помощью которого эти хищники общаются друг с другом, приводит в ужас других животных (ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ). (Слайд 16)

Чувство обоняния у волка развито очень сильно. Он может обнаружить добычу на расстоянии до 3 километров. Волчий нос в 14 раз больше человеческого, а обоняние у волков в 100 раз лучше, чем у людей. Волки различают около 200 миллионов оттенков запаха, люди всего лишь 5 млн.(ПРИЛОЖЕНИЕ 5). (слайд 17)

Волк обитает в самых разнообразных местах, избегая густых лесных массивов. Может селиться недалеко от человеческого жилья (ПРИЛОЖЕНИЕ 6). (слайд 18)

В природе волк – не только беспощадный хищник, но и «санитар» леса, так как, в первую очередь, поедает больных или ослабленных животных (ПРИЛОЖЕНИЕ 7). (Слайд 19)

Преследуя добычу, он может развивать скорость до 60 км/ч, а за ночь преодолевать до 70 км/ч. Летом волки живут парами, сохраняя верность друг другу всю жизнь. На зиму животные объединяются в многочисленные стаи и сообща расправляются с такими крупными животными, как лось или олень (ПРИЛОЖЕНИЕ 7). (Слайд 20 )

Для волков типичен семейный образ жизни: они живут стаями от 3 до 40 особей — семейными группами, состоящими из пары вожаков — альфа-самца и альфа-самки, их родственников, а также пришлых одиноких волков. Пары образуются на неопределённо долгий срок — до тех пор, пока один из партнёров не погибает (ПРИЛОЖЕНИЕ 8). (Слайды 21,22,23,24)

Волк является традиционным героем народных сказок и эпосов большинства народов мира, ему отводится важная роль в мифологии многих, преимущественно северных народов, использован в качестве символа во многих литературных произведениях (ПРИЛОЖЕНИЕ 9). (Слайд 25)

В нашей стране есть город с названием Волковыск, считается, что именно из-за большого количества на территории волков ему дали такое название (ПРИЛОЖЕНИЕ 10). (Слайд 26)

 

Описание 3 дороги «Прямо пойдешь – долго жить будешь».

1-ведущий: Это дорогая привела Вас к тому, чтобы узнать, что знаете вы.

2-ведущий: И начнем мы с загадок (ПРИЛОЖЕНИЕ 11).

1-ведущий: Какие вы молодцы! Но вот вам следующее задание. Вам необходимо быстро отвечать «да» или «нет» на наши вопросы.

Игра «Правда ли, что…»

… стрижи даже спят на лету? (да)

… голубые розы растут только в Китае? ( их нет)

… что крот самый прожорливый на Земле? (да)

…что вьюн – это природный барометр? (да)

… еж ест грибы? (нет)

…что белка любит сухие грибы? (да)

2-ведущий: Здорово! Дальше самое сложное. Найдите в хаосе этих букв названия животных (ПРИЛОЖЕНИЕ 12).

1-ведущий: Закончим нашу игру заданием «Найди животных» (ПРИЛОЖЕНИЕ 13).

4.  Заключение.

2 ведущий: Сегодня мы с вами побывали в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике. Надеемся, что каждый узнал для себя что-то новое и интересное. (Слайд 30)

 

1 ведущий: Наша жизнь и наше будущее зависит от каждого из нас,

                     И надо действовать сегодня.

                    Надо действовать сейчас.

2 ведущий: Пусть это будет посаженное твоими руками дерево. Или незагубленный уголок природы. Защищенные гнезда и муравейники.

1 ведущий: Сохранность природы зависит от нашей культуры, нравственности, и милосердия!

Так давайте начнем с себя. Что бы показать пример всем людям.

5. Рефлексия

«Дерево». Учащиеся записывают свое мнение об экскурсии на бумаге в форме листьев дерева, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате. Или подготовлены листья сразу в определенном цвете, и учащиеся вешают свой листик.

Желтый – мне было скучно и не интересно .

Зелёный – я узнал много нового. И эта информация будет для меня полезна.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                         

Список использованных источников:

1.     Багинский В. Ф., Кудин М. В. Лесные культуры в зоне отчуждения и отселения Полесского государственного радиационно-экологического заповедника // Лесное и охотничье хозяйство — 2009. — № 8. — С. 20-23.

2.     Жук, Л.И. Друзья наши меньшие/ ред. – сост. Л.И.Жук. – Минск:  Красико – Принт, 2008. – 128 с.

3.     Жуковская Т.И. Животные в геральдике Беларуси/ Т.И. Жуковская. – Минск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2019. – 32 с.: ил. – (Это наша с тобою земля)

4.     Захарова, О. Удивительный мир животных/ сост.: О. Захарова, Е.Рабион. – Минск: Современная школа – 2009. – 63 с.

5.     Савицкий, Б. П.  Млекопитающие Беларуси/ Б.П. Савицкий, С. В. Кучмель, Л.Д. Бурко. ¾ Минск, 2005. – 319с.

6.     Полесский государственный радиационно-экологический заповедник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Полесский государственный радиационно-экологический заповедник (белор. Палескі дзяржаўны радыяцыйна-экалагічны запаведнік) (акроним: ПГРЭЗ) — крупнейший (более 215 тысяч га) в Белоруссии заповедник.

Заповедник был организован 18 июля 1988 года в белорусской части зоны отчуждения Чернобыльской АЭС на территории трёх наиболее пострадавших от аварии районов Гомельской области — БрагинскогоНаровлянского и Хойникского.

На территории находятся 96 покинутых населённых пунктов, где до аварии проживало более 22 тысяч жителей. Администрация ПГРЭЗ расположена в городе Хойники.

Хотя заповедник создан с целью радиобиологических и экологических исследований, он представляет интерес и для биологов. Вмешательство человека минимально, появляется возможность наблюдать за развитием дикой природы в условиях Белоруссии. «В связи со снятием антропогенной нагрузки и богатством растительного мира здесь создались, по сути, идеальные условия для восстановления животного мира», — говорится в докладе

Комитета по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС при Совете министров Белоруссии. Также были интродуцированы некоторые новые виды, в том числе и зубр.

В Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике зарегистрирован 1251 вид растений, это более двух третей флоры страны, 18 из них занесены в Международную Красную книгу и Красную книгу Республики БеларусьФауна включает 54 вида млекопитающих, 25 видов рыб, 280 видов птиц. Более 40 видов животных относят к редким и исчезающим.

Штат сотрудников заповедника составляет около 700 человек, из них 40 — с учёной степенью. Ежегодные затраты составляют около 4 млн долларов США.

Северо-западнее заповедника расположен национальный парк  Припятский. Южнее - украинская часть Зоны отчуждения Чернобыльской АЭС.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Волк, или серый волк, или обыкнове́нный волк (лат. Canis lupus), — вид хищных млекопитающих из семейства псовых (Canidae). Наряду с койотом (Canis latrans), обыкновенным шакалом (Canis aureus) и ещё несколькими видами составляет род волков (Canis). Кроме того, как показывают результаты изучения последовательности ДНК и дрейфа генов, является прямым предком домашней собаки, которая обычно рассматривается как подвид волка (Canis lupus familiaris). Волк — одно из самых крупных современных животных в своём семействе: длина его тела (без учёта хвоста) может достигать 160 см, длина хвоста — до 52 см, высота в холке — до 90 см; масса тела может доходить до 90—100 кг.

Когда-то волк имел гораздо большее распространение в Евразии и Северной Америке. В настоящее время его ареал и общая численность животных заметно уменьшились, главным образом в результате человеческой деятельности: изменения природных ландшафтов, урбанизации и массового истребления. Во многих регионах мира волк находится на грани полного исчезновения, хотя на севере Евразии и Америки его популяция всё ещё остаётся стабильной. Несмотря на то, что популяция волков продолжает уменьшаться, он до сих пор во многих местах является объектом охоты как представляющий потенциальную опасность для человека и домашнего скота либо ради развлечения.

В качестве одного из ключевых хищников волки играют очень важную роль в балансе экосистем таких биомов, как леса умеренных широт, тайгатундрастепи и горные системы. Всего выделяют примерно 32 подвида волка, различающихся размерами и оттенками меха. На территории Российской Федерации чаще всего встречаются обыкновенный (C.l.lupus) и тундровый (C.l.albus) волки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Внешний вид. Размеры и общая масса волков подвержены сильной географической изменчивости; замечено, что они меняются пропорционально в зависимости от окружающего климата и в полном соответствии с правилом Бергмана (чем холоднее климат, тем крупнее животное). В общем случае высота животных в холке колеблется в пределах 66—86 см, длина 105—160 см, а вес 32—62 кг, что делает обыкновенного волка одним из самых крупных млекопитающих в семействе. Прибылые (годовалые) волки весят в пределах 20—30 кг, переярки (2—3 года) — 35—45 кг. Матереет волк в возрасте 2,5—3 лет, достигая веса в 50 и более килограммов. В Сибири и на Аляске крупные матёрые волки могут весить более 77 кг.

Крупное животное было зарегистрировано в 1939 году на Аляске: его вес составлял около 80 кг. Считают, что в Сибири вес отдельных экземпляров может превышать 92 кг. Самым маленьким подвидом следует считать арабского волка (C.l. arabs), самки которого в зрелом возрасте могут весить всего 10 кг. В пределах одной популяции самцы всегда крупнее самок примерно на 20 %, и с более лобастой головой.

По общему виду волк напоминает крупную остроухую собаку. Ноги высокие, сильные; лапа крупнее и более вытянута, нежели собачья, длина следа порядка 9—12 см, ширина 7 см, средние два пальца более вынесены вперёд, пальцы не растопырены и отпечаток рельефнее, чем у собаки. Дорожка следов у волка ровнее, и образует почти ровную строчку, а у собак — извилистую линию. Голова широколобая, морда относительно широкая, сильно вытянута и по бокам обрамлена «бакенбардами». Массивная морда волка хорошо отличает его от шакала и койота, у которых она более узкая и острая. К тому же она очень выразительна: учёные различают более 10 мимических выражений: гнев, злоба, покорность, ласка, веселье, настороженность, угроза, спокойствие, страх.

Череп крупный, массивный, высокий. Носовое отверстие широкое, особенно заметно расширяющееся книзу. Наибольшая длина черепа самцов 268—285, самок 251—268, кондилобазальная длина черепа самцов 250—262, самок 230—247, скуловая ширина самцов 147—160, самок 136—159, межглазничная ширина самцов 84—90, самок 78—85, длина верхнего ряда зубов самцов 108—116, самок 100—112 мм.

Строение зубов волка — важная характеристика, определяющая образ жизни этого хищника. На верхней челюсти имеются 6 резцов, 2 клыка, 8 премоляров и 4 моляра. Нижняя челюсть содержит на 2 моляра больше. Четвёртые верхние премоляры и первые нижние моляры составляют плотоядные зубы, которые выполняют главную роль при разделе дичи. Важную роль также играют клыки, которыми хищник удерживает и тащит жертву. Зубы волка способны выдерживать нагрузку более 10 мегапаскалей и являются как его главным оружием, так и средством защиты. Их потеря для волка губительна и ведёт к голоду и потере дееспособности.

Хвост довольно длинный, толстый и, в отличие от собачьего, всегда опущен вниз; охотники называют его «поленом». Хвост является выразительным

продолжение приложения 3

«языком» волка. По его положению и движению можно судить о настроении волка, спокоен ли он или боится, и о его положении в стае.

Мех у волков густой, довольно длинный и состоит из двух слоёв, из-за чего иногда животное выглядит крупнее, чем оно есть на самом деле. Первый слой шерсти состоит из жёстких остевых волос, которые отталкивают воду и грязь. Второй слой, называемый подшёрстком, включает в себя водонепроницаемый пух, согревающий животное. Поздней весной или ранним летом пух комочками отслаивается от тела (линька), при этом животные трутся о камни или ветки деревьев ради облегчения этого процесса.

Между подвидами волка имеются значительные различия в окраске, часто в соответствии с окружающей средой. Лесные волки — серо-бурые. Тундровые — светлые, почти белые. Пустынные — серовато-рыжеватые. В высокогорьях Центральной Азии у волков окраска ярко-охристая. Помимо этого встречаются чисто белые, рыжие или почти чёрные особи. У волчат окраска однотонная, тёмная и с возрастом светлеет, а голубая радужная оболочка глаз через 8—16 недель жизни обычно становится золотисто-жёлтой либо оранжевой. В редких случаях глаза у волков остаются голубыми на всю жизнь. В пределах одной популяции окрас шерсти также может различаться у отдельных особей или иметь смешанные оттенки. Различия относятся только к наружному слою шерсти — подшёрсток всегда серый. Часто полагают, что цвет шерсти призван слить животного с окружающей средой, то есть выполняет роль камуфляжа; однако это не совсем так: некоторые учёные указывают на то, что смешанные цвета усиливают индивидуальность конкретной особи.

Следы волков отличимы от следов собаки по нескольким признакам: боковые пальцы (указательный и мизинец) больше отставлены назад относительно средних (средний и безымянный), если провести прямую от кончика мизинца до кончика указательного пальца, то основания средних пальцев лишь слегка зайдут за эту линию, тогда как у собаки за линией окажется около трети длины подушечек средних пальцев. Также волк держит лапу «в комке» поэтому отпечаток более рельефен, и посему след волка несколько меньше следа собаки тех же размеров. Кроме того дорожка следов волка гораздо прямее, нежели дорожка следов собаки, что служит надёжным «опознавательным знаком». След матёрого волка имеет длину 9,5—10,5 см, ширину 6—7 см волчицы — 8,5—9,5 см и 5—6 см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Голос. Разнообразие и диапазон частот голосовых средств волков значительно превосходят возможности абсолютного большинства животных (кроме человека и рукокрылых). Волки издают такие звуки, как вой, завывание, хныканье, ворчание, рычание, тявканье, визг, лай. Каждый звук имеет огромное количество вариаций.

Реакция волков на эти звуки сознательная. С помощью голоса волки могут передавать очень сложные сообщения — о нахождении определённого зверя в определённом месте. Так, исследователь Фарли Моуэт наблюдал в канадской тундре, как по цепочке волки передавали на большие расстояния информацию о том, что ожидаемые ими олени двинулись на юг и находятся там-то. При этом волк сначала слушает информацию, доносящуюся от другого волка, который может находиться в восьми километрах. Затем передающий откидывает голову назад и воет вибрирующим воем: вначале низким, но заканчивающимся на самой высокой ноте, ещё воспринимаемой человеческим слухом. Проверка волчьего сообщения о нахождении оленей подтвердила этот случай. Волки могут сообщать друг-другу даже о появлении людей.

Сигнал к нападению у волков — это боевой клич, подаваемый вожаком стаи. Звук этот похож на рычание разъярённой собаки, бросающейся на человека[12].

Волки воют на рассвете или в сумерках, но не каждый день. Начинается вой с сольного завывания вожака, которое существенно отличается от завывания других членов стаи. Они присоединяются чуть позже. Хоровой вой обычно заканчивается тявкающим визгливым лаем.

Коллективное голосовое творчество стаи является признаком общественной жизни. Пристрастие волков к нему имеет эмоциональную основу и обостряет чувство принадлежности к стае. Также это средство общения с другими стаями и отбившимися собратьями.

Некоторые люди умеют понимать звуковые сообщения, которыми обмениваются волки; к таким относился эскимос Утек, встреченный в канадской тундре Ф. Моуэтом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Обоняние.Чувство обоняния у волка развито очень сильно. Он может обнаружить добычу на расстоянии до 3 километров. Волчий нос в 14 раз больше человеческого, а обоняние у волков в 100 раз лучше, чем у людей. Волки различают около 200 миллионов оттенков запаха, люди всего лишь 5 млн. Через запахи волк получает большую часть информации. Процесс получения и передачи такой информации, а также соответствующие формы поведения, связанные с запаховым обследованием партнёров и оставлением запаховых меток, играют в жизни зверя важную роль. Источниками запаховых сигналов могут быть моча, кал и даже слюна. Фекалии могут нести информацию не только о виде, но, вероятно, и о поле животного. Значительное усиление запахового мечения наблюдается у волков во время гона и при образовании новых пар. Характерной чертой в этих случаях является двойное мечение, когда самец мочится поверх мочевой метки самки. В этом случае запаховое мечение может способствовать синхронизации половой активности и сплочению пары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

Места обитания. Волк обитает в самых разных ландшафтах, но предпочитает степи, полупустыни, тундру, лесостепь, избегая густых лесных массивов. В горах распространён от подножья до области альпийских лугов, придерживаясь открытых, слабо пересечённых участков. Может селиться недалеко от человеческого жилья. В таёжной зоне распространился вслед за человеком, по мере вырубки тайги.

Волк — достаточно территориальное существо. Размножающиеся пары, а нередко и стаи, живут оседло на определённых участках, границы которых обозначаются пахучими метками. Диаметр участка, занятого стаей зимой, обычно 30—60 километров. Весной и летом, когда стая распадается, занятая ею территория разделяется на несколько фрагментов. Лучший из них захватывает и удерживает основная пара, остальные волки переходят на полубродячий образ жизни. В открытых степях и тундре волки нередко кочуют вслед за передвигающимися стадами домашнего скота или домашних оленей.

Логова устраиваются для выведения потомства; обычно им служат естественные убежища — расщелины в скалах, заросли кустарника и тому подобное. Иногда волки занимают норы барсуковсурковпесцов и других зверей, реже роют их самостоятельно. Больше всего к логову привязана самка во время выращивания потомства, самец им не пользуется. Щенки выводятся в укрытых местах: в лесной полосе — преимущественно в густом кустарнике, на гривах среди топких болот; в степях — по заросшим кустарником оврагам, балкам и сухим тростниковым зарослям у озёр; в тундре — на холмах. Характерно, что волки никогда не промышляют поблизости от своего жилища, а на расстоянии 7—10 км и далее. После того, как волчата подрастут, звери перестают пользоваться постоянным логовом, а устраиваются на отдых в различных, но надёжных местах. Маленькие волчата коричневатого окраса, похожи на обычных щенят домашней собаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Образ жизни и питание. Волк — типичный хищник, добывающий пищу активным поиском и преследованием жертв. Основу питания волков составляют копытные животные: в тундре — северные олени; в лесной зоне — лоси, олени, косули, кабаны; в степях и пустынях — антилопы. Нападают волки и на домашних животных (овец, коров, лошадей), в том числе на собак. Ловят, особенно одиночные волки, и более мелкую добычу: зайцевсусликов, мышевидных грызунов. Летом волки не упускают случая съесть кладку яиц, птенцов, сидящих на гнёздах или кормящихся на земле тетеревиных, водоплавающих и иных птиц. Часто добывают и домашних гусей. Добычей волков порой становятся лисицыенотовидные собакикорсаки; изредка голодные волки нападают на спящих в берлоге медведей. Зарегистрирован случай, когда стая волков напала и съела молодого медведя. Известно много случаев, когда они разрывали и съедали ослабевших зверей, раненых охотниками или сильно пострадавших в драке в период гона. В отличие от многих других хищников волки часто возвращаются к недоеденным остаткам своей добычи, особенно в голодное время года. Всеядны. Не брезгуют трупами домашнего скота, а на морских побережьях — тушами тюленей и других морских зверей, выброшенными на берег. В периоды бескормицы волки едят пресмыкающихся, лягушек и даже крупных насекомых (жуков, саранчу). Волки, особенно в южных районах, поедают и растительные корма — разные ягоды, дикие и садовые фрукты, даже грибы. В степях они часто делают набеги на бахчи арбузов и дынь, удовлетворяя не столько голод, сколько жажду, поскольку нуждаются в регулярном, обильном водопое.

Активны преимущественно в ночные часы. О своём присутствии волки нередко дают знать громким воем, сильно отличающимся у матёрых самцов, волчиц и молодняка. Вой предназначен для коммуникации волков на большом расстоянии, оповещения, взаимоидентификации, акустической локации друг-друга, заявления территориальных претензий, ухаживания за особями противоположного пола и т. д. Во время охоты волки, как правило, не издают лишних звуков и передвигаются весьма бесшумно, чтобы не спугнуть добычу. Из внешних чувств у волка лучше всего развит слух, немного хуже — обоняние; зрение значительно слабее. При необходимости волк развивает скорость до 55—60 км/ч и способен делать переходы до 60—80 км за ночь. А разгоняется до галопа за несколько секунд, преодолевая 4 метра, после чего уже несётся во всю прыть.

Нападая на стадо, волки часто режут несколько животных. Несъеденное мясо волки оставляют про запас.

Умственно волк высоко развит. Это выражается в умении ориентироваться в обстановке и уходить от опасности, а также в способах охоты. Высоко развито искусство применения стайных коллективных действий. Известны случаи, когда стая волков разделялась, и одна часть оставалась в засаде, а другая нагоняла на неё добычу. В стае, преследующей лося или оленя, часто одни волки бегут по пятам жертвы, а другие — наперерез или трусят не спеша и, отдохнув, сменяют передовых, пока не возьмут жертву измором.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

Социальное поведение и размножение. Волки моногамны, то есть на одного самца приходится одна самка. Кроме того, для волков типичен семейный образ жизни: они живут стаями от 3 до 40 особей — семейными группами, состоящими из пары вожаков — альфа-самца и альфа-самки, их родственников, а также пришлых одиноких волков. Пары образуются на неопределённо долгий срок — до тех пор, пока один из партнёров не погибает. Внутри стаи наблюдается строго обозначенная иерархия, на вершине которой находится доминирующая пара, затем следуют взрослые члены семьи, одинокие волки и в конце щенки последнего помёта. Как правило, инстинкт заставляет хищников искать себе партнёра и территорию для размножения вне своей стаи. Рассеивание достигших половой зрелости зверей происходит круглый год, и щенки одного помёта обычно вместе не спариваются. Половая зрелость наступает на третий или четвёртый год жизни.

Размножение. После 62—65 дней беременности самки приносят от 3 до 13 слепых волчат, прозревающих на 12—13 день. Первое время волчата сосут молоко, подросших волчат родители кормят отрыжкой из съеденного мяса, позже — убитой добычей. В выкармливании волчат принимает участие вся стая.

К концу лета молодые (прибылые) волки начинают принимать участие в охотах вместе со взрослыми. В это время к семье присоединяются волчата, родившиеся в предыдущем году (переярки) и отогнанные на время размножения. Стая держится вместе до начала течки, когда бывшие переярки участвуют в размножении, а прибылые волки временно отгоняются. Стая волков в осенне-зимний сезон может состоять из двух стариков, 3—6 прибылых и 2—4 переярков, то есть из 7—12 особей, редко больше.

Хотя волки внимательно заботятся о своём потомстве, до 60—80 % щенков погибают в первый год жизни. Волчицы достигают половой зрелости на второй год жизни, а самцы — в 3 года. В природе волки доживают до 15 лет, но уже в 10—12 лет у них обнаруживаются признаки старости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

 

Образ волка в народных сказаниях.

Волк является традиционным героем народных сказок и эпосов большинства народов мира, ему отводится важная роль в мифологии многих, преимущественно северных народов (ФенрирАмарок и т. д.), использован в качестве символа во многих литературных произведениях:

Волк считается символом алчности, злости и прожорливости. Иногда поверженный волк помещается на гербах как знак победы над алчным и злым противником.

Но в противоположность этого волк также может символизировать преданность семье и семейным ценностям, способность постоять за свой дом. Также волк мог появиться на гербе европейского рода, возводящего своё происхождение к вервольфу (оборотню).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Легенды Волковыска.

 

Волковыск был построен как город-крепость в конце 10 века. В настоящее время он является центром Волковысского района Гродненской области. Происхождение названия города точно не известно. Одна из наиболее древних легенд повествует о том, что когда-то давным-давно на территории современного Волковысского района были непролазные чащобы, в которых часто слышался волчий визг (виск). В Волковысских пущах всегда было много волков, которые со временем стали символом этих мест.

Начиная с 1633 года в начертаниях печатей местной родовой знати и гербов Волковыска присутствовало изображение волка. Именно волк с древних времен почитался народом как предводитель, предок.

На современном гербе Волковыска изображен серебряный вол в полный рост на голубом поле.

К 1000-летию города в 2005 году в его центре был возведен памятник: на каменном пьедестале лежит волк, голова поднята, уши насторожены – он стал своеобразным защитником города.

 

 

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Загадки про животных.

Когда-то куколкой была

И в твердом коконе жила.

Теперь с цветочка на цветок

Порхает, словно ветерок.

Она изящна и легка.

Зовем ее мы….. (бабочка)

Он долго дерево долбил

И всех букашек истребил.

Зря он времени не тратил,

Длинноклювый, пестрый …. (дятел)

Не ласка, не куница,

Не белка, не лисица,

Не выдра и не горностай,

А кто же это – угадай.

В соседстве с нами он живет

Пушистый, маленький … (енот)

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет…(волк)

Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь,

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста… (олень)

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

«Найдите названия животных»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2748545/426f6b1f-a4b3-44c0-a65c-c650918e6288/s1200 https://s15.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/496438/inx960x640.jpg

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

«Найдите животных»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1808252/4de42708-c380-418b-80dd-26bfc2d5b6de/s1200

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

Рефлексия «Дерево»

   https://cdn.pixabay.com/photo/2017/12/10/03/01/flying-3009135_1280.jpg

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

     

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное учреждение образования «Лысицкаясредняя школа» «Звери рады: без народа – им веселье и свобода»

Государственное учреждение образования «Лысицкаясредняя школа» «Звери рады: без народа – им веселье и свобода»

Цель: привлечь и заинтересовать учащихся к изучению природы

Цель: привлечь и заинтересовать учащихся к изучению природы

Ход экскурсии: 1. Организационная часть

Ход экскурсии: 1. Организационная часть

Описание 1 дороги «Налево пойдешь – много знаний найдешь»

Описание 1 дороги «Налево пойдешь – много знаний найдешь»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5). (слайд 17) Волк обитает в самых разнообразных местах, избегая густых лесных массивов

ПРИЛОЖЕНИЕ 5). (слайд 17) Волк обитает в самых разнообразных местах, избегая густых лесных массивов

Здорово! Дальше самое сложное

Здорово! Дальше самое сложное

С писок использованных источников: 1

С писок использованных источников: 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Полесский государственный радиационно-экологический заповедник ( белор

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Полесский государственный радиационно-экологический заповедник ( белор

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Волк , или серый волк , или обыкнове́нный волк ( лат

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Волк , или серый волк , или обыкнове́нный волк ( лат

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Внешний вид.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Внешний вид.

По его положению и движению можно судить о настроении волка, спокоен ли он или боится, и о его положении в стае

По его положению и движению можно судить о настроении волка, спокоен ли он или боится, и о его положении в стае

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Голос. Разнообразие и диапазон частот голосовых средств волков значительно превосходят возможности абсолютного большинства животных (кроме человека и рукокрылых )

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Голос. Разнообразие и диапазон частот голосовых средств волков значительно превосходят возможности абсолютного большинства животных (кроме человека и рукокрылых )

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Обоняние. Чувство обоняния у волка развито очень сильно

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Обоняние. Чувство обоняния у волка развито очень сильно

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Места обитания

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Места обитания

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Образ жизни и питание

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Образ жизни и питание

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Социальное поведение и размножение

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Социальное поведение и размножение

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Образ волка в народных сказаниях

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Образ волка в народных сказаниях

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Легенды Волковыска

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Легенды Волковыска

ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Загадки про животных

ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Загадки про животных

ПРИЛОЖЕНИЕ 12 «Найдите названия животных»

ПРИЛОЖЕНИЕ 12 «Найдите названия животных»

ПРИЛОЖЕНИЕ 13 « Найдите животных»

ПРИЛОЖЕНИЕ 13 « Найдите животных»

ПРИЛОЖЕНИЕ 14 Рефлексия «Дерево»

ПРИЛОЖЕНИЕ 14 Рефлексия «Дерево»

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 15
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2023