Звук и буква П п.

  • Работа в классе
  • docx
  • 27.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по русскому языку разработан для детей 1 класса с интеллектуальной недостаточностью.
Иконка файла материала Технологическая карта Звук и буква П.docx

Тема урока: Звук и буква П п.

Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с согласным звуком [п], буквами Пп.

Задачи:

Ø познакомить  с новым звуком [п] и буквой П п; учить выделять звук [п] в словах, давать ему характеристику;

Ø развивать зрительную память, внимание, тактильное восприятие, фонематический слух, речь путём полных ответов на вопросы учителя;

Ø воспитывать интерес к учебе через различные игровые упражнения.

Оборудование:

Ход урока.

 

Этапы урока:

Деятельность учителя:

Деятельность учеников:

Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. 

Если вам нравится учиться в школе – хлопните!

Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!

Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте правильно, будьте активны и внимательны!

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь начинать урок нам пора.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке.

 

Осознание своего эмоционального состояния, позитивного настроя

Проверка готовности к уроку, правильной посадки за партой.

-      - Скажите,  к какому уроку вы приготовились?

-      - Чему мы учимся на уроках чтения?

- Как нужно сидеть за партой?

Девиз нашего урока.

-      Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!

Ответы детей:

«Мы приготовились к уроку чтения».

«На уроках чтения  мы учимся  читать».

Артикуляционная гимнастика

(2 мин)

1.Упражнение «Улыбка - хоботок»

2. Упражнение «Часики»

3. Упражнение «Лопаточка - иголочка»

4. Упражнение «Качели»

Проговаривание чистоговорки.

Оп-оп-оп — вырос наш укроп.

Уп-уп-уп — сварим вкусный суп.

Па-па-па — варится крупа.

По-по-по — рос цветок в кашпо.

Пе-пе-пе — человек в толпе.

Пу-пу-пу — смотреть через лупу.

Пи-пи-пи — печку растопи.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику. Проговаривают чистоговорку.

Сообщение темы  и цели урока (1 мин.)

Работа с загадкой.

В Простаквашено есть дом,

Кот с собакой живут в нём.

Дядя Фёдор приезжает,

А кто почту доставляет? (Почтальон Печкин).

- Произнесём слово Почтальон.

-С какого звука начинается это слово?

- Вы догадались, с какой буквой мы сегодня будем знакомиться?

- Совершенно верно. Тема урока «Звук и буква П».

- Посмотрите, сколько писем принёс нам Печкин. А ещё  и посылка есть.

- А вам хотелось бы узнать от кого они и что в посылке?

- Давайте откроем посылку и посмотрим, что в ней.

- Посмотрите , сколько в ней цветов. А прислали нам их жители цветочного города. 

- Я предлагаю из этих цветов сделать открытки для ваших  мам. Ведь скоро наступит праздник  «День матери».

- Цветы я буду давать вам за правильные ответы. Я уверена, что вы постараетесь и наберёте достаточное количество цветов для вашей открытки.  Поэтому постарайтесь работать активно, слушать внимательно, отвечать полными ответами и соблюдать правила поведения на уроке.

-  А первое письмо у нас от дяди Фёдора. Он просит вас помочь ему ответить на вопросы и поиграть с ним.

 

Ответы детей:

 

 

 

- Почтальон Печкин

 

- Со звука(п)

 

 

 

 

 

- Да

Актуализация знаний (5 мин.)

Фронтальная работа.

-Что такое звук?

-Из чего состоит наша речь?

-Из чего состоят предложения?

-Из чего состоят слова?

-Из чего состоят слоги?

- Чем отличается буква от звука?

- На какие две группы делятся все звуки?

- Как мы узнаем, что звук гласный? Каким цветом мы обозначаем ?

- Как мы узнаем, что звук согласный? Каким цветом мы обозначаем?

- Какую букву мы изучили на прошлом уроке? (ш)

- Дайте ей характеристику. 

 

 

Игра «Назови букву и засели её в свой домик».

 

Ответы детей:

-Звук это то ,что мы слышим.

-Наша речь состоит из предложений.

- Слова состоят из слогов.

- Слоги состоят из букв.

- Букву мы видим и пишем, а звук слышим и произносим.

- Гласные поются, при произношении гласных звуков не встречается преграда.

- Согласные нельзя пропеть. При произношении согласных звуков встречается преграда.

- Звук и букву «Ш».

- Звук «ш» -согласный, всегда твёрдый.

Физкультминутка

(1 мин.)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Раз присели, два – привстали,

Три – нагнулись и достали

Левой ручкою носок,

Правой ручкой потолок.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Повертелись, покрутились

И за парту все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Выполняют физкультминутку

Изучение нового материала

- Следующее письмо от Матроскина.  Он хочет вместе с нами узнать всё про букву «П» и тоже поиграть.

Характеристика звука «П»:

Проговаривание звука хором и по одному.

-Произнесите звук [п] еще раз, можем ли мы его пропеть, есть ли преграда?

-Если для воздуха есть прегради и мы не можем пропеть звук, значит какой звук [п]? Почему? (есть преграда – губы, согласный)

- Какие бывают согласные звуки?

- А как мы узнаем звук [п] глухой или звонкий? (Дети прикладывают руки к ушам и произносят звук, есть голос или нет )

-Охарактеризуйте коротко звук [п]. Произнесите слова: Печкин, пастух.

- Мы с вами познакомились со звуком [п], а это буква, с помощью которой обозначают этот звук.

(Учитель демонстрирует  букву П).

Знакомство с буквой П п.

- На что похожа буква П? (Ворота, турник)

ü «Влез на букву озорник

Он решил, что П – турник».

ü «На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле».

ü «Подходящие ворота.

Проходи кому охота!

Дома букву П найдём,

Заглянув в дверной проём».

- Ребята,  сколько элементов в  букве «П»?

- Какие палочки по размеру?

- Обведите букву «П» на карточке, сделанной из наждачной бумаги.

- Посмотрите, как я обведу пальчиком букву П.

(Учитель обводит букву).

- Обведите букву так же, как я.

- Обведите букву еще раз.

 

 

 

 

- Да есть.

- Согласный.

- Согласный бывают твёрдые и мягкие.

 

 

 

 

 

Звук [п] - согласный,  может быть глухим и  мягким.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Буква П состоит из 3 палочек.

- Две длинные и одна короткая.

 

Игра «Поймай звук»

- А сейчас давайте поиграем.

- я произношу звуки, как услышите звук [п], хлопните, для этого вам надо быть очень внимательными:

а, п, с, н, п, м, н, х, п, у, ш. н, п, л

- я произношу слог, как услышите звук [п] в слоге, топните:

па, шу, пу, ан, по, ын, оп, ны

- я произношу слово, как услышите звук [п] в слове, хлопните ладонью по парте:

парта, дом, пушка, пила, сон, пар, сок, папа, укроп

 

Работа с букварём стр.82.

- Откройте учебник по закладке.

- почему буква П – напечатана в синем квадрате? (она обозначает согласный звук)

Работа с картинками и схемами слов.

Рассмотрите картинки.

-Какое слово подходит к 1 схеме? (Парта).

-Где находится звук П в слове парта?

-Какой буквой обозначен? Покажите букву П.

-Разделите на слоги слово парта.

-Какой 1 слог? Второй?

- Где написана буква П в начале или в конце слова?

Аналогичная работа с о словами: пар, пушка, укроп, суп.

-Посмотрите на картинку ниже, кто на ней изображен?

- Это дрессировщик и тигр.

- Где мы их можем встретить?

- Дрессировщик тренирует тигра, а давайте прочитаем, что он ему говорит. Только внимательно слушайте, с какой интонацией я читаю. 

Чтение учителем Ап! Оп! хоровое чтение.

- Что сказал дрессировщик тигру?

-Посмотрите, кто изображен на следующей картинке? Правильно птенчик.

-Давайте прочитаем, что написано под картинкой?

- Так пищит маленький птенчик.

- Что изображено на 3 картинке?

- Давайте прочитаем, что написано под этой картинкой?

- Такой звук издает паровоз.

 

 

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [п] в слогах, словах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Парта.

- Звук  находится в начале слова.

 

- Пар-та.

 

 

 

 

- На картинке изображён дрессировщик.

- Дрессировщиков мы можем встретить в цирке.

 

 

 

 

-На картинке изображён птенчик.

- На картинке изображён паровоз.

Гимнастика для глаз.

 

Ø Закрыли (10с.)-открыли глаза, поморгали (3 раза).

Ø Посмотрели себе на кончик носа, затем на точку на доске (4-5 раз)

Ø Посмотрели: вверх-вниз, вправо-влево (3 раза)

Ø Помассировали веки пальчиками (5с.)

 

Дети выполняю гимнастику для глаз по инструкции учителя.

 

Работа с букварём стр.83.

 

 

Закрепление полученных знаний

 (10 мин.)

 

- У нас осталось ещё одно письмо от Шарика. Он просит вас найти все буквы «П» и посчитать их.

Нахождение буквы.

- А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили эту букву. (Даю набор букв на карточках).

у п а а м т о р н п р л п с ы п м п г з (5)

Задание на скорость: кто быстрее найдет и подчеркнет все буквы «п»?

-Сколько букв П?

Работа с кассой букв:

составление слогов

Ø па пу по пи пы

Ø ап уп оп ип

составление слова

Ø пила

-Почтальон Печкин прислал нам посылку. Что же в ней?

На картинках: помидор, перец, петрушка, капуста, укроп, репа. Посмотрите, какой урожай выращивают в деревне Простоквашино.

-Найдите слова, которые начинаются со звука [п], звук[п]- последний, звук [п]- в середине слова?

 

 

 

 

 

 

 

 

- В карточке 5 букв «п»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Помидор, перец, петрушка

Подведение итогов урока и выставление оценок (1 мин.)

-С какой новой буквой мы с вами познакомились на уроке?

-Какой звук обозначает эта буква?

-Что мы можем сказать об этом звуке?

- На уроке мы познакомились с буквой «П п»

- Звуком[п] и [п’]  .

- Звук [п] - согласный,  может быть глухим и  мягким.

Рефлексия (1 мин.)

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.