Тема урока: Звук и буква П п.
Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с согласным звуком [п], буквами Пп.
Задачи:
Ø познакомить с новым звуком [п] и буквой П п; учить выделять звук [п] в словах, давать ему характеристику;
Ø развивать зрительную память, внимание, тактильное восприятие, фонематический слух, речь путём полных ответов на вопросы учителя;
Ø воспитывать интерес к учебе через различные игровые упражнения.
Оборудование:
Ход урока.
|
||
Этапы урока: |
Деятельность учителя: |
Деятельность учеников: |
Организационный момент (2 мин.) |
Приветствие. Если вам нравится учиться в школе – хлопните! Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь! Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте правильно, будьте активны и внимательны! Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Ведь начинать урок нам пора. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке.
Осознание своего эмоционального состояния, позитивного настроя |
Проверка готовности к уроку, правильной посадки за партой. - - Скажите, к какому уроку вы приготовились? - - Чему мы учимся на уроках чтения? - Как нужно сидеть за партой? Девиз нашего урока. -
Если
хочешь много знать, |
Ответы детей: «Мы приготовились к уроку чтения». «На уроках чтения мы учимся читать». |
|
Артикуляционная гимнастика (2 мин) |
1.Упражнение «Улыбка - хоботок» 2. Упражнение «Часики» 3. Упражнение «Лопаточка - иголочка» 4. Упражнение «Качели» Проговаривание чистоговорки. Оп-оп-оп — вырос наш укроп. Уп-уп-уп — сварим вкусный суп. Па-па-па — варится крупа. По-по-по — рос цветок в кашпо. Пе-пе-пе — человек в толпе. Пу-пу-пу — смотреть через лупу. Пи-пи-пи — печку растопи. |
Дети выполняют артикуляционную гимнастику. Проговаривают чистоговорку. |
Сообщение темы и цели урока (1 мин.) |
Работа с загадкой. В Простаквашено есть дом, Кот с собакой живут в нём. Дядя Фёдор приезжает, А кто почту доставляет? (Почтальон Печкин). - Произнесём слово Почтальон. -С какого звука начинается это слово? - Вы догадались, с какой буквой мы сегодня будем знакомиться? - Совершенно верно. Тема урока «Звук и буква П». - Посмотрите, сколько писем принёс нам Печкин. А ещё и посылка есть. - А вам хотелось бы узнать от кого они и что в посылке? - Давайте откроем посылку и посмотрим, что в ней. - Посмотрите , сколько в ней цветов. А прислали нам их жители цветочного города. - Я предлагаю из этих цветов сделать открытки для ваших мам. Ведь скоро наступит праздник «День матери». - Цветы я буду давать вам за правильные ответы. Я уверена, что вы постараетесь и наберёте достаточное количество цветов для вашей открытки. Поэтому постарайтесь работать активно, слушать внимательно, отвечать полными ответами и соблюдать правила поведения на уроке. - А первое письмо у нас от дяди Фёдора. Он просит вас помочь ему ответить на вопросы и поиграть с ним.
|
Ответы детей:
- Почтальон Печкин
- Со звука(п)
- Да |
Актуализация знаний (5 мин.) |
Фронтальная работа. -Что такое звук? -Из чего состоит наша речь? -Из чего состоят предложения? -Из чего состоят слова? -Из чего состоят слоги? - Чем отличается буква от звука? - На какие две группы делятся все звуки? - Как мы узнаем, что звук гласный? Каким цветом мы обозначаем ? - Как мы узнаем, что звук согласный? Каким цветом мы обозначаем? - Какую букву мы изучили на прошлом уроке? (ш) - Дайте ей характеристику.
Игра «Назови букву и засели её в свой домик».
|
Ответы детей: -Звук это то ,что мы слышим. -Наша речь состоит из предложений. - Слова состоят из слогов. - Слоги состоят из букв. - Букву мы видим и пишем, а звук слышим и произносим. - Гласные поются, при произношении гласных звуков не встречается преграда. - Согласные нельзя пропеть. При произношении согласных звуков встречается преграда. - Звук и букву «Ш». - Звук «ш» -согласный, всегда твёрдый. |
Физкультминутка (1 мин.) |
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Раз присели, два – привстали, Три – нагнулись и достали Левой ручкою носок, Правой ручкой потолок. А теперь давайте вместе Все попрыгаем на месте. Повертелись, покрутились И за парту все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
Выполняют физкультминутку |
Изучение нового материала |
- Следующее письмо от Матроскина. Он хочет вместе с нами узнать всё про букву «П» и тоже поиграть. Характеристика звука «П»: Проговаривание звука хором и по одному. -Произнесите звук [п] еще раз, можем ли мы его пропеть, есть ли преграда? -Если для воздуха есть прегради и мы не можем пропеть звук, значит какой звук [п]? Почему? (есть преграда – губы, согласный) - Какие бывают согласные звуки? - А как мы узнаем звук [п] глухой или звонкий? (Дети прикладывают руки к ушам и произносят звук, есть голос или нет ) -Охарактеризуйте коротко звук [п]. Произнесите слова: Печкин, пастух. - Мы с вами познакомились со звуком [п], а это буква, с помощью которой обозначают этот звук. (Учитель демонстрирует букву П). Знакомство с буквой П п. - На что похожа буква П? (Ворота, турник) ü «Влез на букву озорник Он решил, что П – турник». ü «На хоккее, на футболе Буква П – ворота в поле». ü «Подходящие ворота. Проходи кому охота! Дома букву П найдём, Заглянув в дверной проём». - Ребята, сколько элементов в букве «П»? - Какие палочки по размеру? - Обведите букву «П» на карточке, сделанной из наждачной бумаги. - Посмотрите, как я обведу пальчиком букву П. (Учитель обводит букву). - Обведите букву так же, как я. - Обведите букву еще раз. |
- Да есть. - Согласный. - Согласный бывают твёрдые и мягкие.
Звук [п] - согласный, может быть глухим и мягким.
-Буква П состоит из 3 палочек. - Две длинные и одна короткая.
|
Игра «Поймай звук» - А сейчас давайте поиграем. - я произношу звуки, как услышите звук [п], хлопните, для этого вам надо быть очень внимательными: а, п, с, н, п, м, н, х, п, у, ш. н, п, л - я произношу слог, как услышите звук [п] в слоге, топните: па, шу, пу, ан, по, ын, оп, ны - я произношу слово, как услышите звук [п] в слове, хлопните ладонью по парте: парта, дом, пушка, пила, сон, пар, сок, папа, укроп
Работа с букварём стр.82. - Откройте учебник по закладке. - почему буква П – напечатана в синем квадрате? (она обозначает согласный звук) Работа с картинками и схемами слов. Рассмотрите картинки. -Какое слово подходит к 1 схеме? (Парта). -Где находится звук П в слове парта? -Какой буквой обозначен? Покажите букву П. -Разделите на слоги слово парта. -Какой 1 слог? Второй? - Где написана буква П в начале или в конце слова? Аналогичная работа с о словами: пар, пушка, укроп, суп. -Посмотрите на картинку ниже, кто на ней изображен? - Это дрессировщик и тигр. - Где мы их можем встретить? - Дрессировщик тренирует тигра, а давайте прочитаем, что он ему говорит. Только внимательно слушайте, с какой интонацией я читаю. Чтение учителем Ап! Оп! хоровое чтение. - Что сказал дрессировщик тигру? -Посмотрите, кто изображен на следующей картинке? Правильно птенчик. -Давайте прочитаем, что написано под картинкой? - Так пищит маленький птенчик. - Что изображено на 3 картинке? - Давайте прочитаем, что написано под этой картинкой? - Такой звук издает паровоз. |
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [п] в слогах, словах.
-Парта. - Звук находится в начале слова.
- Пар-та.
- На картинке изображён дрессировщик. - Дрессировщиков мы можем встретить в цирке.
-На картинке изображён птенчик. - На картинке изображён паровоз. |
|
Гимнастика для глаз.
|
Ø Закрыли (10с.)-открыли глаза, поморгали (3 раза). Ø Посмотрели себе на кончик носа, затем на точку на доске (4-5 раз) Ø Посмотрели: вверх-вниз, вправо-влево (3 раза) Ø Помассировали веки пальчиками (5с.) |
Дети выполняю гимнастику для глаз по инструкции учителя. |
|
Работа с букварём стр.83.
|
|
Закрепление полученных знаний (10 мин.)
|
- У нас осталось ещё одно письмо от Шарика. Он просит вас найти все буквы «П» и посчитать их. Нахождение буквы. - А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили эту букву. (Даю набор букв на карточках). у п а а м т о р н п р л п с ы п м п г з (5) Задание на скорость: кто быстрее найдет и подчеркнет все буквы «п»? -Сколько букв П? Работа с кассой букв: составление слогов Ø па пу по пи пы Ø ап уп оп ип составление слова Ø пила -Почтальон Печкин прислал нам посылку. Что же в ней? На картинках: помидор, перец, петрушка, капуста, укроп, репа. Посмотрите, какой урожай выращивают в деревне Простоквашино. -Найдите слова, которые начинаются со звука [п], звук[п]- последний, звук [п]- в середине слова? |
- В карточке 5 букв «п»
- Помидор, перец, петрушка |
Подведение итогов урока и выставление оценок (1 мин.) |
-С какой новой буквой мы с вами познакомились на уроке? -Какой звук обозначает эта буква? -Что мы можем сказать об этом звуке? |
- На уроке мы познакомились с буквой «П п» - Звуком[п] и [п’] . - Звук [п] - согласный, может быть глухим и мягким. |
Рефлексия (1 мин.) |
Вот и кончился урок. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.