Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Русский язык
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь
Урок 52 (47).
Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь
Цель:
– развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й'];
– развитие умения писать слова с разделительным ъ, обозначать орфограмму, различать написания с разделительным ъ и
разделительным ь, объяснять выбор разделительного знака.
Символы:
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 5
1. Словарная работа.
– Запишите слова с буквой ь, обозначающие:
– дни недели (понедельник, воскресенье);
– название кустарника (сирень);
– название южного плодового дерева (апельсин);
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
© ООО «Баласс», 2013
1– название морского животного (дельфин).
Проверка букв безударных гласных в корне сигнальными карточками.
– Что объединяет все эти слова? (Обозначают предметы, во всех словах
есть буква ь.)
2. Упражнение «Кто лучше считает?».
У каждого ученика по две карточки со знаками равенства и
неравенства. Учитель называет слово. Ученики считают количество
букв и звуков. Если их число совпадает, поднимают карточку со
знаком равенства, если не совпадает – поднимают карточку со
знаком неравенства.
3 2 1 3 3
– Вам знакомы следующие схемы:
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
– «Прочитайте» их и сформулируйте тему урока.
– Откройте учебник на с. 133. Рассмотрите иллюстрацию. Чем занят
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2013
2Афанасий? (Он готовит необычные бутерброды.) Почему буква ь
находится в середине? (Потому что пишется в середине слова, т.е. в
корне.)
– Что бы вы посоветовали Афанасию приготовить с буквой ь?
(Бульон, варенье, студень, печенье.)
– Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? Чему научиться?
– Давайте составим план.
Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план,
планировали свою деятельность.)
Вспоминаем то, что знаем.
1. Наблюдение над словами с разделительным ъ и ь.
а) Упр. 163 – совершенствуется умение слышать звук [й'] в словах,
определять, как он обозначен на письме. Выполняется под
руководством учителя.
Рассуждение: в слове прибой звук [й'] слышится после гласного [о],
на письме звук [й'] обозначен буквой «и краткое». В слове ладья звук
[й'] слышится после согласного [д'] и перед гласным [а]. Звук [й']
обозначен буквой я, на наличие этого звука в слове указывает
разделительный ь.
Ученики самостоятельно списывают слова и подчёркивают буквы,
которые обозначают звук [й'].
© ООО «Баласс», 2013
3– Почему урок, тема которого – разделительные ь и ъ, мы начинаем с
повторения обозначения звука [й']? (Если после согласного звука перед
гласным есть звук [й'], то в слове пишется ь или ъ.)
– Вспомните, какую «работу» выполняет ь в словах? (Обозначает
мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.)
б) Упр. 164 – развивается умение выявлять различия в правописании
букв разделительного ъ и ь для указания на наличие звука [й'] в словах.
Выполняется по «шагам» – заданиям в упражнении.
– Чем отличаются слова в 1м и 2м столбике?
– Почему в 1м столбике пишется буква ь, а во 2м – ъ?
Вывод: разделительный ь пишется в корне слова, ъ – между
приставкой и корнем.
– Вспомните и сформулируйте правило написания разделительного ь и ъ.
2. Работа с правилом.
– Прочитайте про себя (затем вслух) правило на с. 134.
– Запишите слова семья, разъезд (один ученик работает на доске).
– Выполните графическое обозначение орфограммы. (Выделим нужные
части слова, подчеркнём буквы ь и ъ одной чертой, а двумя чертами –
буквы, перед которыми мы написали ь и ъ: семья, разъезд.)
3. Работа над алгоритмом и его применением.
а) Прочитайте название в рамке после правила.
– Что вы поняли из названия? Что будет вам предложено дальше?
(Алгоритм, последовательность действий, инструкция по применению
правила.)
– Прочитайте алгоритм.
© ООО «Баласс», 2013
4– Сколько в нём «шагов»?
– С чего нужно начинать поиск орфограммбукв разделительного ь и ъ
знака?
– От чего зависит выбор разделительного знака? (От места в слове.)
– Как проверить правильность написания? (Обозначить части слова,
подчеркнуть буквы, перед которыми пишутся разделительный ъ и ь.)
б) Образец применения алгоритма.
Упр. 165. Осложнённое списывание с проговариванием вслух. (2–3
примера разбираются коллективно, затем самостоятельно.)
Например: зав_южить. В этом слове я слышу звук [й'] после
согласного [в'] и перед гласным [у]. Значит, здесь орфограмма
разделительный знак. Определю, какую букву надо писать – ь или ъ. В
слове корень вьюж. Орфограмма в корне, значит, надо писать
разделительный ь. Пишу, обозначаю: завьюжило.
1 3 5 1 3
1. – Прослушайте загадку и отгадайте её. Найдите в ней на слух слова, в
которых нужен разделительный ь или ъ. Запишите их в два столбика – с
разделительным ь и ъ.
Пять братьев вместе родятся, а росту разного. (Пальцы.)
Записываем слово братья.
Придёт зима, объявится, на праздник ёлки явится. (Мороз.)
Объявится.
За лесом усатое море лежит,
Волна за волною по морю бежит.
Объедет его великанпароход.
IIΙ . Развитие
умений –
применение
знания.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать
свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2013
5И каждую каплю с собой заберёт. (Комбайн.) Объехать.
Ночью ходит, днём он спит. Если сердится, ворчит. Он живёт в лесу
дремучем, сам он круглый и колючий. (Ёж.) Ночью.
– Какие слова вы записали в 1й столбик? Какие выполнили графические
обозначения? (Аналогично проверяются слова второго столбика.)
2. Работа в учебнике.
Упр. 166 – развивается умение отличать слова с орфограммами
разделительными ь и ъ от слов, в которых этих орфограмм нет.
Последовательность действий дети проговаривают вслух.
Например: сил_но. В этом слове вообще нет звука [й'], значит, нет
орфограммыразделительных ь и ъ. Слово не выписываем. Звук [л']
согласный, мягкий, для его обозначения на письме нужен ь.
Слово болеет. В этом слове произносится звук [й'] после гласного [э],
поэтому здесь нет изучаемой орфограммы. Слово не выписываем,
никакой буквы между буквами гласных здесь нет.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
© ООО «Баласс», 2013
6VΙ . Итог урока.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
4 4
– По какому фонетическому признаку можно обнаружить
разделительные ъ и ь?
– Выполните задание № 6, тема 4 в рабочей тетради. Обведите вариант
ответа. (3.) Взаимопроверка.
– Сверьте с ключом в приложении. Проведите самооценку.
– В каком слове вообще нет разделительного знака? Почему?
(Приставка оканчивается на гласный, нет звука [й'].)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Упр. 1, с. 140.
2. Выучить правило на с. 134.
Деятельность учеников:
– Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических
опознавательных признаков.
© ООО «Баласс», 2013
7