Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur52_+.doc
Русский язык РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь Урок 52 (47). Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь Цель:   – развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й'];  – развитие умения писать слова с разделительным ъ, обозначать орфограмму, различать написания с разделительным ъ и разделительным ь, объяснять выбор разделительного знака. Символы: П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3  5  1. Словарная работа. – Запишите слова с буквой ь, обозначающие: – дни недели (понедельник, воскресенье); – название кустарника (сирень); – название южного плодового дерева (апельсин); Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  © ООО «Баласс», 2013 1– название морского животного (дельфин). Проверка букв безударных гласных в корне сигнальными карточками. – Что объединяет все эти слова? (Обозначают предметы, во всех словах есть буква ь.) 2. Упражнение «Кто лучше считает?». У   каждого   ученика   по   две   карточки   со   знаками   равенства   и неравенства. Учитель называет слово. Ученики считают количество букв   и   звуков.   Если   их   число   совпадает,   поднимают   карточку   со знаком   равенства,   если   не   совпадает   –   поднимают   карточку   со знаком неравенства. 3  2  1  3  3  – Вам знакомы следующие схемы: II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  – «Прочитайте» их и сформулируйте тему урока. –  Откройте  учебник   на  с. 133.  Рассмотрите  иллюстрацию.  Чем   занят признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. © ООО «Баласс», 2013 2Афанасий?   (Он   готовит   необычные   бутерброды.)   Почему   буква  ь находится в середине? (Потому что пишется в середине слова, т.е. в корне.) – Что бы вы посоветовали Афанасию приготовить с буквой ь? (Бульон, варенье, студень, печенье.) –  Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? Чему научиться? –  Давайте составим план. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)  Вспоминаем то, что знаем. 1. Наблюдение над словами с разделительным ъ и ь. а)  Упр. 163 – совершенствуется умение слышать звук  [й']  в словах, определять,   как   он   обозначен   на   письме.   Выполняется   под руководством учителя. Рассуждение: в слове  прибой  звук  [й']  слышится после гласного  [о], на письме звук [й'] обозначен буквой «и краткое». В слове ладья звук [й']  слышится после согласного  [д']  и перед гласным  [а]. Звук  [й'] обозначен   буквой  я,   на   наличие   этого   звука   в   слове   указывает разделительный ь. Ученики  самостоятельно  списывают   слова  и  подчёркивают   буквы, которые обозначают звук [й']. © ООО «Баласс», 2013 3–  Почему урок, тема которого – разделительные  ь  и  ъ, мы начинаем с повторения обозначения звука [й']? (Если после согласного звука перед гласным есть звук [й'], то в слове пишется ь или ъ.) –  Вспомните,   какую   «работу»   выполняет  ь  в   словах?   (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.) б) Упр. 164 – развивается умение выявлять различия в правописании букв разделительного ъ и ь для указания на наличие звука [й'] в словах. Выполняется по «шагам» – заданиям в упражнении. – Чем отличаются слова в 1­м и 2­м столбике? – Почему в 1­м столбике пишется буква ь, а во 2­м – ъ? Вывод:   разделительный  ь  пишется   в   корне   слова,  ъ  –   между приставкой и корнем. – Вспомните и сформулируйте правило написания разделительного ь и ъ. 2. Работа с правилом. – Прочитайте про себя (затем вслух) правило на с. 134. – Запишите слова семья, разъезд (один ученик работает на доске). –  Выполните графическое обозначение орфограммы. (Выделим нужные части слова, подчеркнём буквы  ь  и  ъ  одной чертой, а двумя чертами – буквы, перед которыми мы написали ь и ъ: семья, разъезд.) 3. Работа над алгоритмом и его применением. а) Прочитайте название в рамке после правила. – Что вы поняли из названия? Что будет вам предложено дальше? (Алгоритм,   последовательность   действий,   инструкция   по   применению правила.) – Прочитайте алгоритм. © ООО «Баласс», 2013 4– Сколько в нём «шагов»? – С чего нужно начинать поиск орфограмм­букв разделительного  ь  и  ъ знака? – От чего зависит выбор разделительного знака? (От места в слове.) –  Как   проверить   правильность   написания?   (Обозначить   части   слова, подчеркнуть буквы, перед которыми пишутся разделительный ъ и ь.) б) Образец применения алгоритма. Упр.   165.   Осложнённое   списывание   с   проговариванием   вслух.   (2–3 примера разбираются коллективно, затем самостоятельно.) Например:  зав_южить.   В   этом   слове   я   слышу   звук  [й']  после согласного  [в']  и   перед   гласным  [у].  Значит,   здесь   орфограмма­ разделительный знак. Определю, какую букву надо писать –  ь  или  ъ. В слове   корень  вьюж­.   Орфограмма   в   корне,   значит,   надо   писать разделительный ь. Пишу, обозначаю: завьюжило. 1  3  5  1  3  1. – Прослушайте загадку и отгадайте её. Найдите в ней на слух слова, в которых нужен разделительный ь или ъ. Запишите их в два столбика – с разделительным ь и ъ. Пять братьев вместе родятся, а росту разного. (Пальцы.)  Записываем слово братья.  Придёт   зима,   объявится,   на   праздник   ёлки   явится.   (Мороз.) Объявится. За лесом усатое море лежит, Волна за волною по морю бежит. Объедет его великан­пароход. IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям, выражать  свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2013 5И каждую каплю с собой заберёт. (Комбайн.) Объехать. Ночью ходит, днём он спит. Если сердится, ворчит. Он живёт в лесу дремучем, сам он круглый и колючий. (Ёж.) Ночью. – Какие слова вы записали в 1­й столбик? Какие выполнили графические обозначения? (Аналогично проверяются слова второго столбика.) 2. Работа в учебнике. Упр.   166   –   развивается   умение   отличать   слова   с   орфограммами­ разделительными  ь  и  ъ  от   слов,   в   которых   этих   орфограмм   нет. Последовательность действий дети проговаривают вслух. Например:  сил_но. В этом слове вообще нет звука  [й'], значит, нет орфограммы­разделительных  ь  и  ъ. Слово не выписываем. Звук  [л'] согласный, мягкий, для его обозначения на письме нужен ь. Слово болеет. В этом слове произносится звук [й'] после гласного [э], поэтому   здесь   нет   изучаемой   орфограммы.   Слово   не   выписываем, никакой буквы между буквами гласных здесь нет. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. © ООО «Баласс», 2013 6VΙ . Итог урока. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)  4  4 – По какому фонетическому признаку можно обнаружить  разделительные ъ и ь? – Выполните задание № 6, тема 4 в рабочей тетради. Обведите вариант ответа. (3.) Взаимопроверка. – Сверьте с ключом в приложении. Проведите самооценку. – В каком слове вообще нет разделительного знака? Почему? (Приставка оканчивается на гласный, нет звука [й'].) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Упр. 1, с. 140. 2. Выучить правило на с. 134. Деятельность учеников:  – Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный  ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. © ООО «Баласс», 2013 7

Посмотрите также