Обобщение и систематизация знаний
Создать условия для повторения изученного по теме «Фонетика»; совершенствовать умения выполнять звуко-буквенный разбор слова; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к рус-скому языку, культуры учебного труда на уроке
Научатся различать гласные и согласные звуки; различать ударные и безударные гласные; различать согласные
по звонкости-глухости и согласные по мягкости-твердости; выполнять звуко-буквенный разбор слова; определять
тему и главную мысль текста; составлять план текста; выполнять синтаксический разбор предложения; списывать, вставляя пропущенные орфограммы
УРОК НА ТЕМУ «ЗВУКОБУКВЕННЫЙ И ЗВУКОВОЙ РАЗБОР СЛОВ»
4 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ ПАРОНЬКИНА О.А.
Тип урока Обобщение и систематизация знаний
Педагогиче
ские задачи
Создать условия для повторения изученного по теме «Фонетика»; совершенствовать умения
выполнять звукобуквенный разбор слова; способствовать развитию орфографической
зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на
уроке
Научатся различать гласные и согласные звуки; различать ударные и безударные гласные;
различать согласные
по звонкостиглухости и согласные по мягкоститвердости; выполнять звукобуквенный разбор
слова; определять
тему и главную мысль текста; составлять план текста; выполнять синтаксический разбор
предложения; списывать, вставляя пропущенные орфограммы
Познавательные: анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных
признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством
учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий,
составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный
алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,
вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты
учебников, художественных и научнопопулярных книг, понимать прочитанное; уметь
взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися
другого мнения
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей,
одноклассников
Планируем
ые
предметны
е
результаты
Метапредм
етные УУД
Личностны
е
результатыОрганизационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
учащегося
Содержание деятельности
(осуществляемые действия)
1
II.
Актуализац
ия знаний.
Проверка
домашнего
задания
(рабочая
тетрадь,
задание
180).
Минутка чи
стописания.
Работа над
словами с
непро
веряемым
написанием
2
3
Проверяет домашнее задание.
Проводит беседу о проделанной
работе.
– Прочитайте. Обозначьте ударение.
– Проверьте себя по орфоэпическому
словарю.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают
о выполненной дома работе.
Выполняют задание.
ыи
Алфав т, балов ться, герб ,
дир ктор, догов р, докум нт,
катал г, комб йнер и комбайнёр,
яи
магаз н, п тля и петл ,
ии
повтор ть, полож ть, св тер,
стол р.яи
ои
ии
аи
ои
еи
ии
ии
еи
аи
еи
ии
Проводит минутку чистописания.
– Какие буквы спрятались в узоре?
– Запишите их в соответствии с
правилами каллиграфии.
Выполняют чистописание.
Организует работу над словами с
непроверяемым написанием.
– Отгадайте загадку:
Записывают словарные слова в
индивидуальный словарик.
С края на край
Режет черный каравай,
Бездорожье не преграда,
Нет дороги – и не надо:
Сам себе кладет под ноги
Две широкие дороги.
(Трактор.)
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
4
Выделять
существенную
информацию
из текста за
гадки.
Выдвигать
гипотезу и
обосновывать ее.
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного
опыта. Уметь
слушать в
соответствии с
целевой
установкой.
Принимать и
сохранять
учебную цель и
задачу.
Дополнять,
уточнять вы
21
2
3
Продолжение табл.
4
сказанные
мнения по
существу
полученног
о задания
III.
Сообщение
темы
урока.
Определени
е целей
урока
IV.
Объясне
ние нового
материала.
Наблюдение
над
языковым
материалом.
Работа по
учебнику
(упражнение
323)
– Запишите словарные слова в
индивидуальные словарики, используя
прием ассоциаций.
(См. РМ, Приложение 2.)
Задает вопросы. Комментирует
ответы, предлагает сформулировать
цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя
опорные
слова.
– Сегодня на уроке повторим изученный
материал по теме «Звуки и буквы»
Организует работу по теме урока.
Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы
учеников.
– Вспомните, одинаковое ли в русском
языке количество гласных звуков и
букв, обозначающих гласные звуки;
согласных звуков и букв, обозначающих
согласные звуки? Произнесите гласные
звуки. Произнесите согласные звуки,
парные по твердостимягкости; по
глухостизвонкости.
– Как обозначается мягкость согласных
на письме? Когда произношение гласных
и согласных
звуков расходится с их обозначением на
письме? Приведите примеры
Обсуждают тему урока. Отвечают на
вопросы, формулируют цель урока. Под
руководством
учителя определяют задачи урока
Принимать
и сохранять
учебную
задачу
Осуществля
ть анализ
объектов
Выводят языковые закономерности,
лежащие
в основе изучаемого понятия или
правила. Анализируют формулировку
правила (понятия), данную в учебнике.
Проводят наблюдения на материале
связных текстов.
Обобщают знания по теме.
1. В соответствии с тем, какие звуки
обозначаются буквами, все буквы
делятся на гласные и согласные.
Гласных букв 10:
A Е Ё И О У Ы Э Ю Я
31
2
Продолжение табл.
3
4
Согласных букв 21:
Б В Г Д Ж З Й
К Л М Н П Р С
Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
2. В русском языке 43 звука – 6
гласных и 37 согласных, тогда как
число букв – 33. Не совпадает
количество гласных букв и звуков (10
букв,
но 6 звуков) и согласных букв и звуков
(21 буква, но 37 звуков).
3. В русском языке твердый и мягкий
согласный звук обозначаются одной и
той же буквой.
Н а п р и м е р : сэр [с рэи ] и сер [с’ рэи ].
4. Шесть основных гласных звуков
обозначаются десятью гласными
буквами:
[и] – «и» (милый).
[ы] – «ы» (мыло).
[а] – «а» (май) и «я» (моя).
[о] – «о» (мой) и «ё» (ёлка).
[э] – «э» (это) и «е» (мeл).
[у] – «у» (куст) и «ю» (юла).
Таким образом, для обозначения
четырех гласных звуков ([а], [о], [э],
[у]) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у; 2) я, ё, е, ю.
«Я», «е», «ё», «ю» – это буквы, а не
звуки. Поэтому они никогда не
используются в транскрипции
4
(См. РМ, Приложение 3.)1
V.
Первичное
закреплени
е знаний.
Работа по
учебнику
(упражнение
324).
Задает вопросы. Комментирует и
корректирует ответы. Наблюдает за
работой учащихся. Помогает, при
необходимости проверяет ответы.
Комментирует выполнение заданий.
– Прочитайте выразительно
стихотворение
М. Бородицкой.
– Какие звуки в словах стихотворения
передают жужжание пчелы? Почему
выделенные слова так написаны? А как
их написать правильно?
Работа по
учебнику
(упражнение
325)
– Прочитайте. Рассмотрите рисунки.
– Определите тему и главную мысль
текста.
Подберите к нему заголовок.
– Составьте план текста. По плану и
рисункам кратко передайте содержание
текста
2
3
Продолжение табл.
Применяют новые знания на новом
языковом
материале. Выполняют аналитические
упражнения. Участвуют в обсуждении
вопросов по теме.
Делают вывод.
– Звук [ж] в словах «ужин», «ужасно»,
«нужен»
передает жужжание пчелы.
Выполняют морфологический разбор
слова.
Меня – мест., кого?, нач. ф. – я, 1е л.,
ед. ч., В. п., дополнение.
Выполняют звукобуквенный разбор
слова
«сорвать».
П р и м е р н ы й п л а н :
1. Собачка Вьюшка.
2. Две косточки на обед.
3. Хитрые сороки.
4. Замысел Выскочки.
5. План рухнул.
6. Выскочка потеряла хвост.
Выполняют звукобуквенный разбор
слова
«Вьюшка».
Выполняют морфологический разбор
слова.
Ее – мест., кого?, нач. ф. – она, 3е л.,
ж. р.,
ед. ч., Р. п., дополнение.
Выполняют синтаксический разбор
предложения.
4
Осознанно
и
произвольно
строить
речевое вы
сказывание
в устной
форме,
обосновыва
ть свое
мнение.
Согласовыв
ать усилия
по решению
учебной
задачи
51
2
Продолжение табл.
3
4
Вьюшка поняла замысел Выскочки.
(Повествовательное,
невосклицательное, простое,
распространенное.)
Обобщают способы действия по
правилу, применяют на практике
алгоритмические предписания,
инструкции. Выполняют аналитико
синтетические упражнения, работу со
словарями.
Организует дискуссию, выслушивает
мнения,
подводит итог.
– Приглядитесь во время летних
каникул к окружающей среде. Может, и
вам удастся увидеть чтолибо
интересное из жизни животных и
растений. Запишите свои наблюдения.
Организует работу в рабочей
тетради.
– Поработайте в парах. Вспомните
изученные орфографические правила и
напишите по одному слову на каждое
правило.
– Рассмотрите рисунок. Как бы вы его
подписали? Составьте текст по рисунку.
– Запишите составленный текст
Выполняют задание в рабочей тетради.
Река – реки, ножка – ноженька,
солнце –
солнышко.
Составляют и записывают тест по
рисунку
VI.
Дальнейша
я работа
по
закреплени
ю и
обобщению
приобретен
ных знаний
и умений.
Работа по
учебнику
(упражнение
326).
Работа в
тетради
(задание
181).
Работа в
тетради
(задание
182)
Понимать
на слух
ответы
одноклас
сников.
Слушать
собеседника
. Строить
понятные
для
собеседника
высказыван
ия.
Аргументир
овать свою
точку
зрения.
Осуществля
ть анализ с
целью
нахождения
соответстви
я заданному
эталону.
Формулиро
вать свое
мнение
и позицию.
Строить
монологиче
ские
высказыван
ия
61
VII. Итог
урока.
Рефлексия
Окончание табл.
2
3
Организует оценку результатов
выполнения
заданий на уроке, подведение итогов
урока уча
щимися.
– Что особенно заинтересовало вас во
время
урока?
– Что нового узнали?
– Понравилась ли вам работа на уроке?
Оцените себя
Оформляют знания, полученные на
уроке, в виде устных ответов.
Повторяют алгоритм действия по
распознаванию понятия, по применению
правил.
Отвечают на вопросы. Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке.
Проводят самооценку, рефлексию.
Проговаривают цель урока, определяют,
достигнут результат или нет,
высказываются о трудностях, с
которыми встретились на уроке
4
Осуществля
ть
самоконтро
ль учебной
деятельност
и
7