План-конспект занятия по звуковой культуры речи «Звук [Ш]» в средней группе
Тема: Звуковая культура речи. Звук «ш».
Цель: закрепить у детей правильное произношение звука ш, упражнять детей в образовании глаголов, с помощью приставок, в восстановлении последовательности событий в сказке «Теремок» с помощью пересказа.
Задачи:
Обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слова с этим звуком.
Развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность, развивать мелкую моторику. Развивать дикцию, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения. Воспитывать интерес к сказке.
Тип: Игровое занятие
Методы и приемы: игровые задания; использование художественного слова - загадка, стихи, чистоговорки; вопросы; физкультминутка; поощрение.
Развивающая среда : предметные картинки; маски животных.
Ход занятия:
Приветствие.
Здравствуйте, ребята!
Давайте начнем нашу встречу с приветствия! Поприветствуйте и друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть
друг на друга с улыбкой)
Молодцы! Садимся на стульчики.
Воспитатель:
Ребята, вы любите сказки? Давайте вспомним, какие сказки вы знаете. (Ответы детей). Посмотрите на нашу доску, догадайтесь какая сказка у нас в гостях)
Дети. Сказка «Маша и медведь»
Послушайте внимательно и скажите, какие звуки я выделяю : Маш-ш-ша, миш-ш-ш -ка.
Дети:
Звук Ш.
А теперь давайте все вместе повторим звук ш.
Дети:
Ш-ш-ш-ш.
Ребята, давайте вспомним, как у нас осенью на ветру шуршали листики. (Ш-Ш-Ш). Вот так и гуси шипят. «шииии». Шар воздушный сдулся вдруг. (Шарик надуть и сдуть)
Ребята, это звук с которым мы сегодня с вами познакомимся.
Что нужно делать, чтобы звук Ш получился красивый?
Артикуляционная гимнастика.
Игровое упражнение «Веселый язычок»
Воспитатель: «Где у вас язычок живет?»
Дети: В ротике.
Воспитатель: Проснулся язычок утром, выглянул в окошко. (Высунуть язык).
Посмотрел наверх: светит солнышко (Поднять язык кверху).
Потом посмотрел вниз: нет ли луж на земле? (Опустить язык вниз).
Понравилось язычку на улице, и пошел гулять. (Покусать язык зубками).
А теперь давайте научим его красиво петь песенку.
Ша-ша-ша…
Наша Маша хороша.
Шу-шу-шу…
Дали кашу малышу.
Ши-ши-ши
Съели кашу малыши.
Шо-шо-шо…
После каши хорошо.
Игра «Назови ласково».
Задача: формировать и закреплять навык правильного словообразования.
Задание: А теперь слова решили поиграть в новую игру. Всем людям нравится, когда их имена называют ласково. Давайте потренируемся. Как вы назовёте ласково:
Маша -, Миша -, Алёша -, Наташа -, Гоша -, Паша -, Яша -, Даша -, Гриша -, Антон -, Ваня -, Катя -, Андрей - …
Гимнастика для ума” (дети отвечают на вопрос словом, начинающимся со звука “ш”)
– Головной убор. (Шапка, шляпа)
– Число после пяти. (Шесть)
– Там учатся дети. (Школа)
– Часть колеса. (Шина)
– Колючки у розы. (Шипы)
Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Ребята помогите мне сочинять стишки, подскажите последние словечки.
Носит яркий гребешок
наш веселый …
Мышка моется под душем,
моет хвостик, моет…
Вот бежит малышка
Серенькая …
Зашуршали тихо шины –
Это едет к нам ….
А под снегом спит медведь, тише, тише, не … (шуметь)
Говорит сосед Серёжка: Вот здесь вырастет … (картошка)
Дидактическая игра «Определи слово с заданным звуком»
(Услышав слово со звуком Ш, дети хлопают в ладоши)
Машина, шапка, дом, яблоко, шуба, шарф, кукла, игрушка, лягушка, малыш, каша, белка, заяц, мышонок.
Молодцы. Садитесь поудобнее, будем вместе рассказывать сказку.
А какую сейчас узнаем.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом. (Теремок) Молодцы.
А теперь давайте перечислим героев этой сказки, где есть звук ш.
Как называли мышку (мышка-норушка, мышка-поскребушка)
Как называли лягушку? (лягушка-квакушка, лягушка-поскакушка)
Зайчишку (Зайчишка- трусишка, Волк – из-за кустов хватыш. Мишку (мишка – батюшка) Лисичка – сестричка).
А теперь давайте вспомним, в какой последовательности развивались события в сказке. Кто первым увидел теремок, какие слова произнес. Кто пришел вторым.
Ребята мне очень понравилось как вы рассказали и показали сказку «Теремок». Вам было интересно сегодня на занятии? Какой звук вы старались правильно произносить в словах, предложениях, чистоговорках? Молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.