Звуковой анализ и синтез на уроках обучения грамоте.

  • doc
  • 26.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад Звуковой анализ и синтез на уроках обучения грамоте.doc

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

                                        Улан-Баторский филиал    

 

 

 

 

 

 

                                              Доклад

«Звуковой анализ и синтез на уроках обучения грамоте»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Гафарова Елена Леонидовна,

учитель высшей категории,

2025 уч.год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстракции, конкретизации и обобщения.

Эти операции протекают всегда в единстве. В период обучения грамоте используются разнообразные виды работ. На практике хорошо зарекомендовали себя слоговые таблицы, которые способствуют развитию умения проводить анализ и синтез. Работа делится в перспективе на два этапа. В I-ом классе идет работа с первой частью представленной таблицей (3-5-7 минут на уроке), во II-ом классе используется  и первая, и вторая части.   

        Пример слоговой таблицы:

 

се

ро

ги

 бо

ме

ко

ты

ры

гу

са

до

ни

ра

ся

то

ло

по

на

ца

та

да

ре

ли

си

Долина, семена, сапоги, досада, медали, пони, синица, лисица, сирена, сирота, рота, сито, косится, дороги, лоси, гуси, рыси, лосята, гусята, лисята, рысята, поросята, лица, коты, даты, работа, роботы, боты, роты, порода, гусеница, санитары.

 

Используя разные виды работ, по данной таблице можно работать несколько уроков:

1) По очереди называется слово. Вызванный ученик отыскивает нужные слоги в порядке их следования в слове.

2) Учащиеся из данных слогов самостоятельно составляют слова и показывают слоги в порядке их следования.

3) Добавляются буквы к данным слогам так, чтобы получилось слово

( РО + Г = РОГ, ДО + М = ДОМ и т.д.)

4) Добавляются слоги (не из таблицы) к данным слогам, чтобы получилось новое слово

 ( ЛИ + ПА = ЛИПА, РЕ + КА = РЕКА и т.д.)

Вполне естественно, что начальный период обучения русскому языку классов с полиэтническим составом учащихся включает в себя все основные, традиционные ступени:

1) формирование навыков устной речи;

2) обучение грамоте (первоначальное формирование навыков чтения и письма), развитию речи;

3) чтение, развитие устной и письменной речи.

Систематически на каждом уроке чтения и письма в букварный период проводится минутка перспективного чтения группы букв и слогов с нарастанием трудностей:

1) Открытые слоги:

МА, ШУ, РЫ, РО, СУ, ПУ, ВА, ЛЫ, НО, КУ, БО и т.д.

2) Закрытые слоги:

ШАР, СЫР, СОР, СОН, НОС, ПАР, РОС, ХОР, ЖАР и т.д.

3) Слоги со стечением согласных:

ШКО, ПРИ, СНУ, СЛИ, ГРО, КЛА, РВА, СТИ, ТРА и т.д.

4) Слоги с йотированными гласными:

МА, МЯ, НА, НЯ, ЛУ, ЛЮ, НО, НЁ, ВО, ВЁ, ДО, ДЁ, НЫ, НИ и т.д.

Причем чтение слогов идет с выделением гласного в слоге:

ШУ - гласный У,

ШКО - гласный О,

МИР - гласный И, «замочек» Р (условный термин).

Этот способ фиксирует внимание детей на гласном в каждом слоге, на согласном в закрытых слогах и помогает не пропускать буквы при наборе слов, печатании, при письме под диктовку.

На протяжении всего периода обучения грамоте - схема (лента) букв полностью открыта. Постоянное обращение в ней - это тоже своего рода подготовка к новому материалу. Например: узнали букву Т, что эта согласная, глухая. Тут же образуем пару Т - Д, а затем читаем все парные согласные вместе. Так поддерживается интерес к учебе читающих детей и одновременно дается возможность подтягиваться другой группе учащихся.

 

 

Продолжением данной системы в работе следует отметить развитие умений учащихся дифференцировать звуки по их основным признакам.  Универсальным инструментом мышления явились звуковые модели (схемы) слов. Это модели стали для детей своеобразными «опорными сигналами», в которых законспектировано лингвистическая теория «Азбуки».

На уроках использовались два направления: от модели к буквенным знакам и наоборот, от целого слова к модели. (так выглядит рабочая страничка тетради учащихся).

В данной практической работе имеют место задания - «ловушки» с заведомо неверным результатом, чтобы дети умели сравнить модель и слово и найти верное решение. Таким образом, мы одновременно направляем внимание учащихся на звуковую стороны языка и воспитываем фонематическое восприятие, то есть слух.

Надо заметить, что в первом классе - самое большое количество хоровых упражнений. Это необходимо: ведь дети пришли с разной подготовкой, им трудно слушать, молчать, сидеть спокойно. Поэтому надо устные упражнения чередовать с письменными; индивидуальный ответ - с хоровым чтением, проговариванием, комментированием; игровыми упражнениями снимать напряжение, усталость.

Плавный переход к работе с иллюстративными текстами для отработки техники чтения позволяет использовать принцип частотности, то есть заниматься не просто звукослоговой работой, а читать слова, словосочетания и целые предложения (показываются образцы текстов).

Ежедневные 5-минутки «жужжащего чтения» формируют в целом плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, а в дальнейшем чтение целыми словами и группами слов.

Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Проверка техники чтения проводится каждую неделю. Результаты отмечаются на круговой диаграмме. Ребенок с родителями закрашивает столько секторов, какой уровень показывает горизонтальная шкала скорости чтения (показывается таблица «Техника чтения»).

Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на основе совокупных данных: смысловой и технической сторонам чтения.

И если с первых школьных шагов наладить успешное взаимодействие основных видов речевой деятельности, то это будет прочный фундамент речевого и языкового развития ребенка.

Из вышесказанного следует два методических вывода:

1) Необходимо как можно больше уделять внимание говорению ребенка - (стихи, рассказы; рассказывание, громкое чтение вслух),

2) Устные формы речи должны стать предметом анализа.

В целом, опыт обучения русскому языку на начальном этапе в классах с полиэтническим составом учащихся свидетельствует о том, что эффективность преподавания зависит от научно-организационных условий:

1)  небольшой наполняемости классов (не более 25 человек);

2) наличие игровых уголков и игрового реквизита;

3) соблюдение 1 - 2 подвижных пауз в течение урока;

4) создание в классе атмосферы доверия и толерантности между теми, кто учит, и теми, кто учится.