Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 1 6 . 0 9 . 1 5
У р о к 12
Тема:
С р а в н е н и е э т и х с л о в п о з в у к о в о й с т р у к т у р е
З в у к о в о й а н а л и з с л о в : « к и т » , « к о т » .
Ц ел и д е я т е л ь н о с т и п е д а г ог а : способствовать формированию умения ориентироваться на рабочей
строке; научить писать овалы, заданные линии на рабочей строке.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают, как ориентироваться на рабочей строке, что такое овалы; умеют строить заданные
линии (наклонные прямые – длинные и короткие) на рабочей строке, зигзаги (с продвижением руки по странице),
линии между двумя заданными линиями; получат возможность научиться проводить овалы, заданные линии на
рабочей строке.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий –
УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – усвоение графических действий по проведению линий, начинающихся и
заканчивающихся в заданных точках; логические – моделирование звуковой схемы слова; самостоятельное
воспроизведение алгоритма графических действий на страницах прописей.
Р е г у л я т и в н ы е : научатся принимать и сохранять учебную задачу, искать пути ее решения; вносить
изменения в процесс деятельности с учетом своих ошибок.
К о м м у н и к а т и в н ы е : умеют описывать языковой или предметный объект, характеризуя его признаки;
оформлять речевое высказывание в соответствии с грамматическими нормами.
Л и ч н о с т н ы е : имеют желание учиться, работать коллективно; осознают необходимость совершенствования
своих знаний и умений.
I. Организационный момент.
Х о д у р о к а
Он и весел, и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх –
Это плюшевый проказник,
Медвежонок … (ВинниПух).
II. Вступительное слово учителя.
«…Однажды, когда Кристофер Робин, ВинниПух и Пятачок сидели и мирно беседовали, Кристофер Робин
проглотил то, что у него было во рту, и сказал, как будто между прочим:
– Знаешь, Пятачок, а я сегодня видел Слонопотама.
– А чего он делал? – спросил Пятачок.
Можно было подумать, что он ни капельки не удивился!
– Ну, просто слонялся, – сказал Кристофер Робин. – Помоему, он меня не видел.
– Я тоже одного както видел, – сказал Пятачок. – Помоему, это был он. А может, и нет.
– Я тоже, – сказал Пух, недоумевая. «Интересно, кто же это такой – Слонопотам?» – подумал он.
– Их нечасто встретишь, – небрежно сказал Кристофер Робин.
– Особенно сейчас, – сказал Пятачок.
– Особенно в это время года, – сказал Пух.
Потом они заговорили о чемто другом, и вскоре пришла пора Пуху и Пятачку идти домой. Они пошли вместе.
Сперва, пока они плелись по тропинке на краю Дремучего Леса, оба молчали... И вот… когда они дошли до Шести
Сосен, Пух оглянулся кругом и, убедившись, что никто не подслушивает, сказал весьма торжественным тоном:
– Пятачок, я чтото придумал.
– Что ты придумал, Пух?
1– Я решил поймать Слонопотама…»
– Ребята, а вы хотите поймать Слонопотама? Знаете, кто такой Слонопотам? Тогда скорее присоединимся к
ВинниПуху и Пятачку.
III. Изучение нового материала.
– ВинниПух знает, что поймать Слонопотама можно на мед, воздушные шарики или интересное задание. Но
мед ВинниПух съел сам, а вот интересное задание выполнить готов. Вместе с ним мы будем учиться писать овалы
и заданные линии на рабочей строке.
1. Работа по прописи. Письмо овалов.
– Рассмотрите картинку в прописи. Поможем медвежонку дорисовать шарики? Что скажете о форме и размере
шариков? (Все шарики должны быть одного размера и овальной формы.)
– Для чего нужны синие стрелки и точки? (Стрелки показывают направление движения руки, а точки –
место начала и окончания движения.)
– Дорисуйте шарики, следя за стрелкой. Подумайте, цвет шариков уже задан или можно выбрать любой? Как
догадались? Есть ли закономерность в расположении шариков? (Дети выявляют закономерность.)
– Дорисуйте шарики, которые держит медвежонок. Обратите внимание на направление стрелки. Точка начала
движения будет и точкой его окончания.
– Перечислите шарики, которые держит медвежонок в правой лапе. Будьте внимательны: в правой лапе
медвежонка, а не там, где у вас правая рука.
– Заштрихуйте только те шарики, которые в правой лапе у медвежонка. (Выполнение.)
– Шарики приготовили, но чтото не видно Слонопотама.
«… – Я думаю поймать его, – сказал Пух, подождав еще немножко, – в западню. И это должна быть очень
Хитрая Западня, так что тебе придется помочь мне, Пятачок.
– Пух, – сказал Пятачок… почувствовав себя вполне счастливым, – я тебе, конечно, помогу. – А потом он
сказал: – А как мы это сделаем?
И Пух сказал:
– В этомто вся соль: как?
Они сели, чтобы обдумать свое предприятие.
Первое что пришло Пуху в голову – вырыть Очень Глубокую Яму, а потом Слонопотам пойдет гулять и упадет
в эту яму, и...
– Почему? – спросил Пятачок.
– Что – почему? – сказал Пух.
– Почему он туда упадет?
Пух потер нос лапой и сказал, что, ну, наверное, Слонопотам будет гулять, мурлыкая себе под нос песенку и
поглядывая на небо – не пойдет ли дождик, вот он и не заметит Очень Глубокой Ямы, пока не полетит в нее, а
тогда ведь будет уже поздно...»
2. Письмо заданных линий на рабочей строке.
– Придется копать Очень Глубокую Яму. Рассмотрите линии на рабочей строке. Расскажите, как будет
двигаться ваша рука при письме длинных линий. (Начинаем движение сверху (от середины вспомогательной
строки), ведем длинную прямую линию до нижней линии рабочей строки. Делаем наклон – в этом помогает
правильное положение тетради.)
– Направление длинных линий, сверху вниз, похоже на движение лопаты, когда копают. Представим, что мы
копаем Очень Глубокую Яму сначала вместе с ВинниПухом, потом с Пятачком.
Аналогичная работа с длинными и короткими линиями на следующей строке.
«…Пятачок сказал, что лучше всего выкопать яму перед самым носом Слонопотама, как раз перед тем, как он
в нее упадет.
– Но ведь он тогда увидит, как мы ее будем копать, – сказал Пух.
– Не увидит! Ведь он будет смотреть на небо!
– А вдруг он случайно посмотрит вниз? – сказал Пух. – Тогда он может обо всем догадаться...»
2– Давай сделаем зигзагообразную дорожку,– предложил Пятачок. – Слонопотам устанет, пока будет идти по
ней, и не заметит, как упадет в Очень Глубокую Яму…»
3. Письмо зигзагов с продвижением руки по странице.
– Расскажите, как будет двигаться рука при письме зигзагов. (Начинаем писать сверху вниз. От первой точки
ведем прямую линию вниз (она должна пройти через точку, расположенную посередине) до нижней точки.
От нижней точки ведем прямую наклонную линию до верхней точки.)
4. Проведение линии между двумя заданными линиями.
– Пятачок сказал, что Слонопотама можно заманить в лабиринт. Проведите линию по середине «лабиринта».
Дети показывают движениями, как копают яму.
5. Продолжение работы.
«…А Слонопотама все нет. ВинниПух совсем огорчился. Он долго размышлял, а потом грустно добавил:
– Да, это не так просто, как я думал. Наверно, поэтому Слонопотамы так редко попадаются...
– Наверно, поэтому, – согласился Пятачок.
Они вздохнули и поднялись, а потом, вытащив друг из друга немножко колючек, опять сели, и все это время
Пух говорил себе: «Эх, эх, если бы только я умел думать!..»
– Предположим, – сказал он Пятачку, – ты бы хотел поймать меня. Как бы ты за это взялся?
– Ну, – сказал Пятачок, – я бы вот как сделал: я бы сделал западню, и я бы поставил туда приманку – горшок
меду. Ты бы его учуял и полез бы за ним, и...
… – Эй, Пух, очнись!
Пух, который тем временем совсем размечтался о меде, очнулся и даже подскочил и сказал, что мед гораздо
приманочней, чем желуди. Пятачок был другого мнения, и они чуть было не поспорили об этом; но Пятачок
вовремя сообразил, что если они будут класть в ловушку желуди, то желуди придется собирать ему, Пятачку, а
если они положат туда мед, то его достанет Пух.
Поэтому он сказал: «Очень хорошо, значит, мед!» – в тот самый момент, когда Пух тоже об этом подумал и
собирался сказать: «Очень хорошо, значит, желуди».
– Значит, мед, – повторил Пятачок для верности. – Я выкопаю яму, а ты сходишь за медом.
– Отлично, – сказал Пух и побрел домой...»
6. Письмо заданных длинных и коротких линий на рабочей строке.
«…Пух принес горшок к западне, и Пятачок, выглянув из Очень Глубокой Ямы, спросил: «Принес?» А Пух
сказал: «Да, но он не совсем полный». Пятачок заглянул в горшок и спросил: «Это все, что у тебя осталось?» А
Пух сказал: «Да», потому что это была правда.
И вот Пятачок поставил горшок на дно Ямы, вылез оттуда, и они пошли домой.
– Ну, Пух, спокойной ночи, – сказал Пятачок, когда они подошли к дому Пуха. – А завтра утром в шесть часов
мы встретимся у Сосен и посмотрим, сколько мы наловили Слонопотамов…
Спустя несколько часов, когда ночь уже потихоньку убиралась восвояси, Пух внезапно проснулся от какогото
щемящего чувства. У него уже бывало раньше это щемящее чувство, и он знал, что оно означает: ему хотелось есть.
Он поплелся к буфету, влез на стул, пошарил на верхней полке и нашел там пустоту.
«Это странно, – подумал он, – я же знаю, что у меня там был горшок меду...»
…В рассветных сумерках Сосны казались грустными и одинокими; Очень Глубокая Яма казалась еще глубже,
чем была, а горшок с медом, стоявший на дне, был совсем призрачным, словно тень. Но когда Пух подошел
поближе, нос сказал ему, что тут, конечно, мед, и язычок Пуха вылез наружу и стал облизывать губы.
– Жалкожалко, – сказал Пух, сунув нос в горшок, – Слонопотам почти все съел!
Потом, подумав немножко, он добавил:
– Ах, нет, это я сам. Я позабыл.
К счастью, оказалось, что он съел не все. На самом донышке горшка оставалось еще немножко меда, и Пух
сунул голову в горшок и начал лизать и лизать...
3Тем временем Пятачок тоже проснулся…
…И вот он осторожно подкрался сбоку к яме и заглянул туда…
А ВинниПух все никак не мог вытащить голову из горшка с медом. Чем больше он тряс головой, тем крепче
сидел горшок.
Пух кричал: «Мама!», кричал: «Помогите!», кричал и просто: «Айайай», но все это не помогало. Он пытался
стукнуть горшком обо чтонибудь, но, так как он не видел, обо что он стукает, и это не помогало. Он пытался
вылезти из западни, но, так как он не видел ничего, кроме горшка (да и тот не весь), и это не получалось.
Совсем измучившись, он поднял голову (вместе с горшком) и издал отчаянный, жалобный вопль...
И именно в этот момент Пятачок заглянул в яму.
– Караул! Караул! – закричал Пятачок. – Слонопотам, ужасный Слонопотам!!! – И он помчался прочь, так что
только пятки засверкали, продолжая вопить: – Караул! Слонасный ужопотам! Караул! Потасный Слоноужам!
Слоноул! Слоноул! Карасный Потослонам!..
…И вдруг Кристофер Робин покатился со смеху. Он хохотал и хохотал... хохотал и хохотал... И пока он
хохотал, голова Слонопотама здорово ударилась о корень. Трах! – горшок разлетелся вдребезги. Бах! – и
появилась голова ВинниПуха.
И тут наконец Пятачок понял, каким он был глупым Пятачком…»* (См. Примечание.)
IV. Итог урока.
– Почему ВинниПух и Пятачок не поймали Слонопотама?
– Если бы Слонопотам существовал на самом деле, каким бы он мог быть?
4