Гаджеты для детей: за и против
Оценка 4.6

Гаджеты для детей: за и против

Оценка 4.6
родителям +1
20.04.2020
Гаджеты для детей: за и против

Согласно статистике, европейские дети за семь лет проводят в среднем один год за экраном гаджетов. Когда им исполняется 18 лет, то этот показатель возрастает до 4 лет. Насколько страшна такая ситуация? Ответ кроется в том, чем именно занимается ребенок в смартфоне.

Можно ли давать детям телефоны? Точного ответа на вопрос не существует, ведь сколько людей – столько мнений. К тому же многочисленные исследования показывают порой диаметрально противоположные результаты.

Как было раньше и стало сейчас

В младенчестве, которое длится до полутора лет, для ребенка очень важна эмоциональная связь с родителями или людьми, которые их заменяют. Благодаря такой связи появляется базовое доверие/недоверие к миру, развитие мелкой моторики и иных навыков. Если сравнивать с периодом 15-20-летней давности, то для современных младенцев произошло совсем немного изменений. Сейчас они чаще оказываются в манеже и в автомобиле. Передвижение на машине многим детям не нравится, ведь они пристегнуты ремнями безопасности. Порой родители для успокоения плачущего чада дают смартфон – так и происходит первое знакомство.

Малыши со смартфоном

С 1,5 до 3 лет происходит активное развитие мышления, внимания, речи, восприятия, изучение окружающего пространства. Важное значение для развития имеет привлечение ребенка к делам по дому, наблюдению за природой. Для современных детей в этом возрасте больше свойственно зависание в мультиках на телефоне или в телевизоре, чем познание мира с помощью песочницы, прогулок и т.п.

В дошкольном периоде осуществляется развитие самоидентичности, речи, чему способствуют общение, ролевые игры и предметная деятельность. Вместо игры в куклы или машины все чаще дети смотрят в экран, причем это время, согласно информации ЮНЕСКО, достигает 4 часов в сутки, что заметно ниже времени, проведенного с взрослыми.

Данные за 1970-е года свидетельствуют о наличии речевых проблем только у 4% детей, сейчас эта цифра возросла до 25% вследствие недостаточного общения со взрослыми людьми и сверстниками.

С 6 до 11 лет происходит развитие произвольного внимания, интеллектуальной сферы и внимания. Ребенок учится дружбе, общению со сверстниками, различным играм. Играть он начинает уже и в телефоне, что приводит к развитию зависимости.

Виртуальная реальность

Смартфон и детский интеллект

Группа канадских ученых, среди которых Шэри Медиган, Диллон Браун и Николь Расин из Университета Калгари, закончили исследование, которое длилось в течение 5 лет с участием почти 2500 детей из Канады. Оказалось, что примерно 17 часов в неделю за гаджетами проводили 2-летние дети, 3-летние – по 25 часов, а 5-летние – по 10,8 часов. Для оценки когнитивного развития использовался тест ASQ-3.

Выяснилось, что если в 2-3-летнем возрасте ребенок будет проводить много времени за экраном, то к 3-5 годам его интеллектуальное развитие заметно замедлится. При этом обратная связь отсутствует.

Эффект развивающих видео для малышей

Ученые Технологического института Нетеджи Сабхас и Савита Ядав из Индии занимались изучением того, каким образом происходит развитие детей от полугода до 2 лет при просмотре развивающих видеороликов. Считается, что в этот период очень важно общаться с родителями, читать книги, учиться новым словам. Участниками исследования было 55 детей, которым на момент начала исследования было полгода, а в конце – 5 лет.

Развивающие видео

Было выявлено, что развитие происходило только, если слова произносились родителями, а при просмотре видео интеллект никак не развивался. Дети выбирали красочную и бессмысленную рекламу, видеосюжеты с танцорами, воздушными шарами и игрушкам. Это позволило сделать вывод о бессмысленности гаджетов для интеллектуального развития ребенка.

Девайсы и младшие школьники

Вероятнее всего, что до шестилетнего возраста знакомство с гаджетами должно быть ограниченным. Причем правило ограничения на использование гаджетов должны соблюдать и сами родители, так как ребенок отзеркаливает их поведение. Если ребенку не дают гаджета, а сами родители им активно пользуются, то при получении «запретного плода» расстаться с ним будет крайне сложно, так как начнется процесс компенсации.

Рекомендуется, чтобы были введены ограничения на времяпрепровождение в смартфонах для детей и взрослых. Не стоит полностью запрещать гаджеты, ведь в современном мире они очень нужны.

По мнению педиатров, с 1 до 2 лет разрешается пользоваться девайсами не более 5 минут в сутки. Для возраста 3-4 лет этот показатель постепенно возрастает до 1 часа, а для детей 5-10 лет время использования гаджетов равняется одному-полтора часам в сутки.

Младшие школьники

Что с подростками?

В ходе многочисленных исследований выяснилось, что видеоигры способствуют повышению риска самоубийства среди подростков. При этом четко прослеживается зависимость между временем, затраченным на игры, и количеством суицидов. А вот жанр видеоигры оказался не так уж и важен. Это говорит о том, что важно ограничивать время, которое проводят подростки за видеоиграми.

Негатив социальных сетей

Частое нахождение в социальных сетях приводит к тому, что нарушается синтез «гормона счастья». Следствием становится возникновение СДВГ, когда наблюдаются сложности с концентрацией внимания и резко возрастает импульсивность.

Полученные в процессе исследования данные демонстрируют наличие между интернет-зависимостью и СДВГ связи. Например, Мелисса Хант из Пенсильванского университета выяснила, что если уменьшить время нахождения в соцсетях хотя бы на полчаса, то выраженность признаков депрессии, тревожности и одиночества заметно снизится.

Буллинг в соцсетях

Все исследования показывают, что неумеренное пользование гаджетами негативно сказывается на эмоциональном и общем развитии детей. Стоит ограничивать их «общение» с гаджетами по мере возможности, предлагая иные, более полезные, виды активностей.

Читайте также другие статьи по теме: