В интернете и психологической литературе можно без проблем найти множество информации о том, как устроен человеческий мозг, как можно улучшить его работу, за что отвечают левое и правое полушария.
Однако с чего конкретно начинается мыслительная деятельность и как можно точечно стимулировать мозг на определенном этапе его работы?
Для того, чтобы начать думать, у человека должна иметься какая-то информация, то есть стартовый объем знаний и сведений, ведь мышление представляет собой процесс оперирования имеющимися данными.
Человек получает новые сведения самыми разными способами. Наиболее простой – восприятие окружающей действительности с помощью органов чувств, то есть получение сенсорной информации. Мы смотрим, трогаем, слышим – все приобретаемые знания попадают в мозг, где происходит их обработка. Чем больше человек концентрируется на сенсорных ощущениях, тем больше информации поступит в его память.
Внимательность всегда увеличивается, когда человеку что-то интересно, поэтому для развития памяти и тренировки мозга рекомендуется ездить на работу разными путями, стараться гулять в новых местах. Если сознанию постоянно не давать новую информацию, то возрастает риск начать «жить на автомате», когда мозг в буквальном смысле уходит в спячку и использует свои возможности на 5-10% процентов.
Надо понимать, что сенсорная информация хранится в памяти очень непродолжительное время, поэтому следует сделать так, чтобы она переместилась в долговременную память.
Для этого необходимо:
Чем больше человеку удается установить связей между различными предметами и объектами, тем выше вероятность, что при решении какой-то проблемы он найдет правильное решение. На этой особенности работы головного мозга, кстати, и построена техника «мозгового штурма». Выдвижение даже самых фантастических идей здесь является полностью обоснованным, так как в них мозг может найти нужную зацепку и развить идею дальше.
После обработки информации мозг готовит суждение, которое включает в себя анализ определенного объекта, то есть его разделение на какие-то части и свойства. Одновременно может проводиться и синтез, под которым понимается объединение разрозненных свойств в единое целое.
На базе нескольких суждений человек делает вывод, то есть умозаключение.
Выделяют несколько типов умозаключений:
Однако при использовании умозаключений по аналогии нужно быть осторожным, так как можно легко уйти с верного пути рассуждений. Например, крайне неверной будет такая цепочка рассуждений: «Гусеница ест листья салата, я тоже ем салат, значит, я – гусеница».
Таким образом, для того чтобы улучить работу мозга, необходимо:
А самое главное – следует критически относиться к суждениям и проверять умозаключения на правильность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.