Удалённое обучение увеличило дистанцию между учеником и образованием
Оценка 4.9

Удалённое обучение увеличило дистанцию между учеником и образованием

Оценка 4.9
образование
26.05.2020
Удалённое обучение увеличило дистанцию между учеником и образованием

В период карантина школам пришлось перейти на удалённый формат обучения, и очень многие, начиная от детей и родителей и заканчивая педагогами и администрациями учебных заведений, отметили падение успеваемости учеников. Виной тому несколько причин, и одна из них - неравенство образовательных возможностей.

Форс-мажорная ситуация, к которой привела эпидемия коронавируса, заставила систему образования придумать срочный выход из положения, чтобы ученики могли продолжить учёбу в условиях карантина после окончания каникул. Педагоги сделали всё возможное для поддержания прежнего темпа учёбы, и это при том, что для них переход на дистанционку тоже стал новинкой.

Несмотря на все усилия, падение эффективности обучения с переходом на удалённый формат было неизбежным. Специалисты видят в этом угрозу для будущего сегодняшних учеников, так как именно они потеряли самое главное - возможность полноценного получения знаний. По данным опроса фонда «Общественное мнение» больше 66% респондентов отметили, что при дистанционной учёбе у детей снизился уровень знаний, а 81% опрашиваемых назвали карантинный режим помехой для подготовки к экзаменам.

Проблемы с подготовкой

В кругу научных сотрудников стал широко использоваться термин «образовательная (или учебная) бедность». Им называют такую ситуацию, в которой школьник имеет препятствия или ограничения в получении образования, и это приводит к низкой успеваемости, которая может стать причиной будущей неуспешности ребёнка в жизни. Специалистами Института образования ВШЭ был подготовлен доклад «Потери в обучении из-за пандемии Covid-19: прогнозирование и поиск способов компенсации», в котором говорится о том, что количество учеников с риском образовательной бедности за время карантина могло вырасти на 10%: с 25 до 35.

Почему так? Недостаточная поддержка в семье, нехватка необходимого оборудования, низкий уровень самостоятельности и самоорганизации мешают ученикам получать необходимые знания, а при удалённой форме обучения эти факторы действуют на школьников гораздо сильнее. Влияет также и академическая успеваемость. Отмечается, что сильные ученики смогли сохранить эффективность обучения на удалёнке, в то время как у отстающих школьников и тех, кому не хватает технического оснащения, показатели успеваемости упали.

Для исправления ситуации после окончания карантинного режима в сфере образования приоритетными должны стать две задачи: компенсация пропущенных часов обучения и сокращение отставания учеников с низкой успеваемостью. Текущее положение опасно пускать на самотёк, ведь сегодняшние ученики - это основа экономического будущего всей страны.

Несчастный ребёнок

В поисках выхода из ситуации специалистами уже предлагаются конкретные меры. Так, первоначально стоит оценить показатель отставания. Чтобы знать, как бороться с проблемой, нужно вычислять реальные данные и определять существующие вопросы.

Окончание эпидемии можно считать отличным предлогом для проведения массовой диагностики школьников, чтобы выявить пробелы в их знаниях. При этом лучше отказаться от существующей сейчас системы, при которой результаты этого тестирования используются для составления рейтинга школ, а также определения санкций и поощрений.

Чтобы восполнить недостаток учебного времени можно разработать летние учебные программы. При этом важно учитывать не только предметную составляющую обучения, но и развитие творчества и социальных навыков учеников.

Дети с низкой успеваемостью, из «слабых» школ, бедных семей и не обладающие нужными техническими средствами должны получить помощь от государства. Не во всех учреждениях образования сегодня существует возможность организации удалённого обучения, и это нужно будет компенсировать. Сделать это предлагается с помощью сертификатов на индивидуальное обучение, которые можно будет использовать в одной из негосударственных школ, поддерживающих дистанционный формат. Проблема оснащения школьников оборудованием также лежит на государстве.

Девочка с книгами

Ещё один способ компенсировать отставание в учёбе - это организовать дополнительные занятия в новом учебном году. Для этого педагогам нужно перераспределить своё время, чтобы не превысить свою допустимую нагрузку в школе.

Предложенные меры требуют немалых финансовых вложений. Их можно обеспечить за счёт увеличения бюджета страны на образование: ещё до эпидемии на эту сферу затрачивалось только 3% от ВВП, что считалось недостаточным. Сейчас восполнение потерь потребует ещё больше ресурсов.

Регионам нужна поддержка из федерального бюджета. Например, можно скорректировать затраты на содержание таких проектов, как «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», относящиеся к национальному проекту "Образование". Такую меру специалисты называют оправданной, так как если ситуацию не решить, она принесёт больше проблем, чем все эти проекты пользы.

Пока что о проведении каких-либо мер по исправлению ситуации Министерство просвещения не объявляло.

Читайте также другие статьи по теме:

26.05.2020