Ещё в середине прошлого века в СССР каждый пятый школьник не переходил в следующий класс в связи с неуспеваемостью. В 70-е на второй год оставалось несколько человек из параллели, а сегодня увидеть второгодника практически нереально. По статистике, в России ими становится меньше 2% учеников, в то время как в некоторых европейских странах треть школьников хотя бы раз оставалась на второй год.
Эффективность оставления на второй год вызывает бурные обсуждения уже очень давно. Кто-то считает, что это травмирует психику ребёнка, кто-то, наоборот, ратует за него как за способ образумить ученика. Кроме того, под вопрос ставится экономическая оправданность второгодничества и результативность повторного изучения программы.
Сторонники практики считают, что двоечники не стараются приложить усилия для усвоения знаний, так как уверены, что их в любом случае переведут в следующий класс. По итогам исследования PISA оказалось, что с 2015 по 2018 годы количество пятнадцатилетних школьников России, не достигших порогового уровня читательской грамотности, увеличилось на 6% до 22%. Выходит, что каждый пятый ученик имеет серьёзные трудности с извлечением смысла из прочитанного текста. В дальнейшем это приведёт к росту количества безграмотных людей.
По результатам ВПР-2019 выяснилось, что треть учащихся 5 и 6 классов не обладают необходимым минимумом знаний по русскому языку, математике или по двум предметам сразу.
Сложность заключается ещё и в том, что сейчас учителями практически не используются оценки ниже тройки, а по ФЗ «Об образовании» РФ ученики, имеющие двойки по нескольким предметам, должны исправить их в течение следующего учебного года. Вот только стремятся ли «хронически» неуспевающие школьники это делать?
Второгодничество не означает того, что общество автоматически ставит крест на таких учениках: среди второгодников были и такие известные люди, как Уинстон Черчилль, Антон Чехов и Рихард Вагнер.
Практика оставления на второй год ещё долго будет оставаться в фокусе внимания общества, но некоторые проблемы, которые сегодня имеются в российском образовании, необходимо решать.
Читайте также другие статьи по теме:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.